- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по удмуртской литературе 8 класс
Рабочая программа по удмуртской литературе 8 класс
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михайлова Е.И. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по удмуртской литературе в 8 классе разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по удмуртской литературе программы, Л. П. Фёдоровой, С. Т. Арекеевой, Т. Г. Владыкиной, откорректированной по количеству часов в соответствии с учебным планом МБОУ «Кучуковская СОШ» на 2014/2015 учебный год.
Программа разработана на 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю,
из них на уроки контроля отводится 1 час, на уроки развития речи - 4 часа, на уроки внеклассного чтения 4 часа.
Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят:
УчебникА. Г. Шкляева, «Удмурт литература» 8 класс, Ижевск «Удмуртия», 2006 год, допущенный Минобрнауки Удмуртской Республики к использованию в образовательном процессе.
Данная рабочая программа по удмуртскому языку составлена на основании следующих документов:
1. Конституции РФ
2.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
3. Закона РТ от 08.07.1992 N1560-XII (ред. от 03.03.2012) «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»
4. Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)
5. Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 25.06.2002 № 71 - Ф3 (ст. 32, п. 2, пп. Методических писем МОН РФ.)
6. Приказ об утверждении Федерального компонента Государственных образовательных стандартов основного общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03. 06. 2008 № 164, от 31.08.2009 №320, от 19. 10. 2009 №427)
7. Примерной программы основного общего образования по удмуртскому языку и литературе
8. Приказа МО и Н РФ от 03 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312».
9. Приказа МО и Н РТ от 09.07.2012 г. № 4154/12 "Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы основного общего образования".
10. Учебного плана МБОУ Кучуковской СОШ Агрызского района РТ на 2014/2015 учебный год (утвержден решением педагогического совета, протокол №1, от августа 2014 года).
Цели обучения:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования литературного языка.
Задачи обучения:
- обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
- формирование умения отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
- развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
Учебное планирование
по удмуртской литературе
Класс 8
Учитель Михайлова Екатерина Ивановна
Количество часов
Всего 35 ; в неделю 1
Административных контрольных уроков _
Планирование составлено на основе Программы по удмуртскому языку и литературе под редакцией Г.Н.Никольской и Л.П.Фёдоровой в 2009 году, допущенной Минобрнауки Удмуртской Республики к использованию в образовательном процессе
Учебник А. Г. Шкляева «Удмурт литература»: 8-ти класслы учебник-хрестоматия - Ижевск: «Удмуртия» - 2006 год
Дополнительная литература:
-
Арекеева С.Т., Пантелеева В.Г., Фёдорова Л.П., Шкляев А.Г.Удмурт литература: 10 -11 класслы учебник - Ижевск: «Удмуртия» - 2008 год
-
Байтеряковские чтения: материалы Республиканской научно-практической конференции - Ижевск: ИПКРО УР - 2009 год
-
Богомолова З.А. « Опалённый подвиг батыра»: Жизнь и творчество Кедра Митрея - Ижевск : «Удмуртия» - 2003 год
-
Владыкин В.Е. и др. «Глас веков»: учебное пособие по истории удмуртского народа для 5 - 7 классов - Ижевск : «Удмуртия» - 1997 год
-
Газета для детей и подростков «Зечбур» - учредитель Министерство культуры, печати и информатизации Удмуртской Республики
-
Ермаков Ф.К. «Кузебай Герд. Жизнь и творчество»: учебное издание - Ижевск : «Удмуртия» - 1994 год
-
Ермолаев А.А. Поэзиен тодматскон (Знакомство с поэзией) - Ижевск: «Удмуртия» - 1970 год
-
«Вордскем кыл» («Родное слово»)/ научно-методический журнал - учредитель Министерство образования и науки Удмуртской Республики
-
Журавлёва А.Н., Березина А.С., Фомин Ю.А. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по удмуртскому языку и литературе (на удмуртском языке) - Ижевск «Удмуртия» - 1999 год
-
Фёдорова Л.П. Удмурт нылкышно кылбуретлэн тулкымъёсыз (удмуртская женская лирика) - Ижевск: «Удмуртия» - 2007 год
-
Сборник D: мультимедийные презентации к урокам удмуртского языка и литературы.
Контрольно - измерительный материал
Материалы из научно-методического журнала «Вордскем кыл» («Родное слово»)
Оборудование: ЦОР «Сборник Презентаций к урокам удмуртского языка и литературы», таблицы, схемы.
Содержание тем учебного курса
Разделы курса
Содержание
Количество часов
всего
внекласс
чтение
развитие
речи
урок контроля
Введение
Литература и фольклорные традиции.
1
Фольклор
Приметы, пословицы, поговорки.
Фольклорные традиции в стихотворении Ф. Васильева «Толэзь борсьы толэзь»
2
Литература
Героический эпос. Народный сюжет поэмы И. Яковлева «Янтамыр батыр». Образы удмуртских батыров и старейшин в эпосе М.Худякова «Дорвыжы»
И.Михеев. Перевод церковной литературы.
Беглоиада. Судьба удмуртской женщины в повести К.Герда «Мати».Образ беглого солдата в повести И.Соловьёва «Кузьнюк».
Историческая основа поэмы И.Гаврилова «Сани».
От легенды к поэме. История создания поэмы М. Петрова «Италмас».
Н.Байтеряков «Эштерек».
Военная лирика Н.Байтерякова. «Кикыен вераськон», «Оген кышномурт»
Литературоведческий анализ стихотворений Н. Байтерякова
Романтические традиции в лирике Байтерякова «Азвесь лодка»
12
1
1
Лирика
Лирическая повесть. Г. Красильников «Тонэн кылисько» , «Деда - баба».
Повесть Данилова «Молодо-зелено»
«По страницам журнала «Инвожо»
Ф. Пукроков. Повесть «Кизили ныл».
12
2
3
Драма
С. Широбоков История создания пьесы «Ой, чебер нылъёс».
Театральная постановка. Сатира и юмор в фольклоре и художественном произведениях. К.Герд Басни и памфлеты.
Д.Яшин «Улон - колёса», «Кин кызьы гожтысал»
8
1
1
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 8 класса
Учащиеся должны знать:
--авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 8 классе: пословицы, поговорки, предания, приметы (развитие понятий); понятие о классицизме; поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, литературная пародия; эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
-обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
-сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и различие;
-сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
-редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Календарно - тематическое планирование уроков удмуртской литературы в 8 классе
№ п/п
Тема урока
Коли-чество часов
Виды контроля, измерители
Планируемые результаты освоения материала
Домашнее задание
Сроки проведе
ния
Примечания
план
факт
1
Литература и фольклорные традиции
1
Чтение статьи учебника, ответы на вопросы; выразительное чтение
Знать жанры фольклора; уметь подтверждать высказывания собственными примерами
Выразительно прочитать стихотворение
05.09
2
Фольклор.
Приметы, пословицы, поговорки
1
Прослушивание примет, пословиц. поговорок, чтение статьи учебника; ответы на вопросы
Знать определение понятий «фольклор», «фольклорные традиции в литературе», приметы, пословицы, поговорки ; понимать их эстетическую и художественную и ценность и воспитательный потенциал; анализировать фольклорный материал
Записать приметы, бытующие в родном селе
12.09
3
Фольклорные традиции в стихотворении Ф.Васильева «Толэзь борсе толэзь»
1
Выразительное чтение или исполнение; ответы на вопросы; запись песен в своём селе
Знать факты из жизни Ф.Васильева, уметь понимать их эстетическую и художественную и ценность и воспитательный потенциал.
Выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы
19.09
4
Героический эпос. Народный сюжет поэмы И.Яковлева «Янтамыр батыр»
1
Чтение статьи в учебнике; ответы на вопросы; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; сопоставление
Знать авторов, факты их биографий, творческой деятельности; понимать идейный смысл, заложенный в поэме и эпосе; уметь находить в произведениях образы-символы; выразительно читать; находить «народные» элементы
Ответить на вопросы
26.09
5
Образы удмуртских батыров и старейшин в эпосе М.Худякова «Дорвыжы»
1
Чтение и восприятие стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение; устное словесное рисование; сопоставительный анализ
понимать идейный смысл, заложенный в поэме и эпосе; уметь находить в произведениях образы-символы;
Ответить на вопросы
03.10
6
И.Михеев. Перевод церковной литературы.
1
Внеклассное чтение.
Знать факты биографии автора, понимать идейный смысл, заложенный в церковной литературе.
ответить на вопросы
10.10
7
Беглоиада. Судьба удмуртской женщины в повести К.Герда «Мати».
1
Выразительное чтение; анализ прочитанного; исполнение песен
Знать биографию писателя и дореволюционную жизнь деревни; понимать идейный смысл произведения; уметь выразительно читать и анализировать
индивидуальные задания : выполнить любое из заданий к поэме
17.10
8
Образ беглого солдата в повести И.Соловьёва «Кузьнюк»
1
Чтение статьи в учебнике, текста повести; комментированное чтение; ответы на вопросы
Знать автора, факты его биографии, творческой деятельности; историю создания повести; понимать идейный смысл, заложенный в романе; уметь анализировать прочитанные эпизоды, находить исторические детали и объяснять их роль
подготовить сообщение о положении солдат в сегодняшней армии
24.10
9
Историческая основа поэмы И.Гаврилова «Сани»
1
Чтение статьи в учебнике, текста повести; комментированное чтение; ответы на вопросы
Знать автора, факты его биографии, творческой деятельности; историю создания повести; понимать идейный смысл, заложенный в романе; уметь анализировать прочитанные эпизоды, находить исторические детали и объяснять их роль
ответить на вопросы
31.10
10
Образы «благородных разбойников в поэме «И. Гаврилова «Сани»
Дискуссия на тему «Легко ли быть беглым?»
1
Чтение статьи критика А. Ермолаева; комментированное чтение; ответы на вопросы
Чтение отрывков романа; комментирование; анализ прочитанного; сопоставительная характеристика героев
Знать историю рождения замысла поэмы, сюжет произведения; уметь анализировать произведение, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображённому; объяснять художественные особенности романа, роль антитезы в произведении
подготовиться к диспуту по вопросам
Дать характеристику главным героям
13.11
11
От легенды к поэме. История создания поэмы М. Петрова «Италмас»
Образы романтических героев
1
Чтение отрывков; самостоятельный поиск ответов на вопросы; анализ прочитанного
Знать факты из биографии автора; историю создания; содержание и героев романа; понимать идейный смысл, заложенный в поэме; уметь анализировать прочитанное, развёрнуто обосновывать суждения, подтверждая примерами из произведения
индивидуальные задания: рассказать биографию автора, ответить на вопросы; выучить наизусть отрывок и т.п.
20.11
12
Выразительные средства языка поэмы М.Петрова «Италмас».Стихосложение и строфа в поэме «Италмас» М.Петрова
1
Чтение отрывков, комментированное чтение; анализ прочитанного
Знать содержание произведения; уметь находить выразительные средства, используемые автором для описания своих героев; оценить авторскую манеру описания
анализ отрывка поэмы
27.11
13
Н.Байтеряков «Эштерек». История создания поэмы
1
Чтение отрывков, комментирование, анализ прочитанного, пересказ
Знать факты из биографии писателя, его творческий путь; понимать, чем был вызван интерес Байтерякова к минувшим событиям в судьбе своего народа; уметь определять тематику поэмы, сопоставлять художественный текст повести с историческим, находить авторскую оценку событий
Комментировать прочитанные главы; ответить на вопросы
04.12
14
Военная лирика Н.Байтерякова. «Кикыен вераськон», «Оген кышномурт»
1
Внеклассное чтение, выборочное чтение; ответы на вопросы
Знать, что такое фольклор, содержание поэмы; понимать значение фольклорных элементов в произведении; уметь анализировать текст
Продолжить чтение стихотворений Н. Байтерякова
11.12
15
Литературоведческий анализ стихотворений Н. Байтерякова
Романтические традиции в лирике Байтерякова «Азвесь лодка»
1
Комментированное чтение, анализ поэтического текста, работа с литературоведческим словарём;
Знать сюжет повести, его идейно-тематическое содержание, определение понятия «символ в произведения»; понимать о каких событиях идёт речь в произведении; уметь анализировать текст по вопросам; давать характеристику героям произведения, подбирая примеры из текста произведения
завершить работу над анализом (письменно)
18.12
16
Лирическая повесть. Г. Красильников «Тонэн кылисько»
1
Чтение отрывков; анализ художественного произведения; устное словесное рисование
Знать автора, факты его биографии, творческой деятельности; историю создания повести понимать идейный смысл, заложенный в повести, определение понятия «лирическая повесть»; уметь анализировать прочитанные эпизоды, находить детали, помогающие раскрывать душевные переживания героев и объяснять их роль; охарактеризовать героев
знать биографию писателя, его творчество подготовить «речь» (сочинение) для дискуссии
25.12
17
Дискуссия по теме «Правильный ли выбор сделал главный герой повести?»
1
Чтение отрывков, комментированное чтение, выразительное чтение; анализ художественного текста, сочинение
Знать содержание повести Г. Красильникова; последовательность раскрытия темы; уметь определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в поэме, отбирать материал для сочинения в соответствии с поставленными вопросами
подготовить «речь» (сочинение) для дискуссии
15.01
18
Г. Красильников «Деда - баба»
1
Внеклассное чтение
Знать содержание произведения, уметь определять средства художественной выразительности.
пересказ понравившейся части
22.01
19
Слово о писателе. Биография Г. Данилова
«Молодо-зелено» Повесть Данилова
1
Чтение стихотворений, устное рисование; анализ лирического произведения; сопоставление произведений
Знать факты биографии и творческого пути поэта; план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы; уметь анализировать лирическое произведение; объяснять, каким настроением оно проникнуть, какие изобразительно-выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию
знать биографию писателя, его творчество
продолжить чтение повести
29.01
20
Особенности композиции и сюжета
1
ответы на вопросы, создание ассоциативного ряда
Знать содержание последовательность раскрытия темы; уметь определять средства художественной выразительности и отбирать материал для сочинения в соответствии с поставленными вопросами
пересказ понравившейся части
ответить на вопросы
05.02
21
Сочинение - описание. Характеристика друга
1
Выразительное чтение; анализ текстов;
Знать основную проблематику; понимать чувства лирического героя; уметь анализировать лирические тексты
завершить работу над сочинением
12.02
22
«По страницам журнала «Инвожо»
1
Внеклассное чтение. Чтение статьи учебника о поэте; выразительное чтение стихотворения; анализ поэтического текста
Знать о поэте факты биографии и творческого пути; понимать философский смысл, заложенный в стихотворении; уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст
продолжить чтение рассказов из журнала
19.02
23
Слово о писателе . Ф. Пукроков. Повесть «Кизили ныл».
1
Чтение статьи учебника о писателе; анализ
Знать биографические сведения об авторе, творческий путь в литературе; понимать чувства лирической героини, заложенные в стихах
знать биографию писателя
26.02
24
Тема первой любви в повести Ф. Пукрокова
1
Чтение статьи учебника, комментированное чтение; ответы на вопросы
Знать сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание, определение понятия «деталь в произведения»; понимать о каких событиях идёт речь в произведении; уметь оценивать чувства героев, анализировать текст по вопросам; давать характеристику героям произведения, подбирая примеры из текста произведения, высказывать своё мнение
ответить на вопросы
05.03
25
Мистическое в повести Ф.Пукрокова
1
Чтение отрывков; анализ прочитанного; характеристика героев
ответить на вопросы
12.03
26
Подготовка к сочинению по повести Ф.Пукрокова
1
Чтение статьи в учебнике о писателе; ответы на вопросы
Знать сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание; понимать о каких событиях идёт речь в произведении; уметь оценивать чувства героев, анализировать текст по вопросам; давать характеристику героям произведения, подбирая примеры из текста произведения, высказывать своё мнение
продолжить работу над подборкой материала для сочинения
19.03
27
Сочинение по повести Ф.Пукрокова
1
сочинение
завершить работу над сочинением
26.03
28
С.Широбоков - писатель-драматург
1
чтении е статьи учебника, пересказ
Знать биографию и творческий путь драматурга; уметь
знать биографию писателя
09.04
29
С. Широбоков История создания пье сы «Ой, чебер нылъёс».
1
Комментированное чтение;
Знать факты из биографии писателя; понимать идейный смысл произведения уметь анализировать прочитанные эпизоды, находить исторические факты, отличать авторский вымысел от реального
Прочитать пьесу.
16.04
30
С. Широбоков пье са «Ой, чебер нылъёс». Театральная постановка.
1
Комментированное чтение; ответы на вопросы
Знать факты из биографии писателя. Уметь понимать идейный смысл произведения уметь анализировать прочитанные эпизоды.
ответить на вопросы
23.04
31
Сатира и юмор в фольклоре и художественном произведениях. К.Герд Басни и памфлеты
1
выразительное чтение, ответы на вопросы
Знать определения терминов «сатира» и «юмор», «басня», «памфлет»
Уметь находить в тексте признаки сатирического и юмористического
индивидуальные задания
30.04
32
Д.Яшин «Улон - колёса», «Кин кызьы гожтысал»
1
выразительное чтение, ответы на вопросы; сочинение-миниатюра
Знать факты из биографии писателя; понимать идейный смысл произведения.
завершить работу над сочинением
07.05
33
Защита проектов. Подготовка
1
Урок контроля. Защита проекта; анализ источников, сбор необходимой информации, обсуждение способов оформления конечного результата.
Понимать роль и значение групповой работы; уметь сотрудничать в процессе выполнения творческого задания, отбирать необходимый информационный материал из разных источников, фиксировать и анализировать их результаты, обобщать и делать выводы, давать оценку деятельности и её результатам
продолжить работу над проектом
14.05
34
Защита проектов. Проведение
1
продолжить чтение книг во время летних каникул
21.05
35
Резервный урок
28.05