- Преподавателю
- Другое
- Программа эколого-биологического направления Друзья природы
Программа эколого-биологического направления Друзья природы
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Даурова Э.М. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «ЦДОД» Правобережного района Республика Северная Осетия - Алания
Утверждена приказом директора «ЦДОД»№
от «12» сентября 2015 г.
Директор МКУДО « ЦДОД» ____________Гасинова А.Б.
(подпись и печать)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Друзья природы »
Педагог - Даурова Э.М.
.
Возраст детей: 9 - 15 лет.
Срок реализации: 1 год
Беслан,2015
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарований детей на кончиках
их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
(Сухомлинский)
Программа представлена для обучающихся желающих как можно больше узнать о природе. Занятия в творческом объединении позволяют удовлетворять запросы детей, используя потенциал их свободного времени, чем обусловлена актуальность создания данной программы.
В основу программы положены два принципа экологический и духовный .Они помогут обучающимся осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных , познавательных,эстетических и духовных потребностей человека; понять , что человек это часть природы, его назначение-понять законы по которым живёт и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами.
Цель программы - помочь ребёнку сделать осознанный выбор более чётко определиться в своих симпатиях, увлечениях, определить свои силы и возможности.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
-
развитие познавательного интереса к окружающей среде;
-
ознакомление детей с проблемами взаимодействия человека с природой.
Воспитательные:
-
воспитание у учащихся:
-
чувства уважения и бережного отношения к природе;
-
нравственно-эстетических качеств личности;
-
культуры труда, трудолюбия;
-
терпеливости и настойчивости в работе;
-
гуманного отношения к окружающей среде, совершенствование духовных потребностей.
-
Развивающие:
-
развитие у учащихся таких качеств, как:
-
-
самостоятельность;
-
ответственность;
-
активность;
-
аккуратность;
-
готовность к проявлению творчества в любом виде труда;
-
уверенность в своих силах.
-
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
-
репродуктивный (вербальный и невербальный);
-
проблеммно-поисковый;
-
креативный (творческий);
Деятельность педагога строится на следующих принципах:
-
доступность занятий для всех желающих;
-
внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;
-
предоставление возможности самовыражения, самореализации, инициативности;
-
уважение и соблюдение прав ребёнка;
-
всестороннее развитие обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей.
Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми с 9 до 15 лет.
Количество часов - 6 часов в неделю на две возрастные группы:
- обучающиеся 4- 6 классов
- обучающиеся 7 - 9 классов
В содержание программы входят теоретические занятия и практические работы, предусмотрено время на подготовку и участие в различных экологических конкурсах, проектах, учитывается сезонность явлений в природе.
Количество обучающихся в группах - 12-15 человек,
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной и эмоционально и информационно насыщенной. Работа с различными природными материалами расширяет сферу возможности ребёнка, обеспечивает его раскрепощение.
В основу образования по данной программе положен принцип интеграции теоретического обучения с процессом практической, самостоятельной деятельности воспитанников.
Программа составлена с учётом возраста детей, опираясь на личность ребёнка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками характера. В объединении обучаются дети, которые нуждаются в заботе, которые позаботятся о других и «трудные», обездоленные, из многодетных и малообеспеченных семей.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.
Учебно-тематический план первого года обучения
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего часов
Теория
Практика
Экскурсии
1.
Введение в образовательную программу.
4
3
1
-
2.
Кладовая природы.
Аппликации
56
10
30
16
3.
Охрана природы
46
16
30
-
4.
.Взаимодействие природы и человека
52
14
38
-
5.
Мой родной край.
38
15
13
10
6.
7.
Итоговое занятие.
Проведение праздников и вечеров,викторин и конкурсов
8
2
6
-
И т о г о :
204
60
118
26
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-
Введение в образовательную программу.
Комплектование, знакомство с детьми.
Ознакомление с правилами внутреннего распорядка и техникой безопасности.
Программа работы на предстоящий учебный год.
Практическая работа.
Демонстрация имеющегося природного материала, просмотр иллюстраций и фотоматериалов.
-
Кладовая природы.
Закон об охране природы. Значение растений в природе. Природный материал, подаренный лесом. Условия сбора, засушивания и хранения различного природного материала. Природный материал: осенние листья, ветки, орехи, шишки, желуди, семена, косточки фруктов и т.д.
Практическая работа.
Экскурсии на природу с целью сбора природных материалов. Подготовка к работе собранного материала, сортировка, очистка, высушивание. Техника безопасности - инструктаж.
Страна листопадения.
Сортировка осенних листьев. Подготовка папок для хранения засушенных листьев. Высушивание крылаток ясеня и клёна. Изготовление поделок с использованием крылаток ясеня и клёна «Подсолнухи», «Ёжик».
Причудливая ветка.
Очистка, просушка, лакирование веток для изготовления игрушек-миниатюр.
Беседа «Что можно сделать из природного материала?»
Работа с желудями, шишками.
Изготовление бус из желудей, из шишки «Цапля», «Рыбка». Подготовка чешуек шишек для выполнения аппликационных работ.
Выполнение работ из плодов и ягод.
«Ёжик» из яблока. «Поросята» из картошки.
Выставка готовых работ.
3.Охрана природы.
Загрязнение среды жизни.Водные ресурсы: их состояние и использование.Основные источники загрязнения воздуха.Воздействие человека на растительный и животный мир.
4.Взаимодействие природы и человека.
Значение природных ресурсов для жизни человека и его хоз. деятельности. Изменене природы под воздействием хозяйственной деятельности человека в местном и глобальном масштабе. Комнатные растения. Проектная работа.
5.Мой родной край.
Природа Осетии. Флора и фауна. Ботанические памятники. Акция «Чудеса природы». Беседа «Растительный и животный мир Осетии».
Практическая работа.
-
Знакомство с ботаническими памятниками.
-
Знакомство с героями нартских сказаний с древними осетинскими ремёслами по дереву.
-
Экскурсия в Дом-музей К.Хетагурова.
-
Конкурс на лучший рисунок «Мой горный край».
-
Акция «Чудо природы».
-
Составить паспорт, продумать план защиты. познакомить со своим «чудом природы» родителей, одноклассников.
6-7.Итоговое занятие.
Выставка поделок из природного материала. Экологический праздник «Мир природы». Награждение наиболее активных участников объединения.
Прогнозируемый результат
дети должны
з н а т ь:
-
Правила поведения на занятиях, во время прогулки, экскурсии.
-
Требования по технике безопасности.
-
Название и свойства природных материалов, используемых в работе в течение года.
4.Название растений находящихся в школе
5.О роли света, тепла и влаги в жизни растений.
у м е т ь:
-
Выполнять работу по изготовлению изделий из природного материала по технологии.
-
Вырезать трафареты для аппликации из готовых рисунков.
-
Выполнять аппликации.
4.Описывать внешний вид растений
5.Поливать, рыхлить, опрыскивать комнатные растения.
6.Обладать навыками обработки земельных участков.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего часов
Теория
Практика
Экскурсии
1.
Вводное занятие.
4
2
2
-
2.
Кладовая природы.
25
6
9
10
3.
Экология души
30
4
26
2
4.
Экология человека
40
6
34
-
5.
Взаимодействия природы и человека
20
2
18
-
6.
.Значение природы в жизни населения
40
5
35
-
7.
.Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений
12
2
10
-
.
8.
Итоговое занятие.
6
-
6
-
И т о г о :
216
35
165
16
-
Вводное занятие.
Комплектование. Знакомство с детьми. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка, с программой работы на предстоящий учебный год. Программа работы на предстоящий учебный год. Демонстрация готовых работ. Просмотр эскизов и иллюстраций. Инструктаж по технике безопасности.
-
Кладовая природы.
Природа нашего края. «Закон об охране природы», «Охрана леса». Значение растений в жизни людей. Условия сбора, обработки, хранения природных материалов (шишки, жёлуди, орехи, створки акации, корни, яичная скорлупа, стружки, опилки). Инструменты и материалы для подготовки к работе природных материалов.
Практическая работа.
Демонстрация имеющегося природного материала, инструктаж по технике безопасности (правила поведения в транспорте, при сборе материалов). Экскурсии с целью ознакомления с флорой и фауной, а также сбора природных материалов для работы на занятиях объединения.
Первичная обработка - зачистка, вываривание, просушка веток и корней. Инструктаж по технике безопасности. Правила пользования инструментами при обработке природного материала (нож, пила, наждачная бумага, напильник). Заготовки хвои, сбор шишек, желудей, орехов. Сортировка и подготовка к ,работе. Покраска опилок и стружек, высушивание, сортировка.
3.Экология души.Общение с природой: правила личного и природоохранного поведения. Домашняя экология:общение в семье и школе,домашний труд(уборка,приготовление еды и др.).Чтение художественной литературы о природе.Музыка и ёё влияния на человека.
Создание живого уголка в школе,озеленение школы и дома.Конкурс рисунков.Конкурс сочинений.Составление цветочных композиции.
4.Экология человека.
Человек-часть природы, её живого мира..Образ жизни как фактор здоровья.Примеры влияния химических веществ на здоровье человека.Образование смога и его воздействие на человека.Загрязнение пищевых продуктов.Охрана здровья.
5.Взаимодействие природы и человека.
Изменение природы под воздействием хозяственной деятельности человека.
6.Значение природы в жизни населения.
Взаимодействия общества и природы. Влияния природы на жизнь и хозяственную деятельность человека.Изменение природы в результате воздействия на неё человека.Положительные и отрицательные изменения.Экскурсии в природу в микрарайоне школы
7.Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений.
Мусор как фактор загрязнения природы.Шум.Воздействие шума на биологические обьекты.Вибрация,электромагнитные волны.Их роль взагрязнений.Выявление источников загрязнений.Определение зоны и характера их воздействия на окружающую среду . Сбор наблюдений по выяснению отдельных типов загрязнений на растения,животных.
После второго года обучения дети должны
з н а т ь:
-
Классификацию природных материалов.
-
Дети должны обладать навыками и умением ведения себя в природе.
-
Природу Северной Осетии.
-
Наблюдать и уметь обьяснять,как проявляется влияния человека его хозяйственная деятельность..
-
Условия сбора, обработки и правильного хранения природного материала.
6.Насекомых-вредителей комнатных растений.
7.Способы подкормки растений.
8.Охрана окружающей среды от новых видов загрязнений.
Уметь:
-
Правильно сортировать, обрабатывать и хранить природный материал.
-
Подготавливать землю для посадки растений.
-
Пересаживать растения.
-
Делать обрезку деревьям.
-
Подкармливать растения.
Материальная база
Кабинет, снабжённый оборудованием для проведения практических работ: настенные полки и стеллажи для демонстрации готовых работ; шкафы закрытые для хранения дополнительного материала, ,клей, молоток, шило, фанера, древесина, бумага, природный материал,пинцеты, , краски, кисти, проволока.
Материальное обеспечение.
В образовательном процессе используются следующие формы обучения: беседы, рассказы, демонстрации, игры, конкурсы, викторины.
Проверка результатов обучения по данной программе это: практические работы, конкурсы, викторины, выставки.
Итогами деятельности творческого объединения «Друзья природы» являются:
-
результаты выставок из природного материала,
-
результаты конкурсов и викторин.
Рекомендуемая литература
для педагога:
-
Э.К.Гульянц, И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала» М.»Просвещение», 1984 г.
-
Ф.М.Милова «Красота и удобство своими руками», М. Изд. «Молодая гвардия, 1987 г.
-
Н.Докучаева «Сказки из даров природы», С -Петерб. «Диамант», «Валери СПД», 1998 г.
-
А.Х.Магометов «Этнография Осетии», Изд.«Ир»Орджоникидзе, 1970г
-
Э.К.Гульянц, И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала» М. «Просвещение» 1991 г.
-
ЛМ.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры» Ярославль «Академия развития», 1997 г.
-
Сосновский И.П.Уголок природы в школе - М: «Просвщение»,1986г.
-
Ботаника: Книга для учителя-М.Издательство «Первое сентября»
9.Клиновская Н.И.,Пасечник В.В. Комнатные растения в школе-М.:Просвещение,1993г.
для обучающихся:
1.Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов», М.Просвещение, 1985 г.
2. З.А.Богатеева «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», Изд. «Просвещение 1982 г.
3.1000+1 совет по уходу за комнатными растениями. Авт.-сост. Е.Монжос.
4.Борисова Е.Н. Всё о комнатных растениях. ООО «Изд-во Астрель»,2001г.
5.М.,1999г Р.Гибсон «Наши руки не для скуки КАРНАВАЛ маски, костюмы» М. «РОСМЭН», 1998 г.
6. Ким Солга «Подарки», Изд. «ИнтерДайджест», 1997 г.
7.КудрявцевД.Б. Как вырастить цветы,-М.: Просвещение,1993г.
8.В.О.Шпаковский «Для тех, кто любит мастерить» М; Просвещение 1990 г.
9. Б Андиев., Р Андиева. «Осетинский орнамент». Орджоникидзе, 1960 г.
для родителей:
1.Б Техов. «Осетины - древний народ Кавказа». Цхинвал, 1993
2. Т Хамицаева. «Памятники народного творчества». Владикавказ, 1992 г
3.З.С.Даурова «Искусство рукоделия Осетии - Алании» «Памятники народного творчества Осетии Дзауджикау «Ир» 1992 г.
4.Л.А.Чибиров «Осетинский аул и его традиции»
5.Ш.Джигкаев «Ирон таурагътæ», Орджоникидзе «Ир» 1989 г.
6. Альбом «Русское народное декоративно-прикладное искусство», Просвещение, 1973 г.
7.Н.Верзилин Путешествие с домашними растениями. - А.,1951г.