- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Колобок»
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Колобок»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Киреенко М.О. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа № 8
г. Клинцы Брянской области
Утверждено
Директор МБОУ - СОШ №8
______________ Г.К. Шендрик
1 сентября 2012
Приказ № __________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружок «Колобок»
Составила
учитель начальных классов
Киреенко М.О.
Рассмотрено
на заседании МО
31 августа 2012 г.
Протокол № 1
От 31 августа 2012 г.
Руководитель МО
_______ Куприна О. М.
Пояснительная записка
В современных условиях развития системы образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Программа рассчитана на 30 ч. в год (1 часа в неделю).
Цель: приобщение к искусству как истоку формирования эстетического вкуса, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
• Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы - живопись, графика)
• Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа - росписи, эскизы оформления изделий и дизайн)
• Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка)
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство опирается на: литературное чтение, русский язык, музыку, технологию, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность занятий изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности
по направлениям деятельности
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками.
Рисование на темы - это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у детьми умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения воспитанниками творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветной тонированной бумаги.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка - вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ребёнок - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ребёнок - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В процессе учебной работы дети должны познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.
На занятиях кружка дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Требования к уровню усвоения.
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым ребёнком знаний; уметь - владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми школьники может пользоваться во внеучебной деятельности - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни .
К концу обучения в кружке у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате занятий дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения ребята могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства.
В результате занятия в кружке «Колобок» воспитанник к концу учебного года должен знать/понимать:
• о деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
• основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
Уметь:
-
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
-
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
-
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
-
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
-
выполнять простейшие композиции из бумаги.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
1
Беседа: «Принадлежности для рисования»
Рисунок «Как я провел лето»
1
2
Конкурс рисунков «Город празднует»
1
3
Беседа: «Цвета радуги»
Бумагопластика «Игрушка кукольного театра»
1
4
Беседа: «Цветовой круг. Основные цвета»
Рисунок «Учительница первая моя»
1
5
Беседа: «Цветовой круг. Дополнительные цвета»
Конкурс рисунков «Моё увлечение»
1
6
Рисунок с натуры «Осенний натюрморт»
1
7
Беседа: «Как смешивать краски»
Конкурс «Осени прекрасные порывы»
1
8
Беседа: «Холодные и теплые цвета»
Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка»
1
9
Беседа «Глухие и звонкие цвета»
Конкурс рисунков «Перелетные птицы»
1
10
Беседа: «Единство замысла и формы»
Конкурс рисунков «Домик для жирафа и черепахи»
1
11
Беседа: «Единство замысла и цвета»
Конкурс рисунков «Гость из сказки»
1
12
Беседа: «Контраст»
Маска для маскарада
1
13
Беседа: «Разнообразие холодных цветов »
Конкурс рисунков «Зимняя сказка»
1
14
Беседа: «Разнообразие теплых цветов»
Конкурс рисунков «Самая любимая»
1
15
Украшение класса к новому году
1
16
Минутки творчества (Монотипия)
1
17
Рисуем под музыку
1
18
«Зимние зарисовки»
1
19
Конкурс рисунков «Моя семья»
1
20
Изготовление поздравительных открыток
1
21
Конкурс рисунков ко дню защитника Отечества
1
22
Изготовление картинок из круп
1
23
Мастерская «Сюрприз»
1
24
Конкурс рисунков «Весна на улице»
1
25
«Чудеса народного искусства»
1
26
Рисуем птиц
1
27
Конкурс рисунков «Мой питомец»
1
28
Рисуем цветы
1
29
Конкурс рисунков «Особенности изображения животного»
1
30
Конкурс рисунков «Мы за мир!»
1