Научно-исследовательская работа по теме Мир школьных прозвищ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Новый Урал



Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»













Исследовательская работа на тему:

«Мир школьных прозвищ»







Выполнила:

Киржацких Лада Вячеславовна

Ученица 5 класса

МОУ СОШ п. Новый Урал

Руководитель:

Дементьева Мариям Сабырхановна

Учитель русского языка и литературы



п. Новый Урал

2015г.

Содержание.

Введение ___________________________________________________2-4.

Глава 1. Соотношение прозвища и имени собственного_____________5.

1.1. Из истории собственного имени_____________________________5.

2.1. Отличие имени от прозвища _______________________________6-7.

2.2. Особенности прозвищ как языкового явления _______________8-10.

Глава 2. Классификация прозвищ в МОУ СОШ п. Новый Урал______11.

2.1. Проведение анкетирования ______________________________11-12.

- выяснения наличия прозвищ у школьников

- выяснения времени и причин появления прозвищ

-выяснения отношения школьников к прозвищам

Заключение_________________________________________________13.

Список литературы __________________________________________14.

Приложение 1_____________________________________________15-16.

Приложение 2_______________________________________________17.

Приложение 3_______________________________________________18.

Приложение 4_______________________________________________19.



Введение


- Меня зовут Алиса, и я…

- Довольно дурацкое имя!- нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает?

-Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса.

- Вне всякого сомнения,- фыркнул Шалта- Болтай. - Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.

Л.Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»


Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.

Изучая дополнительную литературу, я узнала, что в языкознании выделяется особая отрасль - ономастика[4], которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел - антропонимика [4].

Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ. При изучении имен собственных в учебнике русского языка мы находим лишь одну информацию о прозвищах, что они пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.

Однако, по-моему мнению, изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.

Это обусловило выбор темы моей научно-исследовательской работы: «Мир школьных прозвищ».

Цель исследования:

- Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 5,6,8 классов, проанализировать отношение к прозвищам.

Задачи:

  • изучить научно-популярную литературу по данной теме;

  • провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ;

  • составить картотеку школьных прозвищ;

  • выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;

  • установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;

  • проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Объект исследования - система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.

Методы исследования:

- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

- анкетирование;

- анализ;

- сравнение;

- статистические исследования (подсчет, вычисления).

Актуальность исследования:

- Прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.

- Возникновение прозвищ - это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.

-Исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.

- Работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.

Наша гипотеза - существует мнение, что прозвище - категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?

Глава 1. Соотношение прозвища и имени собственного

1.1. Из истории собственного имени

Имена людей - часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека - своеобразный социальный знак[2]. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиутл человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют[2].

Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.

Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?


1.2. Отличие имени от прозвищ

Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя[2]. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе. Как подтверждение этого - отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»:

- Меня зовут Алиса, и я…

- Довольно дурацкое имя! - нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает?

- Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса.

- Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай-Болтай.

- Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.

Прозвище - неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих[2].

В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище - название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству»[3].

До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой и т. п.

После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь - крупному сильному человеку, Волк - одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц - человеку небольшого роста, трусливому, Короб - плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии[2].





1.3. Особенности прозвищ как языкового явления

Прозвище - явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.

Н.В. Гоголь писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, - ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». (Н.В. Гоголь «Мертвые души», т.1, гл.5)

Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик).

Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов - коллективное прозвище).

Но как возникают прозвища?

Исследования учёных показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ[2]:

  • по внешнему виду,

  • по месту рождения,

  • по характеру,

  • по виду деятельности.

Но есть и другие номинации:

  • по физическим,

  • интеллектуальным качествам,

  • по событиям или случаю из жизни.

Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период.

Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы.

Функции, которые они выполняют при этом:

- выдвижение лидеров микросообщества,

- выделение из группы отвергнутых людей,

- различение детей с одинаковыми именами,

- подчеркивание преемственности по родовой линии,

- поддразнивание и унижение,

- проявление симпатии.

По мнению ребят, прозвище - это

  • кличка

  • второе имя человека

  • псевдоним

  • секретное имя

  • ник






Глава 2. Классификация прозвищ в МОУ СОШ п. Новый Урал.


2.1. Проведение анкетирования с целью

- выяснения наличия прозвищ у школьников

- выяснения времени и причин появления прозвищ

-выяснения отношения школьников к прозвищам

Я провела анкетирование среди школьников 5,6,8 классов нашей школы (Приложение 1).

В анкетировании принимало участие - __ человек. Из них __ человек имеют прозвища. Это составляет - __ %.

По фамилии образованы прозвища у __ человек, что составляет __ % от общего числа, по внешности - __ человек ( __ %), по характеру - __ чел. ( __ %), по имени - __ чел. ( __ %), другие причины (по поступкам, по кого-то члена семьи) - __ чел. ( __ %)

Я составила картотеку школьных прозвищ (Приложение 2).

Проанализировав анкеты я выявила, что __ человек из __ опрошенных имеют прозвища (на самом деле их гораздо больше, так как некоторые ребята не знают, что у них есть прозвища или просто стесняются о них говорить).

  • Не по имени называют в школе из опрошенных __ человек. Из них считает это обидным __ человек (__%), не обращают внимания __ человек (__%), относятся с юмором __ человек (__%) и гордятся __ (__%).

  • О времени появления прозвища ребята отвечали так: в школе (класс) - __ человек (__%), до школы - __ человек (__%)

  • На вопрос "Давали ли вы кому-нибудь прозвище?" __ ребят ответили, что давали (__%), а __, что не давали (__%).







Заключение


Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, тогда как те примерно __ % процентов, кому отказано в прозвище, не признаны вовсе.

Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Например, только коллективу класса или только друзьям. Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связано с принадлежностью к определенной группе.

Если вернуться к цели исследования, то в результате исследования мною изучено наличие прозвищ, особенности их происхождения и отношение к ним школьников 5,6,8 классов п. Новый Урал. В соответствии с данными анкетирования, я могу утверждать о том, что в целом отношение ребят к прозвищам положительное, за исключением сторонников имени (Приложение 1).

Возвращаясь к гипотезе исследования, я хочу отметить, что, действительно, прозвища широко распространены среди школьников, чему свидетельством послужат те же результаты анкетирования (Приложение 1)

Список литературы

1. Голанова Е.И. Как возникают слова. - М., 1989.

2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.,1983.

3. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. - М.,1984.

4. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М.,1976.






Приложение 1.

Анкета.

1. Фамилия. Имя. Отчество.

2. Класс.

3. Есть ли у вас прозвище?

4. Назовите своё прозвище?

5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)

6. Кто дал вам прозвище?

7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)

8. Менялось ли у вас прозвище?

9. Считаете ли вы его обидным?

11. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?

12. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?(Какое?)

13. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)

14. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?

15. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?





















Приложение 2.

Картотека школьных прозвищ

Ф.И.О.

Прозвище

Класс













Приложение 3.

Фамилия, Имя

Прозвище

Когда появилось

Кто дал прозвище

Тип номинации

Личное

Отношение











* Тип номинации -по внешности, по фамилии, по занятию, не поддаётся анализу, по качеству, по имени и т.д.




Приложение 4.

Анкеты обучающихся.







20


© 2010-2022