Материал для коучинга Диалоговое обучение

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Углубляем знания

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ»

«Сказка о двух уроках»

Источник: Goldsworthy, A. (2000) Raising Attainment in Primary Science, GHPD, ТОО Учебно-профессиональное издательство «Reed». Копирован по разрешению.

В двух четвертых классах проводятся уроки на тему «Растворение». На предыдущем уроке оба класса смешивали различные твердые и жидкие вещества, и учитель попросил детей понаблюдать за процессом. Оба учителя написали подробные планы с целью обучения: «Ученикам следует знать, что некоторые твердые вещества растворяются в воде, и хотя мы перестаем их видеть, они продолжают существовать». Оба учителя обладают достаточной степенью контроля над классом и располагают исчерпывающим набором лабораторного оборудования высокого качества. Уроки проходили следующим образом:

УЧИТЕЛЬ A

Учитель:

Верно. Смотрите, я продемонстрирую вам то, чем мы сегодня будем заниматься. Вот мензурка. Я наполню ее водой наполовину. Вот соль. Я добавлю ложку соли в воду и перемешаю. Прежде чем я это сделаю, ответьте мне на вопрос - является ли соль твердым или жидким веществом?

Двое учащихся поднимают руки, и учитель кивает одному из них.

Ученик W:

Твердым.

Учитель:

Хорошо. Итак, я собираюсь добавить эту твердую соль в воду. Вода - это твердое вещество или жидкость?

10 учеников поднимают руки. Учитель дает возможность ответить одному из самых слабых учеников.

Ученик X:

Твердое вещество.

Учитель:

Вы уверены?

Ученик W:

Нет, это жидкость.

Учитель:

Верно. Я добавляю твердое вещество (соль) в жидкость (воду) и перемешиваю. Посмотрите, соль растворилась в воде. Вы больше не можете ее разглядеть, хотя она присутствует. Мы можем использовать другие органы чувств, чтобы убедиться в этом - мы можем попробовать воду на вкус: соленая вода не вредна.

Учитель опускает палец в раствор и пробует воду на вкус.

Учитель:

Ух! Соленая. Теперь, когда твердое вещество смешано с жидкостью, и вы не можете его разглядеть, мы утверждаем, что это вещество растворилось. И мы все называем эту смесь раствором. Сегодня я хочу, чтобы вы смешали разные твердые вещества с водой и посмотрели, растворятся ли они. Вы испытаете три твердых вещества: сахар, муку и песок.

Учитель делит класс на группы. Ученики берут оборудование и выполняют задание, записывая результаты, ставя галочку или крестик напротив названия каждого твердого вещества, обозначая, растворилось оно или нет. Учитель подходит к каждой группе, чтобы убедиться, что учащиеся следуют всем инструкциям и не отклоняются от задания.

Учитель:

Хорошо. Все закончили. Что вы обнаружили? Растворился ли песок и образовался ли раствор?

Все ученики подняли руки вверх. Учитель выбрал одного ученика.

Ученик Y:

Нет.

Учитель:

Хорошо. А что же насчет сахара?

Все ученики снова подняли руки. Учитель выбрал одного из них для озвучивания ответа.

Ученик Z:

Он растворился.

Учитель:

Правильно. А мука?

Ученики снова подняли руки. Учитель попросил ученика Х ответить.

Ученик X:

Да.

Учитель:

Вы уверены? Она растворилась?

Ученик X:

Нет.

Учитель:

Да, она не растворилась. Итак, единственным твердым веществом, которое растворилось в воде, был сахар. Проверьте, все ли вы поставили галочку напротив сахара. Ни песок, ни мука в воде не растворились. Убедитесь, что напротив них вы поставили крестик. Исправьте, если вы ошиблись. Но, это было довольно просто, не так ли? Прекрасно. Вы хорошо поработали сегодня. Сейчас уберите приборы и можете пойти поиграть.

УЧИТЕЛЬ B

Учитель:

Правильно. На прошлом уроке мы перемешали некоторые твердые вещества и описали то, что произошло. Некоторые из вас использовали это слово. Учитель пишет слово «растворение» на доске.

Учитель:

Я посмотрел на ваши работы, некоторые из вас использовали слово «растворение» в другом смысле. Сегодня мы подумаем о том, что мы подразумеваем под словом «растворение». К концу урока мы определим, кто из вас имеет четкое понимание этого процесса. Хорошо. Сначала я хочу, чтобы вы представили себе такую картину: дружелюбный инопланетянин приземлился на Землю и хочет, чтобы вы объяснили ему, что значит процесс «растворение». Запомните, что пришелец ничего об этом не знает. Работайте со своим напарником над тем, что сказать. У вас три минуты. Приступаем.

Учитель не мешает ученикам, пока они обсуждают в парах.

Учитель:

Сейчас я хочу услышать ваши мысли. Давайте начнем с вас двоих. Учитель указывает на двоих учеников.

Ученик M:

Мы думаем, что когда что-то растворяется, оно исчезает.

Учитель:

Спасибо. Я напишу это на доске. Давайте посмотрим, есть ли какие-либо другие идеи.

Учитель спрашивает другую пару учеников.

Ученик N:

Мы считаем, что нужно перемешать вещества, чтобы они растворились.

Учитель:

Значит, вы говорите, что растворение - это смешивание. Я правильно понял?

Ученик N:

Да, мы так думаем, во всяком случае.

Учитель:

Хорошо. Это другая идея. Я ее запишу на доске.

Учитель продолжает слушать идеи и записывает их на доске.

Учитель:

Спасибо. У вас возникло очень много мыслей по значению слова «растворение». Мы послушаем все ваши мысли в конце урока и решим, согласен ли весь класс с ними. Сейчас я хочу, чтобы вы попытались перемешать три разных твердых вещества: сахар, песок и муку с водой. Возьмите три мензурки с водой, добавьте в них полную ложку каждого вещества и перемешайте. Пока вы это делаете, подумайте над тремя вопросами:

Учитель пишет на доске три вопроса:

1 Как выглядели три вещества до того, как вы смешали их с водой?

2 Может ли что-либо оставаться в воде, даже если вы это не видите?

3 Как вы думаете, как будут выглядеть растворы, если оставить их на один день?

Учитель:

Вам предстоит выполнить практическую работу в группах. Каждой группе необходимо выписать три вопроса, чтобы можно было делать пометки рядом с ними в процессе работы. Попытайтесь записывать каждую идею. Я подойду и посмотрю, что вы написали.

Учитель ходит между группами и задает ученикам записанные на доске три вопроса.

Учитель:

Хорошо. Все закончили. Послушаем ваши идеи.

Учитель слушает высказанные мысли и, ссылаясь на проделанную работу, подтверждает с учениками, что все вещества, которые они добавили в воду, являются твердыми.

Учитель:

Какие мысли в отношении второго вопроса? Может ли существовать что-то, чего мы не видим? Каковы ваши размышления по этому поводу?

Учитель указывает на пару учеников.

Ученик P:

Мы думали о других веществах, которые, как мы знаем, существуют, но мы не можем их увидеть, например, воздух.

Ученик Q:

Да. Мы думали, что когда сахар смешивается с водой, он все еще присутствует в ней, но мы не можем его видеть.

Учитель:

Хорошо. Значит, вы думаете, что сахар все еще там, хотя мы его и не видим. Поднимите вверх руку, если вы согласны с этим.

Большинство учеников поднимают руки вверх.

Учитель:

Некоторые из вас думают иначе. Можно попросить (указывает ученика) вас объяснить: почему?

Ученик R:

Да, мы не были уверены.

Ученик S:

С одной стороны, я хочу верить, что сахар все еще там, но с другой стороны, мне кажется, его там быть не может, раз я его не вижу.

Учитель:

Хм, да, это трудно, не так ли? Если использовать только зрительные ощущения, то выглядит так, словно сахар растворился. Хотелось бы знать, есть ли смысл подумать о других органах чувств, которые мы можем использовать, чтобы разрешить данную проблему?

Ученик R и 5:

О, да! Мы могли бы попробовать на вкус.

Учитель:

Правильно, отличная мысль. Пробовать сахар и воду безопасно, поэтому можете вдвоем подойти и попробовать.

Ученики пробуют раствор сахара и объявляют, что он сладкий.

Учитель:

Кажется, мы можем сказать, что сахар все же присутствует в растворе. Мы чувствуем его вкус, хотя и не можем его видеть. А что насчет последнего вопроса? Как, на ваш взгляд, будут выглядеть эти растворы, если вы оставите их на один день. Я знаю, вы сделали записи. Можете ли вы сделать три наброска, чтобы показать мне, как, на ваш взгляд они будут выглядеть?

Учитель быстро обходит класс и смотрит, у кого что нарисовано.

Учитель:

Хорошо. Похоже, большинство из вас думают, что растворы сахара с водой и песка с водой будут выглядеть так, как они выглядят сейчас. У меня есть растворы, которые я смешала вчера. Давайте посмотрим, правы ли вы?

Учитель:

Похоже вы правы. Но теперь, когда речь идет о соединении воды и муки, вы нарисовали другое. Некоторые из вас думают, что раствор станет мутным, другие же полагают, что мука отделится от воды. Давайте посмотрим, что произойдет на самом деле.

Учитель показывает смесь воды и муки, в которой мука выпала в осадок.

Учитель:

Итак, вода и мука не остались смешанными. У вас есть две минуты, чтобы подумать какое из трех твердых веществ растворилось в воде и как мы можем это определить.

Учитель слушает все ответы, затем весь класс вместе формулирует следующее определение растворения для инопланетянина: «Растворение - это когда твердое вещество смешивается с жидкостью так, что вы не можете видеть остатков твердого вещества. Хотя вы и не можете видеть твердое вещество, оно все еще находится в жидкости. Когда вещество растворилось, оно остается размешанным и не отделяется». Класс соглашается, что растворился только сахар. Они сравнивают этот вывод со своими первоначальными идеями.

Учитель:

Повернитесь к своим партнерам и расскажите им то, что вы узнали о процессе растворения сегодня. Учитель слушает ответы пар учеников.

Учитель:

Итак, как вы думаете, мы получили более полное представление о том, что означает понятие «растворение»?

Ученики:

Да.

Учитель:

Ученые должны тщательно продумывать то, какие слова они используют и что они означают, и сегодня вы сделали именно это. Молодцы. Вы хорошо поработали. Теперь уберите инструменты и можете выйти поиграть.


© 2010-2022