• Преподавателю
  • Другое
  • Формы и методы изучения уровня воспитанности учащихся, способствующие формированию системы отношений к окружающему миру

Формы и методы изучения уровня воспитанности учащихся, способствующие формированию системы отношений к окружающему миру

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества

муниципального района Мелеузовский район РБ





Выступление на педагогическом совете ДДЮТ

на тему:

«Формы и методы изучения уровня воспитанности учащихся, способствующие формированию системы отношений к окружающему миру»






Выполнила: педагог

дополнительного образования

Габидуллина Л.К.






Мелеуз - 2015

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирование и развитие, становление как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние.

Большое значение для социализации ребенка имеет общество. Социальную среду ребенок осваивает постепенно. С возрастом освоенная им "территория" все больше расширяется. При этом ребенок постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Для процесса социализации большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный. В процессе социализации проявляется объективная потребность человека в индивидуальном развитии. Ребенок начинает искать способы и средства для выражения личности, использовать их, в результате чего происходит его индивидуализация. Личность приобретает черты неповторимости, уникальности. Из этого следует, что воспитание и социализация - это процессы становления личности.

Дополнительное образование детей сегодня - часть образовательной системы Российской Федерации. Это пространство, которое может позволить преодолеть кризис детства.

Современные требования закона «Об образовании» обязывают нас обучать детей не только конкретным знаниям, но и воспитывать их. Воспитание учащихся в системе дополнительного образования является одной из важных функций, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит формирование нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его, - все это определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения.

В соответствии с концепцией Щурковой Надежды Егоровны - профессора кафедры педагогики Московского института открытого образования, Доктора педагогических наук, профессора, - воспитание понимается как организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях:

- основы профессионального воспитания;

- основы социального воспитания.

Профессиональное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

- этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;

- культура организации своей деятельности;

- уважительное отношение к профессиональной деятельности других;

- адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;

- знание и выполнение профессионально-этических норм;

- понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры.

Социальное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

- коллективная ответственность;

- умение взаимодействовать с другими членами коллектива;

- толерантность;

- активность и желание участвовать в делах детского коллектива;

- стремление к самореализации социально адекватными способами;

- соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).

Именно систематизация данных критериев и параметров позволяет педагогу дополнительного образования ДДЮТ использовать в своей работе формы и методы изучения уровня воспитанности учащихся, способствующие формированию системы отношений к окружающему миру.

На протяжении 9 лет я обучаю подростков парикмахерскому искусству. Цель моей работы не только научить правильно, держать ножницы, делать прически, а - воспитать гармонично развитую личность.

Я думаю, что каждый согласится, что воспитывать - непростое дело: оно требует не только времени и сил, но и знаний. Необходимо знать не только подростковую психологию, но и что такое личность, характер, темперамент, эмоции, чувства.

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений.

Систематически подчиняя свое поведение определенным требованиям, человек вносит в него коррективы, постепенно формируя свою личность. Зная это, я стараюсь, как только можно вернее дать советы и прошу изменить что-то в поведении обучающихся. Именно советую и прошу, а не приказываю и требую.

Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Зная постоянные свойства характера конкретного подростка, можно прогнозировать его поступки в конкретных ситуациях.

Знание этих особенностей помогает мне определить в какие моменты обучающегося следует похвалить или наоборот поругать. Но при этом следует обязательно учитывать особенности темперамента подростка.

Темперамент - это индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют динамику поведения человека.

(холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик)

При воспитании подростков очень важно учитывать их эмоции и чувства. Ведь они отражают реальные действия только в форме переживания. На развитие эмоций и чувств большое влияние оказывают:

  • особенности деятельности

  • уровень умственного развития

  • уровень и характер эстетического воспитания

Как известно эмоции бывают отрицательные и положительные. Развитие эмоций обуславливается общим формированием личности человека.

Всегда так было, что старшее поколение пыталось определить, что миру несет подрастающее поколение.

Нередко от них можно услышать: «мы были лучше, они хуже». Лично я придерживаюсь другого мнения. В каждом поколении присутствуют как отрицательные, так и положительные качества. Я стараюсь разглядеть в каждом подростке только хорошее и положительное, несмотря на его достижения в обучении парикмахерскому искусству. Ведь выполняя один и тот же вид работы, каждый учащийся ищет свой путь для достижения конечной цели. Один старается сделать работу быстро и не очень аккуратно, другой очень медленно, но тщательно. Все это зависит от темперамента ребенка и характера. Поэтому я останавливаю очень быстрого и подгоняю медленного, но так чтобы это было незаметно как для них самих, так и для других учащихся, т.е. критика должна быть очень тактичной и не ранящей самолюбие подростка. Иначе он будет считать себя неспособным и может попросту перестать посещать занятия. Чтобы этого не случилось, я даю понять каждому ребенку, что у него все получается, тогда он начинает еще больше стараться. Т.е., я делаю все возможное, чтобы подросток поверил в свои силы.

Чтобы в объединении не было конфликтов среди подростков, я подбираю темы для бесед с учащимися, которые их интересуют и в то же время помогают мне сплотить коллектив.

Важную роль для объединения коллектива играют практические занятия по парикмахерскому искусству, мероприятия проводимые во Дворце детского (юношеского) творчества.

Именно в такие моменты обычно подростки раскрывают скрытые в себе таланты, очень важно не упустить это и помочь ребенку реализовать себя. Ведь при реализации своих замыслов и идей подросток саморазвивается, что приводит к самоутверждению и активности в самовоспитании, все это оказывает положительное влияние на процесс воспитания подростка как личности.
Личность подростка складывается из взаимообусловленных явлений: социализации, воспитания и саморазвития, они являются содержанием процесса формирования социальности человека.




Список литературы

  1. Л.Ф. Обухова «Возрастная психология»

  2. Д.Б. Эльконин «Психология подростка»

  3. А.В. Мудрин «О воспитании старшеклассников»

  4. И.И. Фришман «Методика работы педагога дополнительного образования»

  5. Б.М. Неменский «Мудрость красоты» (о проблемах эстетического воспитания)



© 2010-2022