- Преподавателю
- Другое
- Природоохранный проект на тему Возродим наш лес
Природоохранный проект на тему Возродим наш лес
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузьмина Н.А. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Эколого-патриотическое движение
«Сохраним планету чистой и зеленой»
МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна»
Татищевского района
Саратовской области
Руководитель:
Чикунова С.М.
учитель математики
Кузьмина Н.А.
учитель экологии
Леса в области занимают всего около 6% от общей площади. В связи с уменьшением лесных насаждений области, которые пострадали из-за экстремальных погодных условий, пожаров и деятельности человека, мы решили принять участие в исследовательской и природоохранной деятельности, но и привлечь внимание общественности к данной проблеме.
Восстановление и охрана лесов Саратовской области.
-
Провести социологический опрос с целью выяснения, легко ли вырастить дуб, сколько желудей в 1 кг, сколько желудей прорастет из 100 посаженных.
-
Изучить информацию о дубе с точки зрения различных областей наук.
-
Провести агротехнический опыт по выращиванию 100 желудей с целью получения достоверного ответа на вопросы социологического опроса и выращивания молодых дубков для последующего высаживания .
-
Провести природоохранные акции
-
Наблюдение за жизнью деревьев в природе и пришкольном участке.
-
Учащиеся 1-11 классов МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна»
-
Классные руководители 1-11 классов
-
Родители Общее количество - 124 человека
Май 2010 года - февраль 2012 года.
КАК ЭТО БЫЛО?
ВАМ ИНТЕРЕСНО?
ТОГДА ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С НАШИМ ПРОЕКТОМ.
Мы вели исследования по следующим направлениям:
-
ИСТОРИЯ Исторические сведения. Опрос на тему: «Легко ли вырастить дуб?» (9 класс Классный руководитель: Борбич Н.Н.)
-
АГРОТЕХНИКА Опытный участок. А получиться ли у нас вырастить дубок? (6 класс. Классный руководитель, учитель экологии: Кузьмина Н.А.)
-
МЕДИЦИНА Сведения из медицинского справочника (8 класс Классный руководитель: Чикунова С.М.)
-
ЛИТЕРАТУРА Конкурс стихов (4 класс Классный руководитель: Зинатуллина Л.Р.)
-
ИЗО Геральдика (5 класс Классный руководитель: Кожайкина А.А.)
Конкурс рисунков (3 класс Классный руководитель: Дмитриева Л.В.)
-
ТЕХНОЛОГИЯ Поделки из желудей (1 и 2 классы Классные руководители: Фадеева В.Н. и Голубева Т.Е.)
-
УЧАСТИЕ В АКЦИИ «Желудь-2010».
дереву, обнимите его руками и прижмитесь к стволу животом и грудью. В Дуб в традиционной культуре славян самое почитаемое дерево, символизирующее силу, крепость и мужское начало, место совершения религиозных обрядов, объект и локус жертвоприношений. Согласно поверьям и фольклорным текстам, на дубе обитал царь птиц орел. В приметах и запретах дуб сопоставлялся с хозяином дома. В болгарской легенде рассказывалось о том, как дубовая роща спрятала Бога, убегавшего от Чумы. В благодарность за это Бог сделал так, чтобы листья с дуба опадали лишь поздней осенью.
Дуб в селе Ягодная поляна
-
По сведениям из Воронежской губернии, молодые после венчания ехали к старому дубу и трижды объезжали вокруг него.
-
Дуб считался и местом обитания мифологических персонажей. На больших дубах обитали гигантские мифологические змеи - покровители угодий, охранявшие местность от града и непогоды.
-
Дуб связан с громовержцем. На связь дуба и Перуна указывает запрет находиться под дубом во время грозы и выращивать дуб около дома, т.к. в первую очередь, гром бьет в дуб.
-
В верованиях, практической магии и фольклоре дуб последовательно выступает как мужской символ. Воду после купания новорожденного мальчика выливают под дуб. Когда невесту вводят в дом мужа, она первой входит туда и говорит про себя: «Около двора дубочки, а в дом - сыночки», если хочет, чтобы у нее рождались мальчики.
-
Существует восточнославянский обычай тереться спиной о дуб при первом громе или при виде первой весенней птицы, чтобы спина была крепкой. Затыкать за пояс на спине дубовую ветку, чтобы спина не болела во время жатвы, и др.
-
Поляки вешали на рога коровам дубовые венки, чтобы коровы были сильными и чтобы рога не ломались при бодании.
-
В народной медицине южных славян популярным способом лечения детских болезней, а также способом прекращения детской смертности в семье был обычай закладывать в ствол дуба отрезанные волосы и ногти больного ребенка или нитку, которой предварительно измеряли ребенка, а затем забивать это отверстие колышком: когда ребенок перерастет это отверстие, болезнь оставит его.
-
Дуб служил объектом, на который символически переносили болезни. Белорусы выливали под молодой дуб воду, в которой мыли чахоточного больного. Поляки при нарывах во рту плевали в отверстие, выкопанное под дубом. Украинцы, поляки, чехи, мораване оставляли на дубе одежду больного. Болгары, сербы и македонцы посещали почитаемые дубы и привязывали к их ветвям ленточки и нитки из одежды.
Происхождение и этимология названия
Индоевропейский корень слова «дуб» тождественен корню слова «дерево».
Святость дуба
У многих народов дуб посвящался богам: Зевс у греков, Юпитер у римлян, Тор у германцев, Перкунас у литовцев, Дубобог у японцев, Прове у балтийских славян. А в Ромове древние пруссы окропляли священный дуб кровью жертвенных животных и поклонялись в его образе сразу трем богам.
У литовцев и германцев дуб подчас заменял храм, ибо в его дуплах могли укрыться до сотни человек.
Приметы и гадания связанные с дубом
Если листья дуба скручиваются - то это к засухе (Уэльс).
Найдешь червя в желуде - к бедности, а паука - к болезни (Англия).
Взять два желудя, назвать именами влюбленных и опустить в тазик с водой. Если, плавая, они сойдутся - это к свадьбе (Англия).
Чтобы снять головную боль - вбей гвоздь в ветку дуба (Корнуолл).
В день летнего солнцестояния надо молча потереть рукой кусочек дуба и он будет исцелять все твои болезни.
В России при помощи дуба заговаривали зубную боль, детские болезни и горловые. Наши советы:
В народе давно подмечено, что деревья не только нас лечат, но подпитывают энергией. Известно, что радиус воздействия дерева на человека составляет 2-3 м.
Дуб - одно из самых сильных деревьев. Чтобы получить энергию дуба, нужно чаще гулять в дубовых рощах, по возможности использовать предметы, изготовленные из этого дерева. Лучшее время для общения с дубом после 9 часов вечера, тогда он активно помогает бороться с недугами.
Энергетика дуба активизирует процессы жизнедеятельности наших клеток. Рядом с ним человек ощущает прилив сил, бодрость. Используют его, как правило, при хронических заболеваниях.
Проводить сеансы дендротерапии следует не более 2-3 раз в день. Встаньте спиной к стволу, касаясь его спиной и затылком, правую руку положите на солнечное сплетение и накройте ее левой рукой, ноги широко расставьте и прижмитесь позвоночником к дереву. Эта поза помогает при радикулите, неврастении, болезнях почек, остеохондрозе.
Дуб в селе Ягодная поляна
-
По сведениям из Воронежской губернии, молодые после венчания ехали к старому дубу и трижды объезжали вокруг него.
-
Дуб считался и местом обитания мифологических персонажей. На больших дубах обитали гигантские мифологические змеи - покровители угодий, охранявшие местность от града и непогоды.
-
Дуб связан с громовержцем. На связь дуба и Перуна указывает запрет находиться под дубом во время грозы и выращивать дуб около дома, т.к. в первую очередь, гром бьет в дуб.
-
В верованиях, практической магии и фольклоре дуб последовательно выступает как мужской символ. Воду после купания новорожденного мальчика выливают под дуб. Когда невесту вводят в дом мужа, она первой входит туда и говорит про себя: «Около двора дубочки, а в дом - сыночки», если хочет, чтобы у нее рождались мальчики.
-
Существует восточнославянский обычай тереться спиной о дуб при первом громе или при виде первой весенней птицы, чтобы спина была крепкой. Затыкать за пояс на спине дубовую ветку, чтобы спина не болела во время жатвы, и др.
-
Поляки вешали на рога коровам дубовые венки, чтобы коровы были сильными и чтобы рога не ломались при бодании.
-
В народной медицине южных славян популярным способом лечения детских болезней, а также способом прекращения детской смертности в семье был обычай закладывать в ствол дуба отрезанные волосы и ногти больного ребенка или нитку, которой предварительно измеряли ребенка, а затем забивать это отверстие колышком: когда ребенок перерастет это отверстие, болезнь оставит его.
-
Дуб служил объектом, на который символически переносили болезни. Белорусы выливали под молодой дуб воду, в которой мыли чахоточного больного. Поляки при нарывах во рту плевали в отверстие, выкопанное под дубом. Украинцы, поляки, чехи, мораване оставляли на дубе одежду больного. Болгары, сербы и македонцы посещали почитаемые дубы и привязывали к их ветвям ленточки и нитки из одежды.
Происхождение и этимология названия
Индоевропейский корень слова «дуб» тождественен корню слова «дерево».
Наши советы:
В народе давно подмечено, что деревья не только нас лечат, но подпитывают энергией. Известно, что радиус воздействия дерева на человека составляет 2-3 м.
Дуб - одно из самых сильных деревьев. Чтобы получить энергию дуба, нужно чаще гулять в дубовых рощах, по возможности использовать предметы, изготовленные из этого дерева. Лучшее время для общения с дубом после 9 часов вечера, тогда он активно помогает бороться с недугами.
Энергетика дуба активизирует процессы жизнедеятельности наших клеток. Рядом с ним человек ощущает прилив сил, бодрость. Используют его, как правило, при хронических заболеваниях.
Проводить сеансы дендротерапии следует не более 2-3 раз в день. Встаньте спиной к стволу, касаясь его спиной и затылком, правую руку положите на солнечное сплетение и накройте ее левой рукой, ноги широко расставьте и прижмитесь позвоночником к дереву. Эта поза помогает при радикулите, неврастении, болезнях почек, остеохондрозе.
Второй способ: встаньте на колени или сядьте на землю лицом к таком положении улучшается деятельность желудка, поджелудочной железы, кишечника, печени, сердца, легких.
13 октября среди школьников, преподавателей, родителей, прохожих на улице учащимися 8 класса был проведен опрос:
1. «Легко ли вырастить дуб?»
Ознакомьтесь с результатами опроса:
Малородова Полина мастерски ведет опрос подсчет голосов.
2. «Сколько желудей в 1 кг?» 3. «Сколько желудей взойдет, если посадить 100 штук?
У нас есть вопросы для исследования!!!
Начинаем же его поскорее…
Ну-ка, прикиньте в последний раз, сколько их таких вот будет в одном килограмме?
Уже совсем скоро мы узнаем, кто же был прав.
Наберем мы самых целых,
Гладких и блестящих.
Сколько же вас в килограмме
Крупных, настоящих?
(Назарова Вика и
Малородова Полина
8 класс)
Такое ответственное дело, по взвешиванию желудей мы поручили обучающимся 6 класса. Посмотрите, как они точны и внимательны при взвешивании.
Тихо! Идет важный подсчет!!!
ВНИМАНИЕ!
В 1 КГ содержится 182 желудя!
Из истории лесоразведения:
Первое письменное упоминание об опытах по лесоразведению относиться к Петровской эпохе. Имеются сведения, что уже в1696 году по указу Петра I были созданы крупные посевы дуба около Таганрога. В 1707 году Петр I предписывал губернаторам Азовскому и Астраханскому насаждать дубовые рощи в степных районах.
Как вырастить лес?
Если ты русский человек, проще всего для этого бросить за спину гребешок во время бегства от Бабы-яги. Сзади тут же вырастет вековой лес, сквозь который Баба-яга будет прогрызать себе путь (трудно грызть вековые дубы, в которые обратились зубчики гребешка). Если ты японец, то нужно воспользоваться методикой, предложенной героем древнеяпонского мифа Идзанаки. Когда ведьмы, посланные его разгневанной сестрой Идзанами, уже настигали его, Идзанаки швырнул назад гребень - и тут же вырос бамбуковый лес. Если ты живешь на Енисее и принадлежишь к народу кетов, то, наверное, сможешь сделать так, как кетский герой Каскет. Он убегал от злой ведьмы Дотет и приказал срочно вырасти роще из семи лиственниц. Непонятно, зачем ему понадобилось именно семь - ведь полез только на одну лиственницу в надежде, что Дотет не умеет лазить по деревьям.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Для ответа на этот вопрос мы обратились сначала к методическому пособию А.Ю. Ярошенко «Как вырастить лес». И вот что мы узнали:
Желуди дуба не сохраняют всхожесть при высушивании и хранении при комнатной температуре. Поэтому их надо сеять или осенью до выпадения снега и промерзания почвы или весной. Осенний посев наиболее прост, но есть риск того, что желуди повредят лесные грызуны.
По внешним признакам не всегда можно определить живые желуди от пропавших. В этом может помочь замачивание их в воде. Плохие желуди в этом случае всплывают.
Как сажать желуди?
Необходимо сделать грядку, а на ней борозды на расстоянии 15-25 см друг от друга, затем разложить желуди в борозды на 5-6 см друг от друга, вдавить его на 2-3 см в землю (весной) и на 3-6 см (осенью), засыпать сверху землей.
Желуди прорастают очень долго. Сначала у них растет стебель длиной до нескольких см в длину, а затем только стебель. Прекращать полив необходимо за 1-1,5 до листопада. Летом сеянцы могут поражаться мучнистой росой. Их надо обработать, например, 1% раствором медного купороса. Саженцы можно выращивать на одном месте 2 года, а можно на второй год пересадить в «школку», где расположить их на расстоянии 25-30 см, а в ряду -через 12-15 см. После посадки они сильно страдают и лишь через несколько недель выживают.
Делаем вывод, что выращивание дуба - достаточно сложное дело,
но мы готовы проверить это на практике!
Чтобы ответить сразу на вопрос нашего опроса, мы сажаем грядку дубов на нашем пришкольном участке. Мы посадим ровно 100 штук и посмотрим, сколько же вырастит?
2011 год
Цветение дуба.
Замечено, что из посаженных желудей всходит всего 30% дубков.
Весной 2011 на контрольной грядке взошло 34 дубка.
А всего в нашем питомнике из 1 КГ желудей, т.е 182 штук
взошло 83 дубка.
Хотя всходы были и дружными некоторые проростали почти до середины июля. Хорошо проростали желуди спрятанные в отдельных местах под осенней листвой в лесу, но большинство желудей по нашим наблюдениям проросли осенью, лишь когда начались обильные дожди.
Прозимовавшие желуди в лесу под листьями и на солнечной поляне.
Свиридова Анастасия поделилась с нами своими размышлениями о дальнейшей судьбе наших питомцев.
«Наша будущая дубрава»
Невелик наш пришкольный участок, но и там нашлось место для питомника. Всего 38 соток занимает он, но правильно говорят: «Мал золотник, да дорог». За 2 года мы вырастили 83 саженцев деревьев и все из семян. Жёлуди собирали не со всех деревьев, выбирали самые крупные, с густой кроной. Для чего выращиваем мы дубки, спросите? А вот зачем!
Как-то ходили мы на нашу речку «Чердымка». Тихая это речка и красивая.
Но приметили мы на берегу пустынное место. Вот и решили посадить здесь свою дубраву.
Чердымка к Волге воды несёт. Поднимется дубрава - больше воды будет в речке, и Волге от этого лучше будет!
Свиридова Анастасия.10 лет
Мы решили не останавливаться на достигнутом и провести акцию
«Весенняя неделя добра».
Мы высадили пророщенные веточки вербы и собранные желуди на склоне берега реки, самосев дубков и березок возле родника и ДК, вновь развешивали листовки по противопожарной тематике. Заметим, что в нашем селе не было лесных пожаров, хочется верить, что это и благодаря нашим действиям.
Летом мы ходили в лес, проводили исследовательскую работу. И хотя наблюдали за жизнью дубов, не могли не заметить плачевное состояние берез. Выяснилось, что от засухи 2011 года пострадало 30% берез. Поэтому осенью ребята 6 класса собрали семена берез, для весенней посадки в нашем питомнике.
В сентябре мы решили облагородить пришкольный участок.
28.09.2011
Проведена акция «Зеленый наряд школы», в которой приняли участие обучающиеся и педагоги школы. Первыми к посадке приступили выпускники 11 класса. На память о себе они заложили аллею выпускников, посадив 5 молоденьких елочек, выращенных в домашних условиях ученицей 11 класса Марискиной Анастасией. Самые маленькие - первоклашки в «школку» посадили каштаны, теперь они будут расти вместе с ними. Самыми активными стали учащиеся 8 класса, которые посадили более 40 саженцев, второклассники (классный руководитель Фадеева В.Н.), посадившие и деревья и многолетние цветы, учащиеся 6 (кл. рук Живайкина А.П.) 7 (кл. рук. Кривулец В.С.), 9 (кл. рук. Чикунова С.М.) и 10 классов (кл. рук. Борбич Н.Н.). В итоге акции было высажено около 120 саженцев сливы, вишни, калины, боярышника, ирги и др. деревьев и кустарников. Надеемся, что большая часть из них перезимует и распустит свои листочки ранней весной. Учащиеся 3-4 классов продолжат посадку многолетних цветов и смородины весной.
22.10.2011. С 1 октября по 30 октября «Неделя леса»
С целью привлечения общественности к проблеме восстановления лесов мы организовали «Неделю леса». За 10 дней до предполагаемого мероприятия были разосланы объявления в газеты «Аткарская» и «Сельская жизнь». Волонтеры «Молодежь+» разослали призыв по школам поддержать нас.
Ягоднополянские грибочки и дубочки в подарок школе №1 и первой, что поддержала нас.
Благодаря проведенной акции и сотрудничеству со средствами массовой информации, мы нашли много новых друзей и единомышленников. К нам присоединились ребята из 6 школ области: Самойловского, Аткарского, Татищевского, Энгельского района. Ребятам из Татищевской школы №1 мы передали около 100 саженцев однолетних дубков. Мы рады, что обучающиеся Татищевской школы присоединились к акции и посадили наши деревца.
Вырастить лес оказалось делом непростым, и нам придется приложить еще много усилий.
Но было интересно ухаживать и наблюдать за ростом дубков.
Наши дубки подросли на самом большом (длина ствола 22 см.) к осени выросло 10 листиков длиной 12 см., а шириной 5см.
Самый маленький 16 см.- 5 листиков ( длиной 9см, шириной 4 см.)
Самый большой дуб найденный в окрестностях села Ягодная Поляна!
Использованная литература:
Бобров Р.В. «Экзамен на лесничего»: книга для учащихся ст. классов сред. школы.- М.: Просвещение.1990 г.
Калашников В.И., Лаврова С.А. «Чудеса живой природы» энциклопедия тайн и загадок. - М.: «Белый город» 2009 г.
Дмитриев Ю., Пожарская Н., Владимиров А., Порудоминский В. «Книга природы». - М.: «Детская литература» 1990 г.
Информационный бюллетень «GREENPEACE в России» «Возродим наш лес».№7 2010 г.
Ярошенко А.Ю. «Как вырастить лес»: методическое пособие. - М.: Гринпис России, Сибирский экологический центр, Всемирная лесная вахта.2010 г.
Приложение
Неделя леса
22 октября 2011 года учащиеся 5 «Б» класса вместе с классным руководителем Невмержицкой Е.В. сделали первый практический шаг в проекте «Наш маленький лес» - высадили саженцы дуба, клена, вишни на прилегающей к школе территории, так же были посажены плоды каштана.
Этот проект опирается на тесное сотрудничество с сельскими школами. сотрудники Гринпис готовят, издают и распространяют методические материалы, посвящённые выращиванию деревьев и уходу за лесом, посещают сельские школы, желающие принять участие в проекте, обеспечивают их посевным материалом и саженцами-однолетками, разбивают небольшие лесопитомники на пришкольных участках, обучают ребят высаживанию подросших деревьев на бросовых землях, склонах оврагов, берегах рек и ручьёв. школьники средних и старших классов под руководством учителей биологии или труда продолжают эту работу на протяжении нескольких лет, на их глазах в окрестностях родных сёл и деревень поднимаются новые леса, начинают шуметь дубравы... но вырастает не только лес - вырастает новое поколение людей, которые с детства научились уважать и беречь природу.
мы присоединились к ребятам, учащимся МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна», руководитель проекта - учитель экологии МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна» Кузьмина Н.А. и приняли участие в Акции «Неделя леса», которая проходила в рамках движения «Возродим наш лес» Гринпис России.
Участники Акции «Неделя леса», которая призывает продолжить традиции по восстановлению лесов.
tatschol1.edusite.ru/
Конференция для учащихся 5-9 классов: "Наша планета Земля в опасности"
Агитбригада «Возродим наш лес»
29 апреля 2011 ребята нашей школы принимали участие в организации и проведении 4 областного фестиваля детских экологических театров под девизом: "Через искусство к зеленой планете", результатом участия стала грамота не только за участие, но и победа в номинации "Активная позиция в решении экологических проблем».