- Преподавателю
- Другое
- Библиотека как центр информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся
Библиотека как центр информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кунязова А.С. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Библиотека как центр информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся
Кунязова Айсулу Социаловна
методист Инновационного центра
развития образования и воспитания
Павлодарской области
Вместе с меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируется деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развития информационного общества школьная библиотека становится центром учебного процесса, а также площадкой для педагогических инноваций. Мощный, технологически оснащенный библиотечно-информационный центр при обучении школьников комплексу знаний и умений в работе с информацией начинает играть центральную роль.
В условиях непрерывного расширения информационного пространства на школьных библиотекарей возлагается функция обучения школьников и учителей навыкам работы с информацией, что выдвигает необходимость постоянного повышения квалификации и профессионального роста.
В условиях перехода к обществу знаний по-новому осмыслена миссия библиотек общеобразовательных учреждений. Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формировании информационной культуры личности.
Значительные изменения претерпела технология работы школьной библиотеки, представляющая собой совокупность определенных процессов и операций, обеспечивающих нормальное ее функционирование. Сегодня достижение качественно нового уровня библиотечно-информационного обеспечения в школах связывается с внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность каждой библиотеки (электронные каталоги, автоматизированные библиотечно-информационные системы и т. п.). В этих условиях нарастает процесс интеграции традиционных и инновационных методов (способов) библиотечно-информационного обслуживания.
Поскольку школьные библиотеки призваны осуществлять информационно-библиотечную поддержку процесса обучения и воспитания, ориентируясь на инновации в данной сфере, это заставляет их стремиться к изменению состава библиотечных фондов, во многом определяет современные подходы к комплектованию, вынуждает искать новые методы работы.
Библиотека образовательного учреждения является частью информационно-образовательного пространства, формирующегося и активно развивающегося в XXI в., и представляет собой культурно-просветительный и научно-вспомогательный социальный институт, обеспечивающий аккумуляцию и общедоступность документально-информационных ресурсов.
Документные фонды школьных библиотек, включающие учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, периодические издания, дополняются учебными видеофильмами, мультимедийными учебниками и учебными пособиями, справочниками и энциклопедиями, обучающими программами и т. п. В школах активно используются образовательные Интернет-ресурсы. культура
Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последующие годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности. «Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий».
Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.
Дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками информации. Удобнее всего это делать в библиотеках.
Организация такой систематической практики школьников должна быть результатом объединённых усилий школы и библиотеки.
Основные направления работы по формированию информационной культуры школьников следующие:
I. Комплектование библиотечного фонда.
-
Информационная и методическая работа.
-
Массовая работа со школьниками.
-
Индивидуальная работа с читателями.
-
Систематическое повышение собственного профессионального уровня.
Работа с информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. Именно библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи. Это также и площадка для реализации уже полученных навыков, для проявления творчества (и не только литературного), и, самое главное, для проявления самостоятельности.
Работа по формированию информационной культуры школьников будет эффективной только в том случае, если именно школьной библиотеке удастся стать координационным центром, наладить информационную, документную и методическую поддержку этой деятельности.
Библиотека, являясь структурным подразделением школы, ставит перед собой задачи по подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества:
1) научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях и т.д.);
2) приобщать учащихся к научной, художественной, справочной литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;
3) развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся.
Работа по формированию информационной культуры учащихся ведется в библиотеке по плану. Создается система занятий, в ходе которых учащиеся приобретают информационные навыки постепенно, для каждого класса - своя тематика, учитывающая содержание учебных программ по отдельным предметам. При отборе форм и методов учитываются возрастные особенности учащихся.
Основными направлениями в работе библиотеки должны стать:
- информационно-библиографическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- развитие творческого потенциала личности школьника средствами приобщения к чтению, показывая на внеклассных мероприятиях привлекательность имиджа читающего человека;
- активизация интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями, коррекция их поведения и социальной адаптации через общение с книгой;
- приобщение учащихся к использованию компьютера для получения новых знаний;
- обучение приёмам самостоятельной работы с книгой, поиска информации на электронных носителях, навыков пользователя всесторонними знаниями.
Школьный возраст - это именно тот возраст, когда закладываются основы личности, вырабатывается система ценностей, формируются приоритеты, осознание себя белорусом, ощущение принадлежности к национальной культуре - процесс, в котором книга играет важную роль. В связи с этим на базе библиотеки должны проводиться мероприятия, посвященные знаменательным датам, праздникам, оформляться тематические выставки книг, например, ко Дню Победы в Великой Отечественной войне может быть оформлена тематическая полка «Читаем книги о войне».
В школе в качестве факультативного может быть введен интегрированный курс по работе над формированием информационной культуры учащихся, например, курс «Основы информационной культуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.
Основные задачи: дать представление учащимся о современных информационных технологиях; научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее; приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней; укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.
В работе с учащимися могут быть использованы различные методические приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.
Таким образом, информационная среда школьной библиотеки сегодня является как ресурсной, то есть технической системой, позволяющей хранить информацию, извлекать ее и предоставлять пользователю, так и коммуникационной и выступает в данном случае как неотъемлемый фрагмент культуры.
Библиотека в школе служит местом встречи, коммуникации представителей различных групп. Через библиотеку появляется возможность формирования разнородных, разновозрастных групп, в которых принимают участие совместно педагоги школы, родители и учащиеся.
Читатель сегодня объективно заинтересован в расширении ассортимента предоставляемых библиотекой информационных продуктов и услуг. Читателей сегодня привлекает не только книговыдача, возможность поработать с литературой в читальном зале, выставки, беседы, справки и обзоры и т.д., но и получение аннотированных списков литературы, копии статей, фрагментов книг, помощь в приобретении новых учебников, информирование о публикациях в периодической печати, возможность работы с электронным учебником
Формирование информационной среды библиотеки - это основной процесс в построении единого информационного пространства школы. Главный критерий оценки качества обучения не количество и разнообразие приобретенных знаний, а умение учащихся не только добывать знания, но и самим принимать участие в создании информационных ресурсов.
Школьная библиотека, представляя одно из начальных звеньев в цепи непрерывного образования, получает сейчас уникальный шанс поднять свой престиж, упрочить статус школьного библиотекаря за счет превращения библиотеки в особый центр - центр формирования информационной культуры личности. Центр, в котором учащиеся получают особую - информационную подготовку: овладевают знаниями и умениями организации информационного поиска как в традиционной (ручной), так и в новой информационной технологии, анализа и синтеза найденной информации, технологией самостоятельной подготовки необходимых в ходе обучения информационных продуктов.
Организация информационной подготовки учащихся требует четкого разграничения, дифференциации действий школьных библиотек и общеобразовательных учреждений в едином процессе информационного образования. Преодоление трудностей на пути поиска плодотворных решений по разработке методов и средств информационного всеобуча, разработки реального механизма взаимодействия образовательных учреждений и библиотек, потребует объединения усилий управленцев и организаторов, теоретиков и практиков библиотечной и образовательной сферы.
Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной культуры подрастающего поколения.
Для совершенствования деятельности школьных библиотек необходимо проводить работу в следующих направлениях:
- технически оснастить библиотеки;
- обновить и укрепить ресурсную базу школьных библиотек;
- обеспечить доступ библиотек к информационным ресурсам Интернета;
- сформировать единые электронные базы данных учебных фондов библиотек общеобразовательных учреждений;
- разработать форму ресурсной интеграции (обмен учебниками, необходимыми одному учебному заведению и невостребованными в библиотеке другого);
- создать положение о статусе базовых школ, в которых библиотеки, располагающие богатыми книжными фондами, выступали бы в качестве ресурсных центров;
- развить систему повышения квалификации работников библиотек общеобразовательных учреждений.
Для того, чтобы совместная деятельность учителей и школьных библиотекарей по информационной подготовке учащихся была продуктивной, необходимо специальное обучение самих организаторов этого процесса, овладение ими технологии формирования информационной культуры школьников. Такое обучение должно опираться на систему практико-ориентированных занятий; сопровождаться разработкой учебно-методической литературы и дидактических средств обучения основам информационной культуры школьников.
Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной культуры подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
-
Библиотека общеобразовательного учреждения: сб. регламентирующих док [Текст] / сост. Г.В. Чулкина, О.В. Козлова. - М.: ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО, 2000. - 80 с.
-
Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. - 214 с.
-
Бородина В.А. Библиотечное обслуживание [текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Бородина. - И: Либерея, 2004. - 168 с.
-
В помощь школьному библиотекарю: Инструктивно-методические материалы по деятельности школьной библиотеки. - Школьная книга, 2004. - 64 с.
-
Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры /Н. Гендина // Школьная библиотека, 2002, №7. - С. 34-38.
-
Дети. Книга. Библиотека. Поиски и обретения 90-х гг. - Челбинск, 2000. - 318 с.
-
Краткий справочник школьного библиотекаря. СПб, 2001.- 497 с.
-
Крук Н.В. Библиотека образовательного учреждения в информационном пространстве // Библиотековедение. - 2007. - № 1. - С. 23-29.
-
Мелентьеа Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества. - М: АСОПиР, 2001. - 417 с.
-
Чудинова В.П. Дети, библиотеки и новые массовые информационные технологии // Библиотековедение. - 2002. - №5. - С. 40-50.
Размещено на Allbest.ru