• Преподавателю
  • Другое
  • Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»

Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»

Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках истории ХМАО и  МХК учащиеся знакомятся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Вот об этом мы хотели написать в своей работе. Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое  церкви Ларьякского села  и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей. Задачи: ·         Найти сведения о возникновении села Ларьякское и строительстве православной церкви в селе. ·         Изучить историю церкви. ·         Проанализировать отношение населения к церкви как к достопримечательности села.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………4

  2. История церкви Знамения Пресвятой Богородицы……………...6

  3. Результаты археологического исследования……………………10

  4. Священнослужители церкви Знамения Пресвятой Богородицы12

  5. Историк Г.Ф. Миллер на Севере …………………………………14

  6. Заключение…………………………………………………………18

  7. Список используемой литературы………………………………..20

  8. Приложение - фото ………………………………..........................21







Аннотация











1.Введение

Благочестивые наши предки не могли жить без храма -
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.

Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно - национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада. Духовная музыка, поэзия, храмовое зодчество - часть нашей культуры и, наверное , поэтому не удалось искоренить религиозность в сознании людей. История России и история Русской Православной церкви - это нераздельное целое. Церковь помогла народу выстоять под гнетом монголо-татар, вдохновляла воинов на защиту от западных рыцарей - крестоносцев. Можно привести еще много примеров, доказывающих единство русского государства с русской церковью. Эта связь очевидна и не требует никаких доказательств.

Актуальность исследовательской работы

Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках истории ХМАО и МХК учащиеся знакомятся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Вот об этом мы хотели написать в своей работе.

Цель исследовательской работы - изучить историческое прошлое церкви Ларьякского села и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.

Задачи:

  • Найти сведения о возникновении села Ларьякское и строительстве православной церкви в селе.

  • Изучить историю церкви.

  • Проанализировать отношение населения к церкви как к достопримечательности села.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.

При написании работы нами были использованы материалы Государственного архива Томской области (ОГУ ГАТО) и Государственного архива в г. Тобольске, летопись села Ларьяк, статьи из районной газеты «Новости Югры», археологических раскопках на месте Знаменской церкви, а также воспоминания старожилов села.

Избранные методы исследования: При изучении истории церкви использовались разные методы и формы работы: работа с архивными документами, с газетными публикациями, был проведён социологический опрос, экскурсия по территории церкви, сравнение, анализ, синтез, обобщение, беседа.

В своей исследовательской работе мы попытались узнать историю Церкви села Ларьяка Нижневартовского района. Это было не так просто, как нам казалось в начале работы. Все приходские книги, содержащие данные, были уничтожены. В работе приводятся выдержки непосредственно из архивных документов. На основании этих данных попытаемся воссоздать историю Церкви.



2.История церкви Знамения Пресвятой Богородицы

С. Ларьяк - одно из старейших и значимых поселений в бассейне Средней Оби. Первые упоминание о нём относится ко второй половине XVII в. На протяжении трёх веков село было центром обширной Ларьятской волости Сургутского уезда, включающей в себя верховья р. Ваха. Это был крупный населённый пункт, торговый и культурный центр, в котором два раза в год собиралась большая ярмарка с участием ваховских ханты и русских торговцев из Тобольска, Сургута, Томска, Нарыма.

По-видимому, появление в Ларьяке деревянной часовни во имя святителя Николая - Мирликийского чудотворца можно приурочить к 1717 г. Косвенным указанием на это служит рапорт о миссионерской деятельности митрополита Тобольского Петру I от 1720 г. Из документа известно, что за 1716-1717 гг. в Сургутском уезде были построены первые церкви. Одной из них могла быть часовня в Ларьяке.

Екатеринбургские историки, авторы книги «Древний город на Оби: История Сургута», утверждают, что в 1772 г. Никольскую часовню сменила деревянная церковь, освящённая в честь праздника Знамения Пресвятой Богородицы.

М.Б. Шатилов (сибирский общественный и политический деятель, публицист, этнограф) в исследовании «Ваховские остяки» писал: «Высокий песчаный яр, где теперь среди кедровника расположено с. Ларьякское или, как его называют остяки, Торум-кат-пугол - Божьей юрты, было в старину большим прикладным местом, где обитал Вонт-Ике - Урманный старик, получивший впоследствии имя Микола- Торум и занимающий второе место в Ваховском пантеоне. Здесь же было древнейшее кладбище Лян-каса-яга-пугол - Юрты покойников. Возможно, что это место было наиболее почитаемым по Ваху, почему русские миссионеры, желая поразить воображение остяка, и выбрали это место как опорный пункт в своей деятельности и для постройки церкви Торум-кат - Юрта Торума, которая, очевидно, в сознании остяка мало чем отличается, а первое время и совсем не отличалась от прикладного места вообще, от прикладного лабаза в частности».

Со временем церковь обветшала, и в 1812 г. благочинный сургутских церквей просил архипастырского разрешения на постройку в Ларьяке новой церкви. Разрешение было получено, но строительство затянулось и завершилось только в 1831 г.

На основании архивных документов и фотографий можно установить, что церковь в с. Ларьяке имела трёхчастную объёмно-пространственную структуру. По одной оси в направлении восток - запад располагались: храмовая часть, трапезная и притвор, завершенный колокольней.

В новой церкви было три престола: во имя Знамения Пресвятой Богородицы, во имя Св. чудотворца Николая и переносной престол в честь Св. Симеона Верхотурского. При церкви действовала приходская школа для обучения ханты русской грамоте. Для исполнения православных обрядов до отдалённых юрт с крещёными ханты по Ваху ходила большая лодка, приписанная к церкви, отличительным знаком церковной лодки была литая икона святого Николая, прикрепленная к высокому стягу-шесту.

На протяжении более ста лет церковное здание дважды подвергалось капитальному ремонту. В 1880-1890 гг. была разобрана трапезная и придел Святителя и Чудотворца Николая (их покрыли новым тёсом и заменили прогнившие брёвна), перестелён пол в паперти, построена новая решетчатая ограда вокруг церкви.

В 1903-1904 гг. была разобрана старая и построена новая колокольня, крыша на всем здании покрыта железными листами, сложена новая печь, стены внутри церкви оклеены холстом и выкрашены краской.

Позже крупные ремонты в церкви не производились. Только в 1907 г. вокруг церковного кладбища поставили новый забор из лиственничных брёвен с воротами.

После Октябрьской революции в храме по-прежнему велись службы, хотя в 1922 г. в рамках кампании по борьбе с голодом из пользования были изъяты самые ценные вещи и иконы. В 1935 г. церковь Знамения перестала действовать.

В 1936 г. по распоряжению Остяко-Вогульского окружного исполкома Советов были сняты колокола с колокольни, а церковное здание стали использовать для «пионерско-школьных» лагерей, клуба-читальни и библиотеки. В 1960-х гг. в здании храма располагалось пожарное депо.

После того как храм перестал функционировать по своему прямому назначению, была разобрана алтарная часть постройки, а в северо-западной стене прорублена дверь и построено крыльцо с навесом. Скорее всего, это произошло в связи с обустройством новой улицы - нынешней ул. Гагарина.

В нач. 1980-х гг. здание церкви было подано для включения в список вновь выявленных объектов архитектурного наследия в Тюменское отделение ВООПИИК, но в разряд памятников архитектуры попасть не успело - в 1986 г. по распоряжению председателя сельсовета сруб был распилен на дрова для клуба.

В Государственном архиве Ханты-Мансийского автономного округа хранятся дела, рассказывающие о ликвидации Знаменской Ларьякской церкви. В 1923 году граждане села, которое в ту пору относилось к Александровскому району, заключили договор с райисполкомом на бесплатное пользование зданием. В списке членов религиозного общества значилось около 800 человек. В 1924 году верующих было уже 380 человек. Последний договор на пользование церковью был заключен 15 февраля 1930 года. Милиционер Жигачов проверил имущество Знаменской церкви: «Здание церкви ремонта капитального не требует, только окраски снаружи». В том же документе упоминается фамилия священника Вергунова. В деле имеется акт проверки здания и имущества в 1931 году. Указывается, что все в наличии, договор на пользование зданием церкви можно перезаключить, само здание переоценить, предложить церковному совету выкрасить его снаружи к 1 июля 1932 года. 8 января 1932 года, сражу же после Рождества, состоялось собрание верующих, на котором присутствовало 66 человек, они решили договор заключить и выписать священника для службы. По архивным документам становится ясно, что когда власти не смогли закрыть церковь из-за невыполнения условий договора (не был сделан ремонт), они стали действовать другими методами. Сохранились документы, свидетельствующие об усиленной работе в Ларьяке «оргтройки по антирелигиозной пропаганде». В деле Ларьякского райисполкома имеется Протокол № 1 заседания «оргтройки» от 17 мая 1932 года, где говорится, что «тройка» должна вести культурно-массовую антирелигиозную работу, поставить вопрос о передаче здания церкви под дом для культурного обслуживания туземного населения. За каждым безбожником закреплялась определенная местность. Лозунгом безбожников стали слова - «Религия закрепощает трудящихся на службу капитала». В деле имеются подробные инструкции по постановке антирелигиозного спектакля на туземном языке. Оформление его такое: поп сидит на шее у трудящегося, сам поп взнуздан капиталистом - кулаком. Активная работа ячейки Союза воинствующих безбожников принесла свои результаты: 24 мая 1936 года с Ларьякской недействующей церкви сняли пять колоколов общим весом 342 кг. Их перевезли на пристань и передали на хранение в склад рыбкооператива. Колокола в документе значились как «лом колокольной бронзы». По всей видимости, их доставили в Самарово. А уже 8 июня 1936 года состоялось собрание граждан села Ларьяк, которое постановило: «Ларьякскую церковь отдать под клуб, так как население нуждается в культурно-просветительском учреждении. Вся молодежь туземная и русская проводит время кому что вздумается». На следующий день Ларьякский райисполком принял решение о ликвидации церкви и передаче ее под клуб, «учитывая, что Ларьякская церковь с 1929 года не функционирует, религиозная община распалась, здание церкви не ремонтируется и приходит в ветхость, а в Ларьяке кризис в жилых домах и особенно культурных учреждениях». Согласие на это было закреплено 177 подписями русских, и 254 - хантов. Вот так за четыре года - с 1932 по 1936 - верующих Ларьяка сделали атеистами.

В июле - августе 2005 г. отрядом ООО «НПО «Северная археология - 1» были проведены охранные раскопки на месте бывшего храма Знамения Пресвятой Богородицы в с. Ларьяке Нижневартовского района ХМАО - Югры. Исследования осуществлялись в рамках предпро- ектных работ по планируемому строительству в селе новой каменной церкви на месте ранее разрушенного храма. Целью работ стало изучение и музеефикации возможных артефактов.





3.Результаты археологических исследований

Вскрыто 209 кв. м храмовой и прихрамовой территории. Выявлены и исследованы:

  • особенности культурного слоя в исторической части села;

  • остатки слоя, сформированого, возможно, в дорусский период истории села;

  • следы срубной конструкции - предположительно, первого здания церкви (часовни);

  • северо-восточная часть (алтарь и примыкающая к алтарю часть трапезной) храма Знамения Пресвятой Богородицы 1831 г. постройки;

  • участок старой и новой (1907 г.) церковной ограды;

  • 14 погребений церковного погоста;

  • хозяйственные и столбовые ямы советского периода (ил.1).

Основу коллекции, сформированной раскопками, составляет вещевой комплекс погребений предположительно XIX - нач. XX в.: кожаная обувь, фрагменты тканых изделий, нательные медные кресты (ил. 2), церковные атрибуты - кадила, ручные кресты.

Материалы с основной площади раскопа представлены медными монетами XIX в. (ил. 3), керамикой гончарного производства (ил. 4), фрагментами фарфоровой посуды кон. XIX - нач. XX в. с клеймами заводов-изготовителей и обломком грузила из обожжённой глины.

По свидетельству старожилов села, опубликованному М.Б. Шатиловым, старейшие церковные документы (до 1775 г.) погибли в Ларьяке в 1920-1921 гг. во время пожара. Таким образом, точная дата сооружения первой Знаменской церкви в с. Ларьяке остаётся не известной. М.Б. Шатилов включает эту дату в первую четверть XVIII в., исходя из логики: в первой четверти XIX в. возникла потребность в новой церкви из-за обветшалости старой - значит, прежняя постройка простояла, по меньшей мере, 80-100 лет.

При Знаменской церкви существовало небольшое кладбище. Раскопом вскрыто 14 захоронений. Многочисленные случаи перерезания могилами канавы. К сожалению, в исследованных погребениях не найдено вещей, которые позволили бы установить точную дату их возникновения. Факт нахождения в заполнении ямы, перерезавшей погребение 10, фарфоровой тарелки с клеймом производителя 1899-1917 гг. не вносит ясности, поскольку этот предмет находился в хозяйственной яме и мог попасть туда значительно позже указанной даты. Археологическая датировка в данном случае представляется весьма затруднительной, и здесь более подходит анализ архивных источников и литературы.

По данным Г.М. Дмитриева-Садовникова, относящимся к 1910 г., при церкви существовал небольшой погост. Вероятно, на нём производились захоронения только священников и членов их семей, так как в Ларьяке действовало и большое сельское кладбище. Церковь продолжала функционировать до 1935 г. Таким образом, можно предположить, что до этого времени за кладбищем ухаживали и, возможно, производили новые захоронения.

В трёх из четырнадцати исследованных погребений были захоронены церковно- и священнослужители. Анализ имеющихся в нашем распоряжении архивных документов позволил составить таблицу, в которой систематизируется информация о служебных передвижениях священнослужителей Знаменской церкви.

4.Священнослужители церкви Знамения Пресвятой Богородицы в с. Ларьяке в кон. XVIII - нач. XX в.

Годы

Ф.И.О.

Отношение к

с. Ларьяку

Священники

1781 - 1805

Иаков Кайдалов

Похоронен в селе

1805 - кон. 1840-х

В.И. Вергунов

Сведений нет

1850-е -1870

А.В. Вергунов

Сведений нет

1870 - 1873 (1875 ?)

Калестрат Тавертин

Сведений нет

1875 - 1882

А.Ф.Добромыслов

Переведён

1882 - 1888

Е.М.Словцов

? (вероятно, переведён)

1888 - 1895

Н.А. Силин

Переведён

1895 - 1905

А.Л. Самодуров

Переведён

1905 - 1910

А.Н. Майзаков

Переведён

1910 - 1912

А.В. Собрин

? (вероятно, переведён)

1912 - 1914

П.Г. Цветаев

? (вероятно, переведён)

1914 - 1916

П.И. Коледа

? (вероятно, переведён)

1916 - 1931

А.Г. Вергунов

Сдал ключи от храма и уехал из села

Диаконы

1806 - 1825

М.В.Кайдалов

Умер, вероятно, в селе

1825 - 1836

Михаил Вергунов

Сведений нет

1836 - кон. 1840-х

А.В. Вергунов

Переведён

1850 - 1860-е

Петр Вергунов

?

1781 - 1816

В.И. Тавертин

Сведений нет

Пономари и псаломщики

1813 - 1816

Никита Тавертин

Переведён

1861 - 1892

В.П. Вергунов

?

1856 - 1873

Иван Тавертин

? (вероятно, переведён)

1892 - 1915

Н.Покровский

Умер в селе

Как видно из таблицы, наиболее вероятными датами захоронения священнослужителей являются 1805-1875 гг. и 1915 г. (год смерти Н. Покровского). Менее вероятны: 1888-1892 и 1910-1916 гг. Таким образом, погребения погоста при Знаменской церкви в с. Ларьяке можно предположительно отнести к XIX - нач. XX в. Уточнить датировку поможет целенаправленная работа в этом направлении с архивными документами.

Останки из погребений прихрамового погоста были перезахоронены на территории действующего сельского кладбища.

Информация, полученная в ходе раскопок, была использована при разработке эскизного проекта архитектурно-музейного комплекса, в состав которого входит церковь Знамения Пресвятой Богородицы как действующий православный храм, по замыслу инициаторов проекта воссозданная в первоначальном историческом облике, в истинных размерах и на прежнем месте.

5.Историк Г.Ф. Миллер на Севере

В Сургутском уезде побывал историк, академик Г.Ф. Миллер. Он писал, что на Вахе проживают и русские, но они все - священнослужители. Большинство священников из рода Кайдаловых. Первая церковь в здешних местах была построена до 1740 года, к концу петровского царствования (20-е годы XVIII века).

С возведением деревянных и каменных церквей города и селения приобрели выразительный силуэт со стороны реки.

Также историк отмечает, что в верховьях Ваха жили селькупы, которые славились выращиванием в неволе орлов.

Первые церкви на земле Вартовской Документы времен давних: ведомости, летописи, церковные книги - ценнейшие исторические источники. Многие сведения канули в Лету по причине пожаров. Церкви горели во все времена.

Церковь Ларьякская, построенная в 1829 году, сгорела на наших глазах, то есть совсем недавно - где-то в 80-е годы прошлого века. В 1976 году, будучи со школьниками в «походе за историей» в Ларьяке, мне удалось сфотографировать эту церковь. Ведомость о Знаменской церкви за 1834 год расширила наше представление: двупрестольная - во имя Знамения Пресвятой Богородицы, во имя Святителя и Чудотворца Николая. Священнослужители получали жалованье - в год по 500 рублей. История сохранила имена: священники Василий и сын его Александр Вергуновы, пономарь Никита Васильевич, сын Тверитина.

Одна из записей гласит: «Иоанн, сын церковного старосты Матвея Пыркова, родился в селе Вартовском 6 января 1909 года».

Клировые ведомости церкви Покурской упоминают имя священника Арсения Вергунова, который служил псаломщиком в церкви Сергия Радонежского в селе Вартовском.

По сведениям журналиста Альбины Кузьминой, церковь в Ларьяке была построена в 1824 году и имела один престол.

Верхне-Лумпокольская церковь во имя Рождества Христова, построенная в 1809 году, пожалуй, одна из первых на территории Нижневартовского района, входившего в состав Сургутского благочиния.

В течение двух последующих десятилетий были воздвигнуты церкви и в соседних селениях: Юганском, Ваховском, Нижне-Лумпокольском.

«В пожаре Вартовского храма я вижу Божие наказание»

Документы по истории сооружения Вартовской церкви показывают, что она была воздвигнута первоначально на левом берегу Оби в середине XIX века. Церковь не раз горела и вновь восстанавливалась.

Поиски истоков истории церкви нашего города велись краеведами, историками с давних пор. Архивариусы Тобольского филиала Тюменского областного архива предоставили работникам нашей библиотеки источники, по которым высвечивается такая вот картина. Материал о церквях Сургутского уезда подготовила к печати Н.Ф. Демидова, главный библиотекарь Нижневартовской центральной библиотеки, и указала документы Тобольского филиала (ТФ ГАТО Ф 156 ОП. 24).

На постройку сгоревшей церкви протоиерей Петр Соколов пожертвовал 5000 рублей, с тем чтобы храм был построен во имя Сергия Радонежского с устройством икон. И было это в 1904 году. 31 января 1911 года храм опять сгорел, и на полученную страховую премию в 7972 рубля в 1913 году была разрешена постройка нового храма.

Рапорт Сургутского священника Иоанна Селихова в Тобольскую духовную консисторию: «…ясно, как белый день, что наиудобнейшим местом в окрестностях Вартовского считается место на пристани (по другую сторону Оби). Между тем, сельчане упорно добиваются, чтобы храм у них был построен на низменном месте, затопляемым разливом реки. Инородцы, составляющие основную часть прихода, тут ни при чем. Но ведь в данном случае мы располагаем только страховой премией, независимой от прихожан, поэтому нельзя ли епархиальному начальству распорядиться по своему усмотрению и командировать епархиального архитектора. Прилагая письмо о. Андрея Колюжного, считаю, что в пожаре храма я склоняюсь видеть Божие наказание, так как сгорело все дотла. Не спасен даже св. Антимис. И мы погрешим, если допустить строить Дом Божий на старом месте, где была насыпь навозная…».

Благодаря этому рапорту мы знаем, что архитектор церкви - Андржеевский, а место на высоком берегу для строительства новой церкви выбирали Тобольский архиепископ Евсевий и благочинный священник Иоанн Селихов.

Когда боги были бессильны

Духовное сословие перестало существовать в 30-х годах XX века. В мартирологе погибших от рук ВЧК-ОГПУ-НКВД в годы «красного террора», составленном Рафаэлем Гольдбергом, находим фамилии и наших земляков, пострадавших за веру.

Г.И. Заборовский 1894 г.р., бывший священник из села Реполова, был расстрелян в Тобольске в 1937 году. Та же участь постигла А.А. Тоболкина, священника села Березово. К.В. Баженов, священник села Ларьяк, был арестован 29 января 1942 года и ровно через два месяца расстрелян в Ханты-Мансийске.

У людей, не читавших «Книгу расстрелянных» журналиста Гольдберга, может сложиться мнение, что в жернова репрессий попадали люди значимые. В недалеком нашем представлении это - враги народа: революционеры, командармы, врачи-вредители, служители церкви, шаманы и прочие опасные элементы. Это страшный миф. В разделе: «Остяко-Вогульский оперсектор НКВД» нет страницы, на которой бы не встречалась фамилия поселенцев Нижневартовского района.

Десять человек рода Прасиных, жителей юрт Большие Ромкины и села Большой Ларьяк, были расстреляны в один день - 19 сентября 1937 года. Старшей из них, Ф.И. Прасиной, исполнилось 52 года, младшему, Д.Н. Прасину - 24 года.

Все мужчины - рыбаки-охотники.

Вина Матрены Григорьевны в том, что она родилась в семье рыбаков. В «Деле» Омского УНКВД, заведенном на Феодосию Ивановну из юрт Панас, ныне Нижневартовского района, указано лишь одно: швея («Книга расстрелянных», т. II, издательство «Тюменский курьер», 1999 г.). И еще одна дата, третья, объединяет невинно погибших Прасиных: дата реабилитации - 4 июля 1989 года.

Это далеко не все, кому пришлось пройти через адовы муки. Но все жители нашего региона носят христианские имена, при рождении обращались к служителям церкви. Хотелось бы верить, что времена, когда боги бессильны, не наступят.




Фонд И-706 Ларьякская Знаменская церковь, с. Ларьяк Сургутского уезда.

Брачные обыски:оп. 1, д. 8 (1837-1848гг.), д. 18 (1853-1855гг.), д. 21 (1856-1869гг.), д. 29 (1877-1880гг.),д. 30 (1881-1895гг.), д. 48 (1916-1923гг.) Метрические книги:оп. 1, д. 9 (1841-1844гг.), д. 12 (1843г.), д. 13 (1846г.), д. 15 (1850-1853гг.), д. 19 (1854-1858гг.), д. 24 (1865-1867гг.)

Исповедные росписи: оп. 1, д. 16 (1850-1859гг.), д. 22 (1860г.), д. 25 (1870-1879гг.,1902-1913гг.), д. 31 (1882г.), д. 32 (1884г.), д. 33 (1885г.), д. 34 (1887г.), д. 39 (1895г.), д. 44 (1918г.), д. 45 (1904-1911гг.), д. 46 (1905-1916гг.)

Метрические книги : Знаменская церковь, 1841-1916 Православная церковь. Ларьятское (Сургут) Фонд 706, опись 1, дела 9, 12-13, 15-16, 19, 22, 24-25, 31-34, 39, 44, 46. Фонд 255, опись 1, дела 99-109, 111-113, 115-117, 119-122, 124-125. (Госархив Тюменской обл. в г.Тобольске)

В настоящее время на месте церкви стоит освещенный крест. В ближайшее время планируется возвести церковь Знамения Пресвятой Богородицы по старому проекту.



Заключение

На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви.

Практическая значимость в том, что материалы могут быть использоваться в практике для проведения как самостоятельных занятий на классных часах, в музеях школ, МХК, литературе краеведению и при подготовке занятий по истории.

История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. Каждое новое поколение приносит что-то свое в развитие общества, страны. В своей работе мы провели исследование актуальной, на наш взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия села, родного края.

В своей работе мы хотели рассказать об архитектурном и духовном памятнике села Ларьяк.

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков - одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых,

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе - Бог!

(Николай Мельников. Отрывок из поэмы «Русский крест»).













Список используемых информационных ресурсов

  1. Анисимкова М.К., Кузьмина А.С. На священных берегах Ваха: Историко-этно- графический трактат. Нижневартовск, 1999. С. 64-66;

  2. Алексеева Л.Н. , Цысь В.В., Сапожников Н.В., Цысь О.П., Солодкин Я.Г. История Нижневартовского района. - Екатеринбург: Издательство Баско, 2013.- 336 с.:

  3. Солодкин Я.Г. Из истории церкви Знамения Пресвятой Богородицы в селе Ла- рьякском (Ларьяке) // От Ваха до Агана: Эколого-краеведческий альманах. Тюмень, 2002. С. 15.

Древний город на Оби: История Сургута. Екатеринбург, 1994. С. 185.

  1. Шатилов М.Б. Ваховские остяки: Этнографические очерки. Тюмень, 2000. С. 167.

  2. Архивы

  3. Статьи из районной газеты «Новости Югры»

  4. Источник: Боги югорские и христианизация Севера





Приложение

Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»

Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»

Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»



Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»



Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»

Знаменская церковь в с. Ларьяке на р. Вахе. 1910 г.





Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»





Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»

Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»



Ил. 1. План раскопа на храмовой и прихрамовой территории бывшей Знаменской церкви в с. Ларьяке Нижневартовского района ХМАО - Югры. 2005





Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»





Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»

Ил. 2. Находки из прихрамового кладбища бывшей Знаменской церкви в с. Ларьяке Нижневартовского района ХМАО - Югры: медные нательные кресты







Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»

Ил. 3. Находки из раскопа на храмовой и прихрамовой территории бывшей Знаменской церкви в с. Ларьяке Нижневартовского района ХМАО - Югры: медные монеты XIX в.







Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»

Ил. 4. Находки из раскопа на храмовой и прихрамовой территории бывшей Знаменской церкви в с. Ларьяке Нижневартовского района ХМАО - Югры: глиняный горшок с поливой на внутренней поверхности церкви) указывают на нижнюю границу некрополя - не ранее сер. XVIII в.

Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»







Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»















Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»

34


© 2010-2022