- Преподавателю
- Другое
- Открытый урок Союз как часть речи
Открытый урок Союз как часть речи
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Олейников А.И. |
Дата | 19.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок
«Союз как часть речи»
Ильичёвская средняя школа
Олейников А.И.
Русский язык 7 класс
Тема урока: Союз как часть речи.
Цель урока: Показать союз как часть речи , его роль в предложении , формирование умения определять роль союзов , знаки препинания при них.
Работа по развитию речи: наблюдения над использованием союзов для связи самостоятельных предложений в тексте.
Повторение: правописание предлога , наречий ; орфограмма в корне ; однородные члены предложения и знаки препинания при них.
Ход урока :
1.Сообщение темы и задач урока.
2. Словарная диктовка.
Вследствие переутомления, ввиду плохой погоды, несмотря на ливень , по - прежнему стучит , нечто вроде пещеры , подъём наподобие террас , согласно желанию , вблизи дома , вспоминая впоследствии , в продолжение часа ; сначала думай , а потом пиши ; с начала зимы ; в начале лета ; вначале реши это.
3. Индивидуальная работа с учащимися.
Карточка № 1.
Вставить пропущенные буквы.
По окончани… школы , по прибыти… в город , по окончани… собрания , болеть в продолжени… недели , вопреки предсказани… , вследстви… непогоды , согласно распоряжени… директора .
Карточка № 2.
Вставить пропущенные буквы.
Не видел в течени… дня , согласно приказ… командира , по окончани… занятий , вследстви… тяжелой болезни , по прибыти… в город , по предъявлени… документов .
Карточка № 3.
Вставить пропущенные буквы. Определить части речи .
( В ) течени ( е , и ) многих лет , ( в ) продолжени ( е, и ) дороги , ( в ) следстви(е , и ) непогоды; шёл по тропинке (не) смотря под ноги ; узнал (в)последстви(е , и ) (не)смотря на жару ; (в)виду болезни; включить (в)следстви(е , и) новые документы ; имей это (в)виду ; поговорить (на)счет похода.
Карточка № 4.
Вставить пропущенные буквы. Определить части речи .
Говорить (на)счёт работы ; (не)смотря на метель ; (в)виде бабочки ; (в)следстви (е , и) ливня ; шли (не)смотря вниз ; (в)продолжени (е ,и) книги; (в)течени(е , и ) года ;(в)виду болезни.
Карточка № 5.
Определите , какой частью речи является выделенное слово.
Напротив дома , живу напротив; впереди отряда ,идти впереди ; стоять возле , возле реки ;благодаря дождю, благодаря хозяина; положить на счёт , насчёт работы.
4. Фронтальный опрос.
- Сколько всего частей речи в русском языке ?
- На какие две группы делятся части речи ?
- Могут ли употребляться самостоятельные части речи без служебных ? Приведите примеры .
- А служебные части речи ?
- Какова роль предлогов в словосочетаниях ? Назовите словосочетание с предлогом .
- Какие предлоги называются производными , а какие - непроизводными ?
5. Объяснение нового материала.
Союз как часть речи изучается в 7 классе впервые , но вы уже знаете , что союзы служат для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.
Запишем предложения на доске и в тетрадях и разберём их по членам предложения
Звезды меркнут и гаснут. Гремела атака , и пули звенели , и ровно строчили пулемёты.
- Какие слова в данных предложениях не являются членами предложения ?
- Как называются такие слова ? (служебные )
- Отвечают ли эти слова на вопросы ? ( нет )
- Что общего между предлогом и союзом ?
Запись в тетрадях :
Общее : предлог и союз - служебные части речи , используются для связи , не отвечают на вопросы , не имеют лексического значения.
Различное :
-
Предлог
Союз
1) связывает главное слово и зависимое в словосочетаниях ;
связывает равноправные слова , употребляется для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного ;
2) соединяет слова с помощью окончаний ;
соединяет слова без помощи окончаний ;
3) употребляется только при местоимениях , существительных, числительных
употребляется с любой частью речи
6. Работа по опорному конспекту.
7. Закрепление и формирование учебно - языковых умений и навыков с помощью упражнений .
8. Домашнее задание параграфы 58 - 59 читать, выучить определение союза. Упражнение 277.
9. Выставление оценок.
10. Итог урока .