- Преподавателю
- Другое
- Материал для коучинга Диалоговое обучение
Материал для коучинга Диалоговое обучение
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Монастырева И.П. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Углубляем знания
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ»
«Сказка о двух уроках»
Источник: Goldsworthy, A. (2000) Raising Attainment in Primary Science, GHPD, ТОО Учебно-профессиональное издательство «Reed». Копирован по разрешению.
В двух четвертых классах проводятся уроки на тему «Растворение». На предыдущем уроке оба класса смешивали различные твердые и жидкие вещества, и учитель попросил детей понаблюдать за процессом. Оба учителя написали подробные планы с целью обучения: «Ученикам следует знать, что некоторые твердые вещества растворяются в воде, и хотя мы перестаем их видеть, они продолжают существовать». Оба учителя обладают достаточной степенью контроля над классом и располагают исчерпывающим набором лабораторного оборудования высокого качества. Уроки проходили следующим образом:
УЧИТЕЛЬ A
Учитель:
Верно. Смотрите, я продемонстрирую вам то, чем мы сегодня будем заниматься. Вот мензурка. Я наполню ее водой наполовину. Вот соль. Я добавлю ложку соли в воду и перемешаю. Прежде чем я это сделаю, ответьте мне на вопрос - является ли соль твердым или жидким веществом?
Двое учащихся поднимают руки, и учитель кивает одному из них.
Ученик W:
Твердым.
Учитель:
Хорошо. Итак, я собираюсь добавить эту твердую соль в воду. Вода - это твердое вещество или жидкость?
10 учеников поднимают руки. Учитель дает возможность ответить одному из самых слабых учеников.
Ученик X:
Твердое вещество.
Учитель:
Вы уверены?
Ученик W:
Нет, это жидкость.
Учитель:
Верно. Я добавляю твердое вещество (соль) в жидкость (воду) и перемешиваю. Посмотрите, соль растворилась в воде. Вы больше не можете ее разглядеть, хотя она присутствует. Мы можем использовать другие органы чувств, чтобы убедиться в этом - мы можем попробовать воду на вкус: соленая вода не вредна.
Учитель опускает палец в раствор и пробует воду на вкус.
Учитель:
Ух! Соленая. Теперь, когда твердое вещество смешано с жидкостью, и вы не можете его разглядеть, мы утверждаем, что это вещество растворилось. И мы все называем эту смесь раствором. Сегодня я хочу, чтобы вы смешали разные твердые вещества с водой и посмотрели, растворятся ли они. Вы испытаете три твердых вещества: сахар, муку и песок.
Учитель делит класс на группы. Ученики берут оборудование и выполняют задание, записывая результаты, ставя галочку или крестик напротив названия каждого твердого вещества, обозначая, растворилось оно или нет. Учитель подходит к каждой группе, чтобы убедиться, что учащиеся следуют всем инструкциям и не отклоняются от задания.
Учитель:
Хорошо. Все закончили. Что вы обнаружили? Растворился ли песок и образовался ли раствор?
Все ученики подняли руки вверх. Учитель выбрал одного ученика.
Ученик Y:
Нет.
Учитель:
Хорошо. А что же насчет сахара?
Все ученики снова подняли руки. Учитель выбрал одного из них для озвучивания ответа.
Ученик Z:
Он растворился.
Учитель:
Правильно. А мука?
Ученики снова подняли руки. Учитель попросил ученика Х ответить.
Ученик X:
Да.
Учитель:
Вы уверены? Она растворилась?
Ученик X:
Нет.
Учитель:
Да, она не растворилась. Итак, единственным твердым веществом, которое растворилось в воде, был сахар. Проверьте, все ли вы поставили галочку напротив сахара. Ни песок, ни мука в воде не растворились. Убедитесь, что напротив них вы поставили крестик. Исправьте, если вы ошиблись. Но, это было довольно просто, не так ли? Прекрасно. Вы хорошо поработали сегодня. Сейчас уберите приборы и можете пойти поиграть.
УЧИТЕЛЬ B
Учитель:
Правильно. На прошлом уроке мы перемешали некоторые твердые вещества и описали то, что произошло. Некоторые из вас использовали это слово. Учитель пишет слово «растворение» на доске.
Учитель:
Я посмотрел на ваши работы, некоторые из вас использовали слово «растворение» в другом смысле. Сегодня мы подумаем о том, что мы подразумеваем под словом «растворение». К концу урока мы определим, кто из вас имеет четкое понимание этого процесса. Хорошо. Сначала я хочу, чтобы вы представили себе такую картину: дружелюбный инопланетянин приземлился на Землю и хочет, чтобы вы объяснили ему, что значит процесс «растворение». Запомните, что пришелец ничего об этом не знает. Работайте со своим напарником над тем, что сказать. У вас три минуты. Приступаем.
Учитель не мешает ученикам, пока они обсуждают в парах.
Учитель:
Сейчас я хочу услышать ваши мысли. Давайте начнем с вас двоих. Учитель указывает на двоих учеников.
Ученик M:
Мы думаем, что когда что-то растворяется, оно исчезает.
Учитель:
Спасибо. Я напишу это на доске. Давайте посмотрим, есть ли какие-либо другие идеи.
Учитель спрашивает другую пару учеников.
Ученик N:
Мы считаем, что нужно перемешать вещества, чтобы они растворились.
Учитель:
Значит, вы говорите, что растворение - это смешивание. Я правильно понял?
Ученик N:
Да, мы так думаем, во всяком случае.
Учитель:
Хорошо. Это другая идея. Я ее запишу на доске.
Учитель продолжает слушать идеи и записывает их на доске.
Учитель:
Спасибо. У вас возникло очень много мыслей по значению слова «растворение». Мы послушаем все ваши мысли в конце урока и решим, согласен ли весь класс с ними. Сейчас я хочу, чтобы вы попытались перемешать три разных твердых вещества: сахар, песок и муку с водой. Возьмите три мензурки с водой, добавьте в них полную ложку каждого вещества и перемешайте. Пока вы это делаете, подумайте над тремя вопросами:
Учитель пишет на доске три вопроса:
1 Как выглядели три вещества до того, как вы смешали их с водой?
2 Может ли что-либо оставаться в воде, даже если вы это не видите?
3 Как вы думаете, как будут выглядеть растворы, если оставить их на один день?
Учитель:
Вам предстоит выполнить практическую работу в группах. Каждой группе необходимо выписать три вопроса, чтобы можно было делать пометки рядом с ними в процессе работы. Попытайтесь записывать каждую идею. Я подойду и посмотрю, что вы написали.
Учитель ходит между группами и задает ученикам записанные на доске три вопроса.
Учитель:
Хорошо. Все закончили. Послушаем ваши идеи.
Учитель слушает высказанные мысли и, ссылаясь на проделанную работу, подтверждает с учениками, что все вещества, которые они добавили в воду, являются твердыми.
Учитель:
Какие мысли в отношении второго вопроса? Может ли существовать что-то, чего мы не видим? Каковы ваши размышления по этому поводу?
Учитель указывает на пару учеников.
Ученик P:
Мы думали о других веществах, которые, как мы знаем, существуют, но мы не можем их увидеть, например, воздух.
Ученик Q:
Да. Мы думали, что когда сахар смешивается с водой, он все еще присутствует в ней, но мы не можем его видеть.
Учитель:
Хорошо. Значит, вы думаете, что сахар все еще там, хотя мы его и не видим. Поднимите вверх руку, если вы согласны с этим.
Большинство учеников поднимают руки вверх.
Учитель:
Некоторые из вас думают иначе. Можно попросить (указывает ученика) вас объяснить: почему?
Ученик R:
Да, мы не были уверены.
Ученик S:
С одной стороны, я хочу верить, что сахар все еще там, но с другой стороны, мне кажется, его там быть не может, раз я его не вижу.
Учитель:
Хм, да, это трудно, не так ли? Если использовать только зрительные ощущения, то выглядит так, словно сахар растворился. Хотелось бы знать, есть ли смысл подумать о других органах чувств, которые мы можем использовать, чтобы разрешить данную проблему?
Ученик R и 5:
О, да! Мы могли бы попробовать на вкус.
Учитель:
Правильно, отличная мысль. Пробовать сахар и воду безопасно, поэтому можете вдвоем подойти и попробовать.
Ученики пробуют раствор сахара и объявляют, что он сладкий.
Учитель:
Кажется, мы можем сказать, что сахар все же присутствует в растворе. Мы чувствуем его вкус, хотя и не можем его видеть. А что насчет последнего вопроса? Как, на ваш взгляд, будут выглядеть эти растворы, если вы оставите их на один день. Я знаю, вы сделали записи. Можете ли вы сделать три наброска, чтобы показать мне, как, на ваш взгляд они будут выглядеть?
Учитель быстро обходит класс и смотрит, у кого что нарисовано.
Учитель:
Хорошо. Похоже, большинство из вас думают, что растворы сахара с водой и песка с водой будут выглядеть так, как они выглядят сейчас. У меня есть растворы, которые я смешала вчера. Давайте посмотрим, правы ли вы?
Учитель:
Похоже вы правы. Но теперь, когда речь идет о соединении воды и муки, вы нарисовали другое. Некоторые из вас думают, что раствор станет мутным, другие же полагают, что мука отделится от воды. Давайте посмотрим, что произойдет на самом деле.
Учитель показывает смесь воды и муки, в которой мука выпала в осадок.
Учитель:
Итак, вода и мука не остались смешанными. У вас есть две минуты, чтобы подумать какое из трех твердых веществ растворилось в воде и как мы можем это определить.
Учитель слушает все ответы, затем весь класс вместе формулирует следующее определение растворения для инопланетянина: «Растворение - это когда твердое вещество смешивается с жидкостью так, что вы не можете видеть остатков твердого вещества. Хотя вы и не можете видеть твердое вещество, оно все еще находится в жидкости. Когда вещество растворилось, оно остается размешанным и не отделяется». Класс соглашается, что растворился только сахар. Они сравнивают этот вывод со своими первоначальными идеями.
Учитель:
Повернитесь к своим партнерам и расскажите им то, что вы узнали о процессе растворения сегодня. Учитель слушает ответы пар учеников.
Учитель:
Итак, как вы думаете, мы получили более полное представление о том, что означает понятие «растворение»?
Ученики:
Да.
Учитель:
Ученые должны тщательно продумывать то, какие слова они используют и что они означают, и сегодня вы сделали именно это. Молодцы. Вы хорошо поработали. Теперь уберите инструменты и можете выйти поиграть.