• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка открытого занятия Тема: Учет кассовых операций Профессиональный модуль 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

Методическая разработка открытого занятия Тема: Учет кассовых операций Профессиональный модуль 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет

им. Г.И. Носова»

Многопрофильный колледж












Методическая разработка открытого занятия

Тема: Учет кассовых операций


Профессиональный модуль 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации




Преподаватель: Леонова Ирина Владимировна

















Магнитогорск: 2015г.

Согласовано

Предметно-цикловой комиссией Экономика, бухгалтерский учет и земельно-имущественные отношения

Председатель _________________ /Н.Н. Колесникова

Протокол № _____ от ____ _________20___






Составитель:

преподаватель ФГБОУ ВПО «МГТУ» МпК ________________/И.В. Леонова

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

ПМ 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации

Профессиональный модуль направлен на формирование:

Общих компетенций:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

О Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Профессиональных компетенций:

ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.2 Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.









Тема учебного занятия «Учет кассовых операций»

Дидактическая цель: формирование умения проводить учет кассовых операций,

оформлять кассовые документы, заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию.

Развивающая цель: развивать внимание, научить выделять главное, обобщать и делать выводы, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная цель: формирование личностных качеств: ответственность, внимательность; воспитание познавательного интереса к будущей профессии.

Организационная форма проведения занятия: практическое занятие.

Методическое обеспечение урока:


  1. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: [Электронный ресурс]. Учебник / Н.П. Кондраков. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 681 с.- (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) - Загл. с экрана-ISBN 978-5-16-004888-8

-Режим доступа znanium.com/bookread.php?book=390406.


  1. Гомола, А.И. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.и. Гомола, В.И. Кириллов, С.В. Кириллов. - 6-е изд.. испр. и доп. - М. Издательский Центр «Академия» 2010.- 416с. - ISBN 978-5-7695-7357-6

3.Указание Центрального банка Российской Федерации от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.

4.Указание Центрального банка Российской Федерации от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»

5.СПС «Консультант плюс»

Межпредметные связи

Обеспечивающие дисциплины/профессиональные модули

Профессиональный модуль

Обеспечиваемый профессиональный модуль

ОП.01 Экономика организации

ОП.08 Основы бухгалтерского учета

ОП.06 Финансы, денежное обращение и кредит

ОП.03 Менеджмент

ПМ 05 Выполнение работ по должности кассир

ПМ01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации

ПМ 02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации



ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности


Внутрипредметные связи

Обеспечивающие темы

Изучаемая тема

Обеспечиваемые темы

Счета бухгалтерского учета

Бухгалтерские документы

Рабочий план счетов бухгалтерского учета организации

Учет кассовых операций

Учет расчетов с дебиторами

Инвентаризация денежных средств





Ход занятия

Этап

занятия

Дидактические задачи этапа

занятия

Методы и принципы

обучения

Деятельность преподавателя

Рефлексивная деятельность

студентов

1

2


3

5

I. Организационный этап занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

словесный

Предъявление единых педагогических требований:

- приветствие;

- выявление отсутствующих на уроке;

- проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.


Психологическая установка на восприятие материала занятия

словесный

Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию темы занятия.

II. Вводный этап занятия

Подготовка к основному этапу занятия.

Наглядный, словесный



Формулировка темы занятия, постановка целей занятия


  1. Проверка домашнего задания

Установление правильности и полноты выполнения домашнего задания.

Организация контроля практического опыта, умений и знаний студентов и их коррекция.

Повторение пройденного учебного материала при выполнении тестового задания

  1. Сообщение темы


Тема занятия: Учет кассовых операций

Запишите тему в тетради

Записывают в тетради тему занятия.

  1. Постановка цели

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.

Перед Вами стоит следующая цель: научиться отражать на счетах бухгалтерского учета операции организации по кассе с наличными денежными средствам, оформлять документы формы КО и учетные регистры по счету 50 «Касса».

Вы будете:

уметь: - проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

- оформлять денежные и кассовые документы;

- заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерии

Обучающиеся осмысливают и записывают цель в терминах «уметь», «знать».

  1. Мотивация

Обеспечение возникновения у студентов мотива - внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии.

Организация деятельности студентов на самостоятельное формирование мотивации учения, применение полученных знаний и умений при выполнении курсовой работы и выпускной квалификационной работы.

Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта.

  1. Входной контроль

Актуализация опорных знаний.

Реализация связей:

  • межпредметных

  • внутрипредметных (материал предыдущих уроков).

Входной контроль.

Вопросы базовых дисциплин/профессиональных модулей или предыдущих занятий. (смотреть Приложение1)

Повторение пройденного учебного материала при выполнении тестового задания.

  1. Коррекция опорных знаний.

Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях студентов.

Разбор вопросов, вызвавших затруднения.

Организация взаимопомощи.

Определяют и восполняют пробелы в знаниях.


III. Основной этап занятия.





  1. Формирование ориентировочной основы учебной деятельности. Изучение нового материала.

Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (правил, принципов, алгоритмов, методов, особенностей).


Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный

Вернёмся к теме и целям урока

Изложение новой информации, составление алгоритма деятельности студентов по ее практическому применению.

Содержание: (смотреть Приложение2)

Воспринимают, осмысливают способы действий.

Составляют алгоритм (последовательность) выполнения работы по практическому применению полученных знаний.

  1. Первичное закрепление базисного уровня.

Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала на основе алгоритма действий.


Расчет с применением дидактических материалов

Объяснение очередности заполнения документов по учету кассовых операций.

Выполняют практические задания под руководством преподавателя.

  1. Проверка понимания алгоритма действий.

Определение возможности допуска студентов к самостоятельной работе.

Наглядный, словесный

Контроль уровня полученных знаний.

Организация самоконтроля. (смотреть Приложение3)

Отвечают на вопросы теста самоконтроля. Воспроизведение знаний ориентировочной основы действий.

Сравнение своих ответов с эталонами.

IV. Заключительный этап занятия.

Анализ и оценка успешности достижения цели урока.

словесный

  1. Подвести итоги. Анализ работы каждого студента.

  2. Сообщить оценку качества работы каждого студента.

  3. Отметить, кто добился отличного качества работы.

  4. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе студентов и рекомендации по их устранению.

Самоанализ выполненной работы.


Мотивация.

Формирование у студентов ориентации на успех.

словесный

Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых).

Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

словесный

Сообщение домашнего задания:

  1. Оформить блок проводок по счету 50 «Касса»

  2. Сделать схему документооборота по кассе.

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.


Содержание основных этапов занятия, раздаточный материал, демонстрационные слайды представлены в приложениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Входной тест



1. Выберите, кто на предприятии устанавливает график движения бухгалтерских документов?

а)налоговый инспектор;

б)главный бухгалтер;

в) руководитель организации.


2. Выберите, какие действия необходимо выполнить, если в приходном кассовом ордере неправильно записана прописью сумма принимаемых денег?

а) исправить ошибочную запись;

б) переписать документ;

в) почистить запись и написать правильную.


3. Бухгалтерский документ - это:

а) устное распоряжение руководителя;

б) протокол совещания;

в) обмен мнениями между должностными лицами;

г) банкнота;

д) бумажный носитель информации с наличием обязательных реквизитов.

4.Денежные средства отражаются в балансе в разделе:

А) вне оборотные активы;

Б) капитал и резервы;

В) оборотные активы;

Г) долгосрочные обязательства.


5.Каким документом оформляется выдача денежных средств из кассы подотчетному лицу:

А) расходный кассовый ордер;

Б) чек;

В) платежное поручение;

Г) авансовый отчет.


6.Кто является распорядителем денежных средств организации:

А) кассир;

Б) бухгалтер;

В) руководитель организации;

Г) главный бухгалтер.


7.Лимит по кассе организации устанавливает:

А) коммерческий банк;

Б) сама организация;

В) Банк России.
















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Практическое занятие

Учет кассовых операций


Формируемая компетенция:

ПК1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

Выполнив работу, Вы будете:

Уметь:

- проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

- оформлять денежные и кассовые документы;

- заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерии

Цель работы: научиться отражать на счетах бухгалтерского учета операции организации по кассе с наличными денежными средствами.

Материальное обеспечение:

Учебники (см. список литературы), конспект лекций, калькуляторы.

Задание

1. Журнал регистрации хозяйственных операций за апрель.

Содержание хозяйственных операций

сумма

Д

К

1

Приходный кассовый ордер № 144 от 03.04.

Получено от Петрова В.И. в возмещение материального ущерба.

182

2

Приходный кассовый ордер № 145 от 05.04.

Получено по чеку № 235476 на выдачу заработной платы за март.


125700

3

Расходный кассовый ордер №96 от 07.04.

Выдана заработная плата по ведомостям № 14,15

123650

4

Расходный кассовый ордер № 97 от 08.04.

Выдано Ивановой Т.И. под отчет на хозяйственные нужды.

1500

5

Расходный кассовый ордер № 98 от 08.04.

Возврат в банк по квитанции № 45 депонированная заработная плата


6

Расходный кассовый ордер № 99 от 12.04.

Выдано под отчет Сидорову В.С. на представительские расходы.

1000

7

Расходный кассовый ордер № 100 от 14.04.

Выдано под отчет Орешкину О.П. на командировочные расходы.

1200

8

Приходный кассовый ордер № 146 от 16.04.

Поступила выручка по счету № 351 .

14180

9

Приходный кассовый ордер № 147 от 17.04.

Получено от Сидорова В.С. в возмещение подотчетных сумм.

50

10

Приходный кассовый ордер № 148 от 20.04.

Получено по чеку № 235477 на хозяйственные расходы.

5500

11

Расходный кассовый ордер № 101 от 21.04.

Выдано под отчет Соколову П.В. на командировочные расходы.

3200

12

Расходный кассовый ордер № 102 от 21.04.

Выдано Ивановой Т.И. под отчет на хозяйственные нужды.

1700

13

Приходный кассовый ордер № 149 от 24.04.

Поступила выручка по счету № 363 .

18480

14

Расходный кассовый ордер № 103 от 26.04.

Выданы удержанные из заработной платы алименты.

1470

15

Расходный кассовый ордер № 102 от 21.04.

Возврат в банк по квитанции № 46 сверхлимитные суммы ( лимит 4800 )


2. Журнал-ордер № 1

по кредиту счета № 50 "Касса" за апрель

дата

№ документа

С кредита счета № 50 в дебет счетов

итого

51

70

71

76







итого


В Главной книге отражен " "_____

исполнитель

3. Ведомость № 1

по дебету счета № 50 "Касса" за апрель

Сальдо на 01.04.

дата

№ документа

В дебет счета № 50 с кредита счетов

итого

51

90

71

73





дата

№ документа

В дебет счета № 50 с кредита счетов

итого



итого


Сальдо на 30.04.

Порядок выполнения работы

1. Оформить в журнале хозяйственных операций движение наличных денежных средств по кассе.

2. Рассчитать суммы операций № 5,15.

3.Составить схему счета 50 " Касса", сальдо на 01.04. 5200.

4.Оформить первичные кассовые документы в СПК «Консультант плюс»:

- приходные кассовые ордера;

- расходные кассовые ордера, используя журнал регистрации операций за апрель.

5.Заполнить кассовую книгу (отчет кассира) за апрель (СПК «Консультант плюс»).

6. Заполнить журнал-ордер № 1 , используя журнал регистрации операций за апрель (практическая работа №18). Журнал-ордер № 1 регистрирует обороты по кредиту счета № 50.

7. Заполнить ведомость № 1 , используя журнал регистрации операций за апрель.

Ведомость № 1 регистрирует обороты по дебету счета № 50.

8.Провести сверку полученных результатов с данными схемы счета 50 и кассовым отчетом.

Форма предоставления результата

Заполненные таблицы, оформленные документы.



5

© 2010-2022