- Преподавателю
- Другое
- Формы и методы изучения уровня воспитанности учащихся, способствующие формированию системы отношений к окружающему миру
Формы и методы изучения уровня воспитанности учащихся, способствующие формированию системы отношений к окружающему миру
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Габидуллина Л.К. |
Дата | 27.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
муниципального района Мелеузовский район РБ
Выступление на педагогическом совете ДДЮТ
на тему:
«Формы и методы изучения уровня воспитанности учащихся, способствующие формированию системы отношений к окружающему миру»
Выполнила: педагог
дополнительного образования
Габидуллина Л.К.
Мелеуз - 2015
Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирование и развитие, становление как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние.
Большое значение для социализации ребенка имеет общество. Социальную среду ребенок осваивает постепенно. С возрастом освоенная им "территория" все больше расширяется. При этом ребенок постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Для процесса социализации большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный. В процессе социализации проявляется объективная потребность человека в индивидуальном развитии. Ребенок начинает искать способы и средства для выражения личности, использовать их, в результате чего происходит его индивидуализация. Личность приобретает черты неповторимости, уникальности. Из этого следует, что воспитание и социализация - это процессы становления личности.
Дополнительное образование детей сегодня - часть образовательной системы Российской Федерации. Это пространство, которое может позволить преодолеть кризис детства.
Современные требования закона «Об образовании» обязывают нас обучать детей не только конкретным знаниям, но и воспитывать их. Воспитание учащихся в системе дополнительного образования является одной из важных функций, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит формирование нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его, - все это определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения.
В соответствии с концепцией Щурковой Надежды Егоровны - профессора кафедры педагогики Московского института открытого образования, Доктора педагогических наук, профессора, - воспитание понимается как организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.
В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях:
- основы профессионального воспитания;
- основы социального воспитания.
Профессиональное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
- этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
- культура организации своей деятельности;
- уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
- адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;
- знание и выполнение профессионально-этических норм;
- понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры.
Социальное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
- коллективная ответственность;
- умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
- толерантность;
- активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
- стремление к самореализации социально адекватными способами;
- соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).
Именно систематизация данных критериев и параметров позволяет педагогу дополнительного образования ДДЮТ использовать в своей работе формы и методы изучения уровня воспитанности учащихся, способствующие формированию системы отношений к окружающему миру.
На протяжении 9 лет я обучаю подростков парикмахерскому искусству. Цель моей работы не только научить правильно, держать ножницы, делать прически, а - воспитать гармонично развитую личность.
Я думаю, что каждый согласится, что воспитывать - непростое дело: оно требует не только времени и сил, но и знаний. Необходимо знать не только подростковую психологию, но и что такое личность, характер, темперамент, эмоции, чувства.
Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений.
Систематически подчиняя свое поведение определенным требованиям, человек вносит в него коррективы, постепенно формируя свою личность. Зная это, я стараюсь, как только можно вернее дать советы и прошу изменить что-то в поведении обучающихся. Именно советую и прошу, а не приказываю и требую.
Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Зная постоянные свойства характера конкретного подростка, можно прогнозировать его поступки в конкретных ситуациях.
Знание этих особенностей помогает мне определить в какие моменты обучающегося следует похвалить или наоборот поругать. Но при этом следует обязательно учитывать особенности темперамента подростка.
Темперамент - это индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют динамику поведения человека.
(холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик)
При воспитании подростков очень важно учитывать их эмоции и чувства. Ведь они отражают реальные действия только в форме переживания. На развитие эмоций и чувств большое влияние оказывают:
-
особенности деятельности
-
уровень умственного развития
-
уровень и характер эстетического воспитания
Как известно эмоции бывают отрицательные и положительные. Развитие эмоций обуславливается общим формированием личности человека.
Всегда так было, что старшее поколение пыталось определить, что миру несет подрастающее поколение.
Нередко от них можно услышать: «мы были лучше, они хуже». Лично я придерживаюсь другого мнения. В каждом поколении присутствуют как отрицательные, так и положительные качества. Я стараюсь разглядеть в каждом подростке только хорошее и положительное, несмотря на его достижения в обучении парикмахерскому искусству. Ведь выполняя один и тот же вид работы, каждый учащийся ищет свой путь для достижения конечной цели. Один старается сделать работу быстро и не очень аккуратно, другой очень медленно, но тщательно. Все это зависит от темперамента ребенка и характера. Поэтому я останавливаю очень быстрого и подгоняю медленного, но так чтобы это было незаметно как для них самих, так и для других учащихся, т.е. критика должна быть очень тактичной и не ранящей самолюбие подростка. Иначе он будет считать себя неспособным и может попросту перестать посещать занятия. Чтобы этого не случилось, я даю понять каждому ребенку, что у него все получается, тогда он начинает еще больше стараться. Т.е., я делаю все возможное, чтобы подросток поверил в свои силы.
Чтобы в объединении не было конфликтов среди подростков, я подбираю темы для бесед с учащимися, которые их интересуют и в то же время помогают мне сплотить коллектив.
Важную роль для объединения коллектива играют практические занятия по парикмахерскому искусству, мероприятия проводимые во Дворце детского (юношеского) творчества.
Именно в такие моменты обычно подростки раскрывают скрытые в себе таланты, очень важно не упустить это и помочь ребенку реализовать себя. Ведь при реализации своих замыслов и идей подросток саморазвивается, что приводит к самоутверждению и активности в самовоспитании, все это оказывает положительное влияние на процесс воспитания подростка как личности.
Личность подростка складывается из взаимообусловленных явлений: социализации, воспитания и саморазвития, они являются содержанием процесса формирования социальности человека.
Список литературы
-
Л.Ф. Обухова «Возрастная психология»
-
Д.Б. Эльконин «Психология подростка»
-
А.В. Мудрин «О воспитании старшеклассников»
-
И.И. Фришман «Методика работы педагога дополнительного образования»
-
Б.М. Неменский «Мудрость красоты» (о проблемах эстетического воспитания)