- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа элективного курса Краеведение
Рабочая программа элективного курса Краеведение
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мамина Т.С. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа элективного курса по краеведению
Пояснительная записка
Краеведение в школе является одним из источников расширения и обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитания любви и уважения к его истории и культуре, формирования гражданской позиции. Раскрывает связи родного края с Родиной, помогает уяснить единство истории своего села с историей, жизнью нашей страны. Но школьное краеведение - это не только один из основных путей сближения школы с жизнью, а и способ широкой постановки научно - исследовательской работы по истории малой родины, так как наше общество испытывает потребность в людях мыслящих, творческих, умеющих реализовать новые идеи. Поэтому важно не только воспитывать гражданско - патриотические качества личности обучающихся, но и вырабатывать у них самостоятельное творческое мышление. Практика показала, что краеведение расширяет область интересов школьников, дает простор для их самовыражения, развивает навыки самостоятельности, открывает широкие возможности для поиска, исследования. Не в стенах школы, не только по книгам, а в живом, непосредственном общении обучающиеся приобщаются к историческому прошлому, к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости. В предисловии своего пособия «Фольклор и литература Зауралья. Региональный компонент государственного образовательного стандарта по литературе» В. П. Федорова так обосновывает необходимость изучения литературы родного края: « Край наш интересен. Им можно гордиться, но при условии: его нужно знать. Пусть не о нас говорят: «Иваны, не знающие родства». Чтобы не оказаться без корней, без прошлого и будущего, человек обязан знать, с кем он в одной связке, чем интересна его земля, где и в чем опора. Нельзя нам оставаться с мыслью, что край наш - серость, что у него рядовая история и безликая культура».
Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта - всех сторон деятельности человека в конкретном регионе - придавали большое значение многие передовые мыслители России.
Краеведение важное средство в системе профилактической работы против экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей. Материалы по краеведению, легшие в основу данного курса, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности. Он дает возможность развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно ориентированным и деятельностным подходами.
Элективный курс «Из века в век. (История села Актабан)» изучается в 8 классе, всего17 часов.
Цели:
Изучение родного края необходимо, чтобы обучающийся:
- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
- интересовался жизнью края;
-умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
- участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Основные задачи курса:
- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;
- приобщение обучающихся к исследовательской деятельности, творческой работе;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- способствование пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям своей малой родины;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Формы и изучения курса является: методы организации занятий с обучающимися.
С целью активизации работы обучающихся и в зависимости от задач педагога, уровня подготовленности класса форма организации занятия выбирается учителем самостоятельно. Это может быть индивидуальная, парная, групповая; самостоятельная, творческая работа. В результате освоения предметного содержания программы у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты:
- научится ориентироваться в важнейших событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:
1) Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему;
-высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, технология оценивания коммуникативных достижений
2) Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач;
- делать предварительный отбор источников информации для решения задачи;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
3) Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других людей;
- вступать в беседу.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Формы контроля: результаты создания презентаций - представлений по изученной теме, творческие работы (сочинения).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Ч
Содержание
УУД
Регулятивные
Познавательные
Коммуника-тивные
1
Введение. «Край наш интересен. Им можно гордиться».
1
Краеведение - со-вокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п. Экскурсия в школьную крае-ведческую комнату.
2
Начало начал. Истоки села Актабан.
2
Топоним. История села Актабан. Образ и условия жизни населения.
Определять цель деятельности, проблему.
Высказывать свою версию разрешения проблемы.
Делать пре-дваритель-ный отбор источников информации, перерабаты-вать полу-ченную ин-формацию.
3
От колхоза «Земледе-лец» до «Зари комму-низма».
2
Образование колхоза «Заря коммунизма», первые руководи-тели. Лучшие люди колхоза. Встречи с тружениками. Создание презента-ции. Творческая работа (сочинение).
Определять цель деятельности, проблему. Высказывать свою версию разрешения проблемы.
Перерабаты-вать полу-ченную ин-формацию: наблюдать и делать само-стоятельные выводы.
Слушать и понимать речь других людей, всту-пать в бесе-ду. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
4
Историческое прошлое в названиях улиц.
2
История улиц села. Ими гордятся одно-сельчане (лучшие люди сала).
Создание презента-ции.
5
Культурная жизнь села
2
Духовная культура: ценности и традиции. Досуг и традицион-ные фольклорные праздники актабан-цев. «Рукам работа - душе радость» (ху-дожественные ремес-ла и промыслы).
Встречи. Творческая работа.
Определять цель деятельности, проблему. Высказывать свою версию разрешения проблемы.
Нужна до-полнитель-ная инфор-мация (зна-ния) для решения за-дач.
Слушать и понимать речь других людей, всту-пать в бесе-ду. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
6
Школьное образование
2
1903г.- открытие школы в селе. От начальной до средней школы. «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» (директора, ветераны педагоги-ческого села, учи-тельские династии, медалисты). Встречи с ветеранами.
Творческая работа.
Определять цель деятельности, проблему. Высказывать свою версию разрешения проблемы.
Делать предвари-тельный отбор источников информации, перерабаты-вать полу-ченную ин-формацию.
Слушать и понимать речь других людей, всту-пать в бесе-ду. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
7
«Они сражались за Родину»
3
Великая Отечествен-ная война в истории нашего села. Участ-ники ВОв:
Н.В.Созыкин,
К.М.Чиркова,
В.И.Спицын и др.
История появления обелиска павшим воинам в годы Великой Отече-ственной войны. Тыл - фронту! Женщины - труженицы тыла.
Создание презента-ции.
8
Актабан сегодня
1
«Милая моя родина!»
Заочная экскурсия - игра.
Творческая работа (сочинение).
Определять цель деятельности, проблему.
Высказывать свою версию разрешения проблемы.
Перерабаты-вать полу-ченную ин-формацию: наблюдать и делать само-стоятельные выводы. Нужна до-полнитель-ная инфор-мация (зна-ния) для решения за-дач.
Слушать и понимать речь других людей, всту-пать в бесе-ду. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
9
Забытые деревни малой родины.
1
Исчезнувшая деревня Мартыново. Встреча с бывшими жителями деревни. Создание презентации.
10
Итоговое занятие
1
Урок - творческая мастерская
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
1.Введение. «Край наш интересен. Им можно гордиться». (1 ч.)
Краеведение - совокупность знаний о крае (изучение природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п.) Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного отношения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков. «Краеведение - объединяющее начало всех наук» (Д.С. Лихачев).
Экскурсия в краеведческую комнату школы.
2.Начало начал. Истоки села Актабан. (2ч.)
Топоним. История появления села Актабан. Образ и условия жизни населения: состав и традиционные занятия, орудия труда, земледелие. Работа с материалами учебника Н.А.Анисимова «Страницы Петуховского района», исследовательской работой «История моего села».
3.От колхоза «Земледелец» до «Зари коммунизма». (2ч.)
История образования колхоза «Заря коммунизма», первые руководители. Лучшие люди колхоза. Работа с газетными материалами «Колхозная жизнь», «Заря», материалами краеведческой комнаты.
Встречи с тружениками. Создание презентации. Творческая работа (сочинение).
4.Историческое прошлое в названиях улиц села. (2ч.)
История улиц села. Ими гордятся односельчане (А.В.Пестряков Л.А.Тернавская, И.М.Шестаков, А.И.Антипина.
Встречи с жителями села. Создание презентации
5.Культурная жизнь села (2ч.)
Духовная культура: ценности и традиции. Досуг и традиционные фольклорные праздники актабанцев. «Рукам работа - душе радость» (художественные ремесла и промыслы).
«Из бабушкиного сундучка» - выставка.
Встречи с бывшими руководителями и работниками Дома культуры. Творческая работа «Семейные традиции в прошлом и в настоящее время».
6.Школьное образование (2ч.)
1903г.- открытие школы в селе. От начальной до средней школы. «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» (директора, ветераны педагогического села, учительские династии, медалисты).
Встречи с ветеранами педагогического труда, учителями-выпускниками школы. Творческая работа «Дар учительский в наследство».
7.«Они сражались за Родину» (3ч.)
Великая Отечественная война в истории нашего села. Участники Великой Отечественной войны: Н.В.Созыкин, К.М.Чиркова, В.И.Спицын и др. История появления обелиска павшим воинам в годы Великой Отечественной войны. «Тыл - фронту!»: о труженицах тыла, женщинах-трактористках. Знакомство с исследовательскими работами краеведческой комнаты с материалами краеведческой комнаты.
Создание презентации.
8.Актабан сегодня (1ч.)
«Милая моя родина!» Заочная экскурсия - игра.
Творческие работы «Где родился, там и пригодился», «Лучшие люди села».
9.Забытые деревни малой родины. (1ч.)
История исчезнувшей деревни Мартыново. Встреча с бывшими жителями деревни. Создание презентации.
10.Итоговое занятие (1ч.)
Урок - творческая мастерская
ЛИТЕРАТУРА
1.Анисимов Н.А. Страницы истории Петуховского района - Курган: Зауралье, 2002, с.271
2.Афанасьев А.Д. Край наш березовый - Курган: Зауралье, 2004, с.271
3.Материалы краеведческой комнаты МКОУ «Актабанская средняя общеобразовательная школа».
6