СТАТЬЯ на тему СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

 В данной статье раскрыты особенности сущностной личностной доминанты - Я-концепции. Выделенные компоненты и выполняемые функции представлены в виде структурно-функциональной модели. Многогранность рассматриваемого феномена (наличие различных модусов и модальностей) иллюстрируются суждениями современных школьников подросткового возраста. В соответствии с основным критерием и интегративным показателем выделяются пять уровней Я-концепции: хаотическая, совокупная, систематическая, интегративная, ц...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н. В. Заболотнева.

(Волгоград).


СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА.

Интегративным показателем полноценного развития целостной личности и универсальным механизмом формирования ее субъектности является такой феномен, как глобальная Я-концепция.

Относясь к ядру личности подростка, Я-концепция пронизывает все личностные сферы и является активным началом, выполняющим важнейшие функции в организации психики и поведения развивающейся личности. Выделение в структуре Я-концепции когнитивного, оценочного и поведенческого компонентов позволяет рассматривать ее как систему установок, направленных на себя.

Я-концепция


Я-образ

Ценностно -

содержательный

(когнитивный)

Самооценка

Рефлексивно -

адаптивный

(оценочный)

Деятельность

Регулятивно-

коммуникативный

(поведенческий)

смыслотворческая

целеобразующая

мотивирующая

побудительная

аксеологическая

автономная

оценочная

рефлексивная

прогностическая

резистентная

интерпретирующая

адаптирующая

регулятивная

контролирующая

воспрещающая

коммуникативная

приобщающая

креативная





функции


Я-концепция проявляется в сознательных суждениях подростка, в которых он пытается охарактеризовать себя, сформулировать свою значимость, объяснить поведение. Юлия Ж.(7класс): «Я хорошая, умная, добрая, сообразительная»; Антон А.(6 класс): «Я гордый, ленивый, самолюбивый, не скромный, но настырный»; Павел Ш. (8 класс): «Я являюсь личностью, которая может самостоятельно думать, действовать и жить»; Андрей Ж.(9 класс): «Я считаю себя надежным человеком, поэтому никогда не отказываюсь от порученных мне дел»; Ирина К.(5 класс): «Я аккуратная, поэтому стараюсь делать так, чтобы было чисто и красиво».

Особое значение для разностороннего развития подростка имеет становление различных модальностей Я-концепции.

Я-настоящее: Иван П.(5 класс): «Я мальчик, человек, землянин. Я нормальный, только иногда очень разговорчивый, смехотливый и задирчивый»; Виктория З.(8 класс): «Я - гимназистка. Вредная, спокойная, добрая, а иногда эгоистка».

Я-предпочитаемое: Мария С.(8 класс): «Я хочу быть самой любимой дочерью, девушкой, женой и очень любящей матерью»; Антон А.(6 класс): «Хочу быть бизнесменом, большим, сильным, богатым, иметь компьютерную фирму».

Я-избегаемое: Анна П.(6 класс): «Я не хочу быть жадной, подлой, недружелюбной, ленивой»; Иван Б.(7 класс): «Не хочу быть преступником, заключеннным, скучным и жестоким»;

Я-зеркальное: Илья М.(5 класс): «Другие думают, что я слабый, эгоистичный и очень хитрый»; Анна Д.(8 класс): «Родители считают меня вполне надежным человеком».

Я-ретроспективное: Алексей М.(9 класс): «В детстве я был толстым, неуклюжим и неумелым»; Анна К.(8 класс): «Я была хорошенькой маленькой девочкой, которую все любили».

Я-прогностическое: Роман Р.(6 класс): «Я буду студентом какого-нибудь престижного ВУЗа»; Вера А.(5 класс): «Я стану врачем-стоматологом, как мои родители, или модельером».

Я-изображаемое: Илья С.(5 класс): «Я нормальный мальчик, но иногда прикидываюсь глупым»; Мария С.(9 класс): «Я хочу казаться сильной и веселой, а на самом деле я нуждаюсь в нежности, внимании и поддержке».

Я-фантастическое: Ксения Т.(8 класс): «Стала бы певицей в группе девчачей или женой миллиардера»; Игорь П.(7 класс): «Я стал бы Кощеем, совсем бессмертным».

Я-идеальное: Антон И.(9класс): «Мой идеал - умный и талантливый ученый-физик»; Яна Е.(6 класс): «Мой идеал - добрый и отзывчивый человек, профессионал своего дела».

Я-отрицательное: Илья Л.(7 класс): «Я боюсь шпаны и мне не нравится, когда кричат и обзывают»; Ирина В.(9 класс): «Я боюсь смерти, старости и одиночества».

Я-положительное: Анна П.(5 класс): «Я люблю свою семью, кошку, своих друзей, мир!»; Семен С.(8 класс): «Мне нравится, когда на уроке весело, а учитель добрый, с чувством юмора».

Степень развитости Я-концепции подростка определяется представленностью и соотношением четырех главных модусов:

(А) Физическое "Я" - замкнутое в себе "микро-Я", основанное на телесных свойствах и самоощущениях. Татьяна М.(6 класс): «Я девочка, Таня, десятилетняя, высокая, глаза голубые, волосы русые, прямые, не толстая, но и не худая».

(В) Социальное "Я" - фиксирует внимание на объективных социальных свойствах, мыслится как совокупность, некоторый синтез социальных ролей. Антон М.(7 класс): «Я человек, ученик, футболист, сын, бабушкин внук, друг и скаут».

(С) Рефлексивное "Я" - переносит центр тяжести на субъективные свойства, вкусы и диспозиции относительно независимые от конкретных социальных ситуаций и ролей. Илья С.(5 класс): «Я земной человек. Я любопытный. Я очень люблю играть на моем любимом инструменте - саксофоне. Я люблю свою сестру, я не считаю себя супер красивым».

(Д) Океаническое "Я" - обращенное вовне "макро-Я", основанное на универсальных ценностях, абстрактных идеях, трансцендентных процессах или духовно-мистическом откровении. Мария С.(8 класс): «Я огромная записная книжка, я знаю обо всех очень много. Я самый лучший разговорник в мире. Я жилетка, в которую всегда можно поплакаться».

Основным критерием развития Я-концепции является повышение степени целостности, а интегративным показателем выступает самоотношение. Наши исследования позволяют выделить пять уровней развития Я-концепции подростков.


Уровень

Я-концепция

Самоотношение

Модус

1

Низший

Хаотическая

Неопределенное

А

2

Низкий

Совокупная

Негативное

А,В

3

Средний

Систематическая

Смешанное

В,С

4

Высокий

Интегративная

Позитивное

С,Д

5

Высший

Целостная

Философское

Д

Развитие Я-концепции определяется параметрами:

  • когнитивная сложность и дифференцированность;

  • развернутость, многочисленность модальностей и Я-структур;

  • внутренняя последовательность, цельность Я-образа;.

  • контрастность, степень отчетливости элементов;

  • устойчивость Я-образа, самооценки;

  • уровень, строение, стабильность самооценки;

  • адекватность, временная отнесенность самооценок;

  • соотношение с реальной успешностью реализации.

Таким образом, достижение подростками высокого уровня развития Я-концепции является одной из актуальных задач современного образовательного процесса.


© 2010-2022