Рабочая программа кружка Юный корреспондент

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Ульканская средняя общеобразовательная школа № 2»

Казачинско-Ленского района Иркутской области



СОГЛАСОВАНО

Руководитель МС

________/ И.А. Тримасова

Протокол _____ от

«___» сентября 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ "Ульканская средняя общеобразовательная школа № 2"

_____ _____ /Е.П.Русанова/

Приказ № ____от

«___» сентября 2015г.

Дополнительная образовательная программа

«Юный корреспондент»

(художественное творчество)


Возраст обучающихся: 5-11 классы

Срок обучения: 1 год







Автор- составитель программы:

Сотникова Ирина Леонидовна,

педагог дополнительного образования





Улькан

2015

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа составлена на основании программы Зимина А.Е., Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю. Азбука журналистики: Учебная программа - Вита-Пресс, 2004. Приоритетным направлением в образовании сегодня является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребёнка решать те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, иными словами сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить основы культуры устной и письменной речи. Век стремительных технологий и изменение информационной структуры современного общества требуют нового подхода в работе с детьми. Важно научить детей не только пользоваться необъятным потоком информации всевозможных СМИ и сети «Интернет», но и «фильтровать» её, умело пользоваться информацией и технологиями; помочь школьникам формировать собственное суждение и мировоззрение, дать возможность путём выражения собственного мнения самоутвердиться в социуме. Для этого необходим личный опыт. Считаю, что каждый ребёнок по-своему уникален. Это личность, к которой нужен особый подход. Поэтому именно личностно-развивающее, личностно-ориентированное обучение сегодня требует особого внимания в учебно-воспитательном процессе. Программа предусматривает не подготовку школьников к профессии журналиста, а обучение основам журналистики, первоначальным практическим навыкам, развитие устной и письменной речи. Важно решить следующие задачи: пробудить творческие способности ученика, вызвать интерес к сочинительству, привить культуру творческого труда, чутьё языка, вкус к работе над словом. Современные дети стремятся проявлять себя, и наше дело - помочь им в этом. Привлечение детей к издательскому труду будет способствовать самореализации, развитию коммуникативности, проявлению творческих способностей, формированию оценочной позиции исходя из приоритетных ценностных установок воспитательного процесса образовательного учреждения; самоопределению в современном информационном пространстве. Одной из форм пробуждения и отражения индивидуальности школьников являются занятия в кружке «Юный корреспондент».

Новизна программы состоит в том, что обучение имеет деятельностно-практическую направленность, даёт возможность использовать полученные навыки, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Цель программы: создание условий для становления социальной позиции; формирование положительных нравственных качеств.

Основные задачи: знакомство обучающихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества; развитие и реализация творческих способностей обучающихся посредством ознакомления их с основами журналистского мастерства.

Также программа предусматривает такие задачи, как развивающие: развитие образного мышления; развитие умения устного и письменного выступления; обучающие: формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля; овладение основными навыками журналистского мастерства; воспитывающие: формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельности восприятия искусства; формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Перечисленные выше задачи обучения и воспитания определяют содержание и формы работы.

Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как к профессии, желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; сбор и обработка материалов для школьного персс-центра, оказание помощи в выпуске газеты «Ориошка» (стенгазета, боевой листок, информационный бюллетень и пр.); выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Форма занятий, предусмотренных программой: беседы, практикумы, «круглый стол», встречи с интересными людьми, дискуссия, ролевые игры, выполнение творческих заданий, подборка, анализ и обработка информации, подготовка материалов для печати в прессе, методы формирования общения.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, проблемный, игровой, диалоговый, проектный (создание, издание газеты);экскурсии.

Система занятий построена по тематическим блокам и предусматривает не только знакомство с журналистикой как видом деятельности, обучение навыкам самостоятельной работы в различных публицистических жанрах (научиться писать заметки, очерки, репортажи, статьи, рецензии), но и таким образом, чтобы на каждом занятии ребёнок учился чувствовать слово, владеть им, постигал богатство и величие родного языка, его образность и многообразие, пополнял словарный запас; научился работать в команде, вести диалог, брать интервью, слушать и слышать собеседника, быть терпимым к другому мнению, учился говорить и выступать на публику (иными словами, ораторскому искусству); а также обучение навыкам компьютерного дизайна и фотодела.

На первом этапе обучения на занятиях в кружке ребята изучают основы истории журналистики, знакомятся с современными СМИ, узнают о нормах профессиональной этики журналиста, учатся методам сбора и обработки информации, осваивают журналистские жанры.

Второй этап обучения развивает и закрепляет начальные профессиональные знания и умения, дети учатся создавать газеты.

Для выполнения в программе поставленных задач запланированы лекции, беседы, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории. Теория и практика идут параллельно.

Режим занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения. В кружок принимаются обучающиеся 5-11 классов. Количество детей в группе от 12 до 15 человек. Тематический план рассчитан на 102 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1, 5 часа. Обучение проходит по нескольким направлениям (журналистика, сбор и анализ информации, отбор и редактирование материала, фотодело, компьютерный дизайн, социология). Ребята делятся на отдельные группы: ответственные за сбор материала об учёбе, о спорте, о событиях в школе и в селе, чтобы потом правдиво отразить всё в школьной газете. Каждая группа выполняет работу по своему направлению на своём уровне, после чего результаты объединяются. Воспитанники по желанию могут менять направление деятельности.

Работа в группах создаёт атмосферу сотрудничества учащихся при решении задач, когда требуются соответствующие коммуникативные умения. Важное место отводится индивидуальной работе. Индивидуальная форма работы руководителя кружка с юными журналистами формирует развитие их творческой индивидуальности.

С помощью кружковой работы ребята вовлекаются во всю деятельность школы, что воспитывает активную жизненную позицию.

К концу года обучения журналистике юнкоры должны уметь выявлять интересные события в повседневной жизни, собирать информацию из разных источников и работать с ней, различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах, общаться, не боясь выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.

Ожидаемые результаты:

- Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.

- Расширение кругозора учащихся.

- Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики. (Умение грамотно проводить интервью, писать рецензии, готовить фоторепортажи, редактировать написанное, верстать печатное издание в текстовом редакторе).

- Развитие монологической и диалогической речи.

- Владение печатным словом.

- Воспитание активной гражданской позиции.

- Публикация статей членов творческого объединения в районной газете «Киренга».

Критерии отслеживания программы

  1. Выполнение тестов, творческих заданий.

  2. Написание сочинений разных жанров.

  3. Беседы, практикумы, устные журналы, дискуссии, ролевые игры.

  4. Участие в пресс-конференциях, районных, областных, всероссийских творческих конкурсах.

  5. Посещение культурных и спортивных мероприятий с целью подборки, анализа и обработки информации, подготовки материалов для печати в прессе.

  6. Создание и выпуск школьной газеты силами обучающихся.

Для определения результативности реализации программы в течение года дважды проводятся аттестации обучающихся: промежуточная и итоговая.

2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Тема

Количество

часов

1.

Журналистика как вид деятельности и профессия

16,5

2.

Основные жанры журналистики

33

3.

Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна

6

4.

Школьная пресса

33

5.

Фотокорреспонденция

6

6.

Изучение общественного мнения/социология

6

7.

Итоги года

1,5

Итого часов 102



3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема

Основное содержание

1.

Журналистика как вид деятельности и профессия

1.Вводное занятие. История отечественной журналистики. Обсуждение с детьми вопросов о журналистике и журналистах. Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации. Знакомство с планом работы и видами деятельности

2. Экскурсия в библиотеку.

4.Знакомство с детскими и молодёжными изданиями.

4. «Кодекс чести профессионального журналиста». Представление о профессиональной этике журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.

5. «Имидж журналиста». Культура поведения журналиста. Внешность. Манеры. Поза. Жесты.

6. Деловая игра «Поиграем в журналистов».

7. Сбор информации.

8. Анализ и обработка информации.

9. Работа с текстом.

10. Работа со словом.

11. Выработка правил и кодекса чести журналиста.

2.

Основные жанры журналистики

1.«Что такое интервью?»

2. Правила подготовки и ведения интервью.

3. Подготовка личностного интервью с интересным человеком.

4. Обсуждение особенностей интервью.

5. Составление и обсуждение вопросов интервью.

6. Пресс-коференция.

7. Отличие профессионального журналистского материала.

8. «Что такое газетная заметка или статья».

9. Структура текста.

10. Обсуждение и составление газетной заметки.

11. «Как заметку назовёте». Значение заголовка и его виды.

12. Поиск оригинальных и неудачных заголовков в периодической печати. Объяснение их соответствия тексту.

13. «Журналистский опрос».

14. «Секреты профессии».

15. Игры и упражнения на знакомство, сплочение.

16. «Что? Где? КогдаМетоды сбора информации.

17. Сбор информации для публикации.

18. Создание журналистского текста.

19. «Здравствуйте». Встреча с журналистом одного из районных СМИ.

20. Выпуск рубрики для школьной газеты.

3.

Изучение общественного мнения/социология

1.Социологический опрос.

2. Выбор тем и составление вопросов для анкеты с последующим анкетированием.

3. Сбор, анализ и обработка материала.

4.

Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна

1.«Плуг и борона журналиста». Знакомство с техникой, помогающей журналисту в творческой деятельности.

2. Подготовка материала для печати. Фиксирование информации от руки. Работа с компьютером, принтером, ксероксом, диктофоном, фотоаппаратом.

3. Практические навыки работы за компьютером: текстовый редактор, набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата.

5.

Фотокорреспонденция.

1.«Оформление газеты». Понятие о некоторых особенностях оформления газеты в целом и её рубрик в частности. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.

2. Фотоохота.

3. Знакомство и работа на компьютере с программой «Fotoshop».

6.

Школьная пресса

1.«Ключ от квартиры, где темы лежат». Как ориентироваться в разнообразии тем журналистских материалов.

2 «Что? Где? Когда?» Творческий поиск тем для журналистских произведений. Анализ разнообразия тем и подбор тем для школьной газеты. Обсуждение и сбор всевозможных материалов для школьной газеты.

3. Понятие о рубрике в газете. Обсуждение различных рубрик.

4. «На охоту за новостями». Сбор материалов.

5. Главные и второстепенные факты, как ориентироваться в собранной информации и правильно на её основании строить текст.

6.Рубрики в газете.

7.Какой бывает школьная газета?» Школьная пресса: достоинства и недостатки.Содержание школьной газеты. Источники информации.

8. «Стенгазета - это интересно!» Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение материалов для будущей газеты.

9. «Кроссворды и ребусы». Понятие о некоторых правилах составления кроссвордов и ребусов. Составление и обсуждение кроссвордов и ребусов.

10. «Есть мнение». Сравнительная характеристика. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Фельетон.

11. «Юмористическая рубрика в газете». Понятие о юмористической рубрике.

12. Обсуждение и составление юмористической рубрики. Обсуждение созданного материала.

13. «Искусство оформления». Формат и объём. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте.

14. Практика. Самостоятельной оформление своей статьи в школьную газету.

15. Конкурс «Лучший журналист школы».

16.Выпуск газеты «Родная школа в лицах».

17. Обобщённый анализ. Типичные ошибки, причины их возникновения, пути их ликвидации.

18. Итоги проделанной работы.

19. Награждение «Лучший журналист школы» по итогам конкурса, награждение победителей в различных номинациях.



4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

- наглядный материал: схемы, презентации, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации;

2. Различные периодические печатные издания.

3. Тексты для редактирования.

4. Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы: 8 штук;

стулья: 16 штук.

5. Технические средства: компьютер- 1 шт.; фотоаппарат, видеокамера, телевизор, видеомагнитофон.

6. У каждого ребенка - блокнот, ручка.



5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, рекомендуемая для педагога :


  1. Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. - Л.: Лениздат, 1971

  2. «Власть, зеркало или служанка?» Энциклопедия жизни современной журналистики. Том 1,2. Издательство Союза журналистов России, 1998.

  3. Вовчок Д.П.. Стилистика газетных жанров. Свердловск,1979.

  4. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. - М.,1980 Головин, Б.Н. Основы культуры речи. - М.,1980

  5. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М.,1994.

  6. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно - публицистических жанров [Текст]/ Е.И. Журбина, - М., 1969.

  7. Игры для интенсивного обучения/Под ред.В.В.Петрусинского. М.,1991.

  8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

  9. Кеворков В.В. Рекламный текст. М.,1996.

  10. Маленкова Л.И.. Человековедение. М.,1971.

  11. Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. - М., 1986. Работа современного репортёра. МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996

  12. Правовое поле журналиста. Спарвочник.М.,1993

  13. Работа современного репортёра. МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996.

  14. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

  15. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.

  16. Сопер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992

  17. Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. - М., 1981

  18. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

  19. Чумиков А.Н.. Креативные технологии «Паблик рилейшноз» Екатеринбург, 1999.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

  1. Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. - М., 1997

  2. Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 1969

  3. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

  4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988

  5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. - М., 1988

  6. Фразеологизмы в русской речи. Словарь-справочник. Москва, 2002 год.

  7. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: Высшая школа

  8. Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990

  9. Шостак М.И.. Репортер: профессионализм и этика. Москва, 2002.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЮНКОР»

Тема занятия и основное содержание

Теория

Практика

Дата

Журналистика как вид деятельности и профессия

1.

Вводное занятие. История отечественной журналистики. Обсуждение с детьми вопросов о журналистике и журналистах. Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации. Знакомство с планом работы и видами деятельности.

1, 5

2.

Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство со справочниками, энциклопедиями.

1, 5

3.

Экскурсия в городскую библиотеку. Знакомство с детскими и молодёжными изданиями. Работа над образными выражениями речи в текстах

1, 5

4.

«Кодекс чести профессионального журналиста». Представление о профессиональной этике журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.

1, 5

5.

«Имидж журналиста». Культура поведения журналиста. Внешность. Манеры. Поза. Жесты.

1, 5

6.

Деловая игра «Поиграем в журналистов».

1, 5

7.

Сбор информации о педагогах-юбилярах педагогической деятельности.

1, 5

8.

Анализ и обработка информации.

Лексика. Синонимы. Образность речи.

1, 5

9.

Работа с текстом. Подготовка информационных бюллетеней о юбилярах ко Дню учителя.

1,5

10.

Работа со словом. Редактирование бюллетеней.

1,5

11.

Выработка правил и кодекса чести журналиста кружка «Юнкор».

1,5

Основные жанры журналистики

12

«Что такое интервью?» Специфика жанра. Виды и формы интервью.

1,5

13.

Правила подготовки и ведения интервью. Вопросы прямые и косвенные. Правильно и неправильно заданные вопросы.

1,5

14.

Подготовка личностного интервью с интересным человеком. Тренинг. Интонации и модуляции голоса.

1,5

15.

Обсуждение особенностей интервью. Вступление к интервью и концовка. Нетрадиционные формы написания интервью.

1,5

16.

Составление и обсуждение вопросов для предстоящего интервью с педагогическим коллективом. Деловая игра «Формирование культуры общения». Знакомство с понятиями: реплика, суждение, мнение, комментарий, резюме, критическое высказывание.

1,5

17.

Пресс-коференция. Встреча детей с педагогами.

1,5

18.

Обсуждение особенностей прошедшей «пресс-конференции».

Учимся общаться: слушать и слышать.

Обработка добытой путём интервью информации.

1,5

Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна

19.

«Плуг и борона журналиста». Знакомство с техникой, помогающей журналисту в творческой деятельности.

1,5

20.

Подготовка материала для печати. Фиксирование информации от руки. Практикум работы с компьютером, принтером, ксероксом, диктофоном, фотоаппаратом.

1,5

21.

Сбор информации для информационного бюллетеня газеты школьного пресс-центра«Ракурс».

1,5

22.

Практические навыки работы за компьютером: текстовый редактор, набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата.

1,5

Основные жанры журналистики

23.

Отличие профессионального журналистского материала от школьного сочинения и литературных произведений

1,5

24.

«Что такое газетная заметка или статья». Понятие о газетной статье и заметке.

1,5

25.

Структура текста: заголовок, смысловые части, иллюстрации.

1,5

26.

Обсуждение и составление газетной заметки.

1,5

27.

Обсуждение созданного материала.

1,5

28.

«Как заметку назовёте». Значение заголовка и его виды.

1,5

29.

Поиск оригинальных и неудачных заголовков в периодической печати. Объяснение их соответствия тексту.

1,5

Школьная пресса

30.

«Ключ от квартиры, где темы лежат». Как ориентироваться в разнообразии тем журналистских материалов.

1,5

31.

«Что? Где? Когда?» Творческий поиск тем для журналистских произведений. Анализ разнообразия тем и подбор тем для школьной газеты. Обсуждение и сбор всевозможных материалов для школьной газеты

1,5

32.

Понятие о рубрике в газете. Обсуждение различных рубрик.

1,5

33.

«На охоту за новостями». Сбор материалов.

1,5

34.

Практикум. Учимся находить главные и второстепенные факты, ориентироваться в собранной информации и правильно на её основании строить текст.

Выпуск рубрики для школьной газеты

1,5

Основные жанры журналистики

35.

«Журналистский опрос».

Понятие о журналистском опросе и правилах его проведения

1,5


36.

«Секреты профессии». Как расположить к себе людей. Методы сбора информации.

1,5

37.

Игры и упражнения на знакомство, сплочение

1,5

38.

«Что? Где? КогдаМетоды сбора информации. Собственные наблюдения, документы, интервью. Источники информации и ссылка на них в тексте.

1,5

.39.

Сбор информации для публикации.

1,5

40.

Создание журналистского текста.

1,5

41.

«Здравствуйте». Встреча с журналистом одного из районных СМИ.

1,5

42.

Выпуск рубрики для школьной газеты.

1,5

Изучение общественного мнения/социология

43.

Практика. Подготовка материалов для газеты на основе наблюдения, работы с документацией.

1,5

44.

Что такое социологический опрос. Анкетирование.

1,5

45.

Выбор тем и составление вопросов для анкеты с последующим анкетированием.

1,5

46.

Сбор, анализ и обработка материала. Выпуск информационного бюллетеня.

1,5

Фотокорреспонденция в школьной прессе

47.

«Оформление газеты». Понятие о некоторых особенностях оформления газеты в целом и её рубрик в частности. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.

1,5

48.

Рисование и обсуждение рисунков для школьной газеты.

1,5

49.

Фотоохота.

1,5

50.

Практикум. Работа на компьютере с программой «Фотошоп».

1,5

Школьная пресса

51.

Подготовка фотоколлажа.

1,5

52.

«Какой бывает школьная газета?»

Школьная пресса: достоинства и недостатки. Содержание школьной газеты. Источники информации.

1,5

53.

«Стенгазета - это интересно!» Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение материалов для будущей газеты.

1,5

.

54.

«Кроссворды и ребусы». Понятие о некоторых правилах составления кроссвордов и ребусов.

1,5

55.

Практическое занятие. Составление и обсуждение кроссвордов и ребусов

1,5

56.

«Есть мнение». Сравнительная характеристика.

1,5

57.

Рассказ с необычайным построением.

1,5

58.

Юмористический рассказ.

1,5

59.

Фельетон.

1,5

60.

«Юмористическая рубрика в газете». Понятие о юмористической рубрике.

1,5

61.

Обсуждение и составление юмористической рубрики. Обсуждение созданного материала.

1,5

62.

«Искусство оформления». Формат и объём. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте.

1,5

63.

Практика. Самостоятельной оформление своей статьи в школьную газету.

1,5

64.

Выпуск газеты «Родная школа в лицах».

1,5

65.

Конкурс «Лучший журналист школы» Проведение общешкольного голосования по выпущенным материалам.

1,5

66.

Обобщённый анализ. Типичные ошибки, причины их возникновения, пути их ликвидации.

1,5

67.

Итоги проделанной работы.

1,5

68.

Награждение «Лучший журналист школы» по итогам конкурса, награждение победителей в различных номинациях.

1,5

Итого: 102 часа

© 2010-2022