- Преподавателю
- Другое
- СТАТЬЯ на тему СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
СТАТЬЯ на тему СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Заболотнева Н.В. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Н. В. Заболотнева.
(Волгоград).
СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА.
Интегративным показателем полноценного развития целостной личности и универсальным механизмом формирования ее субъектности является такой феномен, как глобальная Я-концепция.
Относясь к ядру личности подростка, Я-концепция пронизывает все личностные сферы и является активным началом, выполняющим важнейшие функции в организации психики и поведения развивающейся личности. Выделение в структуре Я-концепции когнитивного, оценочного и поведенческого компонентов позволяет рассматривать ее как систему установок, направленных на себя.
Я-концепция
Я-образ
Ценностно -
содержательный
(когнитивный)
Самооценка
Рефлексивно -
адаптивный
(оценочный)
Деятельность
Регулятивно-
коммуникативный
(поведенческий)
смыслотворческая
целеобразующая
мотивирующая
побудительная
аксеологическая
автономная
оценочная
рефлексивная
прогностическая
резистентная
интерпретирующая
адаптирующая
регулятивная
контролирующая
воспрещающая
коммуникативная
приобщающая
креативная
функции
Я-концепция проявляется в сознательных суждениях подростка, в которых он пытается охарактеризовать себя, сформулировать свою значимость, объяснить поведение. Юлия Ж.(7класс): «Я хорошая, умная, добрая, сообразительная»; Антон А.(6 класс): «Я гордый, ленивый, самолюбивый, не скромный, но настырный»; Павел Ш. (8 класс): «Я являюсь личностью, которая может самостоятельно думать, действовать и жить»; Андрей Ж.(9 класс): «Я считаю себя надежным человеком, поэтому никогда не отказываюсь от порученных мне дел»; Ирина К.(5 класс): «Я аккуратная, поэтому стараюсь делать так, чтобы было чисто и красиво».
Особое значение для разностороннего развития подростка имеет становление различных модальностей Я-концепции.
Я-настоящее: Иван П.(5 класс): «Я мальчик, человек, землянин. Я нормальный, только иногда очень разговорчивый, смехотливый и задирчивый»; Виктория З.(8 класс): «Я - гимназистка. Вредная, спокойная, добрая, а иногда эгоистка».
Я-предпочитаемое: Мария С.(8 класс): «Я хочу быть самой любимой дочерью, девушкой, женой и очень любящей матерью»; Антон А.(6 класс): «Хочу быть бизнесменом, большим, сильным, богатым, иметь компьютерную фирму».
Я-избегаемое: Анна П.(6 класс): «Я не хочу быть жадной, подлой, недружелюбной, ленивой»; Иван Б.(7 класс): «Не хочу быть преступником, заключеннным, скучным и жестоким»;
Я-зеркальное: Илья М.(5 класс): «Другие думают, что я слабый, эгоистичный и очень хитрый»; Анна Д.(8 класс): «Родители считают меня вполне надежным человеком».
Я-ретроспективное: Алексей М.(9 класс): «В детстве я был толстым, неуклюжим и неумелым»; Анна К.(8 класс): «Я была хорошенькой маленькой девочкой, которую все любили».
Я-прогностическое: Роман Р.(6 класс): «Я буду студентом какого-нибудь престижного ВУЗа»; Вера А.(5 класс): «Я стану врачем-стоматологом, как мои родители, или модельером».
Я-изображаемое: Илья С.(5 класс): «Я нормальный мальчик, но иногда прикидываюсь глупым»; Мария С.(9 класс): «Я хочу казаться сильной и веселой, а на самом деле я нуждаюсь в нежности, внимании и поддержке».
Я-фантастическое: Ксения Т.(8 класс): «Стала бы певицей в группе девчачей или женой миллиардера»; Игорь П.(7 класс): «Я стал бы Кощеем, совсем бессмертным».
Я-идеальное: Антон И.(9класс): «Мой идеал - умный и талантливый ученый-физик»; Яна Е.(6 класс): «Мой идеал - добрый и отзывчивый человек, профессионал своего дела».
Я-отрицательное: Илья Л.(7 класс): «Я боюсь шпаны и мне не нравится, когда кричат и обзывают»; Ирина В.(9 класс): «Я боюсь смерти, старости и одиночества».
Я-положительное: Анна П.(5 класс): «Я люблю свою семью, кошку, своих друзей, мир!»; Семен С.(8 класс): «Мне нравится, когда на уроке весело, а учитель добрый, с чувством юмора».
Степень развитости Я-концепции подростка определяется представленностью и соотношением четырех главных модусов:
(А) Физическое "Я" - замкнутое в себе "микро-Я", основанное на телесных свойствах и самоощущениях. Татьяна М.(6 класс): «Я девочка, Таня, десятилетняя, высокая, глаза голубые, волосы русые, прямые, не толстая, но и не худая».
(В) Социальное "Я" - фиксирует внимание на объективных социальных свойствах, мыслится как совокупность, некоторый синтез социальных ролей. Антон М.(7 класс): «Я человек, ученик, футболист, сын, бабушкин внук, друг и скаут».
(С) Рефлексивное "Я" - переносит центр тяжести на субъективные свойства, вкусы и диспозиции относительно независимые от конкретных социальных ситуаций и ролей. Илья С.(5 класс): «Я земной человек. Я любопытный. Я очень люблю играть на моем любимом инструменте - саксофоне. Я люблю свою сестру, я не считаю себя супер красивым».
(Д) Океаническое "Я" - обращенное вовне "макро-Я", основанное на универсальных ценностях, абстрактных идеях, трансцендентных процессах или духовно-мистическом откровении. Мария С.(8 класс): «Я огромная записная книжка, я знаю обо всех очень много. Я самый лучший разговорник в мире. Я жилетка, в которую всегда можно поплакаться».
Основным критерием развития Я-концепции является повышение степени целостности, а интегративным показателем выступает самоотношение. Наши исследования позволяют выделить пять уровней развития Я-концепции подростков.
Уровень
Я-концепция
Самоотношение
Модус
1
Низший
Хаотическая
Неопределенное
А
2
Низкий
Совокупная
Негативное
А,В
3
Средний
Систематическая
Смешанное
В,С
4
Высокий
Интегративная
Позитивное
С,Д
5
Высший
Целостная
Философское
Д
Развитие Я-концепции определяется параметрами:
-
когнитивная сложность и дифференцированность;
-
развернутость, многочисленность модальностей и Я-структур;
-
внутренняя последовательность, цельность Я-образа;.
-
контрастность, степень отчетливости элементов;
-
устойчивость Я-образа, самооценки;
-
уровень, строение, стабильность самооценки;
-
адекватность, временная отнесенность самооценок;
-
соотношение с реальной успешностью реализации.
Таким образом, достижение подростками высокого уровня развития Я-концепции является одной из актуальных задач современного образовательного процесса.