• Преподавателю
  • Другое
  • Статья КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ДОМА - ИНТЕРНАТА

Статья КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ДОМА - ИНТЕРНАТА

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ДОМА - ИНТЕРНАТА

Оксана Сергеевна Санзараева

Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом - интернат

для умственно отсталых детей «Теремок»

воспитатель

г. Абакан



В статье представлена характеристика основных направлений организации здоровьесберегающего пространства дома-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: здоровьесберегающее пространство, дети с ограниченными возможностями здоровья, комплексный подход


Наше учреждение сравнительно молодое, дом-интернат 2 открылся в 2006 году для детей с интеллектуальной недостаточностью от 0 до 18 лет. Он имеет ряд структурных g подразделений



- отделение социально-консультативной помощи; - отделение милосердия;

  • приемно-карантинное отделение;

  • отделение медико-социальной реабилитации;

  • отделение психолого-педагогической помощи;

  • отделение социально-трудовой реабилитации;

- отделение дневного пребывания.

В течение периода работы для коллектива одной из важнейших задач стала организация здоровьесберегающего пространства, т. к. все дети помимо сложной структуры дефекта имели еще ряд хронических и соматических заболеваний. Оздоровительную направленность имеет вся организация жизнедеятельности ребенка в условиях дома-интерната. Задачи формирования и укрепления детского здоровья могут быть решены только благодаря комплексному подходу в развитии и воспитании детей с ОВЗ, поскольку здоровьесберегающий процесс предполагает совокупное использование педагогических, психологических и медицинских воздействий.

Поэтому здоровьесберегающее пространство нашего дома-
интерната включает в себя несколько компонентов:

  • медицинское,

  • психологическое,

  • педагогическое,

  • социальное. Каждое из них имеет свою специфическую среду:

    медицинское: кабинеты врачебного приема специалистов, в процедурный и прививочный кабинеты, медицинские кабинеты-посты, массажные кабинеты, кабинет физиолечения., кабинет «_кислородолечения, кабинет парафинолечения, кабинет лазеротерапии, бассейн, тренажерный зал (ЛФК), изолятор;
  1. психологическое: комнаты психологической разгрузки | (светлая и темная сенсорные комнаты релаксации);

  2. педагогическое: помещения групповых комнат, музыкальный зал, творческая мастерская (гончарное, столярное, швейное дело, | домоводство), компьютерный класс, логопедический кабинет, | кабинет БОС;

а) социальное: методический кабинет, кабинет социально
бытовой ориентировки, коррекционный класс, живой уголок, детские |
площадки, столовая, стадион, огород с теплицей, конюшня,
хозяйственные постройки.

Медицинское направление здоровьесберегающего пространства
содержит:

  • организационную работу;

лечебно-профилактическую работу;

противоэпидемическую работу;

  • санитарно-просветительную работу с персоналом и детьми.

В учреждении имеется конюшня, с детьми проводятся сеансы иппотерапии - одной из форм лечебной физической культуры, Отличным средством закаливания и укрепления детского здоровья является гидрокинезотерапия, массаж, ЛФК. Дети занимаются по назначению врачей-специалистов. Это является хорошим средством 6 коррекции патологических расстройств у детей. С целью профилактики простудных заболеваний воспитанники принимают ^ кислородные коктейли. Питание сбалансировано с учетом возраста заболевания детей, третье блюдо витаминизировано. Режим дня g продуман, составлен для каждой возрастной группы и строго соблюдается.

Психологическое направление работы предусматривает проведение разнообразных тренингов с детьми, занятий в сенсорных комнатах, создание благоприятного психологического климата в группах, диагностическую работу, консультирование родителей и у сотрудников. Комнаты психологической разгрузки оснащены специальным современным оборудованием.

Педагогическое направление состоит из коррекционно-

развивающей работы с воспитанниками, выстроенной с учетом их

индивидуальных и психофизических особенностей. Занятия

проводятся в соответствии с возрастными требованиями,

практикуется смена разных видов деятельности, динамические паузы,

физминутки, чтобы дети не переутомлялись.

Дифференцированный подход используется при составлении
"

педагогами индивидуальных программ развития детей. Кроме этого,

на базе учреждения работает коррекционный класс по программе VIII

5 вида, организовано для детей индивидуальное надомное обучение.

2Воспитатели групп прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учат общению со сверстниками

и взрослыми, используют тендерный подход в педагогическом

процессе. С целью закаливания теплое время года со старшими

детьми проводится утренняя гимнастика на улице. На стадионе

физкультурным работником организуются различные

оздоровительные досуги, спортивные игры, соревнования.

В доме-интернате оборудован компьютерный класс, имеющий

специализированные программы и оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья, также детям доступны Интернет-ресурсы. В специализированном кабинете логопеды занимаются с детьми по программе Лого-БОС. Воспитанники с удовольствием работают в творческой мастерской (гончарная, швейная, столярная, домоводство), ежеквартально организуются выставки детских работ. В течение года для детей проводятся разнообразные мероприятия: календарные праздники, развлечения, театрализованные представления, экскурсии, конкурсы, Дни здоровья, посещения музеев, парков города, театра.

Социальное направление заключается в разнообразной деятельности по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проведение занятий по социально-бытовой ориентировке, знакомство детей с различными профессиями, расширение их представлений об окружающем мире, формирование простейших трудовых навыков. В специально оборудованном помещении (кухня) дети школьного возраста учатся готовить, пользоваться стиральной машиной. В живом уголке они имеют возможность ухаживать за животными (волнистые попугайчики, рыбки, кролики, черепаха) и комнатными растениями. Во время дежурства в столовой учатся правильно сервировать стол. В своих групповых помещениях старшие воспитанники поддерживают чистоту и порядок. В осенний период принимают носильное участие в работе по уборке урожая с огорода, участвуют в благоустройстве территории учреждения.

Таким образом, здоровьесберегающее пространство, организованное в условиях дома-интерната, правильно сформировано и имеет широкий спектр направленности. Комплексный подход обеспечивает создание оптимальных условий жизнедеятельности детям с ограниченными возможностями здоровья в соответствии сих возрастными, индивидуально-типологическими особенностями, состоянием здоровья в интегрированной деятельности специалистов учреждения.


© 2010-2022