ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

В современных условиях целью любого профессионального образовательного учреждения должна быть не только качественная подготовка специалистов, но и прежде всего формирование личности обучающегося. И назначение педагогов состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Личностно-ориентированное непрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Ж.Н.Савенкова

Мастер производственного обучения, преподаватель

ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»

В современных условиях целью любого профессионального образовательного учреждения должна быть не только качественная подготовка специалистов, но и прежде всего формирование личности обучающегося. И назначение педагогов состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Следует обратить внимание на то, что речь идет не о формировании каких-либо качеств, заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка в направлении, определенном педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.

Можно считать, что цель образования основанного на становлении личности состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного индивидуального образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Основываясь на данную трактовку, я в своей работе стараюсь отказаться от командно-административного, авторитарного стиля отношения учителя к ученикам: представления их как объектов педагогического воздействия. В личностно ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога, которая включает в себя следующие характеристики:

  • установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;

  • умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;

  • позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;

  • опора на субъективный личностный опыт ученика;

  • ориентация на формирование учебной деятельности учащихся, повышение степени самостоятельности на уроке;

  • диалогическая позиция общения с обучающимися;

  • направленность на осознание мотивов собственных действий, поведения в ходе педагогического взаимодействия;

  • «считывание» учителем эмоциональной информации у учеников и реагирование на нее; проявление социально-психологической наблюдательности;

  • заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников по поводу организации образовательного процесса;

  • направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;

  • поощрение творческой активности обучающихся.

В соответствии с этим в личностно ориентированной системе обучения представляется иная позиция ученика - он выступает субъектом деятельности.

Субъектная позиция ученика характеризуется активным и творческим отношением к учебе, подросток, осознавая личностный смысл своего учения, создает себе условия для успешной деятельности, сам ищет пути для достижения лучших результатов, обретает себя как личность. При субъектной позиции ученика постепенно формируется устойчивая потребность в самообразовании, отношение к познанию (образованию, знаниям) как к ценности, готовность к преодолению трудностей и интеллектуальная активность.

Учитель «выращивает» субъектную позицию обучающихся тем, что создает на уроке атмосферу заинтересованности в работе друг друга, акцентирует внимание на мнении каждого ученика в деятельности группы, использует такие варианты организации учебной работы, которые обеспечивают зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности каждого ученика, инициирует уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся, формирует внимательное, позитивное отношение к мнениям других участников образовательного процесса, организует сотрудничество учеников между собой (обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ).

При применении личностно ориентированной модели обучения прослеживается иной характер взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе, который возникает, конечно же, в силу уже названных факторов - иной позиции учителя и учащихся.

Поскольку при личностно ориентированном процессе обучения педагог и ребенок всегда выступают субъектами образовательной деятельности, то основанное на описанных выше позициях педагогическое взаимодействие ребенка и педагога можно описать следующим алгоритмом партнерства, когда на каждом этапе приходится определять свои позиции не только по поводу образовательного объекта, но и по поводу партнера-ребенка.

Иной характер взаимоотношений учителя с обучающимися обеспечивается, прежде всего, ориентацией обеих сторон на взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, что предполагает применение в образовательном процессе следующих групп методов и выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке:

1.Создание условий для свободы выбора в учебном про­цессе.

Свобода выбора не предполагает выбора между «сделать» или «не делать», а предусматривает возможность выбора разных вариантов изучения содержания, разнообразие форм учебных занятий и контроля, методов и приемов обу­чения, предоставляет возможность выбрать наиболее личностно значимые и существенные для обучающегося в данный отрезок времени способы учебной работы.

Обучающимся предоставляется свобода выбора:

а) содержания обучения (вы­бор взаимозаменяемых тем, разделов, вопросов, учебной и дополнительной литературы);

б) форм учебных занятий (лекции, диалоговая лекция, лек­ция с элементами беседы; экскурсии, диспуты, деловые игры и т. д.);

в) методов обучения (творческие задания, монологичес­кие, диалогические, письменные ответы, работа в микро­группах, написание рефератов и т. д.);

г) форм контроля: промежуточного (отметочная, зачет­ная, рейтинговая) и итогового (билеты, собеседование, защита реферата).

2.Опережающая самостоятельная работа.

Самостоятельная работа на опережающей основе пред­полагает такое построение учебного процесса, при кото­ром какая-то часть работы по теме, выполняемая обучающимися самостоятельно, предшествует совместному изучению учебного материала в группе с преподавателем. В основе метода лежат различные типы учебных, производственных (профессиональных практических) и исследовательских заданий, выполняемых при косвенном руководстве препо­давателя. Цель - вызвать у подростков интерес к проблеме, которую предстоит изучать; овладеть какой-либо информа­цией, которая позволит осознанно относиться к излагаемо­му преподавателем учебному материалу, включиться в об­суждение нового материала с конкретными дополнениями или вопросами; критически отнестись к новому учебному материалу, оценивая его с позиций своего хоть и маленько­го профессионального опыта.

Опережающая самостоятельная работа активизирует по­знавательную деятельность учеников, интенсифицирует и индивидуализирует учебный труд, способствует формиро­ванию активности личности в учебном процессе.

Практика показала, что идея опережающей самостоятельной работы реализуется эффективнее, если соблюдается ряд условий: если задания выполняются по дополнительной литературе, а не по учебнику; если задания связаны с интересными проблемными задачами; если задания носят индивидуальный характер; если обучающиеся не наказываются за невыполненное задание, но поощряются за выполнение; если преподаватель проявляет личный интерес и внимание к каждой выполненной опережающей работе.

3. Обучение профессиональным умениям и навыкам пу­тем «погружения» в профессиональную деятельность.

Этот метод используется в процессе преподавания производственного обучения, которое ориентировано на овладение професси­ональной практической деятельностью.

В результате поиска более эффективных форм работы было принято решение проводить производственное обучение непосредст­венно в учреждениях, организациях, организуя «тренинг» обучающихся методом упражнений. Так как работа эта достаточно объемна, решили использовать форму «погружения», то есть более длительного включения в деятельность (группа работает два раза в неделю, по 6 часов).

Проводя занятия в условиях учреждения, педагог не может использовать авторитарный стиль общения с обучающимися. Педагогический оптимум препода­вателя, его доверительные отношения с подростками, орга­низация совместного поиска, объективная оценка работы учеников, постоянная готовность оказать им по­мощь - все это имеет большое дидактическое и воспита­тельное значение. В такой обстановке естественной является атмосфера сотрудничества учеников с педагогом, возникает стремление более качественно выполнить задание, форми­руется чувство ответственности, обучающиеся не страшатся взять на себя более трудные задания, выходя за пределы предпи­санного, самокритичны в оценке своей деятельности.

Анализ итогов практической деятельности обучающихся помо­гает педагогу выявить причины их ошибок и затрудне­ний и своевременно внести коррективы в учебный процесс.

Итог работы методом «погружения» виден на выпускной производственной практике. У обучающихся наблюдается по­вышенный интерес к организации и проведению выполняемых работ.

4.Психологическая поддержка в профессиональном и образовательном самоопределении.

Под психологической поддержкой принято понимать процесс, в котором взрослый сосредотачивается на пози­тивных сторонах и преимуществах воспитуемого с целью укрепления его самооценки: он помогает воспитаннику по­верить в себя и свои способности, помогает избежать оши­бок, поддерживает при неудачах.

Психологическая поддержка в самоопределении предпо­лагает обстановку сотрудничества преподавателя с обучающимися, искренний интерес и доброжелательность в отноше­ниях с каждым, интерес и поддержку в профессиональной и образовательной деятельности, содействие и соучастие с учетом того, что признанными этапами любого самоопреде­ления принято считать:

- установление человеком своих собственных особен­ностей, черт, качеств, возможностей, способностей;

- выбор человеком критериев, норм оценивания себя на основе системы ценностей;

- определение своих наличных, уже имеющихся ка­честв, соответствующих нормам;

-предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств, соответствующих требуемым нормам;

- построение своих целей, планов для развития необхо­димых качеств;

- пересмотр человеком применяемых им критериев и оценок;

- пересамоопределение - человек заново принимает или не принимает себя.

Хотя для раннего юношеского возраста характерно стремление к самоанализу, но самоопределение для не­го - скорее процесс; в силу неустойчивости эмоциональ­ной сферы происходят постоянные сбои намеченных планов, что снижает их действенность. Этот возрастной пери­од особенно нуждается в психологической поддержке в процессе самоопределения.

Это требует от педагога определенной позиции ве­ры в подростка, что возможно, когда преподаватель забывает о прошлых неудачах; помогает обрести уверенность в том, что воспитанник справится с поставленной задачей, если даже придется начать с нуля; напоминать больше о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. Необходимо стремиться создать ситуацию успеха. Недаром говорят, что успех порождает успех и усиливает уверенность в себе.

В процессе работы я стараюсь оказать поддержку подросткам, стараюсь опираться на их силь­ные стороны, избегать подчеркивания промахов, показывать свое удовлетворение малейшими положительными результа­тами, демонстрировать уважение, оптимизм, проявлять эмпатию, вносить юмор во взаимоотношения. В то же время стремлюсь оказать практическую помощь в реализации поставленной задачи: помочь разбить большое задание на блоки; позволить самому решать проблемы; знать и совместно анализировать все попытки справиться с трудностями; принимать индиви­дуальные решения.

Личностно ориентированный подход нацелен на при­знание за учеником права выбора направления саморазви­тия и включает своевременную педагогическую поддержку процессов саморазвития, переживания юношей или девуш­кой своего возрастного периода как самоценного и соци­ально значимого для самоопределения. В конце обучения каждый выпускник может самостоятельно оценить весь комплекс работы и наметить пути дальнейшего совершенствования своей профессиональной деятельности.

Обобщая существующий опыт, приходишь к выводу о необходимости интегрированного подхода к системе орга­низации и проведения образовательной работы с учениками техниума. При этом важную роль должны сыграть своевременность и комплексность самоконтроля, система самоанализа и самооценки (анкеты самооценки обучающихся, сочинения, анализ результатов практики, видеозаписи, и др.).

Благодаря применению технологии личностно ориентированного обучения повышается степень активно­сти личности в учебном процессе, которая на первых этапах проявляется в повышенной эмоциональной активности, а затем в учебно-познавательной и волевой активности, а применение личностно ориентированной технологии возможно только в условиях педагогического со­трудничества обучающихся и преподавателей, в равной мере за­интересованных в положительном результате совместной де­ятельности.


Страница | 5



© 2010-2022