Теоретические основы повышения результативности учащихся при обучении физике

Теоретические основы повышения результативности учащихся при обучении физике.   Подготовила учитель физики МБОУ «Вавилонская СОШ»  Тюрина Н.А.   Успехи развития нашей страны во многом зависят от активности ее граждан, от их эффективной деятельности. Поэтому проблемы формирования у школьников умений рационально организовывать свою деятельность, добиваться на ее основе позитивных и качественных результатов, быстро адаптироваться к изменяющимся социальным и природным условиям необходимо рассматрива...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

29.01.2015. Теоретические основы повышения результативности учащихся при обучении физике.


Подготовила учитель физики МБОУ «Вавилонская СОШ» Тюрина Н.А.


Успехи развития нашей страны во многом зависят от активности ее граждан, от их эффективной деятельности. Поэтому проблемы формирования у школьников умений рационально организовывать свою деятельность, добиваться на ее основе позитивных и качественных результатов, быстро адаптироваться к изменяющимся социальным и природным условиям необходимо рассматривать как важнейшие задачи современной отечественной школы.

Достижения науки физики для жизнедеятельности человека, его мировосприятия и миропонимания, для его общекультурного развития и социально-позитивных преобразований в обществе имеют большое значение.

Человек, являясь частью природы, живет в природной среде, постоянно наблюдает ее явления, испытывает на себе их воздействия. Способность видеть, понимать законы природы, принимать их, создавая благо для людей, является важной характеристикой культурного человека. Все это позволяет считать достижения физики, материальные ценности, созданные на ее основе, компонентом общечеловеческой культуры.

Однако, с развитием физики и техники возникла проблема, связанная с сообщением молодому поколению необходимого объема информации, с передачей ему образцов социокультурного опыта. Эта проблема обострилась в последнее время, когда в условиях ограниченных природных ресурсов стало необходимым уделять особое внимание организации активной и разумной деятельности по жизнеобеспечению людей. Встала задача использования достижений физики не только на благо человеку, но и для обеспечения устойчивого развития природы, частью которой является он сам.


Учеными проанализировано современное состояние проблемы эффективности обучения и определена сущность понятий «эффективность», «эффективное обучение», «позитивный результат», «рациональное использование ресурсов», «обучающее взаимодействие» и другие. Определено их значение для педагогической науки.

1. Исследование феномена «эффективность» дало возможность определить сущность, свойства и критерии для его оценки, сформулировать принципы эффективного обучения физике:

- индивидуальной и социальной значимости;

- экономичности;

- соответствия основных элементов обучения цели;

- целостности и завершенности.

2. Исследования структуры результата обучения школьников физике (школьного физического образования), обусловлена выделением трех компонентов:

- обученности;

- обучаемости;

- адаптации к социальной природной среде.

3. Методика оценки уровня школьного физического образования на основе следующих критериев позволяет получить достоверные результаты исследования:

- уровня усвоения;

- степени осознанности;

- объема усвоенных учебных элементов;

- прочности усвоения.

4. Система расширенных обучающих взаимодействий, субъектами которой являются учителя, учащиеся, их родители, педагоги учреждений дополнительного образования, научные сотрудники и др., позволяет повысить уровень физического образования;

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА - СТИМУЛ К УСПЕХУ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

От чего зависит эффективность урока? Наверно от следующих факторов:

  • От подготовки учителя к уроку;

  • От выбора типа урока;

  • От умения поставить конкретные цель и задачи;

  • От понимания полезности для развития каждого ребёнка той или иной темы;

  • От мастерства и личности учителя; от педагогических находках учителя от умения следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование;

  • От стиля взаимодействия учителя и ученика, от их общения и сотрудничества;

  • От заинтересованности учителя дать, а учеников взять;

  • От учебных возможностей ученика, их умение мыслить, самостоятельно работать;

  • От организации активной творческой работы учащихся;

  • От качества, доступности и эмоциональной подачи материала;

  • От разнообразия методов, форм и видов организации урока;

  • От умения учителя прогнозировать результативность урока и в ходе урока с наименьшими «затратами», экономией времени, получать наибольший результат.

Для организации результативности урока необходимо использовать в работе многообразные способы, формы и виды деятельности учащихся:

  • Пресс-конференция, дискуссия, телемост, путешествие, гостиная, аукцион идей;

  • КВН, ролевая игра, игры «взятие крепости», «крестики-нолики», «морской бой», «конкурс вралей», «письма от Мюнхгаузена»;

  • Лекция, беседа, фронтальный опрос, ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника, конспектирование, пересказ текста;

  • Групповая работа, работа в парах, совместная деятельность по достижению цели урока, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка;

  • Составление плана, рецензии, конспекта, отзыва, реферата;

  • Творческие задания, исследование, эксперимент, опыты;

  • Практическая деятельность, работа с картами, с иллюстрациями;

  • Составление кроссвордов и дидактических материалов;

  • Музыкальная пауза и физкультпауза;

  • Тестирование и программирование

Пути и средства повышения реэультативности урока:

  1. Поиск новых подходов к управлению развитием личности.

  2. Использование деятельного, личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

  3. Построение процесса обучения на основе новых образовательных технологий, новых информационных технологий.

  4. Построение деятельности учителя и ученика с учётом новейших достижений психологической науки и передовой практики

  5. Организация урока при соблюдении правил:

  • определение цели и многоцелевых задач урока,

  • единство формирования знаний, умений и навыков на трёх уровнях: воспроизводящем, конструктивном, творческом,

  • активизация познавательной деятельности учащихся,

  • вычленение и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций,

  • оптимизация содержания обучения,

  • выбор методов и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями,

  • определение совершенной структуры,

  • соотношение рационального и эмоционального на уроке,

  • наличие благоприятного психологического климата,

  • высокий, но посильный темп урока,

  • оперативная обратная связь.

  1. Соблюдение педагогических требований.

  2. Рациональная мотивация режима работы, обеспечение жизнедеятельности в ОУ, уровень социально-психологической помощи.

  3. Составление и реализация программ «Работа с учащимися, имеющими высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности», «Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию».

Проведение мониторинга качества знаний на трёх уровнях: воспроизводящем, конструктивном, творческом


© 2010-2022