Программа по внеурочной деятельности Великие этические учения (4 класс)

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления факультатива «Великие этические учения» для 4 класса составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение. Авторы: Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: «Просвещение», 2011г. Программа адаптирована к учебному плану.

Актуальность изучаемой деятельности обусловлена тем, что предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня .познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно «переходить» от более простых результатов к более сложным.

Занятия в рамках факультатива «Великие этические учения» позволяют школьнику приобрести знания об основных нормах и принципах нравственного поведения человека, которые нашли своё отражение в религиозных заповедях, философских притчах, мыслях, высказываниях великих учителей человечества. Знакомство школьников с первоисточниками (религиозными или философскими текстами). Обсуждение их дадут возможность сформировать у учащихся осмысленное ценностное отношение к данным нормам и заповедям.

Цели программы: Приобрести знания об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и норм поведения, о наиболее известных и распространённых религиозных и философских доктринах, их основателях и этических концепциях.

Задачи программы:

  • формирование основных норм и принципов нравственного поведения человека;

  • воспитание нравственности через приобщение к традиционным ценностям мировой культуры;

  • выработка толерантного отношения к представителям других национальностей, вероисповеданий;

  • воспитание патриотизма;

  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению мировой культуры;

  • творческое развитие ребёнка

  • формирование осмысленного отношение к религиозным и философским нормам.

Пути, средства, методы достижения цели.

Средства достижения цели:

1.Аудиовизуальные

2.Электронные образовательные ресурсы

3.Наглядные

4Демонстрационные

Методы достижения целей:

1) Словесные, наглядные практические;

2)Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые исследовательские, проблемные

3) Беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

4) Работа с текстами, картами, составление кроссвордов и др.

Сведения о сроках реализации программы

Полный курс рассчитан на 1год обучения в 4 классе в объёме 34 часа ( 1 час в неделю).

Место проведения: школа, семья, краеведческий музей.

Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные дни, каникулы

Распределение часов по годам обучения


Наименование разделов, блоков, тем

Авторская

программа

Рабочая

программа

4 класс

4 класс

1

Вводное занятие.


1

2

Конфуцианская этика


4

3

Буддистская этика


4

4

Этическая концепция Сенеки


4

5

Христианская этика


4

7

Исламская этика


4

8

Этика европейского Средневековья


4

9

Этика Махатмы Ганди


4

10

Далай-лама и его «Этика в новом тысячелетии»


3

11

Итоговая дискуссия «Нравственность в жизни современного человека»


2


Всего:


34

Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей. Программа факультатива «Великие этические учения» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающимися историей мировых религий. Возраст 10-11 лет.

Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Аудиторные занятия :

  • Беседы, сообщения, встречи с людьми различных религиозных конфесий, Просмотр и обсуждение видеоматериала.

Неаудиторные занятия:

  • Экскурсии

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Дискуссии

  • Ролевой диалог

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Заочные путешествия

2. Учебно-тематический план


Тема

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные

1

Вводное занятие.

1

1

Уметь рассуждать на тему этические учения. Познакомиться с понятиями «концепция», «философия», «этика»

2

Конфуцианская этика

4

3

1

Знакомиться с высказываниями Конфуция. Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать концепцию Конфуция в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям.

3

Буддистская этика

4

1

3

Знакомиться с основными понятиями буддистской этики. Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать буддистскую этическую концепцию в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям.

4

Этическая концепция Сенеки

4

1

3

Знакомство с этической концепцией Сенеки. Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать концепцию Сенеки в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям.

5

Христианская этика

4

1

3

Знакомство с христианской этикой. Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать концепцию в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям

7

Исламская этика

4

2

2

Знакомство с исламской этикой. Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать концепцию в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям.

8

Этика европейского Средневековья

4

1

3

Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать этическую концепцию в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям.

9

Этика Махатмы Ганди

4

2

2

Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать концепцию в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям.

10

Далай-лама и его «Этика в новом тысячелетии»

4

2

1

Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать концепцию в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям.

11

Итоговая дискуссия «Нравственность в жизни современного человека»

2


2

Подготовить вопросы к дискуссии. Проведение дискуссии.


Всего:

34

14

20


3. Содержание программы

1. Вводное занятие (1 час). Роль этических учений в жизни человека и человечества. Религиозное и атеистическое объяснение истоков нравственности. Этнокультурная специфика различных этических культур.

2. Конфуцианская этика (4 часа). Конфуций и конфуцианская этика. Знакомство с высказываниями Конфуция. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение этической концепции Конфуция - ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.

3.Буддистская этика (4 часа). Сидхартха Гаутама и буддистская этика. Дхаммапада. Знакомство с высказываниями Будды Шакьямуни. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение буддистской этической концепции - ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.

4.Этическая концепция Сенеки (4часа). Сенека и его этическая концепция. Знакомство с фрагментами писем Сенеки. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение этической концепции Сенеки - ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.

5.Христианская этика (4часа). Иисус Христос и христианская этика. Новый завет. Знакомство с фрагментами текста Нового завета. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение христианской этической концепции - ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.

6. Исламская этика (4 часа). Мухаммед и исламская этика. Коран, суры Корана, хадисы. Знакомство с фрагментами сур и хадисов. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение исламской этической концепции - ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.

7. Этика европейского Средневековья (4часа). Фома Кемпийский. Этическая концепция трактата « О подражании Христу». Знакомство с фрагментами текста трактата. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение этической концепции автора трактата «О подражании Христу» - ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.

8.Этика Махатмы Ганди (4 часа). Махатма Ганди и его этическая концепция. «Сатьягаха», гражданское неповиновение и несотрудничество. Знакомство с фрагментами текста с высказываниями Ганди. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение этической концепции Ганди - ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.

9. Далай- лама и его «Этика в новом тысячелетии» (4 часа). Далай -ламаV и его этическая концепция. Знакомство с фрагментами книги «Этика в новом тысячелетии». Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение этической концепции Далай -ламы V - ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.

10. Итоговая дискуссия «Нравственность в жизни современного человека» ( 2 часа). Подготовка вопросов для обсуждения в дискуссии.

4.Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): учащиеся могут приобрести опыт исследовательской деятельности ; публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт волонтерской деятельности; опыт участия в гражданских акциях; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.

5.Формы и виды контроля

В рамках работы факультатива «Великие этические учения» проводятся внутригрупповые дискуссии, ролевые диалоги, круглые столы; формирование и отстаивание своей точки зрения, а также уважение и принятие мнения товарища. Детские исследовательские проекты, познавательные акции, совместно организуемые школьниками. Викторины, экскурсии.

6. Методические рекомендации

Педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о мнениях разных философов и историков на тут или иную концепциею или историческую проблему, а также нравственных и безнравственных поступках людей, героизме малодушии, войне экологии, классической и массовой культуре, экономических политических или социальных проблем нашего общества. При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии, они позволяют учащимся соотнести собственное мнение к дискутируемому вопросу с мнением других детей и способствует коррекции этого отношения. Кроме того благодаря дискуссии школьники приобретут опыт поведения в ситуациях разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их с собственной.




© 2010-2022