• Преподавателю
  • Другое
  • Мастер-класс Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических приёмов

Мастер-класс Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических приёмов

Цель мастер - класса: Обучение участников мастер-класса построению образовательного процесса с учетом исследовательской деятельности учащихся. Задачи: •         Обобщение опыта по применению различных педагогических приёмов при формировании исследовательской компетенции •         Познакомить участников мастер-класса с возможностями применения данных приёмов •         формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности.   Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карт... Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.  Одним из важных аспектов организации обучения в современной школе является создание условий деятельности учащихся, способствующих формированию ключевых компетентностей. Ключевые компетенции имеют надпредметный, междисциплинарный характер, проявляются в разных ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аттестуемый учитель Кузнецова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 3

Дата 14.11.13

Эксперты

Мастер-класс

Тема Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических приёмов

Цель мастер - класса:

Обучение участников мастер-класса построению образовательного процесса с учетом исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

  • Обобщение опыта по применению различных педагогических приёмов при формировании исследовательской компетенции

  • Познакомить участников мастер-класса с возможностями применения данных приёмов

  • формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями


Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате

активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой

исследовательской работе

А. Н. Колмогоров

Ход мастер - класса

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент, включающий:

Цель (для меня): создать условия для положительного настроя слушателей;

мотивировать участников занятия к продуктивной деятельности; познакомить с актуальностью данного опыта,

Цель (для участников): получить положительный настрой и подготовиться к плодотворной деятельности

Приветствие. Положительный настрой на деятельность. Слайд 1

Тема Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических приёмов

В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору.

Эпиграф (слайд 2)

Реализация компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования. Компетенция - это набор знакомых ЗУНов, а компетентность - это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Одним из важных аспектов организации обучения в современной школе является создание условий деятельности учащихся, способствующих формированию ключевых компетентностей. Ключевые компетенции имеют надпредметный, междисциплинарный характер, проявляются в разных сферах. Чтобы обеспечить развитие учащихся необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и исследовательской. Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология.

Слайд 3

Цель моего мастер-класса: обучение построению образовательного процесса с учетом исследовательской деятельности учащихся. Формированием навыков исследовательской деятельности можно считать:

- развитие мышления, способности критически осмысливать информацию и вырабатывать собственное мнение, применять полученные знания для определения поведения в конкретных ситуациях;

-овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в публикациях, средствах массовой информации, включая Интернет-ресурсы.

Слайд 4

Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание - именно исследовательская деятельность формирует те компоненты интеллекта человека, которые необходимы для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

- ценностно-смысловая компетенция;

- общекультурная компетенция;

- учебно-познавательная;

- информационная;

- коммуникативная;

- социально-трудовая;

- личностная компетенция - самосовершенствование.

Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию, а значит необходимо увлечь учащихся исследовательской деятельностью.

2

Теоретическая часть. Презентация опыта.

Цель (для меня): познакомить участников мастер-класса с задачами педагогической деятельности; с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;
рассказать о наиболее удачных формах, методах и приёмах

Цель (для слушателей): на конкретных фрагментах урока на различных ступенях обучения увидеть эффективность приемов, методов, форм работы для развития творческих способностей и познавательной активности обучающихся; увидеть причинно-следственные связи, систематизировать материал











































Уже не первый год исследовательская деятельность является одним из ключевых направлений в моей работе. Слайд 5

Основные задачи моей педагогической работы:

- научить самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;

- сформировать навыки самоконтроля;

- создать условия для развития и проявления ребенком своих личностных качеств, формирования его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей;

- ориентировать учащихся на развитие критического мышления, их рефлексивных способностей, умений представить результаты своей работы;

- сформировать навыки работы в команде.

При организации учебного исследования школьников на уроках и во внеурочной деятельности я использую современные образовательные технологии: развивающее обучение, личностно ориентированное, дифференцированное обучение, деятельностное обучение, элементы проблемного обучения, педагогику сотрудничества, элементы здоровьесбережения.

Владею умением оптимального отбора методов, средств и форм обучения в зависимости от целей уроков.

Применяю на своих уроках диалоговый, проектный, частично поисковый методы, ситуации успеха, проблемные ситуации, элементы исследования, с помощью которых создаю условия для самореализации каждого учащегося. Также использую информационно-коммуникативные технологии для развития познавательных интересов учащихся.

Работаю над формированием эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, окружающим, себе. Организую равноправное партнёрское общение с учащимися в ходе учебного взаимодействия; создаю атмосферу доброжелательности и взаимной заинтересованности в работе друг друга, поощряю инициативу и активность учащихся.

Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются такие формы урока, как пресс-конференция, презентация проектов, путешествие, практическая работа.

Хочется поделиться педагогическими приёмами, которые я использую на различных этапах урочной деятельности для реализации формирования исследовательских компетенций.

Слайд 6

Прием «Мозговой штурм» - это хороший способ включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым. Алгоритм проведения «мозгового штурма»:

- сформулировать проблему для обсуждения (должна быть понятна всем участникам);

- проинформировать участников о ходе проведения «мозгового штурма», отведенном времени на обсуждение проблемы, основных правилах и цели, которую нужно достичь;

- предоставить учащимся необходимое время для обсуждения своих вариантов решения проблемы в группах с последующим обобщением;

- выслушать обобщенные и оформленные в виде текстов или рисунков идеи от каждой группы;

- обсудить со всеми учащимися класса наиболее удачные идеи, по возможности дополнить их;

- общий список идей, наиболее высоко оцененный всеми учащимися записать на классной доске;

- предложить учащимся в качестве домашнего задания разработать конкретные пути разрешения данной проблемы и оформить их как учебный проект.

Слайд 7

Прием "Ассоциация".

В самом начале урока учащимся предлагается записать все ассоциации, которые возникают у них на слово "Рыцарь".

1 этап: Учащиеся записывают все возникшие у них ассоциации на листе бумаги или в тетради.

2 этап: Объединяют эти ассоциации в паре.

3 этап: Объединяют ассоциации в группе.

4 этап: Работая в группе, составляют рассказ "Что мы знаем о рыцарях", используя все ассоциации группы.

5 этап: Работая в группе, выполняют задание: Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов?

6 этап: Работа в группе продолжается. Вопрос: "Каково было понимание рыцарской чести?"

7 этап: Задание: "Какое поведение мы сейчас называем рыцарским?»

Слайд 8

ПОПС - формула - приём, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию. Это простая форма работы на занятии, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Наиболее результативно данный метод применяется на уроках изучения нового материала. Схема работы следующая.

П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я считаю, что…

О - обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…

П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…

С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…

Слайд 9

Данный метод способствует формированию таких навыков, как умение структурировать материал; формулирование выводов и умозаключений; объяснение, доказательство и защита собственных идей; проявление креативности в проблемной ситуации.

Прием «Кластер» Слайд 10

Кластер - это способ графической организации материала. Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. В центре записывается ключевое понятие и от него расходятся стрелки - лучи.
Задача - систематизировать имеющиеся знания.

Данный приём позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют "наглядным мозговым штурмом". Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме.

Слайд 11

Некоторые методисты считают возможным в методике критического мышления использовать приём составления кластера на стадии вызова, например, в начале изучения нового материала. Также на доске записывается ключевое слово. Затем учащиеся записывают все слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этим словом. По мере накопления информации учащиеся начинают устанавливать связи между идеями, которые им кажутся подходящими. Составление кластера может быть как индивидуальным, так и коллективным. Чтобы не затягивать урок, коллективный кластер лучше составлять учителю, используя идеи, предложенные в ходе парной и коллективной работы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

- Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Слайд 12

«Синквэйн» с французского - стихотворение из пяти строк.
Составление синквэйна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по данному поводу.

Правила написания синквэйна:

На первой строчке - существительное: ключевое слово, тема.

На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих тему синквэйна, характеризующих данное понятие.

На третьей строчке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквэйна; три глагола, показывающие действие понятия.

На четвёртой - размещается целая фраза, предложение из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

На пятой строчке - слово - резюме, обычно существительное, позволяющее выразить личное отношение к теме, слово, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Я применяю данный приём на этапе закрепления или обобщения изученного материала. Пример Слайд 13

Развивая критическое мышление, я использую приём «тонких и толстых вопросов». Слайд 14

Напомню, что «тонкие» - это вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана, такие как:

Кто? Что? Когда? Как звать ...? Было ли ...? и др.

«Толстые» вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, такие, как:

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...? и др.

Работу с "тонкими" вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр.

"Толстые" вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.

Активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы. Мои ученики - активные участники районных и областных проектно-исследовательских конкурсов и конференций. Слайд 15

Таким образом, организовывать исследовательскую деятельность нужно на принципах личностной заинтересованности, доступности, посильности, научности. Результатом же этого процесса будет:

- усиление положительной мотивации учащихся в изучении истории и обществознания;

- самостоятельность при работе со специальной и научной литературой;

- способность формировать свое мнение и умение его отстаивать;

- умение общаться с аудиторией, выступая на конференциях;

- уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;

- владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умения искать и находить компромиссы;

- осуществление организационно-управленческой деятельности, самоконтроля и самооценки.

Считаю, что учитель сам, прежде всего, должен быть исследователем. Поэтому активно участвую в различных педагогических конкурсах, семинарах, конференциях (очно и заочно), повышаю свою квалификацию через различные курсы.

(Презентацию закрыть)

3

Практическая часть.

1) Проведение имитационной игры (групповая работа), моделирование фрагментов уроков

Цель (для участников): активно включиться в процесс практической работы

Цель (для меня): мотивировать участников на плодотворную работу.

А сейчас предлагаю вам немного потрудиться. Согласны? Представьте, что вы - учащиеся на уроке обществознания в 6 классе.

Тема урока «Человек славен добрыми делами»

«Добро и зло - извечный выбор,

Важнейший выбор человека.

Судьбы его первопричина

И смысл его земного века» (Ю.Новиков)

Приём «Мозговой штурм» (для всех)

«Какого человека называют добрым?» (работа участников)

Итак, по-вашему мнению, добрым называют человека ….

Задания в группах: - А сейчас поработаем в группах.

(организация 5 групп)

1 группа - Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «добро», «зло»?

Памятка:

1 этап: Запишите все возникшие у них ассоциации на листе бумаги.

2 этап: Объедините эти ассоциации в паре.

3 этап: Объедините ассоциации в группе.

4 этап: Работая в группе, раскройте понятия «добро - это…», «зло - это…», используя все ассоциации группы.

5 этап: Работая в группе, выполните задание: Какие дела называются добрыми?

2 группа - составление кластера «Добро и зло»

Памятка составления кластера

1. Написать в центре ключевое слово или предложение;
2. Записать слова или предложения, которые приходят на ум по этой теме вокруг ключевого слова;
3. Установить связь между идеями, которые покажутся подходящими;


Результат своей работы оформить на отдельных листах (А2) (на одном - «добро», на другом - «зло»

3 группа - «Всегда ли добро доброе?» организация дискуссии с применением приёма ПОПС-формулы

Памятка

П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я (мы) считаю (ем), что…

О - обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…

П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…

С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…

Если вы пришли к одному мнению, то выступит один человек от группы, если мнения разделились, то - соответственно - сколько мнений, столько и выступающих.

4 группа - составьте к прочитанному тексту «тонкие» и «толстые» вопросы

ПРИТЧА О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла , оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром на зло».

5 группа - составить 2 синквейна по темам «Добро» и «Зло»

Так как группы будут работать одновременно, а приём «синквейна» обычно осуществляется на этапе закрепления или обобщения, то у меня такое предложение: 5-я группа вначале выступит в роли наблюдателей в каждой группе, а затем уже приступит к выполнению своего конкретного задания.

Памятка

1-я строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка - два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3-я строка - три глагола, показывающие действия понятия;

4-я строка - короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5-я - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Защита

4

Рефлексия

Цель: проанализировать данное занятие

Предлагаю провести рефлексию, используя метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» Слайд 16

Инструкция

для группы «Белая шляпа»

Участники группы, констатируйте только факты, информацию, не используйте при этом оценки и эмоции

(на обсуждение 1 минут)

Инструкция

для группы «Зелёная шляпа»

Участники группы, назовите только «плюсы», всё то, что вам понравилось (на обсуждение 1 мин.)

Инструкция

для группы «Чёрная шляпа»

Участники группы, говорите только о «минусах», т.е. о том, что вам не понравилось или о том, что вы принять не можете (на обсуждение 1 мин.)

Инструкция

для группы «Красная шляпа»

Участники группы, говорите только о чувствах, которые возникли у вас в течение нашей с вами работы

(на обсуждение 1 мин.)

Инструкция

для группы «Синяя шляпа»

Участники группы, сделайте выводы, обобщения, определите ряд вопросов (на обсуждение 1 мин.)

Выступление по 1 человеку от группы

5

Подведение итогов

Притча.

Давным- давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать руку ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

-Все в твоих руках…

- В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам. И от нас зависит, останутся они нераскрытыми или достигнут соответствующих высот.

10


© 2010-2022