Рабочая программа по дисциплине Биомеханика

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по дисциплине БиомеханикаМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Альметьевский колледж физической культуры»




«Утверждаю»

Заместитель директора по УР

___________ Э.И. Камалова

«_____»_____________2015г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОПД.09 «Основы биомеханики»
для специальности 050141 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»







Альметьевск, 2015г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050141 «Физическая культура».


Организация - разработчик:

ГАПОУ «Альметьевский колледж физической культуры»


Разработчик: Такташева Равза Гиясовна, преподаватель




Рекомендована Цикловой методической комиссией теоретических дисциплин, протокол №__ от «___» ___________2015г.



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


































  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы биомеханики

1.1.Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной Профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050141 «Физическая культура».

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программ: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.

  2. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

применять знания по биомеханике в профессиональной деятельности;

проводить биомеханический анализ двигательных действий;

знать:

основы кинематики и динамики движений человека;

биомеханические характеристики двигательного аппарата человека;

биомеханику физических качеств человека;

половозрастные особенности моторики человека;

биомеханические основы физических упражнений.

Изучение дисциплины будет способствовать формированию следующих компетенций:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ПК 1.1.

Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.2.

Проводить учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.3.

Руководить соревновательной деятельностью спортсменов.

ПК 1.4.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

ПК 1.5.

Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.

ПК 1.6.

Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.

ПК 1.7.

Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь.

ПК 1.8.

Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов.

ПК 2.1.

Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

ПК 2.2.

Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.3.

Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК 2.4.

Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ПК 2.5.

Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 2.6.

Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 3.1.

Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 53 часа, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

Самостоятельной работы обучающегося 13 часов.


  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

53

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

В том числе


Практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

13

В том числе:

Выполнение индивидуальных заданий

Внеаудиторная самостоятельная работа

7

6

Итоговая аттестация в форме экзамена







  1. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Общие понятия биомеханики

8


Тема 1.1. Предмет и история биомеханики. Кинематика движений человека

Биомеханика как наука . Задачи биомеханики. Классическая механика как метод изучения движения человека. Связь физики с другими науками математикой, химией, биологией, историей. Механическое движение скорость и ускорение.

4

1

Самостоятельная работа. Кинематические, динамические и энергетические параметры двигательных действий человека, их расчет.

1


Тема 1.2. Динамика движений человека.

Первый закон Ньютона. Масса и сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Применение законов Ньютона к решению задач. Фундаментальные взаимодействия.

2

1

Самостоятельная работа. В каких случаях используются те или иные способы описания движений (кинематический, динамический, энергетический)? Какие технические средства используются для измерения и расчета указанных параметров?

2


Тема 1.3. Механическая работа и энергия при движении человека.

Энергия есть единая форма движения и взаимодействия материальных объектов. Механическая работа совершается мышцами человека. Кинетическая и потенциальная энергии.

2

1

Самостоятельная работа. Роль масс-инерционные характеристики тела человека?

2


Раздел 2. Биомеханика различных видов движений человека.

4


Тема 2.1. Движения вокруг осей.

Простые и сложные вращательные движения. Количественной мерой инертности тела при вращательном движении является момент инерции тела.

1

1

Самостоятельная работа. Характерные особенности вращательных, локомоторных и перемещающих движений?

2


Тема 2.2. Локомоторные движения.

Механические передвижения человека. Циклические и ациклические локомоции. Локомоции по способу притягивания, по способу отталкивания, по комбинированному способу. Изучение фазового состава движений.

1

1

Самостоятельная работа. Внешние силы влияющие на величину энергетических затрат при циклических локомоциях. Способы их снижения.

Координация движения и способы ее контроля.

2


Тема 2.3. Перемещение движений.

Внутренние и внешние силы воздействующие на организм спортсмена. Сила реакции опоры и ее взаимодействия. Динамическая составляющая реакции опоры.

2

1

Раздел 3.Биомеханические особенности моторики человека.

4


Тема 3.1. Индивидуальные и групповые особенности моторики.

Структура двигательного аппарата. Биомеханические цепи, звенья и сегменты. Биомеханические особенности опорно-двигательного аппарата человека. Геометрия масс тела человека. Механические свойства кости и суставов.

2

1

Самостоятельная работа. Прогрессирующая сложность в сложно-координационных упражнениях

Приведите примеры биомеханических тренировочных средств, предназначенных для совершенствования спортивного мастерства в различных видах спорта.

2


Тема 3.2. Биомеханика двигательных качеств. Спортивно-техническое мастерство.

Мышцы человека обеспечивают его механическое движение. Состав скелетных мышц. Механизм сокращения мышц. Механическая модель мышц.

2

1

Самостоятельная работа. 1.Межмышечная и внутримышечная координация.

2. Какими способами можно оценить величины планируемых биомеханических показателей, при достижении которых происходит рост спортивного мастерства и спортивной результативности?

3. Какие биомеханические средства коррекции двигательных действий спортсменов используются в спортивной практике?

2


Раздел 4. Биомеханические аспекты формирования и совершенствования двигательных действий человека.

4


Тема 4.1. Управление двигательными действиями.

Мышцы человека обеспечивают его механическое движение и положение тела в пространстве. Все организмы находятся под воздействием гравитационного поля .Рассмотрение механизма сокращения мышц опираясь на его структуру.

2

1

Тема 4.2. Основы биомеханического контроля.

Модель представляет собой параллельно и последовательно соединенные элементы информации. Сократительный элемент- это актиномизоиновый мостик. Функциональный метод.

2

1

Самостоятельная работа. 1. Какие датчики биомеханических характеристик используются при биомеханических измерениях?

2. Какие основные биомеханические методики измерения вы знаете?

3. Что вам известно о погрешностях измерения, погрешностях расчета?

4. Оцените, используя литературные данные и технические паспорта аппаратуры, точность измерения и расчета биомеханических параметров в каком-либо виде спорта.

5. Что такое искусственная управляющая и предметная среды?

6. В чем состоят основные противоречия процесса формирования и совершенствования движений?

2


Практические работы по основам биомеханики

20


Практическая работа № 1. Построение промера по координатам

Основные задачи: 1. Научиться составлять таблицу координат.2. Научиться находить по координатам положение точек тела и чертить схематические позы человека. Задания: Составить таблицу координат. Построить сетку координат. Построить промер.

2

2

Практическая работа № 2. Расчет и векторное изображение линейных скоростей и ускорений.

Основные задачи: 1. Научиться рассчитывать линейные скорости и ускорения по способу разностей. 2.Научиться строить векторы скоростей. И ускорений точек тела на промере. Задания: 1. Заготовить таблицы скоростей и ускорений .Рассчитать первые и вторые разности.

2

2

Практическая работа № 3. Построение кинематических графиков (координат, скоростей и ускорений) и их анализ.

Основные задачи:1. Научиться строить кинематические графики характеристик до времени.2. Изучить взаимную связь в изменениях кинематических характеристик. Задания: Заготовить координатные сетки.2. Построить графики характеристик.3. Проанализировать кривые и привести их в более правильный вид.

2

2

Практическая работа № 4. Построение линейной хронограммы.

Основные задачи: 1.Научиться определять моменты изменения движения, фазы и периоды. 2. Научиться чертить линейные хронограммы. Задания:1. Составить таблицу записи моментов и фаз движений. Записать данные в таблицу.2. Определить содержание и длительность фаз. 3. Начертить линейную хронограмму.

2

2

Практическая работа № 5.Расчет и графическое изображение угловых скоростей и ускорений.

Основные задачи:1. Научиться определять угловые положения тела( считывать угловые координаты) 2. Научиться рассчитывать угловые скорости и ускорения по способу разностей. 3. Научиться строить круговые графики угловых характеристик. Задания 6 Перенести на лист бумаги положения ОЦТ. 2.Провести радиусы ОЦТ ( от центра до каждой точки) Соединить все ОЦТ.

2

2

Практическая работа № 6. Определение положения общего центра тяжести тела графическим способом (сложением сил тяжести).

Основные задачи6 1. Научиться определять положение центров тяжести звеньев (ЦТ ) 2. Научиться определять положение общего центра тяжести тела. ( ОЦТ) Задания 1. Определить положение ЦТ звеньев тела. 2. Найти равнодействующую всех сил тяжести.

2

3

Практическая работа № 7. Движения вокруг осей.

Учебная и воспитательная цель: Изучить биодинамические характеристики, позволяющие описывать движение живых существ, развить аналитические способности студентов. Подготовить практические задания и упражнения для студентов.

2

3

Практическая работа № 8. Локомоторные движения.

Учебная и воспитательная цель: Показать возможные описания движения человека с помощью кинематических и динамических .и энергетических характеристик при ходьбе и беге, развивать аналитические возможности студентов при рассмотрении хронограммы ходьбы и бега человека, воспитать отношение студентов к совершенствованию движения человеческого тела.

4

3

Обобщение пройденного материала по курсу «Основы биомеханики».

Обобщение пройденного материала. Провести тестирование и подготовить студентов к дифференцированному зачету

2

3





  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по

Основам биомеханики.

Оборудование учебного кабинета:

  • Рабочие места по количеству обучающихся;

  • Рабочее место преподавателя;

  • Комплект учебно-методической документации по основам биомеханики.

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор, цифровая фотокамера.


  1. Информационное обеспечение обучения

  2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Попов Г.И. Биомеханика: Учебник для вузов.- М.: Академия, 2009. - 256 с.

  2. Попов Г.И. Биомеханика: Учебник для вузов.- М.: Академия, 2007. - 256 с.

  3. Попов Г.И. Биомеханика: Учебник для вузов.- М.: Академия, 2005. - 256 с.

  4. Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений: Учеб. пособие для вузов.- М.: Просвещение,1989. -210 с.

  5. Донской Д.Д. Биомеханика: Учебник для вузов.- М.: ФиС,1979. - 264 с.

Дополнительная литература:

  1. Вайнек Ю. Спортивная анатомия: Учеб. пособие для студ. вузов: Пер. с нем.- М.: Академия, 2008.- 304 с.

  2. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для студентов, специалистов физ. культ.- М.: Олимпия Пресс, 2005.- 528 с.





  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


  • применять знания по биомеханике в профессиональной деятельности;

  • проводить биомеханический анализ двигательных действий;

тестирование, индивидуальные задания, устный опрос, расчётно -графические и практические работы.

Знания:


  • основы кинематики и динамики движений человека;

  • биомеханические характеристики двигательного аппарата человека;

  • биомеханику физических качеств человека;

  • половозрастные особенности моторики человека;

  • биомеханические основы физических упражнений.

Тестирование, домашняя работа,

Расчётно-графические и практические работы.


13


© 2010-2022