- Преподавателю
- Другое
- ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Савенкова Ж.Н. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Ж.Н.Савенкова
Мастер производственного обучения, преподаватель
ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»
В современных условиях целью любого профессионального образовательного учреждения должна быть не только качественная подготовка специалистов, но и прежде всего формирование личности обучающегося. И назначение педагогов состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Следует обратить внимание на то, что речь идет не о формировании каких-либо качеств, заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка в направлении, определенном педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.
Можно считать, что цель образования основанного на становлении личности состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного индивидуального образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».
Основываясь на данную трактовку, я в своей работе стараюсь отказаться от командно-административного, авторитарного стиля отношения учителя к ученикам: представления их как объектов педагогического воздействия. В личностно ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога, которая включает в себя следующие характеристики:
-
установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
-
умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
-
позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;
-
опора на субъективный личностный опыт ученика;
-
ориентация на формирование учебной деятельности учащихся, повышение степени самостоятельности на уроке;
-
диалогическая позиция общения с обучающимися;
-
направленность на осознание мотивов собственных действий, поведения в ходе педагогического взаимодействия;
-
«считывание» учителем эмоциональной информации у учеников и реагирование на нее; проявление социально-психологической наблюдательности;
-
заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников по поводу организации образовательного процесса;
-
направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;
-
поощрение творческой активности обучающихся.
В соответствии с этим в личностно ориентированной системе обучения представляется иная позиция ученика - он выступает субъектом деятельности.
Субъектная позиция ученика характеризуется активным и творческим отношением к учебе, подросток, осознавая личностный смысл своего учения, создает себе условия для успешной деятельности, сам ищет пути для достижения лучших результатов, обретает себя как личность. При субъектной позиции ученика постепенно формируется устойчивая потребность в самообразовании, отношение к познанию (образованию, знаниям) как к ценности, готовность к преодолению трудностей и интеллектуальная активность.
Учитель «выращивает» субъектную позицию обучающихся тем, что создает на уроке атмосферу заинтересованности в работе друг друга, акцентирует внимание на мнении каждого ученика в деятельности группы, использует такие варианты организации учебной работы, которые обеспечивают зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности каждого ученика, инициирует уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся, формирует внимательное, позитивное отношение к мнениям других участников образовательного процесса, организует сотрудничество учеников между собой (обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ).
При применении личностно ориентированной модели обучения прослеживается иной характер взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе, который возникает, конечно же, в силу уже названных факторов - иной позиции учителя и учащихся.
Поскольку при личностно ориентированном процессе обучения педагог и ребенок всегда выступают субъектами образовательной деятельности, то основанное на описанных выше позициях педагогическое взаимодействие ребенка и педагога можно описать следующим алгоритмом партнерства, когда на каждом этапе приходится определять свои позиции не только по поводу образовательного объекта, но и по поводу партнера-ребенка.
Иной характер взаимоотношений учителя с обучающимися обеспечивается, прежде всего, ориентацией обеих сторон на взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, что предполагает применение в образовательном процессе следующих групп методов и выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке:
1.Создание условий для свободы выбора в учебном процессе.
Свобода выбора не предполагает выбора между «сделать» или «не делать», а предусматривает возможность выбора разных вариантов изучения содержания, разнообразие форм учебных занятий и контроля, методов и приемов обучения, предоставляет возможность выбрать наиболее личностно значимые и существенные для обучающегося в данный отрезок времени способы учебной работы.
Обучающимся предоставляется свобода выбора:
а) содержания обучения (выбор взаимозаменяемых тем, разделов, вопросов, учебной и дополнительной литературы);
б) форм учебных занятий (лекции, диалоговая лекция, лекция с элементами беседы; экскурсии, диспуты, деловые игры и т. д.);
в) методов обучения (творческие задания, монологические, диалогические, письменные ответы, работа в микрогруппах, написание рефератов и т. д.);
г) форм контроля: промежуточного (отметочная, зачетная, рейтинговая) и итогового (билеты, собеседование, защита реферата).
2.Опережающая самостоятельная работа.
Самостоятельная работа на опережающей основе предполагает такое построение учебного процесса, при котором какая-то часть работы по теме, выполняемая обучающимися самостоятельно, предшествует совместному изучению учебного материала в группе с преподавателем. В основе метода лежат различные типы учебных, производственных (профессиональных практических) и исследовательских заданий, выполняемых при косвенном руководстве преподавателя. Цель - вызвать у подростков интерес к проблеме, которую предстоит изучать; овладеть какой-либо информацией, которая позволит осознанно относиться к излагаемому преподавателем учебному материалу, включиться в обсуждение нового материала с конкретными дополнениями или вопросами; критически отнестись к новому учебному материалу, оценивая его с позиций своего хоть и маленького профессионального опыта.
Опережающая самостоятельная работа активизирует познавательную деятельность учеников, интенсифицирует и индивидуализирует учебный труд, способствует формированию активности личности в учебном процессе.
Практика показала, что идея опережающей самостоятельной работы реализуется эффективнее, если соблюдается ряд условий: если задания выполняются по дополнительной литературе, а не по учебнику; если задания связаны с интересными проблемными задачами; если задания носят индивидуальный характер; если обучающиеся не наказываются за невыполненное задание, но поощряются за выполнение; если преподаватель проявляет личный интерес и внимание к каждой выполненной опережающей работе.
3. Обучение профессиональным умениям и навыкам путем «погружения» в профессиональную деятельность.
Этот метод используется в процессе преподавания производственного обучения, которое ориентировано на овладение профессиональной практической деятельностью.
В результате поиска более эффективных форм работы было принято решение проводить производственное обучение непосредственно в учреждениях, организациях, организуя «тренинг» обучающихся методом упражнений. Так как работа эта достаточно объемна, решили использовать форму «погружения», то есть более длительного включения в деятельность (группа работает два раза в неделю, по 6 часов).
Проводя занятия в условиях учреждения, педагог не может использовать авторитарный стиль общения с обучающимися. Педагогический оптимум преподавателя, его доверительные отношения с подростками, организация совместного поиска, объективная оценка работы учеников, постоянная готовность оказать им помощь - все это имеет большое дидактическое и воспитательное значение. В такой обстановке естественной является атмосфера сотрудничества учеников с педагогом, возникает стремление более качественно выполнить задание, формируется чувство ответственности, обучающиеся не страшатся взять на себя более трудные задания, выходя за пределы предписанного, самокритичны в оценке своей деятельности.
Анализ итогов практической деятельности обучающихся помогает педагогу выявить причины их ошибок и затруднений и своевременно внести коррективы в учебный процесс.
Итог работы методом «погружения» виден на выпускной производственной практике. У обучающихся наблюдается повышенный интерес к организации и проведению выполняемых работ.
4.Психологическая поддержка в профессиональном и образовательном самоопределении.
Под психологической поддержкой принято понимать процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах воспитуемого с целью укрепления его самооценки: он помогает воспитаннику поверить в себя и свои способности, помогает избежать ошибок, поддерживает при неудачах.
Психологическая поддержка в самоопределении предполагает обстановку сотрудничества преподавателя с обучающимися, искренний интерес и доброжелательность в отношениях с каждым, интерес и поддержку в профессиональной и образовательной деятельности, содействие и соучастие с учетом того, что признанными этапами любого самоопределения принято считать:
- установление человеком своих собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;
- выбор человеком критериев, норм оценивания себя на основе системы ценностей;
- определение своих наличных, уже имеющихся качеств, соответствующих нормам;
-предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств, соответствующих требуемым нормам;
- построение своих целей, планов для развития необходимых качеств;
- пересмотр человеком применяемых им критериев и оценок;
- пересамоопределение - человек заново принимает или не принимает себя.
Хотя для раннего юношеского возраста характерно стремление к самоанализу, но самоопределение для него - скорее процесс; в силу неустойчивости эмоциональной сферы происходят постоянные сбои намеченных планов, что снижает их действенность. Этот возрастной период особенно нуждается в психологической поддержке в процессе самоопределения.
Это требует от педагога определенной позиции веры в подростка, что возможно, когда преподаватель забывает о прошлых неудачах; помогает обрести уверенность в том, что воспитанник справится с поставленной задачей, если даже придется начать с нуля; напоминать больше о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. Необходимо стремиться создать ситуацию успеха. Недаром говорят, что успех порождает успех и усиливает уверенность в себе.
В процессе работы я стараюсь оказать поддержку подросткам, стараюсь опираться на их сильные стороны, избегать подчеркивания промахов, показывать свое удовлетворение малейшими положительными результатами, демонстрировать уважение, оптимизм, проявлять эмпатию, вносить юмор во взаимоотношения. В то же время стремлюсь оказать практическую помощь в реализации поставленной задачи: помочь разбить большое задание на блоки; позволить самому решать проблемы; знать и совместно анализировать все попытки справиться с трудностями; принимать индивидуальные решения.
Личностно ориентированный подход нацелен на признание за учеником права выбора направления саморазвития и включает своевременную педагогическую поддержку процессов саморазвития, переживания юношей или девушкой своего возрастного периода как самоценного и социально значимого для самоопределения. В конце обучения каждый выпускник может самостоятельно оценить весь комплекс работы и наметить пути дальнейшего совершенствования своей профессиональной деятельности.
Обобщая существующий опыт, приходишь к выводу о необходимости интегрированного подхода к системе организации и проведения образовательной работы с учениками техниума. При этом важную роль должны сыграть своевременность и комплексность самоконтроля, система самоанализа и самооценки (анкеты самооценки обучающихся, сочинения, анализ результатов практики, видеозаписи, и др.).
Благодаря применению технологии личностно ориентированного обучения повышается степень активности личности в учебном процессе, которая на первых этапах проявляется в повышенной эмоциональной активности, а затем в учебно-познавательной и волевой активности, а применение личностно ориентированной технологии возможно только в условиях педагогического сотрудничества обучающихся и преподавателей, в равной мере заинтересованных в положительном результате совместной деятельности.
Страница | 5