Особенности кружковой работы с детьми девиантного поведения

Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

дЗЕРЖИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ






Особенности кружковой работы с детьми девиантного поведения



Руководитель кружка Быкова Наталья Петровна


Из опыта работы с детьми Центра СПРД. Приемы, методы и формы работы. Приложение.







Особенности кружковой работы с детьми девиантного поведения


Девиантное поведение-совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

К группе детей с девиантным поведением обычно относят тех, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Чаще всего дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

В последнее время проблема общения с детьми данной категории стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность их растет. Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни. Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами, почитать с ним книгу или просто обсудить насущные проблемы. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики. Или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по Интернету или играют в компьютерные игры. Общество испытывает духовно-нравственный кризис.

Мир не справляется со своими детьми. Наблюдается рост детских домов, жестокое обращение с детьми, увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав. Агрессия и безнравственность поглощают молодое поколение.

Над этими проблемами задумываются многие педагоги. Мне тоже представилась возможность поработать с такими детьми, когда был открыт кружок «Прикладное искусство» на базе Центра социальной психологической реабилитации детей (СПРД). Более десяти лет назад это был Приют для детей и подростков «Солнышко». Дети в кружке разновозрастные, самому маленькому шесть лет, а самому взрослому- семнадцать. Дети из социально незащищенных семей, дети с разными проблемами.

В кружке воспитанники работают с разными видами материалов: бумага, картон, пластик, ткань, глина, пластилин, фанера, природный материал. В разных техниках: аппликация, оригами, конструирование, коллаж, выпиливание, квиллинг, лепка, вышивка, авто-, авиамоделирование и ракетостроение и т. д. Процесс обучения строится на ступенчатом изучении тем, от простого к сложному, дети знакомятся с различными инструментами, видами материалов, техниками.

Моя задача как руководителя кружка-создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок-росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога- помочь ему в этом.

Основная форма работы с детьми - это практическое групповое занятие, применяется и индивидуальная форма работы, так как такие дети требуют особого внимания. Вспомогательными формами являются экскурсии, посещение выставок, беседы, встречи с интересными людьми, сюжетно-ролевые игры, праздники, прогулки, викторины, КВН, творческие выставки работ детей. Занятия кружка проходит во взаимодействии с другими видами деятельности, например, занятия разного направления: обучение основам математики, наблюдение за окружающим миром, подвижные и оздоровительные игры. В ходе изучения курса ребятам предлагается участие в праздниках, конкурсах, викторинах, выставках, экскурсиях. В процессе работы на занятиях кружка дети готовят творческие работы для участия в различных мероприятиях по декоративно - прикладному искусству и техническому творчеству. Ребята неоднократно являлись дипломантами городских и областных конкурсов, таких как ежегодная выставка-конкурс в областной станции юных техников (г. Донецк) по декоративно-прикладному творчеству «Знай и люби свой край» и начальному техническому моделированию. Кружковцы принимают участие в выставках и конкурсах, которые проводит наш город. Многие работы заняли призовые места и были отмечены дипломами.

В Центр СПРД попадают дети из социально несостоятельных, где не могут подать пример, привить законы человеческой морали. Дети видят родителей, употребляющих алкогольные напитки, для них характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. Некоторые состоят на учёте в службе по делам детей, секторе криминальной милиции по делам детей.

Подготовительным этапом перед началом занятий с детьми в кружке, является общение с психологом ЦСПРД, потому что он проводит большую работу с воспитанниками ЦСПРД и его диагностика развития детского коллектива, его видение взаимоотношений между детьми оказывают неоценимую помощь в организации работы. Именно психолог помогает определить проблемные моменты в развитии коллектива и отдельных учащихся, может познакомить с возрастными особенностями и изменениями в развитии воспитанников. Сотрудничество с психологом и социальным педагогом ЦСПРД дает возможность определить те проблемы, которые необходимо решить в текущем учебном году, и те, над которыми необходимо продолжить работу в дальнейшем.

При сотрудничестве с психологом, с социальным педагогом, а также с воспитателями ЦСПРД планируются мероприятия, обращающие внимание детей на положительные примеры поведения. Тем самым помогаем детям достигнуть успеха в построении себя как личности. Обращается особое внимание на искусство распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать или корректировать. Мероприятия, проводимые в кружке, планируются на основах народной педагогики, традиций и обычаев. Дети делают то, что им интересно, то, что у них получается. А « раз взялся за гуж, то не говори, что не дюж», тем более что всегда есть у кого спросить, с кем посоветоваться. Ребята учатся оценивать свои способности и возможности, поэтому в зависимости от того, в каком мероприятии надо проявить себя, они предлагают кандидатуры участников, но вместе с тем и сами не остаются безучастными. В группе ведется мониторинг полезных дел, в нем учитывается все. Поэтому в любом мероприятии есть участники, есть те, кто помогает в подготовке, есть активные болельщики. А результат-призы, грамоты, дипломы. Большое внимание в работе с детьми ЦСПРД уделяется нравственному воспитанию учащихся. Поэтому в воспитательный план включены занятия нравственности. Акцент делается на воспитание таких качеств, как умение владеть собой, заботливость, милосердие, доброта и чуткость, отзывчивость. Вот такие темы вместе с воспитанниками изучаются с целью воспитания заботливости и милосердия:

  • Добро не терпит промедления;

  • Как ты понимаешь человечность, искренность?

  • Что такое дружба?

  • Взаимопонимание, согласие между членами семьи.

  • Нормы литературной речи.

  • Каким человеком ты хотел бы стать?

  • Правила общения с незнакомыми людьми.

Не скажу, что с детьми Центра СПРД работать легко. Но не смотря на трудности в работе с такими детьми, ни в одном сериале, ни в одном романе вы не увидите и не прочитаете о такой любви, на которую способны эти дети - «особые» дети. Некоторые из них пришли и ушли, а есть такие, которые выросли на твоих глазах, попадали в ЦСПРД неоднократно. Если бы вы знали, как трогательно наблюдать за ними: за какое-то мгновение из просто мальчишек появились маленькие, но уже настоящие мужчины, а из девчонок - женственные, стройные кокетки. С каждым днем они становятся старше, узнают что-то новое, интересное, стараются прожить день достойно.

Могу смело заявить: между мною и детьми Центра социальной психологической реабилитации детей царит уважение и взаимопонимание. Мы вместе радуемся своим успехам, решаем сообща возникающие проблемы. Девиз наших отношений- поддержка и взаимовыручка.

Ребенок с девиантным поведением- это ребёнок, который:

  • не идёт на контакт с родителями;

  • не может найти общий язык с окружающими;

  • портит домашнее и школьное имущество;

  • издевается над младшими и стариками;

  • дерётся и издевается над другими детьми;

  • мешает проведению уроков;

  • не выполняет школьные требования;

  • прогуливает учебные занятия;

  • постоянно обманывает, ворует;

  • испорчен улицей, связан с плохой компанией.

Среди причин, порождающих детей с девиантным поведением, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

  • незнание их интересов и потребностей;

  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

  • усиление влияния псевдокультуры;

  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

  • «эпидемия» разводов;

  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

С чего начать работу с такими детьми? Быть примером, приобщить к культуре, труду, творчеству, показать светлые стороны бытия ребенку - вот она, наша цель.

Надо начать с себя. Наладить любыми способами контакт, придумать такие формы работы с ними, с помощью которых удастся устранить проблемы в работе с таким детьми .

В работе с детьми девиантного поведения я стараюсь основываться на принципах личностно-ориентированного подхода. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчака Я., Сухомлинского В.А., Роджерс, Френе, Штейнера и др.). В реализации наставником личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к данной категории детей:

К благополучным детям

К детям с девиантным поведением

1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

Любить и уважать детей с девиантным поведением сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;

говорить с ребенком как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы оптимистическую гипотезу, верить в исправление: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

2.Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему

Предоставлять ребенку возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; организовать переубеждение на его собственном опыте.

3.Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка

Предъявляя требования к ребенку, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить, не унижать его.

4. Создавать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

Обращаться за помощью, искать положительное в ребенке, опираться, делать ставку на проявление; не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков.

5.Учить школьника видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

Всячески поддерживать усилия ребенка по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; вовлекать и включать его в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

6.Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников

Влиять на ребенка, прежде всего на примере собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, детям; беречь ребячьи тайны, не предавать их, требовать от себя больше, чем от окружающих.

В целом, все приемы и формы работы с детьми можно разделить на две группы: приёмы, направленные на подавление отрицательных качеств ребёнка и приёмы, направленные на развитие.

Группа приёмов №1. Приемы, способствующие развитию положительных качеств личности и подавление отрицательных. Приемы, способствующие упражнению в нравственных поступках и накоплению социально ценного, положительного жизненного опыта:

- организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не достиг сверстников и не начнет хорошо выполнять ту или иную работу);

- организация успеха в общественно полезной трудовой деятельности (заключается в помощи ученику при овладении им трудовыми умениями и навыками);

- вовлечение в интересную деятельность, в участие в массовых мероприятиях (приводит к перевесу положительных тенденций развития личности над отрицательными благодаря увлеченности и успехам, достигаемым в процессе этой деятельности);

- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также веры в себя, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям);

- убеждение (заключается в разъяснении и доказательствам правильности и необходимости определенной линии поведения);

- доверие (заключается в поручении ученику ответственного задания);

- нравственное упражнение (заключается в организации условий, требующих проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить);

- ожидание лучших результатов (заключается в том, что наставник объявляет о том, что ждет лучших успехов от воспитанника, что способствует формированию у него положительных мотивов учения);

- пробуждение гуманных чувств (заключается в организации таких условий, которые вызывают у ребенка сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие).

Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником:

- проявление доброты, внимания, заботы (ведет к пробуждению у школьника радости, благодарности, желания порадовать учителя);

- просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство гордости и собственного достоинства);

- поощрение-одобрение, похвала, награда; авансирование личности (высказывание положительного мнения о ребенке или представление ему определенного блага, несмотря на то, что он этого еще не заслуживает, что вызывает у него моральную обязанность вести себя соответствующим образом);

- обходное движение (подразумевает отведение от ребенка заслуженного обвинения со стороны группы, что вызывает у него чувство признательности к педагогу; проявление огорчения (пробуждает у ребенка чувство огорчения и стыда);

- прощение (в определенной ситуации педагог не прибегает к наказанию, несмотря на совершенный поступок);

- проявление умений и превосходства наставника в какой-то области (вызывает восхищение ребят своим педагогом, признание ими его авторитета и способствует положительным изменениям в поведении).

Группа приёмов №2. Приемы, способствуют преодолению отрицательных качеств и развитию положительных:

- параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников с тем, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося);

- намек (ребенку даю почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию);

- ласковый упрек (беседа в благожелательном тоне и как бы невзначай, высказывание в мягкой форме порицания);

- мнимое безразличие (включается в создание такой педагогической обстановки, когда на проделки ученика как бы никто не обращает внимания. Неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования);

- ирония (заключается в показе провинившегося ученика в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности);

- мнимое недоверие (выражение недоверия, сомнения в том, что ученик может преодолеть самостоятельно свои недостатки);

- организация естественных последствий (заключается в том, что за проступком ребенка следует для него неприятность, вытекающая из той ситуации, которую он же и создал).

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя проводить свой досуг - острая проблема детей с девиантным поведением. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. С другой стороны, наблюдается неумение детей рационально использовать свое свободное время, неразвитость у них умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения, умения и навыки самоорганизации, планирование своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. А для этого нужно:

  • Изучать интересы и способности детей с девиантным поведением.

  • Привлекать в общественно полезную деятельность, кружки и спортивные секции, движения милосердия.

  • Поощрять любые виды художественного и технического творчества, участие в общественных и внутрикружковых мероприятиях.

  • Использовать методику «Ситуация успеха» (Приложение 1), проживая которую, ребенок приобретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек.

  • Создавать атмосферу доверия и взаимоподдержки в детском коллективе.

Следует помнить, что общим принципом педагогики является гуманно-личностный подход к ребенку. Можно выделить следующие особенности его применения к детям с девиантным поведением:

  • любить и уважать проблемных детей сложнее, чем хороших, но любовь и забота нужна им больше, так как они, как правило, обделены этим;

  • говорить с детьми как с взрослыми; не ломать резко их нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно;

  • взять в основу работы с оптимистическую гипотезу, верить в их исправление;

  • предоставлять ребенку возможность проявить себя с положительной стороны;

  • организовать переубеждение на их собственном опыте;

  • предъявляя требования к ребенку, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;

  • быть с ребенком искренним, не лицемерить, не унижать его;

  • не скупиться на поощрения и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков;

  • всячески поддерживать усилия ребенка по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;

  • влиять, прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к людям, к детям.

Дети с девиантным поведением - это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Для общения с такой категорией детей требуются особые люди, способные к состраданию, пониманию, терпению и бережному выхаживанию истощенных душевных сил воспитанников.

Пусть слова С. Давыдовича станут для каждого педагога призывом не опускать руки в работе с такими детьми, а попытаться понять их и помочь им:

Вот он сидит перед нами, взгляните.

Сжался пружиной, отчаялся он.

С миром оборваны тонкие нити,

Словно стена, без дверей и окон.

Вот они главные истины эти:

Поздно заметили… Поздно учли…

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли.

Литература:

  • Рожков М.И. «Воспитание трудного ребенка», Москва, ВЛАДОС, ИМПЭ им.А.С.Грибоедова, 2001 г.

  • Степанов В.Г., «Психология трудных школьников», учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, Москва, 2001 г.

  • Тихомирова Н.К. и другие «Работа с трудными детьми», методические рекомендации для учителя, Москва, 1996 г.









Приложение:

Годы детства - это прежде всего воспитание сердца (В.А Сухомлинский)

Ребёнок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает (Э. Бомбек)

Из самых диких жеребят выходят самые лучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить (Плутарх)

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны

Пример же - никогда.

Тот лучший проводник-

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать -

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрый слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет .

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

ПРИТЧА

В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил Мудрый Наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя - милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один-единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.

После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.

Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось, и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.

С этим вопросом он пришёл к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутренне развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вёл себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит», - сказал ему наставник.

Мальчик повернулся и ушёл, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: «Эта история - не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь она важна не тем, кого воспитывают. А тем, кто воспитывает».

Помогите своим ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения, не забывая прежние.


© 2010-2022