- Преподавателю
- Другое
- Статья КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ДОМА - ИНТЕРНАТА
Статья КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ДОМА - ИНТЕРНАТА
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Санзараева О.С. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ДОМА - ИНТЕРНАТА
Оксана Сергеевна Санзараева
Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия
«Республиканский дом - интернат
для умственно отсталых детей «Теремок»
воспитатель
г. Абакан
В статье представлена характеристика основных направлений организации здоровьесберегающего пространства дома-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: здоровьесберегающее пространство, дети с ограниченными возможностями здоровья, комплексный подход
Наше учреждение сравнительно молодое, дом-интернат 2 открылся в 2006 году для детей с интеллектуальной недостаточностью от 0 до 18 лет. Он имеет ряд структурных g подразделений
- отделение социально-консультативной помощи; - отделение милосердия;
-
приемно-карантинное отделение;
-
отделение медико-социальной реабилитации;
-
отделение психолого-педагогической помощи;
-
отделение социально-трудовой реабилитации;
- отделение дневного пребывания.
В течение периода работы для коллектива одной из важнейших задач стала организация здоровьесберегающего пространства, т. к. все дети помимо сложной структуры дефекта имели еще ряд хронических и соматических заболеваний. Оздоровительную направленность имеет вся организация жизнедеятельности ребенка в условиях дома-интерната. Задачи формирования и укрепления детского здоровья могут быть решены только благодаря комплексному подходу в развитии и воспитании детей с ОВЗ, поскольку здоровьесберегающий процесс предполагает совокупное использование педагогических, психологических и медицинских воздействий.
Поэтому здоровьесберегающее пространство нашего дома-
интерната включает в себя несколько компонентов:
-
медицинское,
-
психологическое,
-
педагогическое,
-
социальное. Каждое из них имеет свою специфическую среду:
-
-
психологическое: комнаты психологической разгрузки | (светлая и темная сенсорные комнаты релаксации);
-
педагогическое: помещения групповых комнат, музыкальный зал, творческая мастерская (гончарное, столярное, швейное дело, | домоводство), компьютерный класс, логопедический кабинет, | кабинет БОС;
а) социальное: методический кабинет, кабинет социально
бытовой ориентировки, коррекционный класс, живой уголок, детские |
площадки, столовая, стадион, огород с теплицей, конюшня,
хозяйственные постройки.
Медицинское направление здоровьесберегающего пространства
содержит:
-
организационную работу;
лечебно-профилактическую работу;
противоэпидемическую работу;
-
санитарно-просветительную работу с персоналом и детьми.
В учреждении имеется конюшня, с детьми проводятся сеансы иппотерапии - одной из форм лечебной физической культуры, Отличным средством закаливания и укрепления детского здоровья является гидрокинезотерапия, массаж, ЛФК. Дети занимаются по назначению врачей-специалистов. Это является хорошим средством 6 коррекции патологических расстройств у детей. С целью профилактики простудных заболеваний воспитанники принимают ^ кислородные коктейли. Питание сбалансировано с учетом возраста заболевания детей, третье блюдо витаминизировано. Режим дня g продуман, составлен для каждой возрастной группы и строго соблюдается.
Психологическое направление работы предусматривает проведение разнообразных тренингов с детьми, занятий в сенсорных комнатах, создание благоприятного психологического климата в группах, диагностическую работу, консультирование родителей и у сотрудников. Комнаты психологической разгрузки оснащены специальным современным оборудованием.
Педагогическое направление состоит из коррекционно-
развивающей работы с воспитанниками, выстроенной с учетом их
индивидуальных и психофизических особенностей. Занятия
проводятся в соответствии с возрастными требованиями,
практикуется смена разных видов деятельности, динамические паузы,
физминутки, чтобы дети не переутомлялись.
Дифференцированный подход используется при составлении
"
педагогами индивидуальных программ развития детей. Кроме этого,
на базе учреждения работает коррекционный класс по программе VIII
5 вида, организовано для детей индивидуальное надомное обучение.
2Воспитатели групп прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учат общению со сверстниками
и взрослыми, используют тендерный подход в педагогическом
процессе. С целью закаливания теплое время года со старшими
детьми проводится утренняя гимнастика на улице. На стадионе
физкультурным работником организуются различные
оздоровительные досуги, спортивные игры, соревнования.
В доме-интернате оборудован компьютерный класс, имеющий
специализированные программы и оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья, также детям доступны Интернет-ресурсы. В специализированном кабинете логопеды занимаются с детьми по программе Лого-БОС. Воспитанники с удовольствием работают в творческой мастерской (гончарная, швейная, столярная, домоводство), ежеквартально организуются выставки детских работ. В течение года для детей проводятся разнообразные мероприятия: календарные праздники, развлечения, театрализованные представления, экскурсии, конкурсы, Дни здоровья, посещения музеев, парков города, театра.
Социальное направление заключается в разнообразной деятельности по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проведение занятий по социально-бытовой ориентировке, знакомство детей с различными профессиями, расширение их представлений об окружающем мире, формирование простейших трудовых навыков. В специально оборудованном помещении (кухня) дети школьного возраста учатся готовить, пользоваться стиральной машиной. В живом уголке они имеют возможность ухаживать за животными (волнистые попугайчики, рыбки, кролики, черепаха) и комнатными растениями. Во время дежурства в столовой учатся правильно сервировать стол. В своих групповых помещениях старшие воспитанники поддерживают чистоту и порядок. В осенний период принимают носильное участие в работе по уборке урожая с огорода, участвуют в благоустройстве территории учреждения.
Таким образом, здоровьесберегающее пространство, организованное в условиях дома-интерната, правильно сформировано и имеет широкий спектр направленности. Комплексный подход обеспечивает создание оптимальных условий жизнедеятельности детям с ограниченными возможностями здоровья в соответствии сих возрастными, индивидуально-типологическими особенностями, состоянием здоровья в интегрированной деятельности специалистов учреждения.