Сообщение к педсовету Роль учителя в работе с одаренными детьми

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К педсовету на тему «Роль учителя в работе с одаренными детьми».

Творческая группа: Богданова Н.Д. (руководитель гр., уч-ль истории), Рагулина Л.Д.(уч-ль физики), Пуркина Е.В. (уч-ль русск.яз.).

Начать свое выступление хочу словами В.А.Сухомлинского: «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Отметим наиболее важные моменты в работе со способными детьми, идущие непосредственно от учителя.

Роль заинтересованности

каждый педагог согласится, что дети целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, нужно стремиться привить устойчивый интерес детей к предмету. Этому способствуют:

- активные формы и методы в процессе преподавания ,

- проведение уроков в нетрадиционной форме (особенно интерактивные игры),

- организация внеклассных мероприятий,

- проектно-исследовательская деятельность,

- привлечение детей к участию в конкурсах, выставках.

Система работы с одаренными детьми включает работу на уроке и во внеурочное время.

На уроке необходимо применять методы, развивающие мышление, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.

При контроле знаний использовать:

- индивидуальные задания, повышенной сложности, с применением дополнительного материала, выходящего за рамки школьной программы;

- задания проблемного и творческого характера;

- задания на анализ, синтез и установление причинно-следственных связей, на развитие логического мышления;

- задания на прогнозирование ситуации.

При изучении нового материала - меры поддержания интереса к усвоению темы и развитию познавательной активности путем:

- стимулирования выдвижения гипотез, способности находить пути решения проблемных вопросов;

- вовлечения в активные формы деятельности;

- использования игровых форм обучения;

-составления логических таблиц и схем, планов самими учащимися способствующих пониманию излагаемого материала;

- стимулировать включение в изучаемый материал дополнительных научных данных и примеров.

При групповой работе - назначать консультанта для составления алгоритма и осуществления анализа;

При работе в парах привлекать для поддержки слабоуспевающих учащихся;

При выполнении самостоятельной работы на уроке задания для одаренных детей предполагают:

- повышенную степень самостоятельности учащихся;

- самостоятельное нахождение рациональных путей решения вопроса;

- формирование системности в знаниях;

-консультирование учащихся.

Внеурочная деятельность работы с одаренными детьми включает:

- подготовку и проведение предметных олимпиад, в том числе дистанционных;

- проведение предметных недель;

- организацию выставок, конкурсов;

- проектно-исследовательскую деятельность;

- проведение внеклассных мероприятий.

Трудности:

Подготовка к перечисленным мероприятия обычно осуществляться только во внеурочное время, что влечет за собой перегрузки как для учителя, так и для ученика.

Многие одаренные дети участвуют в олимпиадах по нескольким предметам, что приводит к перегрузке детского организма, а так же трудностям в подготовке.

Совпадение сроков олимпиад школьников разного уровня, в том числе дистанционных.

Участие практически во всех олимпиадах школьников платное.

Рейтинг интеллигентности упал в глазах общества и детей, в результате недостаток мотивации и трудолюбия у многих детей, отказ от участия.

Все перечисленное: формы и способы работы с одаренными детьми , трудности, которые возникают в связи с эти для нас не новы.

Теоретическая основа темы сегодняшнего педсовета была уже достаточно представлена. Мы решили посмотреть на проблему не только глазами учителя, но предложить взгляд учащихся на роль учителя в данном вопросе. Ребятам была предложена анонимная анкета из 7 вопросов (слайд). Было опрошено 15 уч-ся, именно тех, в чьих способностях заинтересованы все учителя.

Мы получили следующие результаты.

  1. Практически все уч-ся (86%) любят творческую деятельность.

  2. Среди занятий, где имеют возможность проявить свой творческий потенциал, большинство выделяют

олимпиады - 80%

факультативы - 80%

кружки - 73%

Ребята отмечают, что урок предлагает меньшие возможности для проявления творчества - 67%.

Конечно, без поддержки учителя творческая деятельность школьника малоэффективна. Поэтому, ребятам был задан вопрос №3. На сколько для них важной оказывается помощь учителя?

Из анализа ответов делаем вывод, что:

- интересная работа предлагается;

- предметные наклонности учитываются;

- ребята готовы выполнять творческую работу;

- учитель помогает в подборе информации;

- оказывает моральную поддержку;

НО … - учащиеся испытывают трудности в анализе информации.

Следовательно: слабо развиты мыслительные способности, умение выделять главное, проводить обобщение, делать выводы, выстраивать логику подачи материала.

Значит задача учителя - формировать эти мыслительные навыки независимо от предметной направленности, используя урочные и внеурочные формы. Нужно учить учиться.

Например, выполнение реферата или сообщения: такие задания выполняют учащиеся по всем предметам во всех классах.

Обычно учитель задает только тему, без алгоритма действия, т.е. без уточняющих моментов, фактов, помогающих ребенку в отборе информации, ограничиваясь объемом страниц или временем выступления. Следовательно, ребенок не чувствует логической последовательности своих действий, не может отделить главного от второстепенного, не может правильно структурировать материал. Получается, что способного ребенка учитель выделяет, но как работать с ним не умеет или затрудняется.

Это подтверждается анкетными данными:

- половина учащихся нуждается в поддержке и помощи

- учитель не всегда ориентируется на интерес и предпочтения ребенка;

его больше волнует факт выполнения, при этом школьник чаще всего находится один на один с большим объемом информации (в Интернет-пространстве или др. источниках), делая отбор так, как он это понимает.

Когда работа готова, у него возникает чувство, что он выполнил все сам (вопр. анкеты №5; так считают 67% опрошенных), при этом содержание отступает на второй план.

Возникает вопрос: всегда ли ребенок испытывает удовлетворение от выполненной работы? Появится ли у него желание, интерес участвовать в такой «творческой деятельности» в дальнейшем?

Напрашивается вывод: недостаточно выделить способного ребенка, нужно уметь правильно организовать его деятельность, наладить сотрудничество, помогать раскрытию его индивидуальности, творческого потенциала, создавать оптимальные условия в учебном процессе для раскрытия своих талантов в различных сферах деятельности.

Опираясь на теорию и выводы, полученные из анкетных данных, отражающих общую тенденцию, мы выделили проблемы и разработали к ним рекомендации. (Л.Д.).

© 2010-2022