• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на семинаре: Реализация здоровьесберегающего подхода в ходе организации внеурочной проектной деятельности

Выступление на семинаре: Реализация здоровьесберегающего подхода в ходе организации внеурочной проектной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация здоровьесберегающего подхода в ходе организации внеурочной проектной деятельности

Забота о здоровье - это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А. Сухомлинский



Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.

На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» - очень важная и злободневная. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы.

Задача школы - не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Следовательно, перед системой образования стоит принципиально иной путь сохранения здоровья - не оздоровление, а в первую очередь недопущение неправильного обращения участников образовательного процесса со своим здоровьем.
Если мы хотим достичь цели - направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственность за него и искать такие подходы, которые бы помогли нам понять, как они видят мир.

Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья школьников одной из приоритетных. Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья у обучающихся школ. По данным Министерства здравоохранения России, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% хронически больны. Лишь 5-10% детей приходят в школу с диагнозом «здоров». Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей имеет повышенную нервную возбудимость, физическую ослабленность, вследствие экологического и социального неблагополучия условий жизни.

Рассматривая внеурочную деятельность, как здоровьесберегающее внеурочное пространство, в котором ребёнок в комфортной и безопасной эмоционально-благополучной атмосфере становится субъектом собственного образования, полноценно проживает детство, делает открытия, выбирает то, что близко его природе, что отвечает его потребностям, удовлетворяет его разнообразные интересы. В этом пространстве он сможет максимально проявить свои личностные качества в совместной деятельности со своими сверстниками. Чтобы осуществить успешную социализацию ребёнка, научить его игровому и социальному взаимодействию, не причиняя при этом телесного и душевного вреда, помочь преодолеть школьные страхи и сформировать потребность в здоровом образе жизни, укрепить веру в свои силы я применяю здоровье сберегающие технологии при организации внеурочной деятельности. При этом ребёнок становится активным субъектом своего собственного образования, а не объектом множества воспитательных мероприятий, не связанных между собой.

Как учителю биологии и географии, мне особо близка тема здоровье сбережение школьников. Но сегодня я бы хотела заострить ваше внимание на моей работе, как классного руководителя. В течение нескольких лет, я работаю над реализацией проекта «Мы за здоровый образ жизни», считаю , что это одно из главных направлений в воспитательной работе каждого классного руководителя. Данный проект разработан с целью приобщения школьников к здоровому образу жизни. Проект по здоровьесбережению повышает образовательный и здоровье сберегающий эффект внеурочной деятельности, помогает в деле приобщения детей к здоровому образу жизни.

Направление проекта - пропаганда здорового образа жизни, выбрана не случайно.

Цель проекта:

Популяризация и повышение ценности здорового образа жизни учащихся через вовлечение в занятие спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и формирование активной жизненной позиции.

Задачи проекта:

- Способствовать повышению информированности учащихся о здоровом образе жизни.

- Содействовать формированию личной ответственности за собственное здоровье.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.

2. Увеличение числа учащихся, занятых во внеурочное время в кружках и секциях.

3. Снижение уровня заболеваемости в классе

Цель моей работы - создание условий, способствующих воспитанию физически и нравственно здорового, интеллектуально развитого и социально адаптированного человека.

Исходя из цели, в опытно - экспериментальной работе формируются задачи воспитания физически здорового человека:

- исключение перегрузки учащихся во внеурочной деятельности;

Это направление реализуется путем четкого распределения обязанностей между членами классного коллектива (спортивный сектор, трудовой, учебный, культ-массовый сектор, ред. коллегия, сектор сохранности учебников и т.д.).

- оптимальная организация учебного дня с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей учащихся;

Организация динамических пауз со школьниками младшего школьного возраста. (учащиеся моего класса являются вожатыми 2 Б класса, систематически проводят с ними подвижные игры, физкульт. минутки на переменах)

- привлечение учащихся в занятия спортивных секций, совершенствование работы групп здоровья для нуждающихся детей; проводятся дни здоровья.

Из 25 учащихся класса 17 посещают спортивные секции по разным направлениям.

Волейбол - 3 учащихся,

Лыжи - 3 учащихся,

Легкая атлетика - 2 учащихся,

Футбол - 2 учащихся,

Бадминтон - 1 учащийся,

Спортивные танцы - 5 учащихся,

Тхэквондо - 1 учащийся.

- организация питания в школе с учетом физиологических потребностей растущего организма; в классе питалось 100 % учащихся, сейчас с введением безналичного расчета питается 20 из 25 (80%).

- просветительская работа среди родителей о важности здорового образа жизни; Проведение тематических родительских собраний по темам: «Профилактика употребления младшими подростками ПАВ», «Выбор ЗОЖ - выбор счастливой жизни», «Досуг родителей с детьми 5-х и 6-х классов», «Профилактика суицидов и суицидального поведения». Проведение совместных мероприятий детей и их родителей. (Совместные походы и праздники)

- Мероприятия на открытом воздухе;

Походы в лес, экскурсии, поездка на святой ключ, пешая прогулка через лес к реке Кама, прогулки по зимнему лесу, катание на лыжах в лесу и коньках на открытом стадионе.
- развитие осознанной мотивации на сохранение здоровья и соблюдение ЗОЖ; Проведение классных часов по теме сохранности здоровья. Участие в школьных и городских соревнованиях:

  1. в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу,

  2. в городских соревнованиях по волейболу,

  3. в соревнованиях по военно-спортивному многоборью «Веселые старты,

  4. в соревнованиях по лыжным гонкам,

во Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России»

  1. участие в Фестивале здорового образа жизни

обучающихся Елабужского муниципального района

- обеспечение наркологической грамотности. Так же проводятся классные часы по теме: «Профилактика курения», «Вредные привычки: профилактика зависимостей», участие в конкурсе плакатов «Скажи наркотикам нет»,

- Создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь Обеспечение психологического комфорта в классном коллективе, формирует тесную искреннюю дружбу детей. (демократический стиль общения с учащимися, проведение тренингов на сплочение класса, общение с животными)

Обсуждение памяток по сохранению здоровья, о действиях при чрезвычайных ситуациях

Оздоравливающему эффекту способствует правильно организованная подготовка воспитанников к урокам, где учитываются мною

-- психологический климат, положительный эмоциональный настрой;

-- гигиенические условия: нормальная температура в классе и свежесть воздуха; рациональное освещение;

-- правильная посадка учащихся;

-- проведение физкультминуток и других оздоровительных моментов: дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.

Здоровьесбережение - основа позитивного социального становления обучающихся.

Данный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди учащихся через пропаганду здорового образа жизни, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры молодежи нашего города.

Миссия проекта, заключается в повышении эффективности формирования у школьников понятия ценности здоровья.

Считается, что общественная тяга к здоровому образу жизни - знак социального оптимизма. Реализация проекта «Здоровый образ жизни» позволит зарядить социальным оптимизмом учащихся.

Проект здоровье сбережения, долгосрочный. Он реализуется, начиная с 5 по 11 класс. Дети растут и начинают готовить свои проекты по здоровье сбережению. Один из них хочу предложить вашему вниманию.

Научить ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия - вот основная цель школьного образования на современном этапе развития.

В заключении хочется высказать мнение о том, что правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях современной школы, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья обучающихся.

4


© 2010-2022