• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОГО УЧАСТНИКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОУ

Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОГО УЧАСТНИКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОУ

       Новые пути формирования компетентного  участника дорожного движения в основном связаны с реализацией системного подхода к формированию  данной компетенции.  Многовековая педагогическая практика в России и за рубежом убедительно доказывает, что образовательный успех всецело зависит от того, насколько взаимосвязано построена и функционирует та или иная система обучения и воспитания. Системный подход к решению проблем жизнедеятельности способствует преодолению фрагментарности человеческого в...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конец формы

  • Skip to content

Формирование компетентного участника дорожного движения в условиях взаимодействия с ОУ

Новые пути формирования компетентного участника дорожного движения в основном связаны с реализацией системного подхода к формированию данной компетенции. Многовековая педагогическая практика в России и за рубежом убедительно доказывает, что образовательный успех всецело зависит от того, насколько взаимосвязано построена и функционирует та или иная система обучения и воспитания. Системный подход к решению проблем жизнедеятельности способствует преодолению фрагментарности человеческого восприятия. Исходит из целостности окружающей реальности и имеет дело с такими понятиями, как система, компонент, связь, структура и т. д. Рассматривая систему формирования компетентного участника дорожного движения, как часть учебно-воспитательной среды (УВС), можно сформулировать специфический принцип ее построения - принцип определяющего влияния УВС на состав, содержание и функционирование системы К УДД. В нашем случае учебно-воспитательная среда предопределяет взаимодействие элементов системы формирования К УДД.

Рассматривая системный подход как основание эффективной организации формирования компетентного участника дорожного движения, мы считаем, что достичь высоких результатов можно при организации обучения правилам безопасного поведения в дорожном движении, воспитания дисциплины и развития у людей навыков высокой культуры поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Для обеспечения компетентного участника дорожного движения необходима система подготовки обучающихся к такому виду деятельности, как безопасное участие в дорожно-транспортном процессе.

Систему формирования компетентного участника дорожного движения определяют: а) цель: путем обучения, воспитания и развития достичь такого уровня формирования личностной компетенции, когда ребенок, подросток, юноша или девушка способны к самостоятельному сохранению своей жизни и своего здоровья как участников дорожного движения в условиях постоянно усложняющейся транспортной среды;

б) содержание подготовки участника дорожного движения к безопасному участию в дорожном движении ( оно должно носить интегративный характер и строиться на требованиях Правил дорожного движения, его «законов» и специальных правилах поведения в штатных и внештатных дорожных ситуациях). В основе системы формирования К УДД должно быть не только обучение Правилам дорожного движения, но и обязательное формирование специальных знаний, а также умений, навыков безопасного поведения на дорогах, воспитание таких качеств, как дисциплинированность, ответственность и высокая транспортная культура. Педагогический процесс должен отвечать требованию, которое можно сформулировать следующим образом: формирование компетентного участника дорожного движения должно включать в себя действенно-практические методы, формы и средства обучения и воспитания.

При этом необходимо соблюдение таких обязательных принципов, как взаимодействие образовательной структуры К УДД с социально-педагогической средой, учет возрастных психофизиологических особенностей при формировании компетенного УДД у обучаемых, учет индивидуальных качеств развивающейся личности.

Ведущими ориентирами системы формирования К УДД выступают: общественно и личностно значимые цели и мотивы, совместная деятельность педагогов и обучающихся; оптимизация взаимодействия с социально-педагогической средой, использование современных педагогических технологий, реализация идей интеграции, взаимосвязи и преемственности; формирование специальных умений и навыков, выработки соответствующих привычек во время выполнения домашних заданий, проведения внеклассных и внешкольных занятий и мероприятий обучающего и тренировочного характера по безопасности дорожного движения.

Основные направления формирования компетентного участника дорожного движения: формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения, таких качеств, как внимательность и наблюдательность, дисциплинированность; развитие умений ориентироваться в дорожно-транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию; расширение знаний по правилам дорожного движения; ознакомление с окружающим миром (двор, улица, микрорайон, поселок, район, город); ознакомление с транспортными средствами (велосипед, карт, мопед, мотоцикл, автомобиль, электротранспорт, специальный транспорт), их назначением; ознакомление с особенностями автомобилизации и тенденциями ее развития; воспитание дисциплинированности и транспортной культуры, основанных на требованиях безопасности дорожно-транспортной среды и норм морали. Формирование личностной компетенции участника дорожного движения начинается в дошкольном образовательном учреждении, а затем продолжается:

а) в школе: классная работа (урок в классе)

б) в профессиональном училище: (инструктажи по правилам пользования общественным транспортом и правилам безопасного поведения на дорогах и улицах, специальном кабинете БДД). (Практические занятия на специальных площадках на улице); внутри училищные мероприятия по изучению ПДД: конкурсы, викторины, экскурсии, соревнования и т. п.;

в) в совместной работе училища, колледжа, вуза, учреждений дополнительного образования, ГИБДД и др.: межшкольные, районные, городские и другие тематические (по безопасности движения) и профилактические мероприятия, проводимые органами образования совместно с Госавтоинспекцией и другими заинтересованными организациями, обществами и учреждениями;

г) в семье: индивидуально-воспитательная работа с ребенком;

д) средствами массовой информации, учреждениями культуры и искусства: разъяснение основных правил дорожного движения, «законов» и правил безопасного поведения, пропаганда безопасного участия в движении, культуры поведения и дисциплинированности на улицах, дорогах и в транспорте. Идеи системного подхода к формированию К УДД подлежат реализации в рамках подструктуры управления и подструктуры реализации.

В качестве основных сторон деятельности управляющих структур в этом случае можно выделить руководящую, координирующую, обеспечивающую, организующую и контролирующую. Руководящая деятельность проявляется в создании приказов и распоряжений, нормативной документации по организации процесса формирования К УДД. Обеспечивающая деятельность предполагает обеспечение всей системы или содействие разработке и приобретению необходимых программных, дидактико-методических средств для организации формирования К УДД в образовательных учреждениях. Организующая деятельность проводится непосредственно на местах и заключается в конкретной помощи субъектам деятельности в организации данного процесса. Контролирующая деятельность обусловливается необходимостью определения и анализа первых результатов системы формирования К УДД с целью своевременного приведения деятельности, развиваемой администрацией и коллективами в соответствии с требованиями нормативной документации.

Из перечисленных видов деятельности управляющих структур руководящая и обеспечивающая проводятся на первом этапе. Организующая деятельность проводится в период организационной стадии, а контролирующая приемлема для заключительной стадии. Основными направлениями деятельности подструктуры реализации выступают образовательная и пропагандистская. Образовательная деятельность по формированию К УДД заключается в непосредственной подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении (обучение и воспитание), формировании культуры дорожного движения. Пропагандистская деятельность базируется на предупредительных мероприятиях обще информативного характера и опосредованной пропаганде безопасности дорожного движения через массовые мероприятия типа «Зеленый огонек», «Безопасное колесо», «Автоледи», «Соревнование картингистов» и т. п.

Кроме того для предупреждения опасного поведения участников дорожного движения в отношении детей проводятся широкомасштабные акции: «Внимание дети!», «Внимание пешеход!», «Вежливый водитель», «Зебра» и другие. На организационной стадии деятельность подсистемы формированиия К УДД соприкасается с разработкой педагогических технологий. Это чаще всего достигается в результате интегративного подхода к объектам деятельности. Заключительная стадия - определение эффективности реализации идеи системного формирования К УДД. Здесь прослеживается уровень подготовленности детей, подростков, молодежи; учитывается динамика статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях с их участием. В ходе такой деятельности выявляются отдельные виды недоработок, как со стороны подсистемы управления, так и в подсистеме реализации; совершенствуется педагогический процесс для обеспечения прогнозируемого результата. Особую актуальность здесь имеет

сбалансированность и согласованность в деятельности обеих подсистем для принятия правильных решений, устранения отклонений от требований нормативной документации по формированию К УДД Для выявления путей совершенствования деятельности по формированию личностной компетенции УДД необходимо рассмотреть подсистемы в следующих трех основных аспектах. Первый аспект связан с характеристиками обеспечения подсистемой тех или иных общественно значимых функций. Это - функциональные подсистемы, к которым относятся: - подразделения ГИБДД МВД по РТ, обеспечивающие правопорядок и соблюдение законности в условиях дорожного движения; - образовательные учреждения, формирующие культурный уровень подрастающего поколения, учреждения, осуществляющие подготовку водителей.

В целях кардинального изменения сложившегося состояния с аварийностью на автомобильном транспорте назрела необходимость серьезной реконструкции системы подготовки водителей с использованием современных технических разработок, применения возможностей информационных и коммуникационных технологий. Работа учебных заведений , занятых подготовкой водителей, строится в настоящее время на основе «Положения о подготовке водителей транспортных средств» Подготовку водителей категории «В» планируется осуществлять по программе, которая ставит целью не только отработку умений и навыков управления автомашиной, но и формирование транспортной культуры и психологии безопасного вождения.

У нас в училище в основном обучается молодежь 16 лет. Именно в этом возрасте возникает желание выделиться, "погонять" по улицам, почувствовать удовольствие от риска и, безусловно, здесь нужна целенаправленная работа, рассчитанная на интересы и потребности современной молодежи.

"Если вы не думаете о будущем, то у вас его и не будет", - говорил Голсуорси, и, конечно, присоединяясь к эти словам, мне бы хотелось обратить внимание на то, что нам сейчас необходимо сконцентрировать усилия на воспитание гражданской позиции молодого человека, несущего ответственность, как за свою жизнь, так и за жизнь и безопасность окружающих людей.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Ахметшина Л.Г. Организационно-педагогические условия профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (на примере Республики Татарстан). 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Дисс. … к. пед. н. - Казань, 2003. - 202 с.

2. Козловская, Е.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: учеб.-метод. пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования [Текст] / Е.А. Козловская, С.А. Козловский; под общ. ред. В.А.Федорова. - М. : Издательский Дом Третий Рим, 2002. - 80 с.

3. Минниханов Р.Н., Халиуулин И.А. «Обучение детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах». - Казань, 1995. - 304 с. 4. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему / отв. Ред. Н.Б.Пугачева.-Казань: «Идель -Пресс», 2008.-608 с.

5. Угарова Н.М. Подготовка компетентного специалиста-психолога // Научные основы формирования компетентного специалиста в системе непрерывного профессионального образования: Тез. докл. Всерос. науч. практ. конф. 9октября 2003г. - Казань, 2003. - С.137.

6. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.-М.: Наука, 1978.-72с7. Якупов А.М. Комплексный подход по подготовке населения к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе // Вестник Международной Академии Наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности. - 1997. - № 7. - С. 87 - 90.



© 2010-2022