Статья: Творческие способности: От чего они зависят?

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческие способности. От чего они зависят?

Дополнительное образование определяется как гармоничное единство познания, творчества и общения детей и педагога, в основе которого лежит свободный поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни. Сама жизнь, её современный ритм, потребность не только в движении, но и его красоте выдвигают как естественную необходимость воспитания художественного вкуса детей, обучение творческому мышлению и приобщение подрастающего поколения к миру прекрасного - миру искусства. Творческими способностями наделён каждый человек, и все люди рождаются способными к творчеству. Исходя из этого, нужно лишь развить эти самые способности, обучить творческой деятельности, ознакомить с приёмами творческого воображения.

Что же такое ТВОРЧЕСТВО и каковы его составляющие? Из энциклопедического словаря узнаём: « ТВОРЧЕСТВО - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности.

На что должен ориентироваться человек, занимаясь творчеством в любом деле? На мечту? Мечта - это желание. На одном желании далеко не уедешь. Чтобы перейти от желания к действию не хватает всегда одного - мотива. Любовь является той мотивацией, которая приводит к осуществлению мечты. Когда человек любит своё дело, то он вкладывает всего себя, совершенствуясь в нём непрерывно. Любовь сама по себе является источником труда, совершенствования, удовольствия и успеха. Она является чудесной и чудотворной силой, способной подарить радость, жизнь и стремление к жизни. Что является основой творчества? Учёные - исследователи утверждают, что поиск. Именно поиск интуитивно осуществляет каждый человек в своей работе. Прежде чем заняться любимым делом, его необходимо найти. Найдя любимое дело, человек ищет в нем интересные, понравившиеся ему области для изучения. Например, танцор ищет направления хореографии, которые ему по душе. Это может быть классика, народный танец, бальный танец и т.д. Главное определиться. Определившись с областями, творческий человек изучает, что в них уже сделано, выбирает, что нравится и гармонично подходит ему. Каждый человек стремится быть нужным, поэтому он свой продукт творчества продвигает в общество. Это поиск целевой аудитории, т. е. аудитории, которая заинтересована в его творчестве. Без чего не бывает творчества? Без вдохновения. А что такое вдохновение? Это такое состояние, в котором человек, способен творить продуктивно, качественно. Откуда брать это вдохновение, вот в чём вопрос? Но есть условия, которые помогают найти это вдохновение:

-постоянное познание и совершенствование себя;

-любовь к своему делу;

-наличие цели и мотива;

-тотальность, т. е. полная концентрация или погружённость;

-здоровый образ жизни, что помогает качественно, продуктивно жить и творить;

-общение, без него развитие человека тормозится;

-изучение и исследование чужого творчества. Чем полнее познаётся чужое творчество, тем совершеннее становится ваше.

А способы познания чужого творчества разные: чтение книг, просмотр фильмов, концертов, записей конкурсов, слушание музыки и многое другое. Без попытки творить человек не станет творцом. Истинное творчество доходит до людей кратчайшим путём - от сердца к сердцу. Оно задевает, волнует и трогает людей. Каждый в нём находит что-то своё. Нет лучшего или худшего творчества. Ведь творчество создано для того, чтобы раскрыть душу каждого творца, а лучшей или худшей души просто не существует. Творчество - это не соревнование, ведь нет критериев, оценивающих душу человека. Для того, чтобы свободно и продуктивно творить, необходимо избавиться от страхов. Страх - одно из самых древних чувств. Страх - это самое совершенное оружие ,разрушающее и убивающее изнутри. Главная и единственная причина страха - это незнание. Человек боится, когда не знает что будет с ним, с его окружением или со всем миром в следующий момент, в ближайшем или далёком будущем. Путь избавления от незнания и страха и есть один из способов избавления от страха. Лишь познавая и совершенствуясь, можно избавиться от него. И поэтому всю жизнь необходимо познавать и совершенствоваться. Уверенность в себе - первое и необходимое условие успешности всех творческих начинаний. Неуверенность мешает нам быть личностями, творить, создавать что-то новое и оригинальное, достигать своих целей. Она изматывает наш организм, нервную систему и психику, забирая огромное количество энергии. Необходимо покончить с ней раз и навсегда. Уверенность в себе - это самое главное качество для творческого человека. Люди, которые занимаются своим делом, так в него погружаются, что забывают обо всём и тем самым автоматически приобретают уверенность. Уверенность приходит с практикой и тренировкой. Пробуйте, ищите и тренируйтесь. Миром правит гармония. Она есть во всём. Гармония человека состоит в том, что человек является целостной системой, состоящей из духовного и материального, элементы которой дополняют друг друга, взаимодействуют и неразрывно связаны. Совершенствуешь одно - совершенствуется другое. Совершенствуя тело, мы совершенствуем дух, и наоборот. ( В здоровом теле - здоровый дух.) Гармония заключается в дополнении, а не в разрушении. Говорят, что жизнь - это борьба. Это не совсем верно, ибо сущность борьбы в разрушении. А смысл жизни не в разрушении, а в самой жизни, в творчестве, в привнесении чего-то нового. Творчество - это всегда взаимодействие души и тела. И поэтому для продуктивного творчества необходимо заботиться о душе, о разуме и о теле. Ведь только благодаря их гармоничному взаимодействию рождается истинное творчество. Все мы неповторимы, неподражаемы, по-своему талантливы и гениальны. Бессмысленно копировать Моцарта или Эйнштейна, Рахманинова или Игоря Моисеева, но учиться у них можно и нужно. При этом нужно учиться быть самим собой. Это настоящее искусство. Человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока не начинает прислушиваться к самому себе, к своему «Я» в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: «Да, я этого не хочу, или «Да , мне это не нравится», или «Да, мне это подходит». Любой образовательный процесс - это взаимодействие ученика и учителя. В каждый момент нашей жизни мы находимся либо в роли учителя, либо в роли ученика. Если бы мы всегда учились друг у друга, то мы бы не совершали стольких ошибок. Каждому из нас нужен учитель, и мы его часто находим в себе или во внешнем мире. Всегда хочется находиться рядом с человеком, излучающим нежность, заботу, радость, у которого есть чему научиться! Но многие из нас не становятся хорошими учителями. Каким должен быть хороший учитель? Любой эффективный образовательный процесс должен быть направлен на действие, ибо знания бессмысленны без практического применения. Как сказал Мефистофель Фаусту, « Суха теория мой друг, а древо жизни пышно зеленеет.» Знания нужны, но только через действие формируются их понимание, а также необходимые для человека навыки и умения .Поэтому настоящее образование заключается не в заучивании информации, а в системе практических задач, через которые человек усваивает необходимые знания и вырабатывает соответствующие навыки.

Первый и главный принцип учителя - «Не навреди!»

А второй принцип - «Никогда ничего не делай за ученика».

Учитель может направлять, подсказывать, но ничего не делать за ученика. Иначе ученик ничему не научится. Каждый творческий человек - это не только творец, но и даритель, распространитель, продавец своего творчества. Что же мы дарим? Результаты творчества, т.е. зрелищные вещи, идеи и т.д. На самом деле всё это является лишь посредником для передачи РАДОСТИ.

Слова «рад» и «дар» похожи по звучанию. Корень «Ра», означает «СОЛНЦЕ». Радуем - значит, наполняем светом и любовью. Улыбка, внешняя или внутренняя, является одним из признаков любви. Кому же дарим радость через творчество? В первую очередь самим себе. Педагог, учитель дарит миру радость не только через себя, но и через своих учеников. Ученики тянутся к учителю. Они учатся у него определённой профессии и жизненному опыту. Цель этого общения - передача не только информации, но и чувств, эмоций, энергетики. Творчество - это познание своих способностей, себя, окружающего мира через сотворение нового, через преодоление определённых ситуаций, экзаменов жизни, через преодоление своих слабостей. Многие творческие люди не знают, кто они, чего ждут от жизни и что их может серьёзно увлечь. Они идут по жизни бесцельно и бесконтрольно, бросаясь из стороны в сторону. Наличие цели в жизни, страстного желания жить, ощущение своего предназначения, собственной избранности - вот чего многим не хватает. В каждом из нас спит огромный запас сил, энергии, творческого потенциала. В случае, когда человек находит свою цель, эти силы просыпаются, и человек преодолевает всевозможные преграды. Невидимые силы Вселенной начинают помогать, люди приходят на помощь. Человек обнаруживает, что мир наполнен огромным количеством возможностей, ресурсов для успешной реализации любой цели. Жизнь наполняется радостью и счастьем. А всё начинается с чётко поставленной цели. А что такое цель? Для педагога - хореографа это определённый чёткий образ (неважно, как Вы его ощущаете: осознаёте, чувствуете или видите), реализованный в определённый момент времени. Если захотелось творить - твори, ибо творчество - это священная миссия каждого человека, в которой мы совершенствуемся и совершенствуем окружающий нас мир. Захотелось что-то сотворить - забудь обо всём, отбрось все мысли, садись и твори! Отдайся творчеству, растворись в нём и наслаждайся неповторимыми моментами своей жизни! Творчество - это есть искусство. Творческий человек через преодоление себя, своей слабости, отбрасывание отвлекающих мыслей способен входить в состояние расслабленной внутренней гармонии с самим собой и создавать шедевры, получая от этого океан удовольствия и совершенствования. Все действия, мысли, слова имеют тот смысл , который мы в них вкладываем. Форма может быть одинаковой, а смысл разный. Для того , чтобы вложить смысл в своё творчество, нужно много трудиться, работать над своим духом, душой, умом и телом. Но это того стоит! Когда результат творческого труда наполнен глубоким смыслом, говорить не хочется, есть лишь желание наслаждаться красотой созданного чуда. Сознанию не дано этого понять, это можно лишь почувствовать сердцем и насладиться здесь и сейчас в тишине и внутреннем спокойствии. А сердце не обманешь. Оно всё знает и всё чувствует!



© 2010-2022