Программа кружка Умелые руки

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Работа в кружке спланирована так, чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами буду начинать с более простых поделок.

Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Занятия в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.

На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.

Направление деятельности: художественно-эстетическое

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника - оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цель программы: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями .

3. Научить выполнять «потайной» шов.

4. Обучать шитью мягкой игрушки и сувениров из меха, выполнению аппликации из лоскутков.

5. Обучать художественному моделированию из бумаги.

6. Обучить приемам конструирования поделок из природного материала.

Развивающие

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать внимание, память, воображение, усидчивость.

3.Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно - практический опыт учащихся.

Воспитательные

1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.

2. Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.

Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -10 лет, на 1 год обучения: 76 часов в год, 1 раз в неделю.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Умелые руки»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Работа с природным материалом

18

2

16

3

Работа с тканью, мехом

12

2

10

4

Работа с бросовым материалом

20

2

18

5

Работа с пластилином

6

2

4

6

Работа с бумагой

16

2

14

7.

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО

76

14

62

Вводное занятие

Правила по технике безопасности.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Поделки из природного материала

Природа в жизни и искусстве. Сбор и хранение материала. Об охране природы. Отражение красоты природы в искусстве. Использование природного материала в декоративно- прикладном искусстве.

Время сбора материала. Естественная сушка. Воздушная сушка. Хранение сухих цветов и другого природного материала.

Инструменты и материалы, Крепеж, Основы для композиций. Инструменты. Использование нетрадиционных материалов. Практическая работа. Подготовка основы для композиции.

Виды поделок из различного природного материала. Флористика, панно, букеты из сухих цветов, игрушки- поделки, сувениры.

Практическая работа. Изготовление небольших поделок из природного материала.

Композиция. Что такое композиция и какую роль она играет в аранжировке.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров- шишки, коряги.

Работа с тканью, мехом

Знакомство с различными видами ткани. Шитье мягкой игрушки. Изготовление игрушек-сувениров. Изготовление настенного кармашка для мелочей.

При работе с тканью дети осваивают шов «вперед иголку». Затем используют полученные навыки для изготовления и оформления мягкой игрушки.

Работа с бросовым материалом.

Виды поделок из бросового материала. Инструменты. Изготовление работ на различной базовой основе с применением различных материалов по выполненному эскизу. Выполнение сувениров различной степени сложности.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок- пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки

, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используют картонные коробки различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.

Работа с пластилином.

Пластилиновая аппликация на стекле .Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев.

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликации на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу

Работа с бумагой.

Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

Художественное моделирование из бумаги путем складывания.

Изготовление поделок в технике оригами (бабочка, лягушка)

Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций.

Знакомство с техникой квиллинга. Изготовление поделок в технике квиллинг.

Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика- из элементов, полученных путем обрывания.

При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым занятием выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции. Учащимся даются навыки работы в технике квиллинга.

Итоговое занятие

Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

Рекомендации по проведению занятий и методическое

обеспечение программы

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы - изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.

Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.

Таким образом, для работы необходимы:

Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.

Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток, ручка с пустым стержнем.

Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски, металлическая пластина для чеканки.

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;

  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;

  • практические занятия по изготовлению поделок и оформлению

творческих отчетов о проделанной работе.

Методы

Приемы

Объяснительно-

иллюстративные

Рассказ, показ, беседа

Репродуктивные

Практические занятия

Эвристические

Творческие задания

Ожидаемые результаты

1.Укрепление физических и психологических сил детей.

2.Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.

3. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

5. Формирование способности применять теоретические знания на практике.

Оценка результатов работы

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Часы

Дата

1.

Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте.

2

Работа с природным материалом

18

2.

Экскурсия в лес для сбора природного материала. Показ различных видов сушки и хранения природного материала.

2

3.

Рыбка и бабочка из шишек

2

4.

Мишка косолапый и хитрая лиса из шишек и семян растений

2

5.

Аппликация из осенних листьев

2

6.

Лесное царство (коллективная работа)

2

7.

Знакомство с соломой. Подготовка соломы к работе.

2

8.

Аппликация из соломы-цветок.

2

9.

Соломенная кукла.

2

10.

Самостоятельная творческая мастерская.

2

Работа с бумагой и картоном.

16

11.

Знакомство с различными видами бумаги и картона и их обработки. Техника Оригами.

2

12.

Бабочка. Лягушка. Техника оригами.

2

13.

Мой щенок. Обрывная аппликация.

2

14.

Изготовление елочных игрушек.

2

15.

Лебедь. Изготовление модулей.

2

16.

Лебедь, продолжение работы.

2

17.

Знакомство с техникой квиллинга. Изготовление снежинок.

2

18.

Самостоятельная творческая мастерская.

2

.

Работа с пластилином

6

19.

Знакомство с материалом. Знакомство с различными техниками лепки.

2

20.

Пластилиновая аппликация на картоне с использованием камешков, семян, листьев.

2

21

Пластилиновая аппликация на стекле по замыслу учащихся.

2

Работа с бросовым материалом

20

22.

Изготовление игрушек из бросового материала: коробки, упаковочная бумага, газеты.

2

23.

Изготовление гирлянд (коллективная работа)

2

24.

Знакомство и изготовление чеканки (по образцу)

2

25.

Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом

2

26.

Ваза с фруктами (из мятой бумаги)

2

27.

Матрешки (из мятой бумаги)

2

28.

Робот (из коробочек из-под сока)

2

29.

Сова (из дисков)

2

30

Цветы из пластиковых бутылок

2

31.

Работа по замыслу учеников.

2

Работа с тканью и мехом

12

32.

Изготовление игрушек-сувениров

2

33.

Шитье мягкой игрушки. «Собачка»

2

34.

Шитье мягкой игрушки. Плоскостная игрушка «Заяц»

2

35.

Изготовление настенного кармашка для мелочей.

2

36.

Изготовление настенного кармашка для мелочей.

2

37.

Кукла из старой перчатки «Черепаха»

2

38.

Итоговое занятие.

2

76

Список литературы:

  • Гудилина С. И. "Чудеса своими руками»

  • Гукасова А. М. "Рукоделие в начальных классах".

  • Гусакова М. А. "Аппликация". М., Просвещение.

  • Гусакова М. А. "Подарки и игрушки своими руками".

  • Докучаева Н. "Сказки из даров природы".

  • Кочетова С. В. "Игрушки для всех" (Мягкая игрушка)

  • Нагибина М.И."Природные дары для поделок и игры".

. Сайт Страна Мастеров

stranamasterov.ru

. Сайт Всё для детей

allforchildren.ru


© 2010-2022