Рабочая программа по удмуртской литературе 8 класс

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по удмуртской литературе в 8 классе разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по удмуртской литературе программы, Л. П. Фёдоровой, С. Т. Арекеевой, Т. Г. Владыкиной, откорректированной по количеству часов в соответствии с учебным планом МБОУ «Кучуковская СОШ» на 2014/2015 учебный год.

Программа разработана на 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю,

из них на уроки контроля отводится 1 час, на уроки развития речи - 4 часа, на уроки внеклассного чтения 4 часа.

Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят:

УчебникА. Г. Шкляева, «Удмурт литература» 8 класс, Ижевск «Удмуртия», 2006 год, допущенный Минобрнауки Удмуртской Республики к использованию в образовательном процессе.

Данная рабочая программа по удмуртскому языку составлена на основании следующих документов:

1. Конституции РФ

2.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

3. Закона РТ от 08.07.1992 N1560-XII (ред. от 03.03.2012) «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»

4. Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)

5. Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 25.06.2002 № 71 - Ф3 (ст. 32, п. 2, пп. Методических писем МОН РФ.)

6. Приказ об утверждении Федерального компонента Государственных образовательных стандартов основного общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03. 06. 2008 № 164, от 31.08.2009 №320, от 19. 10. 2009 №427)

7. Примерной программы основного общего образования по удмуртскому языку и литературе

8. Приказа МО и Н РФ от 03 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312».

9. Приказа МО и Н РТ от 09.07.2012 г. № 4154/12 "Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы основного общего образования".

10. Учебного плана МБОУ Кучуковской СОШ Агрызского района РТ на 2014/2015 учебный год (утвержден решением педагогического совета, протокол №1, от августа 2014 года).

Цели обучения:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования литературного языка.



Задачи обучения:

- обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

- формирование умения отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

- развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.









Учебное планирование

по удмуртской литературе

Класс 8

Учитель Михайлова Екатерина Ивановна

Количество часов

Всего 35 ; в неделю 1

Административных контрольных уроков _

Планирование составлено на основе Программы по удмуртскому языку и литературе под редакцией Г.Н.Никольской и Л.П.Фёдоровой в 2009 году, допущенной Минобрнауки Удмуртской Республики к использованию в образовательном процессе

Учебник А. Г. Шкляева «Удмурт литература»: 8-ти класслы учебник-хрестоматия - Ижевск: «Удмуртия» - 2006 год

Дополнительная литература:

  1. Арекеева С.Т., Пантелеева В.Г., Фёдорова Л.П., Шкляев А.Г.Удмурт литература: 10 -11 класслы учебник - Ижевск: «Удмуртия» - 2008 год

  2. Байтеряковские чтения: материалы Республиканской научно-практической конференции - Ижевск: ИПКРО УР - 2009 год

  3. Богомолова З.А. « Опалённый подвиг батыра»: Жизнь и творчество Кедра Митрея - Ижевск : «Удмуртия» - 2003 год

  4. Владыкин В.Е. и др. «Глас веков»: учебное пособие по истории удмуртского народа для 5 - 7 классов - Ижевск : «Удмуртия» - 1997 год

  5. Газета для детей и подростков «Зечбур» - учредитель Министерство культуры, печати и информатизации Удмуртской Республики

  6. Ермаков Ф.К. «Кузебай Герд. Жизнь и творчество»: учебное издание - Ижевск : «Удмуртия» - 1994 год

  7. Ермолаев А.А. Поэзиен тодматскон (Знакомство с поэзией) - Ижевск: «Удмуртия» - 1970 год

  8. «Вордскем кыл» («Родное слово»)/ научно-методический журнал - учредитель Министерство образования и науки Удмуртской Республики

  9. Журавлёва А.Н., Березина А.С., Фомин Ю.А. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по удмуртскому языку и литературе (на удмуртском языке) - Ижевск «Удмуртия» - 1999 год

  10. Фёдорова Л.П. Удмурт нылкышно кылбуретлэн тулкымъёсыз (удмуртская женская лирика) - Ижевск: «Удмуртия» - 2007 год

  11. Сборник D: мультимедийные презентации к урокам удмуртского языка и литературы.

Контрольно - измерительный материал

Материалы из научно-методического журнала «Вордскем кыл» («Родное слово»)

Оборудование: ЦОР «Сборник Презентаций к урокам удмуртского языка и литературы», таблицы, схемы.

Содержание тем учебного курса

Разделы курса

Содержание

Количество часов


всего

внекласс

чтение

развитие

речи

урок контроля

Введение

Литература и фольклорные традиции.

1

Фольклор

Приметы, пословицы, поговорки.

Фольклорные традиции в стихотворении Ф. Васильева «Толэзь борсьы толэзь»

2

Литература

Героический эпос. Народный сюжет поэмы И. Яковлева «Янтамыр батыр». Образы удмуртских батыров и старейшин в эпосе М.Худякова «Дорвыжы»

И.Михеев. Перевод церковной литературы.

Беглоиада. Судьба удмуртской женщины в повести К.Герда «Мати».Образ беглого солдата в повести И.Соловьёва «Кузьнюк».

Историческая основа поэмы И.Гаврилова «Сани».

От легенды к поэме. История создания поэмы М. Петрова «Италмас».

Н.Байтеряков «Эштерек».

Военная лирика Н.Байтерякова. «Кикыен вераськон», «Оген кышномурт»

Литературоведческий анализ стихотворений Н. Байтерякова

Романтические традиции в лирике Байтерякова «Азвесь лодка»

12

1





1









Лирика

Лирическая повесть. Г. Красильников «Тонэн кылисько» , «Деда - баба».

Повесть Данилова «Молодо-зелено»

«По страницам журнала «Инвожо»

Ф. Пукроков. Повесть «Кизили ныл».

12

2

3


Драма

С. Широбоков История создания пьесы «Ой, чебер нылъёс».

Театральная постановка. Сатира и юмор в фольклоре и художественном произведениях. К.Герд Басни и памфлеты.

Д.Яшин «Улон - колёса», «Кин кызьы гожтысал»

8



1



1







Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 8 класса

Учащиеся должны знать:

--авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 8 классе: пословицы, поговорки, предания, приметы (развитие понятий); понятие о классицизме; поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, литературная пародия; эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

-обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

-сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и различие;

-сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

-редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Календарно - тематическое планирование уроков удмуртской литературы в 8 классе

№ п/п

Тема урока

Коли-чество часов

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Сроки проведе

ния

Примечания

план

факт

1

Литература и фольклорные традиции

1

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы; выразительное чтение

Знать жанры фольклора; уметь подтверждать высказывания собственными примерами

Выразительно прочитать стихотворение

05.09



2

Фольклор.

Приметы, пословицы, поговорки

1

Прослушивание примет, пословиц. поговорок, чтение статьи учебника; ответы на вопросы

Знать определение понятий «фольклор», «фольклорные традиции в литературе», приметы, пословицы, поговорки ; понимать их эстетическую и художественную и ценность и воспитательный потенциал; анализировать фольклорный материал

Записать приметы, бытующие в родном селе

12.09



3



Фольклорные традиции в стихотворении Ф.Васильева «Толэзь борсе толэзь»

1




Выразительное чтение или исполнение; ответы на вопросы; запись песен в своём селе

Знать факты из жизни Ф.Васильева, уметь понимать их эстетическую и художественную и ценность и воспитательный потенциал.

Выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы

19.09




4

Героический эпос. Народный сюжет поэмы И.Яковлева «Янтамыр батыр»

1

Чтение статьи в учебнике; ответы на вопросы; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; сопоставление

Знать авторов, факты их биографий, творческой деятельности; понимать идейный смысл, заложенный в поэме и эпосе; уметь находить в произведениях образы-символы; выразительно читать; находить «народные» элементы

Ответить на вопросы

26.09



5

Образы удмуртских батыров и старейшин в эпосе М.Худякова «Дорвыжы»

1

Чтение и восприятие стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение; устное словесное рисование; сопоставительный анализ

понимать идейный смысл, заложенный в поэме и эпосе; уметь находить в произведениях образы-символы;

Ответить на вопросы

03.10




6

И.Михеев. Перевод церковной литературы.

1

Внеклассное чтение.

Знать факты биографии автора, понимать идейный смысл, заложенный в церковной литературе.

ответить на вопросы

10.10



7

Беглоиада. Судьба удмуртской женщины в повести К.Герда «Мати».

1

Выразительное чтение; анализ прочитанного; исполнение песен

Знать биографию писателя и дореволюционную жизнь деревни; понимать идейный смысл произведения; уметь выразительно читать и анализировать

индивидуальные задания : выполнить любое из заданий к поэме

17.10



8

Образ беглого солдата в повести И.Соловьёва «Кузьнюк»

1

Чтение статьи в учебнике, текста повести; комментированное чтение; ответы на вопросы

Знать автора, факты его биографии, творческой деятельности; историю создания повести; понимать идейный смысл, заложенный в романе; уметь анализировать прочитанные эпизоды, находить исторические детали и объяснять их роль

подготовить сообщение о положении солдат в сегодняшней армии

24.10




9

Историческая основа поэмы И.Гаврилова «Сани»

1

Чтение статьи в учебнике, текста повести; комментированное чтение; ответы на вопросы

Знать автора, факты его биографии, творческой деятельности; историю создания повести; понимать идейный смысл, заложенный в романе; уметь анализировать прочитанные эпизоды, находить исторические детали и объяснять их роль

ответить на вопросы

31.10



10

Образы «благородных разбойников в поэме «И. Гаврилова «Сани»

Дискуссия на тему «Легко ли быть беглым?»

1


Чтение статьи критика А. Ермолаева; комментированное чтение; ответы на вопросы

Чтение отрывков романа; комментирование; анализ прочитанного; сопоставительная характеристика героев

Знать историю рождения замысла поэмы, сюжет произведения; уметь анализировать произведение, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображённому; объяснять художественные особенности романа, роль антитезы в произведении

подготовиться к диспуту по вопросам

Дать характеристику главным героям

13.11



11

От легенды к поэме. История создания поэмы М. Петрова «Италмас»

Образы романтических героев

1


Чтение отрывков; самостоятельный поиск ответов на вопросы; анализ прочитанного

Знать факты из биографии автора; историю создания; содержание и героев романа; понимать идейный смысл, заложенный в поэме; уметь анализировать прочитанное, развёрнуто обосновывать суждения, подтверждая примерами из произведения

индивидуальные задания: рассказать биографию автора, ответить на вопросы; выучить наизусть отрывок и т.п.

20.11


12

Выразительные средства языка поэмы М.Петрова «Италмас».Стихосложение и строфа в поэме «Италмас» М.Петрова

1

Чтение отрывков, комментированное чтение; анализ прочитанного

Знать содержание произведения; уметь находить выразительные средства, используемые автором для описания своих героев; оценить авторскую манеру описания

анализ отрывка поэмы

27.11


13

Н.Байтеряков «Эштерек». История создания поэмы

1

Чтение отрывков, комментирование, анализ прочитанного, пересказ

Знать факты из биографии писателя, его творческий путь; понимать, чем был вызван интерес Байтерякова к минувшим событиям в судьбе своего народа; уметь определять тематику поэмы, сопоставлять художественный текст повести с историческим, находить авторскую оценку событий

Комментировать прочитанные главы; ответить на вопросы

04.12


14

Военная лирика Н.Байтерякова. «Кикыен вераськон», «Оген кышномурт»

1

Внеклассное чтение, выборочное чтение; ответы на вопросы

Знать, что такое фольклор, содержание поэмы; понимать значение фольклорных элементов в произведении; уметь анализировать текст

Продолжить чтение стихотворений Н. Байтерякова

11.12


15

Литературоведческий анализ стихотворений Н. Байтерякова

Романтические традиции в лирике Байтерякова «Азвесь лодка»



1

Комментированное чтение, анализ поэтического текста, работа с литературоведческим словарём;

Знать сюжет повести, его идейно-тематическое содержание, определение понятия «символ в произведения»; понимать о каких событиях идёт речь в произведении; уметь анализировать текст по вопросам; давать характеристику героям произведения, подбирая примеры из текста произведения

завершить работу над анализом (письменно)

18.12



16

Лирическая повесть. Г. Красильников «Тонэн кылисько»

1

Чтение отрывков; анализ художественного произведения; устное словесное рисование

Знать автора, факты его биографии, творческой деятельности; историю создания повести понимать идейный смысл, заложенный в повести, определение понятия «лирическая повесть»; уметь анализировать прочитанные эпизоды, находить детали, помогающие раскрывать душевные переживания героев и объяснять их роль; охарактеризовать героев

знать биографию писателя, его творчество подготовить «речь» (сочинение) для дискуссии

25.12



17

Дискуссия по теме «Правильный ли выбор сделал главный герой повести?»

1

Чтение отрывков, комментированное чтение, выразительное чтение; анализ художественного текста, сочинение

Знать содержание повести Г. Красильникова; последовательность раскрытия темы; уметь определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в поэме, отбирать материал для сочинения в соответствии с поставленными вопросами

подготовить «речь» (сочинение) для дискуссии

15.01



18

Г. Красильников «Деда - баба»

1

Внеклассное чтение

Знать содержание произведения, уметь определять средства художественной выразительности.

пересказ понравившейся части

22.01



19

Слово о писателе. Биография Г. Данилова

«Молодо-зелено» Повесть Данилова

1


Чтение стихотворений, устное рисование; анализ лирического произведения; сопоставление произведений

Знать факты биографии и творческого пути поэта; план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы; уметь анализировать лирическое произведение; объяснять, каким настроением оно проникнуть, какие изобразительно-выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию

знать биографию писателя, его творчество

продолжить чтение повести

29.01



20

Особенности композиции и сюжета

1


ответы на вопросы, создание ассоциативного ряда

Знать содержание последовательность раскрытия темы; уметь определять средства художественной выразительности и отбирать материал для сочинения в соответствии с поставленными вопросами

пересказ понравившейся части

ответить на вопросы

05.02



21

Сочинение - описание. Характеристика друга

1

Выразительное чтение; анализ текстов;

Знать основную проблематику; понимать чувства лирического героя; уметь анализировать лирические тексты

завершить работу над сочинением

12.02



22

«По страницам журнала «Инвожо»

1

Внеклассное чтение. Чтение статьи учебника о поэте; выразительное чтение стихотворения; анализ поэтического текста

Знать о поэте факты биографии и творческого пути; понимать философский смысл, заложенный в стихотворении; уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст

продолжить чтение рассказов из журнала

19.02



23


Слово о писателе . Ф. Пукроков. Повесть «Кизили ныл».

1

Чтение статьи учебника о писателе; анализ

Знать биографические сведения об авторе, творческий путь в литературе; понимать чувства лирической героини, заложенные в стихах

знать биографию писателя

26.02



24


Тема первой любви в повести Ф. Пукрокова

1

Чтение статьи учебника, комментированное чтение; ответы на вопросы

Знать сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание, определение понятия «деталь в произведения»; понимать о каких событиях идёт речь в произведении; уметь оценивать чувства героев, анализировать текст по вопросам; давать характеристику героям произведения, подбирая примеры из текста произведения, высказывать своё мнение

ответить на вопросы

05.03



25


Мистическое в повести Ф.Пукрокова

1

Чтение отрывков; анализ прочитанного; характеристика героев

ответить на вопросы

12.03



26


Подготовка к сочинению по повести Ф.Пукрокова

1

Чтение статьи в учебнике о писателе; ответы на вопросы

Знать сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание; понимать о каких событиях идёт речь в произведении; уметь оценивать чувства героев, анализировать текст по вопросам; давать характеристику героям произведения, подбирая примеры из текста произведения, высказывать своё мнение

продолжить работу над подборкой материала для сочинения

19.03



27


Сочинение по повести Ф.Пукрокова

1

сочинение

завершить работу над сочинением

26.03



28


С.Широбоков - писатель-драматург

1

чтении е статьи учебника, пересказ

Знать биографию и творческий путь драматурга; уметь

знать биографию писателя

09.04



29


С. Широбоков История создания пье сы «Ой, чебер нылъёс».


1

Комментированное чтение;

Знать факты из биографии писателя; понимать идейный смысл произведения уметь анализировать прочитанные эпизоды, находить исторические факты, отличать авторский вымысел от реального

Прочитать пьесу.

16.04



30

С. Широбоков пье са «Ой, чебер нылъёс». Театральная постановка.

1

Комментированное чтение; ответы на вопросы

Знать факты из биографии писателя. Уметь понимать идейный смысл произведения уметь анализировать прочитанные эпизоды.

ответить на вопросы

23.04



31

Сатира и юмор в фольклоре и художественном произведениях. К.Герд Басни и памфлеты

1

выразительное чтение, ответы на вопросы

Знать определения терминов «сатира» и «юмор», «басня», «памфлет»

Уметь находить в тексте признаки сатирического и юмористического

индивидуальные задания

30.04



32

Д.Яшин «Улон - колёса», «Кин кызьы гожтысал»

1

выразительное чтение, ответы на вопросы; сочинение-миниатюра

Знать факты из биографии писателя; понимать идейный смысл произведения.

завершить работу над сочинением

07.05



33


Защита проектов. Подготовка

1

Урок контроля. Защита проекта; анализ источников, сбор необходимой информации, обсуждение способов оформления конечного результата.

Понимать роль и значение групповой работы; уметь сотрудничать в процессе выполнения творческого задания, отбирать необходимый информационный материал из разных источников, фиксировать и анализировать их результаты, обобщать и делать выводы, давать оценку деятельности и её результатам

продолжить работу над проектом

14.05



34


Защита проектов. Проведение

1

продолжить чтение книг во время летних каникул

21.05



35

Резервный урок

28.05









© 2010-2022