Классный час Урок здоровья

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Урок здоровья. Умственное переутомление.

Цели: формирование знаний о признаках умственного переутомления и умений выполнять упражнения для снятия умственного переутомления;

формирование эмоционально - ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Задача: актуализация знаний об умственном утомлении и его последствиях (на основе наблюдений учащихся)

Использовала: ж. «Начальная школа» №11*04(с.23-24)

Ход занятия.

- Чем мы занимаемся на уроке? (учимся)

-Значит, какой вид деятельности на уроке? (умственный).

Мы учимся, а любое обучение - это большой умственный труд.

Посмотрите вокруг себя - наша школа, мебель, одежда, учебные принадлежности - всё это создано руками человека, его трудом. Как пианист или хирург заботится о своих руках, об их силе, ловкости, как певец бережёт горло, чтобы не простудить его. Не перенапрячь голосовые связки. Так и мы с вами должны заботиться о том, чтобы, пополняя свои знания, не доводить организм до переутомления. Тема нашего занятия так и называется - "Умственное утомление."

Мы должны ответить на вопросы: как проявляется умственное переутомление? Что нужно предпринимать, чтобы его не допустить? Как снять умственное переутомление, если оно наступило?

Вопросы для беседы:

-Скажите, ребята, бывали ли у вас ситуации, когда, выполняя задания в школе или дома, вы чувствовали сильную усталость? Расскажите о своих ощущениях. Продолжали ли вы после этого выполнять задания? Легко ли вам удавалось это делать?

Правильно, усталость проявляется в нежелании выполнять ту работу, которую до этого вы делали с удовольствием, в слабости, проявлении головной боли. И поэтому утомление - это сигнал к тому, что надо отдохнуть. А если вы будете продолжать выполнять работу в состоянии усталости и будете это делать, то утомление может перейти в особое состояние- переутомление, а это уже болезнь. Она проявляется в ослабление памяти, снижение внимания, затруднение мышления. Человек становится рассеянным, раздражительным, ему неинтересно, что происходит вокруг, нарушается сон, снижается аппетит, часто мучают головные боли. При этом наблюдается также снижение устойчивости организма к различным заболеваниям, в первую очередь к простудным.

Хотелось бы вам приобрести такое заболевание? Конечно, нет. Для этого мы с вами разучим упражнение, которое называется "Сбрось усталость". Как только вы почувствуете утомление, выполняйте его в течение 1-2 минут.

Встаньте, ноги врозь, слегка согнув колени. Немного наклонитесь вперед, руки свободно опустите вдоль туловища, расправьте пальцы, склоните голову к груди. Плавно покачивайтесь из стороны в сторону. Вперёд-назад. Резко встряхните головой, руками, ногами, всем телом. Вы стряхнули почти всю усталость. Чуть - чуть осталась? Повторите упражнение. Вы почувствовали прилив бодрости, настроение уклучшилось.

Анализ ситуаций.

Читается текст, рассматривается ситуация, вывод о том, из-за чего наступает утомление. (Работа в группах).

Ситуация 1. Игорь очень любит читать книги и играть на компьютерею Придя из школы домой, пообедав, он идёт к другу. Они обмениваются книгами или дисками, немного гуляют, а затем расходятся по домам, чтобы выполнить домашнее задание. После этого Игорь занимается своим любимым делом: чтением книг или игрой на компьютере допоздна, иногда до 12 часов ночи. Утром ему нелегко вставать, но, сделав утреннюю зарядку, он чувствует себя лучше. В школе уже на втором уроке он чувствует себя утомлённым. Почему? Какой бы совет вы дали Игорю?

Ситуация 2. Света весёлая, общительная девочка. После школы она любит поболтать с подружками, погулять по улице, никогда не спешит домой. Вернувшись поздно, она вспоминает, что должна выполнить поручения мамы. Выполняя их, часто отвлекается на звонки друзей, долго беседует с ними. Домашнее задание садится делать в разное время, иногда в 5 часов, иногда в 7. И так на протяжение месяца. Света начала замечать, что успеваемость в школе стала хуже, чаще появляется плохое настроение, устаёт. Почему? Какой бы совет вы дали Свете?

Ситуация 3. Денис предпочитает подольше поспать, не успевает перед школой позавтракать. В школьной столовой он наспех съедает булочку, запивая её чаем. Играет на перемене с ребятами. После уроков, не заходя домой, долго гуляет на улице. Вернувшись домой, он опять наспех съедает бутерброды, потому что на разогревание еды ему не хочется тратить время, так как по телевизору скоро начнутся мультфильмы. Потом надо садиться делать домашнее задание. К вечеру он чувствует, что болит голова.

Почему? Какой бы совет вы дали Денису?

Ситуация 4. Лиля не любит гулять на улице, предпочитает отдыхать у себя в комнате, занимаясь любимым делом. Никогда не открывает в комнате форточку, боится заболеть. К вечеру она чувствует себя утомлённой и у неё часто болит голова.

Почему? Какой бы совет вы дали Лиле?

Физминутки.

*Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основания ладоней, чтобы руки задрожали. Мускулы плеч и груди напряжены. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы, опираясь на руки, выглядываетесь из окна. 10-15с. Повторите 3 раза.

*Сложите руки в "замок". Обхватите ими затылок, отведите руки вперёд. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. 10-15 с. Тяните ровно, так чтобы было приятно.

*Разотрите пальцами мочки ушей, а потом ладонями ушную раковину - вверх-вниз, назад - вперёд, при этом поцокайте языком, как лошадка. 15-20 с.

*Дотянитесь языком до подбородка. (6 раз)

*Улыбнитесь и скажите "Сы-ы-ы-ы-р", а потом надавите на точку на кончике носа и произнесите "Ха-ха-ха", сначала медленно, потом быстрее и быстрее. Помните, смеются победители!

*Быстро - быстро сожмите и разожмите пальцы рук, поморгайте, затем крепко зажмуртесь, сожмите кулаки и скажите: "Я справлюсь! Я могу! Я ничего не боюсь!"

Обсуждение ситуаций.

1.У Игоря наступает утомление из-за неполноценного сна.

Спать нужно ложиться не позднее 22 ч. и вставать в 7 часов утра.

Сон для человека имеет важное значение. Как бы вы ни отдыхали днём, организму необходим полный покой, который возможен только во время сна, когда отдыхает прежде всего нервная система и её самый высший отдел - головной мозг. Отдыхают и внутренние органы, их работа замедляется, сердце бьётся спокойнее, мышцы расслабляются, позвоночник распрямляется. Для человека лишение сна опаснее, чем лишение пищи. Был проведён эксперемент со щенками, которых кормили, но не даквали спать. На пятые сутки они умерли. У невыспавшегося человека нарушается деятельность головного мозга, которая приводит к нервным заболеваниям. Чем меньше возраст, тем больше нужно спать. Детям10-12 лет надо спать не меньше 10 часов. Хорошо высыпаешься, если ложишьсяв одно и то же время. Недосыпание приводит к быстрому утомлению, к плохой работоспособности в течение дня.

2.Света не соблюдает режим дня, из-за этого устаёт. Почему нужно соблюдать режим дня? Режим дня - это определённый ритм, по которому вы живёте: спите, занимаетесь в школе, обедаете, гуляете, учите уроки и т. д. У каждого есть режим дня, только у одних он правильный, у других - нет. Умственная работоспособность человека в течение дня меняется. Лучший период утром - с 9 до 11 часов, а вечером- 16-17ч. Как раз в это время мы готовим д\з.

3.Денис устаёт из-за того, что неполноценно питается.

Пища даёт организму энергию, необходимую для работы мышц, сердца, мозга и других органов. При недостатке пищи человек слабеет, нормальная деятельность всех органов нарушается. Поэтому так важно полноценно питаться в одни и те же часы. Тот, кто не садится вовремя есть или, наоборот, постоянно что-то жуёт, портит аппетит и нарушает правильное пищеварение.

4.Лиля не гуляет на улице и не проветривает комнату, поэтому часто чувствует себя усталой.

В любую погоду, не менее 2 часов в день нужно гулять, быть на свежем воздухе и обязательно проветривать комнату, так как из-за недостатка кислорода могут возникнуть головные боли, головокружения.

Рассмотрев ситуации, мы поняли: чтобы не допускать умственного утомления, необходим чёткий режим дня, полноценный сон, рациональное питание и хорошая вентиляция помещения.

Завершая занятие, хочу познакомить ещё с одним секретом преодоления умственного утомления. С древнейших времён музыка сопровождает человека, даря ему духовное и физическое здоровье.

(можно прослушать музыку для релаксации).



© 2010-2022