• Преподавателю
  • Другое
  • Обобщение опыта работы преподавателя чувашской литературы Имеркиной Татьяны Александровны «Современные способы активизации деятельности обучающихся на занятиях по чувашской литературе»

Обобщение опыта работы преподавателя чувашской литературы Имеркиной Татьяны Александровны «Современные способы активизации деятельности обучающихся на занятиях по чувашской литературе»

Обобщение опыта работы преподавателя чувашской литературы Имеркиной Татьяны Александровны «Современные способы активизации деятельности обучающихся на занятиях по чувашской литературе».Каждый преподаватель стремится активизировать познавательную деятельность посредством подбора наиболее привлекательных результативных методов. Я считаю, что одним из таких форм являются проведение нестандартных уроков, проводимых в виде игр как КВН, «Брейн-ринг», «Умники и умницы» и т. д. Они вызывают подлинный ин...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Обобщение опыта работы преподавателя чувашской литературы Имеркиной Татьяны Александровны


«Современные способы активизации деятельности обучающихся на занятиях по чувашской литературе»












Каждый преподаватель стремится активизировать познавательную деятельность посредством подбора наиболее привлекательных результативных методов. Я считаю, что одним из таких форм являются проведение нестандартных уроков, проводимых в виде игр как КВН, «Брейн-ринг», «Умники и умницы» и т. д. Они вызывают подлинный интерес, создают атмосферу творческих поисков. Именно поэтому так велик в последнее время интерес к учебным играм: всем стало ясно, что игра «дело серьезное».

Педагоги с мировым именем Л. С. Макаренко, Я. А. Коменский, В. А. Сухомлинский высоко ценили значение дидактических игр. Выдающиеся чувашские педагоги И. Я. Яковлев, Г. Н. Волков во многих своих трудах отмечали, что через игры обучающиеся могут многое узнать и понять.

Чешский просветитель, философ, педагог Я. А. Коменский еще в 17 веке составил сборник учебных пьес с объяснениями, как использовать их в процессе обучения. Это - «Школа игра». Коменский был убежден в том, что обучающийся гораздо скорее и легче овладеет латынью с помощью фраз, цепочки вопросов и ответов, сопровождаемых драматическим действием. «С самого начала советовал я поставить и сыграть какую-либо театральную пьесу, ибо мой опыт убедил меня, что нет более действенного средства для поднятия бодрости и изгнании душевной лени. Ибо учащиеся унесут с собой разбуженный ум и тренированные органы чувств: глаза, уши, язык, руки. Даже робкие юноши, прежде не выдерживавшие пристального взгляда взрослых и заикавшиеся от страха, ныне вели себя на сцене непринужденно и благовоспитанно»,- утверждал Я. А. Коменский. Действительно, прав выдающийся педагог. Даже слабоуспевающие активно участвуют на таких уроках, увлеченно ищут ответы в различных учебниках, справочниках, в интернете, постепенно втягиваются в учебу.

Нестандартные уроки должны быть яркими, многообразными. Такие уроки должны пополнять знания учащихся, вызывать положительные эмоции. Они приносят большое удовлетворение, т.к. у учащихся вырабатывается чувство собственного роста в условиях ситуаций успеха. Такие игровые моменты можно применять на различных этапах урока: в ходе объяснения нового материала, во время проверки домашнего задания, закрепления знаний. Особенно ценно использование их на повторительно-обобщающих уроках после изучения художественных произведений на одну тематику по чувашской литературе, да и по другим предметам после изучения глав и разделов.

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку. Вопросы стараюсь составлять как легкие, так и трудные. Если отдельные учащиеся не успели подготовиться, то подводят всю команду. Это вызывает недовольство со стороны других. Игра повышает чувство ответственности перед другими учащимися.

Игра не воспринимается как обуза, если задание интересное и трудное, то в том случае интерес к конечному результату огромен, но также становится плодотворным сам процесс работы, поиска. Пока ищешь ответ на вопросы, сталкиваешься с дополнительной информацией, что укрепляет знания.

Делая вывод можно сказать, что проводя дидактические и интеллектуальные игры можно прийти к таким результатам:

  1. Не только сильные, но и слабоуспевающие активно участвуют и могут получить положительные оценки;

  2. Учащиеся, заинтересовавшись предметом, с удовольствием посещают занятия;

  3. Учатся самостоятельно работать, анализировать учебный материал, даже остаются после уроков и продолжают заниматься;

  4. Многократно и в различной форме можно повторить материал;

  5. Игры помогают быть настойчивыми в достижении цели, воспитывают упорство и волю.







Современные способы активизации деятельности обучающихся


Творческие работы нетрадиционных жанров.


К традиционным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки. Благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.


Ориентация современных учебных заведений на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности учащегося предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер учащегося, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, учащиеся практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности учащихся. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Введение в программу нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества учащегося. Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного преподавателя, который не задумывался бы над ней.
Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, относят цели обучения, содержание, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения. Через эти общие сущностные характеристики возможно выявление особенностей развивающего обучения. Нельзя сказать, что идея развивающего обучения нова, что раньше проблемы развития учащихся в процессе обучения не ставились и не решались. Можно перечислить ряд имен (Л.С.Выготский, Е. Н. Кабанова-Миллер, Н. А. Менчинская, И. С. Якиманская и др.), с которыми связаны проблемы развития личности в процессе обучения. В тот или иной период развития общества эта идея выдвигается на передний план или временно "забывается", но никогда не снимается, никогда не прекращается ее изучение. Сущность взаимосвязи образовательных и развивающих задач, обучения и развития в целом раскрыта Л. С. Выготским; его исследования позволяют решить кардинальный вопрос типологии обучения. То обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития (к ним относится овладение письмом, чтением, счетом), можно считать традиционным, решающим сугубо образовательные задачи. Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение (организацию) развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый учащимся уровень развития личности, его индивидуальности.
В традиционном (объяснительно-иллюстративном) обучении преобладает догматический тип учения, который предполагает репродуктивный способ и уровень усвоения учебного содержания. Основные усилия учащихся при этом сосредоточены на восприятии готовых знаний, образцов выполнения действий на их закреплении и воспроизведении. Находясь в ситуации решения какой-либо проблемы, учащиеся, как правило, не старается найти способ решения, а усердно пытается вспомнить решение аналогичных проблем. Если вспомнить не удается ,учащиеся чаще всего оставляют проблему нерешенной или прибегает к другим (не учебным) способам .
Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция преподавателя в учебном процессе, и характер его деятельности, принципы, методы и формы обучения. В нетрадиционном обучении деятельность преподавателя меняется коренным образом. Теперь главная задача преподавателя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Преподаватель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в группе. Новые условия обучения требуют от преподавателя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения учащихся и незаметно вести их к решению проблемы. Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны ситуации, при которых учащиеся и не смогут на одном уроке открыть истину. Обратимся к видам нетрадиционных уроков.

Исследованием «морфологии» текста, особенностей его содержания, строения и речевого оформления учащиеся занимаются на уроках чувашской литературы. Однако в урочное время текстовые аналитические задания предлагаются как типовые: озаглавить текст, определить его тему и основную мысль, стиль и функциональный тип речи, указать средства связи. Эти задания в большинстве случаев выполняются автоматически, без особого интереса ребят. Творческие задания тоже часто сводятся к написанию сочинений привычных жанров.
Отрадно, что методика организации творческой деятельности пересматривает свои ориентиры: в центре внимания оказывается не столько текст (в разнообразии стилей, типов и жанров), сколько учащийся - со всеми его впечатлениями, с потребностью в образном мышлении, с внутренними критериями нормативности речи, среди которых важным для преподавателя и учащегося оказывается критерий свободного выбора и не повторяемости языковых средств и композиции создаваемого речевого произведения.
Все сказанное можно назвать изменением психолого-педагогических установок обучения, что нашло отражение и в изменении содержательного компонента образования: не бесконечное раздувание учебного материала в целях его безграничного «совершенствования», а многоаспектный, объемный анализ языковых и речевых явлений, когда они включаются в общественно-практическую деятельность людей, в том числе и текстовую.
Действие принципов избирательности, научной углубленности, практической направленности, занимательности, органичного сочетания коллективной, индивидуальной, групповой учебной деятельности позволяет отобрать не столь часто используемые методы (исследовательский, эвристический, коммуникативный) и приемы обучения .Вызывают интерес учащихся и необычные названные, но по сути привычные виды работ: изложение-перевод, «сочинение-различение» (стилизация), «сочинение-развлечение» (лингвистические миниатюры, подражания).


Уроки-семинары по чувашскому языку .


Необходимость выбора иной формы организации уроков диктуется и тем, что учащиеся старших курсов - это потенциальные студенты, поэтому вполне закономерно уделять особое внимание таким формам работы, как практикумы, семинары, лекции, зачеты, консультации и т.д., ведь именно в этих формах будут проходить занятия в вузах.
Остановимся подробнее на одном из перечисленных форм работы - на уроках-семинарах.
Урок-семинар еще не стал традиционной формой проведения уроков, поэтому следует выделить его основные особенности. Вот как они определены в учебнике по методике преподавания: «Специфика семинара заключается, во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по определенной частной теме, во-вторых, в сообщениях школьников по этим темам, в-третьих, в обсуждении всеми присутствующими заслушанного, в-четвертых, в подведении итогов обсуждения темы преподавателем».
Вместе с тем, помимо «классического» варианта проведения семинара, когда занятие посвящается обсуждению результатов самостоятельного изучения той или иной темы, можно выделить еще несколько типов уроков-семинаров.
Семинарское занятие может носить репродуктивный, учебно-повторительный характер. На семинаре могут обсуждаться основные положения прочитанной преподавателем лекции. В рамках семинарского занятия, возможна организация критического обсуждения творческих работ учащихся, сочинений, исследовательских докладов.
Семинар приобретает творческий характер, когда для более глубокого рассмотрения проблемы учащиеся подбирают материалы газет, радио- и телепередач, научных журналов, научно-популярных книг.
Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков, поскольку требует от учащихся большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои взгляды и убеждения. При подготовке к семинару учитель должен продумать систему вопросов (репродуктивного и проблемного характера) для самостоятельной подготовки учащихся, индивидуальные задания для самостоятельного выполнения. Подготовка к семинару организуется таким образом, чтобы в ней приняли участие все учащиеся. Часть готовит выступления (преподаватель помогает им подобрать дополнительную литературу, если это необходимо - оказывает помощь в подготовке плана выступления, иногда просматривает его текст), остальные же получают задание повторить основные вопросы по учебнику (лекционным записям), а также выполнить задания практического характера, которые затем обсуждаются на семинаре.
В ходе подготовки семинара возможна организация групповой работы учащихся. В этом случае доклад (реферат, сообщение) готовится сообща. Работу организует руководитель группы, который назначается учителем или выбирается учениками. Одному из членов группы поручается выступить с коллективно подготовленным сообщением на семинаре. Групповая подготовка обеспечивает посильное участие в работе каждого ученика, повышает интерес к ней и ответственность за ее выполнение.

Как правило, на семинаре предлагается к обсуждению несколько докладов (сообщений), поэтому важно, чтобы все они были связаны между собой: при переходе от одного доклада к другому преподаватель с помощью нескольких фраз, минимального комментария помогает учащимся увидеть логику развертывания общей темы семинара. При обсуждении каждого сообщения следует использовать практические задания, которые помогают учащимся убедиться в справедливости высказанных положений. Для этого можно обратиться и к тем заданиям, которые учащиеся выполняли дома ,при подготовке к семинару. Особенно важно выбрать интересную тему по чувашскому языку, поскольку это во многом определит отношение учащихся к урокам-семинарам вообще. Предложим один из вариантов урока, который может стать тем самым первым семинаром, с которого и начнется интересная работа по чувашскому языку. При выборе его темы мы исходили из того, что значительное внимание в процессе обучения чувашскому языку уделяется работе со словарями. На уроках учащиеся знакомятся со словарями различных типов: толковыми, словарями омонимов, синонимов и т.п. и все же некоторые словари, в том числе и такой знаменитый, как, например, «Словарь чувашского языка» Н. И. Ашмарина, нередко остаются вне поля зрения учащихся. А этому словарю можно посвятить интереснейший урок-семинар.
Конечно, как и любой другой интересный урок, семинар по словарю Ашмарина требует очень серьезной подготовки как со стороны преподавтеля, так и со стороны учащихся. Во-первых, поскольку едва ли удастся собрать такое количество словарей, чтобы они были на каждой парте, следует подготовить ксерокопии отдельных словарных статей (страниц) из словаря Ашмарина либо распечатать по количеству учащихся выборки материалов словаря, анализируя которые учащиеся смогут принять активное участие в общей работе. Во-вторых, необходимо организовать самостоятельную работу учащихся в нескольких направлениях: некоторые учащиеся (или группы учащихся) получают задания - подготовить выступления по темам: «Объем и состав словаря Ашмарина», «История создания словаря Ашмарина», «Построение словаря Ашмарина»; В-третьих, нужно продумать, как обеспечить учащихся на время урока-семинара различными словарями: иностранных слов, синонимов, антонимов, словообразовательными, этимологическими, орфографическими (по одному на парту). Возможно, некоторые из словарей учащиеся могут принести из дома.
И, наконец, непосредственно перед уроком, оформляется доска (или стенд). Здесь будет портрет Николая Ивановича Ашмарина, полное название словаря, а также эпиграф к уроку .

Урок - лекция, интегрированный урок, урок - дидактическая игра.


1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции-приобретение знаний учащимися самостоятельно.
2. Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.
3. Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух преподавателей, а в возможно преподавателя и учащегося, читающих лекций по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания.

4. Лекция - пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких преподавателей.
5. Лекция-консультация близка по типу к лекции - пресс-конференции. Различие - приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.
6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод" живой ситуации".
7. Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые учащийся должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда учащиеся сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить. Учебная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи. Условиями эффективного проведения лекции являются:

- четкое продумывание и сообщение обучаемым плана лекции;
- логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них;
- логичность связей при переходе к следующему разделу;
- доступность, ясность излагаемого;

- использование разнообразных средств наглядности и ТСО;
- обучение учащихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.;

- итоговая беседа по теме лекции.
При анализе лекции необходимо выявить:

- оптимальность выбора темы лекции, ее цели, ведущие идеи, основные понятия;

- оценку оптимальности содержания материала лекции:
- рациональность логики изложения;

- полнота раскрытия темы;

- выделение главных мыслей, ведущих понятий;

- воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние материала;
- приемы мобилизации внимания, интереса учащихся, стимуляции их познавательной активности:

- актуализация темы, ее практическая значимость;
- четкость структуры и плана лекции;

- эмоциональность и проблемный характер изложения материала;
- создание ситуаций новизны, занимательности и т.д.;

- использование ТСО;

- осуществление межпредметных связей;

- умения, формируемые у учащихся в процессе лекции, и степень их сформированности;
- характер взаимодействия преподавателя и учащихся, способы осуществления обратной связи;

- методика закрепления, характер вопросов и заданий, вынесенных на закрепление;
- манера поведения и характер общения преподавателя и учащихся;

- качество и объем итоговых выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый уровень усвоения знаний.

Интегрированный урок. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", а с другой, - высвобождаемое учебное время использовать для осуществления профильной дифференциации в обучении.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов.

Форма проведения интегрированных уроков самая разная: семинары, конференции, путешествия и т.д.
Наиболее общую классификацию интегрированных уроков можно представить по способу их организации:
- конструирование и проведение урока двумя и более преподавателями разных предметов;

- конструирование и проведение урока одним преподавателем, имеющим базовую подготовку по соответствующим «родственным» дисциплинам;
- создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов', игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением. Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.
Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др. Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Разработки нетрадиционных уроков.

Урок теми « А?С? Артемьевён « Салампи» роман. - чёваш прозин классикла т.сл.х.»?

Урок т.с.% П.т.млет\ урок. ( Урок КВН)?

Урок т.ллев.%А? С? Артемьевён « Салампи» романне аса илсе =ир.плетсе хёварасси?

Задачисем%

1? Произведенири геройсен сёнар.сене тишкересси?

2? А? Артемьев =утё сёнарсене идеализацилеме: пархатарсёр сёнарсене т.ссерлетме м.нле мелсемпе усё курнине сёнасси?

3? Преподаватель тата ушкёнсем п.р-п.рин валли хат.рлен. ыйтусем =ине хуравласси?

Сапёрлёх т.ллев.% Туслёхпа юрату теми =инчен кала=у ирттересси?

Задачисем%

1?Анатолий Алмазовпа Салампи Акрамова юратёв. т.р.слев вит.р тухса татах та =ир.пленнине тишкересси?

2? Кёмёл-туйём тасалёх.пе =ир.пл.хне Андрей Прохоров сёнар. урлё у=са пани?

Урокра кирл. хат.р.сем%

  • Компьютер тата мультимеди проектор

  • А?Артемьев к.некисен выставки

  • Тест ыйтёв.семпе хурав.сем

Урок юхём.

1?Группёна йеркелесси?

В.ренекенсене 2 ушкёна уйёрни? Кашни ушкёнён яч. тата девиз. пулмалла?

2? Урок КВН 4 тапхёртан тёрать?

1 - м.ш тапхёр « Малалла: малалла: малалла» ятлё

Ку тапхёрта 15 ыйту =ине хуравлама 2 минут уйёрмалла? +ак тапхёрта ушкёнсем ми=е ыйту =ине хуравла==.: =авён чухл. очко иле==.?

Ыйтусем%

1? « Та=тан юрё в.=се килч.: тунсёхланё х.рсен ч.рисем хаваслён тапма тытанч.=»? Юрё ё=тан в.=се килч.;

2? Яштак пулл.: =ин=е пил.кл.: тирпейл. =ыхнё ыраш к.лти пек? +ир.мре? Кам вёл;

3? Мару= =амрёк Тару=а тем пекех м.н пар.чч.;

4? Тёсланкё: х.рл. =у=л.скер? Кам вёл;

5? М.н ятлё юрё =ырса илн.-ши х.рсем;

6?Турикас каччи: паллё пахча=ё: мичуринец? Кам вёл;

7? Ми=е =улхи ачана усрава илн. Салампи;

8? « Х.р .м.р. хёналёх…» Малалла тёсёр?

9? Валери Семенов хё=ан вилн.;

10? Саламписем хваттерте ми=ен пурённё;

11? Кёвак макинтош: хура шлепке: шурё перчетке: мёйне сим.с кашне ч.ркен.? Кам вёл;

12? +амрёксем Анна Ивановнёна м.нле ч.не==.;

13? Валерий Семеновпа п.рле Порт-Артура кам-кам х\т.лен.;

14? Саламписем +.н. =ул уявне ё=та к.тсе иле==.;

15? Саламписем Музёсен хваттерне к.рсен Алмазов м.нле к.в. каланё;

2 - м.ш тапхёр « Туртса кёларнё ыйтусем»?

Ушкёнри ачасем хат.рлен. ыйтусене туртса кёлара==.? П.р-п.ринпе канашласа хуравла==.?

Ыйтусем%

Леон Вирьялов Салампие авалхи грексен м.н ятлё вёрман- =аран туррипе танлаштарать;

1? +.н. =ул ка=.нче х.рсем м.н ятлё юрра аса илсе юрла==.;

2? Салампи хёш тёрёхра =уралса \сн.;

3? Ачана усрава илес шухёша Салампи чи малтан кама калать;

4? Муза Любимова Салампие епле майпа хур тёвать;

5? Та=тан: Турикасри йамрасен ай.чен: юрё в.=се килч. те ё=ти улаха чун к.ч.;

6? Лутра пулл.: тулли келеткелл.: пушё =ыхнё с.л. к.лти пек =ир.м пилл.кре? Кам вёл;

7? Патвар хул-=урёмлё: лутра п\лл.… купёсне сак =ине лартр.? Кам;

8? Тару=ён ашш.сем ё=та хёнана кайнё;

9? Кил таврашенче ес нумайран улахсене те, урама та сахал тухкалать. Кам?

10? Яла Салампи ача суратнё текен хыпара кам илсе килн.;

11? Валерий Семенов кил.нче унён ми=е =ырёвне упра==.;

12? Вихтёр купёспа ми=е =ем. калама п.лет;

13? Пич. ачаш та шуранка: х.п-х.рл. тути й.к.р чие =ырли майлё: ик. пит =ёмарти пат! Шётать? Кам вёл;

14? Шупашкар вырас. чёвашла та пуплекелет: ялан шутлесе кала=ать? Кам вёл;

15? Валерий Семенов вилн. хы==ён унён =ырёв.семпе докуменч.сене кам ярса панё;

16? П.ч.к Валерике Муза чи малтан хё=ан: ё=та курнё;

17? Павёл Шамбулкин час-часах м.нле сёмахсем калать;

3- м.ш тапхёр « Эс - мана: эп - сана»

Ыйтусене ушкёнсем хайсем хатерлен.? П.р ушкёнти в.ренекенсем теп.р ушкёнти кирек хёш юлташне те ыйту пама пултара==.: ыйтёва кама панё: =авё =е= хуравлать;

  1. м.ш ушкён ыйтёв.сем%

1? Вёйпа =ын кёмёлне юраймён? Камён сёмах.сем?;

2? Мару=па Тару= хё=ан Салампи енне =аврёна==.;

3? Коля кам пулма в.ренме каясшён;

4? Валерикён ашш. м.н ятлё;

5? Андрей Прохоров ё=та .=е вырна=ать;

6? Андрей Прохорова почтальонка м.нле =ыру парса хёварать;

7? Шупашкара =утё .м.тпе таврённё Алмазова м.нле хыпар каялла васкатать;

8? Салампи Алмазова к.тме ё=та тухать;

2 - м.ш ушкён ыйтёв.сем%

1? П.ч.к Валерик ар=ынсенчен кампа =ывёх туслашать;

2? Салампие м.нш.н фермёра .=лекен хёш-п.р х.рсем к.в.=е==.;

3? Вихтёр Мурзаевпа Коля Семенов Саламписене м.н туса пулёша==.;

4? Валерик ашш. килнине чи малтан камсем кура==.;

5? Алмазов Шупашкара ё=тан таврёнать;

6? В.ренсе тухсан Салампи м.нле .=ре .=леме тытёнать;

7? Алмазов =ырёвне илсен Салампи м.н тесе телеграмма =апать;

8? Валерик ашш. килн. ятпа Салампи амёш. м.н тёвать;

4 - м.ш тапхёр « Кам маларах;»

Ик. ушкён валли те п.р пек ыйтусем хат.рлен.? Ушкёнсем ми=е ыйту =ине хуравлама .лк.ре==.: =авён чухл. очко пуха==.?

Ыйтусем%

1? «Кил» сёмах п.лтер.шне Хвет.р Уяр еплерех ёнлантарса парать;

2? Автор Анна Ивановнёна м.нле йывё=па танлаштарать; Сёнласа парёр?

3? Анатолий Алмазова характеристика парёр?

4? М.нле сёлтавсем Алмазовпа Салампие =ывёхланма чарса тёра==.;


Приложение 1


Хуравсем%

1 - м.ш тапхёр « Малалла: малалла: малалла»

1? Турикасри йамрасем ай.нчен

2? Тару=

3? 2-3 =улне

4? Павёл

5? Юрату юрри

6? Семен Саланов

7? Ви=. =улхи

8? …арём .м.р. яланлёх

9? 1945 =?: авён уйёх.н п.ррем.ш.

10? Ви==.н

11? Леон Вирьялов

12? Аннё Ваннё

13? А? Алмазов: С? Саланов

14? Анна Ивановна пат.нче

15? «Сентиментальный вальс»





Приложение 2


2 - м.ш тапхёр « Туртса кёларнё хурав.сем»%

Ушкёнри ачасем хат.рлене ыйтусене туртса кёларасси? П.р-п.ринпе канашласа хуравла==.?

Ыйтусем%

1? Нимфа

2? В.лле хурч.

2? Элек тёрёх.: Вылпасар

3? Анна Ивановнёна

4? А? Алмазова музыка училищинчен ч.нсе памасть

5? Анаткасри улаха

6? Мару=

7? Павёл

8? Турикаса

9? Коля

10? Мару= инк.ш.

11? Ик. =ырёвне

12? 2 =ем.

13? Муза

14? Петя Казаков

15? А? Алмазов

16? Ача =урч. =ум.нчи аллейёра

17? Порядок в танковых частях





Приложение 3

3- м.ш тапхёр « Эс - мана: эп - сана»

1? Салампин

2? Шамбулкина .=рен кёларсан

3? Тракториста

4? Андрей Прохоров

5? МТСа

6? Алмазов сырёвне

7? Салампи качча каять

8? Автан =ырми патне

2 - м.ш ушкён хурав.сем%

1? Салановпа

2? Тирпейл. .=лен.рен

3? Вутё туртарса киле==.

4? Касри карчёксем

5? Алтайран

6? Зоотехник

7? Сехетсерен к.тет.п

8? Така пустарать









Приложение 4


4 - м.ш тапхёр « Кам маларах;»

Хуравсем%

1? « …Кил? Сёмах. те ч.нсе каланё пек в.т… М.н тёвас тет.н эс.: суралнё к.тес-=ке-ха? Унта т.т.м. те тутлё: =анталёк. те ёшё: =.р. те =ёкёр пекех»

2? Автор Анна Ивановнёна =ёкапа танлаштарать? «… +ёкан типсе хёрасси ин=ех мар .нт.: =ул х.рринчискерне: .л.кренпе кашни урапа т.н.л. =акланса: кашни =уна \речи =апса иртн.рен унён хёрах ен. тах=анах ч.лп.кленсе: шёйрёлса п.тн.чч.: хал. =аксене =урта тунё чухне пулас: ёна машинёсем =акланса силлесе-ху=са хёварнё? … +ёка хёй.н х.вел енчи хёрах турач.пе =е= сывланён туйёнать? +ёка пекех Анна Ивановна та сывё мар% «Унён тулли пич. типсе п.р.нн.: ку=.сем шалалла путса к.н.: хёй аран сывлать? «Карчёкён =атан урлё анкарти хы=не каясси те ин=е мар»: - тесе шухёшлать А? Алмазов»?

3? А? Алмазов - талантлё композитор: лайёх юлташ: вёр=ё вуч. вит.р тухнё салтак: Салампин юратнё каччи?

4? Анатолий Алмазов мён кёмёллё пулни: Музёпа явё=са кайни: Салампи ача усрава илни?










© 2010-2022