Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Колобок»

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. На занятиях кружка дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Так же в планировании предложены темы для бесед. Данные беседы предусмотрены для того, чтобы по...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа № 8

г. Клинцы Брянской области


Утверждено

Директор МБОУ - СОШ №8

______________ Г.К. Шендрик

1 сентября 2012

Приказ № __________


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружок «Колобок»


Составила

учитель начальных классов

Киреенко М.О.



Рассмотрено

на заседании МО

31 августа 2012 г.

Протокол № 1

От 31 августа 2012 г.

Руководитель МО

_______ Куприна О. М.

Пояснительная записка

В современных условиях развития системы образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Программа рассчитана на 30 ч. в год (1 часа в неделю).

Цель: приобщение к искусству как истоку формирования эстетического вкуса, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

• Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы - живопись, графика)

• Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа - росписи, эскизы оформления изделий и дизайн)

• Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка)

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство опирается на: литературное чтение, русский язык, музыку, технологию, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность занятий изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Особенности организации художественной деятельности

по направлениям деятельности

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками.

Рисование на темы - это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у детьми умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения воспитанниками творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветной тонированной бумаги.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка - вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ребёнок - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ребёнок - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В процессе учебной работы дети должны познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.

На занятиях кружка дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Требования к уровню усвоения.

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым ребёнком знаний; уметь - владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми школьники может пользоваться во внеучебной деятельности - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни .

К концу обучения в кружке у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате занятий дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения ребята могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства.

В результате занятия в кружке «Колобок» воспитанник к концу учебного года должен знать/понимать:

• о деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

• основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

Уметь:

  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • выполнять простейшие композиции из бумаги.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.







Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Беседа: «Принадлежности для рисования»

Рисунок «Как я провел лето»

1

2

Конкурс рисунков «Город празднует»

1

3

Беседа: «Цвета радуги»

Бумагопластика «Игрушка кукольного театра»

1

4

Беседа: «Цветовой круг. Основные цвета»

Рисунок «Учительница первая моя»

1

5

Беседа: «Цветовой круг. Дополнительные цвета»

Конкурс рисунков «Моё увлечение»

1

6

Рисунок с натуры «Осенний натюрморт»

1

7

Беседа: «Как смешивать краски»

Конкурс «Осени прекрасные порывы»

1

8

Беседа: «Холодные и теплые цвета»

Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка»

1

9

Беседа «Глухие и звонкие цвета»

Конкурс рисунков «Перелетные птицы»

1

10

Беседа: «Единство замысла и формы»

Конкурс рисунков «Домик для жирафа и черепахи»

1

11

Беседа: «Единство замысла и цвета»

Конкурс рисунков «Гость из сказки»

1

12

Беседа: «Контраст»

Маска для маскарада

1

13

Беседа: «Разнообразие холодных цветов »

Конкурс рисунков «Зимняя сказка»

1

14

Беседа: «Разнообразие теплых цветов»

Конкурс рисунков «Самая любимая»

1

15

Украшение класса к новому году

1

16

Минутки творчества (Монотипия)

1

17

Рисуем под музыку

1

18

«Зимние зарисовки»

1

19

Конкурс рисунков «Моя семья»

1

20

Изготовление поздравительных открыток

1

21

Конкурс рисунков ко дню защитника Отечества

1

22

Изготовление картинок из круп

1

23

Мастерская «Сюрприз»

1

24

Конкурс рисунков «Весна на улице»

1

25

«Чудеса народного искусства»

1

26

Рисуем птиц

1

27

Конкурс рисунков «Мой питомец»

1

28

Рисуем цветы

1

29

Конкурс рисунков «Особенности изображения животного»

1

30

Конкурс рисунков «Мы за мир!»

1


© 2010-2022