- Преподавателю
- Другое
- Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»
Исследовательская работа на тему «История церкви Знамения Пресвятой Богородицы»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Машунина Я.В. |
Дата | 17.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Содержание
-
Введение……………………………………………………………4
-
История церкви Знамения Пресвятой Богородицы……………...6
-
Результаты археологического исследования……………………10
-
Священнослужители церкви Знамения Пресвятой Богородицы12
-
Историк Г.Ф. Миллер на Севере …………………………………14
-
Заключение…………………………………………………………18
-
Список используемой литературы………………………………..20
-
Приложение - фото ………………………………..........................21
Аннотация
1.Введение
Благочестивые наши предки не могли жить без храма -
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.
Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно - национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада. Духовная музыка, поэзия, храмовое зодчество - часть нашей культуры и, наверное , поэтому не удалось искоренить религиозность в сознании людей. История России и история Русской Православной церкви - это нераздельное целое. Церковь помогла народу выстоять под гнетом монголо-татар, вдохновляла воинов на защиту от западных рыцарей - крестоносцев. Можно привести еще много примеров, доказывающих единство русского государства с русской церковью. Эта связь очевидна и не требует никаких доказательств.
Актуальность исследовательской работы
Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках истории ХМАО и МХК учащиеся знакомятся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Вот об этом мы хотели написать в своей работе.
Цель исследовательской работы - изучить историческое прошлое церкви Ларьякского села и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
-
Найти сведения о возникновении села Ларьякское и строительстве православной церкви в селе.
-
Изучить историю церкви.
-
Проанализировать отношение населения к церкви как к достопримечательности села.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
При написании работы нами были использованы материалы Государственного архива Томской области (ОГУ ГАТО) и Государственного архива в г. Тобольске, летопись села Ларьяк, статьи из районной газеты «Новости Югры», археологических раскопках на месте Знаменской церкви, а также воспоминания старожилов села.
Избранные методы исследования: При изучении истории церкви использовались разные методы и формы работы: работа с архивными документами, с газетными публикациями, был проведён социологический опрос, экскурсия по территории церкви, сравнение, анализ, синтез, обобщение, беседа.
В своей исследовательской работе мы попытались узнать историю Церкви села Ларьяка Нижневартовского района. Это было не так просто, как нам казалось в начале работы. Все приходские книги, содержащие данные, были уничтожены. В работе приводятся выдержки непосредственно из архивных документов. На основании этих данных попытаемся воссоздать историю Церкви.
2.История церкви Знамения Пресвятой Богородицы
С. Ларьяк - одно из старейших и значимых поселений в бассейне Средней Оби. Первые упоминание о нём относится ко второй половине XVII в. На протяжении трёх веков село было центром обширной Ларьятской волости Сургутского уезда, включающей в себя верховья р. Ваха. Это был крупный населённый пункт, торговый и культурный центр, в котором два раза в год собиралась большая ярмарка с участием ваховских ханты и русских торговцев из Тобольска, Сургута, Томска, Нарыма.
По-видимому, появление в Ларьяке деревянной часовни во имя святителя Николая - Мирликийского чудотворца можно приурочить к 1717 г. Косвенным указанием на это служит рапорт о миссионерской деятельности митрополита Тобольского Петру I от 1720 г. Из документа известно, что за 1716-1717 гг. в Сургутском уезде были построены первые церкви. Одной из них могла быть часовня в Ларьяке.
Екатеринбургские историки, авторы книги «Древний город на Оби: История Сургута», утверждают, что в 1772 г. Никольскую часовню сменила деревянная церковь, освящённая в честь праздника Знамения Пресвятой Богородицы.
М.Б. Шатилов (сибирский общественный и политический деятель, публицист, этнограф) в исследовании «Ваховские остяки» писал: «Высокий песчаный яр, где теперь среди кедровника расположено с. Ларьякское или, как его называют остяки, Торум-кат-пугол - Божьей юрты, было в старину большим прикладным местом, где обитал Вонт-Ике - Урманный старик, получивший впоследствии имя Микола- Торум и занимающий второе место в Ваховском пантеоне. Здесь же было древнейшее кладбище Лян-каса-яга-пугол - Юрты покойников. Возможно, что это место было наиболее почитаемым по Ваху, почему русские миссионеры, желая поразить воображение остяка, и выбрали это место как опорный пункт в своей деятельности и для постройки церкви Торум-кат - Юрта Торума, которая, очевидно, в сознании остяка мало чем отличается, а первое время и совсем не отличалась от прикладного места вообще, от прикладного лабаза в частности».
Со временем церковь обветшала, и в 1812 г. благочинный сургутских церквей просил архипастырского разрешения на постройку в Ларьяке новой церкви. Разрешение было получено, но строительство затянулось и завершилось только в 1831 г.
На основании архивных документов и фотографий можно установить, что церковь в с. Ларьяке имела трёхчастную объёмно-пространственную структуру. По одной оси в направлении восток - запад располагались: храмовая часть, трапезная и притвор, завершенный колокольней.
В новой церкви было три престола: во имя Знамения Пресвятой Богородицы, во имя Св. чудотворца Николая и переносной престол в честь Св. Симеона Верхотурского. При церкви действовала приходская школа для обучения ханты русской грамоте. Для исполнения православных обрядов до отдалённых юрт с крещёными ханты по Ваху ходила большая лодка, приписанная к церкви, отличительным знаком церковной лодки была литая икона святого Николая, прикрепленная к высокому стягу-шесту.
На протяжении более ста лет церковное здание дважды подвергалось капитальному ремонту. В 1880-1890 гг. была разобрана трапезная и придел Святителя и Чудотворца Николая (их покрыли новым тёсом и заменили прогнившие брёвна), перестелён пол в паперти, построена новая решетчатая ограда вокруг церкви.
В 1903-1904 гг. была разобрана старая и построена новая колокольня, крыша на всем здании покрыта железными листами, сложена новая печь, стены внутри церкви оклеены холстом и выкрашены краской.
Позже крупные ремонты в церкви не производились. Только в 1907 г. вокруг церковного кладбища поставили новый забор из лиственничных брёвен с воротами.
После Октябрьской революции в храме по-прежнему велись службы, хотя в 1922 г. в рамках кампании по борьбе с голодом из пользования были изъяты самые ценные вещи и иконы. В 1935 г. церковь Знамения перестала действовать.
В 1936 г. по распоряжению Остяко-Вогульского окружного исполкома Советов были сняты колокола с колокольни, а церковное здание стали использовать для «пионерско-школьных» лагерей, клуба-читальни и библиотеки. В 1960-х гг. в здании храма располагалось пожарное депо.
После того как храм перестал функционировать по своему прямому назначению, была разобрана алтарная часть постройки, а в северо-западной стене прорублена дверь и построено крыльцо с навесом. Скорее всего, это произошло в связи с обустройством новой улицы - нынешней ул. Гагарина.
В нач. 1980-х гг. здание церкви было подано для включения в список вновь выявленных объектов архитектурного наследия в Тюменское отделение ВООПИИК, но в разряд памятников архитектуры попасть не успело - в 1986 г. по распоряжению председателя сельсовета сруб был распилен на дрова для клуба.
В Государственном архиве Ханты-Мансийского автономного округа хранятся дела, рассказывающие о ликвидации Знаменской Ларьякской церкви. В 1923 году граждане села, которое в ту пору относилось к Александровскому району, заключили договор с райисполкомом на бесплатное пользование зданием. В списке членов религиозного общества значилось около 800 человек. В 1924 году верующих было уже 380 человек. Последний договор на пользование церковью был заключен 15 февраля 1930 года. Милиционер Жигачов проверил имущество Знаменской церкви: «Здание церкви ремонта капитального не требует, только окраски снаружи». В том же документе упоминается фамилия священника Вергунова. В деле имеется акт проверки здания и имущества в 1931 году. Указывается, что все в наличии, договор на пользование зданием церкви можно перезаключить, само здание переоценить, предложить церковному совету выкрасить его снаружи к 1 июля 1932 года. 8 января 1932 года, сражу же после Рождества, состоялось собрание верующих, на котором присутствовало 66 человек, они решили договор заключить и выписать священника для службы. По архивным документам становится ясно, что когда власти не смогли закрыть церковь из-за невыполнения условий договора (не был сделан ремонт), они стали действовать другими методами. Сохранились документы, свидетельствующие об усиленной работе в Ларьяке «оргтройки по антирелигиозной пропаганде». В деле Ларьякского райисполкома имеется Протокол № 1 заседания «оргтройки» от 17 мая 1932 года, где говорится, что «тройка» должна вести культурно-массовую антирелигиозную работу, поставить вопрос о передаче здания церкви под дом для культурного обслуживания туземного населения. За каждым безбожником закреплялась определенная местность. Лозунгом безбожников стали слова - «Религия закрепощает трудящихся на службу капитала». В деле имеются подробные инструкции по постановке антирелигиозного спектакля на туземном языке. Оформление его такое: поп сидит на шее у трудящегося, сам поп взнуздан капиталистом - кулаком. Активная работа ячейки Союза воинствующих безбожников принесла свои результаты: 24 мая 1936 года с Ларьякской недействующей церкви сняли пять колоколов общим весом 342 кг. Их перевезли на пристань и передали на хранение в склад рыбкооператива. Колокола в документе значились как «лом колокольной бронзы». По всей видимости, их доставили в Самарово. А уже 8 июня 1936 года состоялось собрание граждан села Ларьяк, которое постановило: «Ларьякскую церковь отдать под клуб, так как население нуждается в культурно-просветительском учреждении. Вся молодежь туземная и русская проводит время кому что вздумается». На следующий день Ларьякский райисполком принял решение о ликвидации церкви и передаче ее под клуб, «учитывая, что Ларьякская церковь с 1929 года не функционирует, религиозная община распалась, здание церкви не ремонтируется и приходит в ветхость, а в Ларьяке кризис в жилых домах и особенно культурных учреждениях». Согласие на это было закреплено 177 подписями русских, и 254 - хантов. Вот так за четыре года - с 1932 по 1936 - верующих Ларьяка сделали атеистами.
В июле - августе 2005 г. отрядом ООО «НПО «Северная археология - 1» были проведены охранные раскопки на месте бывшего храма Знамения Пресвятой Богородицы в с. Ларьяке Нижневартовского района ХМАО - Югры. Исследования осуществлялись в рамках предпро- ектных работ по планируемому строительству в селе новой каменной церкви на месте ранее разрушенного храма. Целью работ стало изучение и музеефикации возможных артефактов.
3.Результаты археологических исследований
Вскрыто 209 кв. м храмовой и прихрамовой территории. Выявлены и исследованы:
-
особенности культурного слоя в исторической части села;
-
остатки слоя, сформированого, возможно, в дорусский период истории села;
-
следы срубной конструкции - предположительно, первого здания церкви (часовни);
-
северо-восточная часть (алтарь и примыкающая к алтарю часть трапезной) храма Знамения Пресвятой Богородицы 1831 г. постройки;
-
участок старой и новой (1907 г.) церковной ограды;
-
14 погребений церковного погоста;
-
хозяйственные и столбовые ямы советского периода (ил.1).
Основу коллекции, сформированной раскопками, составляет вещевой комплекс погребений предположительно XIX - нач. XX в.: кожаная обувь, фрагменты тканых изделий, нательные медные кресты (ил. 2), церковные атрибуты - кадила, ручные кресты.
Материалы с основной площади раскопа представлены медными монетами XIX в. (ил. 3), керамикой гончарного производства (ил. 4), фрагментами фарфоровой посуды кон. XIX - нач. XX в. с клеймами заводов-изготовителей и обломком грузила из обожжённой глины.
По свидетельству старожилов села, опубликованному М.Б. Шатиловым, старейшие церковные документы (до 1775 г.) погибли в Ларьяке в 1920-1921 гг. во время пожара. Таким образом, точная дата сооружения первой Знаменской церкви в с. Ларьяке остаётся не известной. М.Б. Шатилов включает эту дату в первую четверть XVIII в., исходя из логики: в первой четверти XIX в. возникла потребность в новой церкви из-за обветшалости старой - значит, прежняя постройка простояла, по меньшей мере, 80-100 лет.
При Знаменской церкви существовало небольшое кладбище. Раскопом вскрыто 14 захоронений. Многочисленные случаи перерезания могилами канавы. К сожалению, в исследованных погребениях не найдено вещей, которые позволили бы установить точную дату их возникновения. Факт нахождения в заполнении ямы, перерезавшей погребение 10, фарфоровой тарелки с клеймом производителя 1899-1917 гг. не вносит ясности, поскольку этот предмет находился в хозяйственной яме и мог попасть туда значительно позже указанной даты. Археологическая датировка в данном случае представляется весьма затруднительной, и здесь более подходит анализ архивных источников и литературы.
По данным Г.М. Дмитриева-Садовникова, относящимся к 1910 г., при церкви существовал небольшой погост. Вероятно, на нём производились захоронения только священников и членов их семей, так как в Ларьяке действовало и большое сельское кладбище. Церковь продолжала функционировать до 1935 г. Таким образом, можно предположить, что до этого времени за кладбищем ухаживали и, возможно, производили новые захоронения.
В трёх из четырнадцати исследованных погребений были захоронены церковно- и священнослужители. Анализ имеющихся в нашем распоряжении архивных документов позволил составить таблицу, в которой систематизируется информация о служебных передвижениях священнослужителей Знаменской церкви.
4.Священнослужители церкви Знамения Пресвятой Богородицы в с. Ларьяке в кон. XVIII - нач. XX в.
Годы
Ф.И.О.
Отношение к
с. Ларьяку
Священники
1781 - 1805
Иаков Кайдалов
Похоронен в селе
1805 - кон. 1840-х
В.И. Вергунов
Сведений нет
1850-е -1870
А.В. Вергунов
Сведений нет
1870 - 1873 (1875 ?)
Калестрат Тавертин
Сведений нет
1875 - 1882
А.Ф.Добромыслов
Переведён
1882 - 1888
Е.М.Словцов
? (вероятно, переведён)
1888 - 1895
Н.А. Силин
Переведён
1895 - 1905
А.Л. Самодуров
Переведён
1905 - 1910
А.Н. Майзаков
Переведён
1910 - 1912
А.В. Собрин
? (вероятно, переведён)
1912 - 1914
П.Г. Цветаев
? (вероятно, переведён)
1914 - 1916
П.И. Коледа
? (вероятно, переведён)
1916 - 1931
А.Г. Вергунов
Сдал ключи от храма и уехал из села
Диаконы
1806 - 1825
М.В.Кайдалов
Умер, вероятно, в селе
1825 - 1836
Михаил Вергунов
Сведений нет
1836 - кон. 1840-х
А.В. Вергунов
Переведён
1850 - 1860-е
Петр Вергунов
?
1781 - 1816
В.И. Тавертин
Сведений нет
Пономари и псаломщики
1813 - 1816
Никита Тавертин
Переведён
1861 - 1892
В.П. Вергунов
?
1856 - 1873
Иван Тавертин
? (вероятно, переведён)
1892 - 1915
Н.Покровский
Умер в селе
Как видно из таблицы, наиболее вероятными датами захоронения священнослужителей являются 1805-1875 гг. и 1915 г. (год смерти Н. Покровского). Менее вероятны: 1888-1892 и 1910-1916 гг. Таким образом, погребения погоста при Знаменской церкви в с. Ларьяке можно предположительно отнести к XIX - нач. XX в. Уточнить датировку поможет целенаправленная работа в этом направлении с архивными документами.
Останки из погребений прихрамового погоста были перезахоронены на территории действующего сельского кладбища.
Информация, полученная в ходе раскопок, была использована при разработке эскизного проекта архитектурно-музейного комплекса, в состав которого входит церковь Знамения Пресвятой Богородицы как действующий православный храм, по замыслу инициаторов проекта воссозданная в первоначальном историческом облике, в истинных размерах и на прежнем месте.
5.Историк Г.Ф. Миллер на Севере
В Сургутском уезде побывал историк, академик Г.Ф. Миллер. Он писал, что на Вахе проживают и русские, но они все - священнослужители. Большинство священников из рода Кайдаловых. Первая церковь в здешних местах была построена до 1740 года, к концу петровского царствования (20-е годы XVIII века).
С возведением деревянных и каменных церквей города и селения приобрели выразительный силуэт со стороны реки.
Также историк отмечает, что в верховьях Ваха жили селькупы, которые славились выращиванием в неволе орлов.
Первые церкви на земле Вартовской Документы времен давних: ведомости, летописи, церковные книги - ценнейшие исторические источники. Многие сведения канули в Лету по причине пожаров. Церкви горели во все времена.
Церковь Ларьякская, построенная в 1829 году, сгорела на наших глазах, то есть совсем недавно - где-то в 80-е годы прошлого века. В 1976 году, будучи со школьниками в «походе за историей» в Ларьяке, мне удалось сфотографировать эту церковь. Ведомость о Знаменской церкви за 1834 год расширила наше представление: двупрестольная - во имя Знамения Пресвятой Богородицы, во имя Святителя и Чудотворца Николая. Священнослужители получали жалованье - в год по 500 рублей. История сохранила имена: священники Василий и сын его Александр Вергуновы, пономарь Никита Васильевич, сын Тверитина.
Одна из записей гласит: «Иоанн, сын церковного старосты Матвея Пыркова, родился в селе Вартовском 6 января 1909 года».
Клировые ведомости церкви Покурской упоминают имя священника Арсения Вергунова, который служил псаломщиком в церкви Сергия Радонежского в селе Вартовском.
По сведениям журналиста Альбины Кузьминой, церковь в Ларьяке была построена в 1824 году и имела один престол.
Верхне-Лумпокольская церковь во имя Рождества Христова, построенная в 1809 году, пожалуй, одна из первых на территории Нижневартовского района, входившего в состав Сургутского благочиния.
В течение двух последующих десятилетий были воздвигнуты церкви и в соседних селениях: Юганском, Ваховском, Нижне-Лумпокольском.
«В пожаре Вартовского храма я вижу Божие наказание»
Документы по истории сооружения Вартовской церкви показывают, что она была воздвигнута первоначально на левом берегу Оби в середине XIX века. Церковь не раз горела и вновь восстанавливалась.
Поиски истоков истории церкви нашего города велись краеведами, историками с давних пор. Архивариусы Тобольского филиала Тюменского областного архива предоставили работникам нашей библиотеки источники, по которым высвечивается такая вот картина. Материал о церквях Сургутского уезда подготовила к печати Н.Ф. Демидова, главный библиотекарь Нижневартовской центральной библиотеки, и указала документы Тобольского филиала (ТФ ГАТО Ф 156 ОП. 24).
На постройку сгоревшей церкви протоиерей Петр Соколов пожертвовал 5000 рублей, с тем чтобы храм был построен во имя Сергия Радонежского с устройством икон. И было это в 1904 году. 31 января 1911 года храм опять сгорел, и на полученную страховую премию в 7972 рубля в 1913 году была разрешена постройка нового храма.
Рапорт Сургутского священника Иоанна Селихова в Тобольскую духовную консисторию: «…ясно, как белый день, что наиудобнейшим местом в окрестностях Вартовского считается место на пристани (по другую сторону Оби). Между тем, сельчане упорно добиваются, чтобы храм у них был построен на низменном месте, затопляемым разливом реки. Инородцы, составляющие основную часть прихода, тут ни при чем. Но ведь в данном случае мы располагаем только страховой премией, независимой от прихожан, поэтому нельзя ли епархиальному начальству распорядиться по своему усмотрению и командировать епархиального архитектора. Прилагая письмо о. Андрея Колюжного, считаю, что в пожаре храма я склоняюсь видеть Божие наказание, так как сгорело все дотла. Не спасен даже св. Антимис. И мы погрешим, если допустить строить Дом Божий на старом месте, где была насыпь навозная…».
Благодаря этому рапорту мы знаем, что архитектор церкви - Андржеевский, а место на высоком берегу для строительства новой церкви выбирали Тобольский архиепископ Евсевий и благочинный священник Иоанн Селихов.
Когда боги были бессильны
Духовное сословие перестало существовать в 30-х годах XX века. В мартирологе погибших от рук ВЧК-ОГПУ-НКВД в годы «красного террора», составленном Рафаэлем Гольдбергом, находим фамилии и наших земляков, пострадавших за веру.
Г.И. Заборовский 1894 г.р., бывший священник из села Реполова, был расстрелян в Тобольске в 1937 году. Та же участь постигла А.А. Тоболкина, священника села Березово. К.В. Баженов, священник села Ларьяк, был арестован 29 января 1942 года и ровно через два месяца расстрелян в Ханты-Мансийске.
У людей, не читавших «Книгу расстрелянных» журналиста Гольдберга, может сложиться мнение, что в жернова репрессий попадали люди значимые. В недалеком нашем представлении это - враги народа: революционеры, командармы, врачи-вредители, служители церкви, шаманы и прочие опасные элементы. Это страшный миф. В разделе: «Остяко-Вогульский оперсектор НКВД» нет страницы, на которой бы не встречалась фамилия поселенцев Нижневартовского района.
Десять человек рода Прасиных, жителей юрт Большие Ромкины и села Большой Ларьяк, были расстреляны в один день - 19 сентября 1937 года. Старшей из них, Ф.И. Прасиной, исполнилось 52 года, младшему, Д.Н. Прасину - 24 года.
Все мужчины - рыбаки-охотники.
Вина Матрены Григорьевны в том, что она родилась в семье рыбаков. В «Деле» Омского УНКВД, заведенном на Феодосию Ивановну из юрт Панас, ныне Нижневартовского района, указано лишь одно: швея («Книга расстрелянных», т. II, издательство «Тюменский курьер», 1999 г.). И еще одна дата, третья, объединяет невинно погибших Прасиных: дата реабилитации - 4 июля 1989 года.
Это далеко не все, кому пришлось пройти через адовы муки. Но все жители нашего региона носят христианские имена, при рождении обращались к служителям церкви. Хотелось бы верить, что времена, когда боги бессильны, не наступят.
Фонд И-706 Ларьякская Знаменская церковь, с. Ларьяк Сургутского уезда.
Брачные обыски:оп. 1, д. 8 (1837-1848гг.), д. 18 (1853-1855гг.), д. 21 (1856-1869гг.), д. 29 (1877-1880гг.),д. 30 (1881-1895гг.), д. 48 (1916-1923гг.) Метрические книги:оп. 1, д. 9 (1841-1844гг.), д. 12 (1843г.), д. 13 (1846г.), д. 15 (1850-1853гг.), д. 19 (1854-1858гг.), д. 24 (1865-1867гг.)
Исповедные росписи: оп. 1, д. 16 (1850-1859гг.), д. 22 (1860г.), д. 25 (1870-1879гг.,1902-1913гг.), д. 31 (1882г.), д. 32 (1884г.), д. 33 (1885г.), д. 34 (1887г.), д. 39 (1895г.), д. 44 (1918г.), д. 45 (1904-1911гг.), д. 46 (1905-1916гг.)
Метрические книги : Знаменская церковь, 1841-1916 Православная церковь. Ларьятское (Сургут) Фонд 706, опись 1, дела 9, 12-13, 15-16, 19, 22, 24-25, 31-34, 39, 44, 46. Фонд 255, опись 1, дела 99-109, 111-113, 115-117, 119-122, 124-125. (Госархив Тюменской обл. в г.Тобольске)
В настоящее время на месте церкви стоит освещенный крест. В ближайшее время планируется возвести церковь Знамения Пресвятой Богородицы по старому проекту.
Заключение
На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви.
Практическая значимость в том, что материалы могут быть использоваться в практике для проведения как самостоятельных занятий на классных часах, в музеях школ, МХК, литературе краеведению и при подготовке занятий по истории.
История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. Каждое новое поколение приносит что-то свое в развитие общества, страны. В своей работе мы провели исследование актуальной, на наш взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия села, родного края.
В своей работе мы хотели рассказать об архитектурном и духовном памятнике села Ларьяк.
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков - одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе - Бог!
(Николай Мельников. Отрывок из поэмы «Русский крест»).
Список используемых информационных ресурсов
-
Анисимкова М.К., Кузьмина А.С. На священных берегах Ваха: Историко-этно- графический трактат. Нижневартовск, 1999. С. 64-66;
-
Алексеева Л.Н. , Цысь В.В., Сапожников Н.В., Цысь О.П., Солодкин Я.Г. История Нижневартовского района. - Екатеринбург: Издательство Баско, 2013.- 336 с.:
-
Солодкин Я.Г. Из истории церкви Знамения Пресвятой Богородицы в селе Ла- рьякском (Ларьяке) // От Ваха до Агана: Эколого-краеведческий альманах. Тюмень, 2002. С. 15.
Древний город на Оби: История Сургута. Екатеринбург, 1994. С. 185.
-
Шатилов М.Б. Ваховские остяки: Этнографические очерки. Тюмень, 2000. С. 167.
-
Архивы
-
Статьи из районной газеты «Новости Югры»
-
Источник: Боги югорские и христианизация Севера
Приложение
Знаменская церковь в с. Ларьяке на р. Вахе. 1910 г.
Ил. 1. План раскопа на храмовой и прихрамовой территории бывшей Знаменской церкви в с. Ларьяке Нижневартовского района ХМАО - Югры. 2005
Ил. 2. Находки из прихрамового кладбища бывшей Знаменской церкви в с. Ларьяке Нижневартовского района ХМАО - Югры: медные нательные кресты
Ил. 3. Находки из раскопа на храмовой и прихрамовой территории бывшей Знаменской церкви в с. Ларьяке Нижневартовского района ХМАО - Югры: медные монеты XIX в.
Ил. 4. Находки из раскопа на храмовой и прихрамовой территории бывшей Знаменской церкви в с. Ларьяке Нижневартовского района ХМАО - Югры: глиняный горшок с поливой на внутренней поверхности церкви) указывают на нижнюю границу некрополя - не ранее сер. XVIII в.
34