- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Биомеханика
Рабочая программа по дисциплине Биомеханика
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Закирова Г.Г. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Альметьевский колледж физической культуры»
«Утверждаю»
Заместитель директора по УР
___________ Э.И. Камалова
«_____»_____________2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОПД.09 «Основы биомеханики»
для специальности 050141 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Альметьевск, 2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050141 «Физическая культура».
Организация - разработчик:
ГАПОУ «Альметьевский колледж физической культуры»
Разработчик: Такташева Равза Гиясовна, преподаватель
Рекомендована Цикловой методической комиссией теоретических дисциплин, протокол №__ от «___» ___________2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы биомеханики
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной Профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050141 «Физическая культура».
-
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программ: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.
-
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять знания по биомеханике в профессиональной деятельности;
проводить биомеханический анализ двигательных действий;
знать:
основы кинематики и динамики движений человека;
биомеханические характеристики двигательного аппарата человека;
биомеханику физических качеств человека;
половозрастные особенности моторики человека;
биомеханические основы физических упражнений.
Изучение дисциплины будет способствовать формированию следующих компетенций:
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
ПК 1.1.
Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.
ПК 1.2.
Проводить учебно-тренировочные занятия.
ПК 1.3.
Руководить соревновательной деятельностью спортсменов.
ПК 1.4.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.
ПК 1.5.
Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.
ПК 1.6.
Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.
ПК 1.7.
Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь.
ПК 1.8.
Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов.
ПК 2.1.
Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.
ПК 2.2.
Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.3.
Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.
ПК 2.4.
Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ПК 2.5.
Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 2.6.
Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 3.1.
Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 53 часа, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
Самостоятельной работы обучающегося 13 часов.
-
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
53
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40
В том числе
Практические занятия
20
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
13
В том числе:
Выполнение индивидуальных заданий
Внеаудиторная самостоятельная работа
7
6
Итоговая аттестация в форме экзамена
-
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
-
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1. Общие понятия биомеханики
8
Тема 1.1. Предмет и история биомеханики. Кинематика движений человека
Биомеханика как наука . Задачи биомеханики. Классическая механика как метод изучения движения человека. Связь физики с другими науками математикой, химией, биологией, историей. Механическое движение скорость и ускорение.
4
1
Самостоятельная работа. Кинематические, динамические и энергетические параметры двигательных действий человека, их расчет.
1
Тема 1.2. Динамика движений человека.
Первый закон Ньютона. Масса и сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Применение законов Ньютона к решению задач. Фундаментальные взаимодействия.
2
1
Самостоятельная работа. В каких случаях используются те или иные способы описания движений (кинематический, динамический, энергетический)? Какие технические средства используются для измерения и расчета указанных параметров?
2
Тема 1.3. Механическая работа и энергия при движении человека.
Энергия есть единая форма движения и взаимодействия материальных объектов. Механическая работа совершается мышцами человека. Кинетическая и потенциальная энергии.
2
1
Самостоятельная работа. Роль масс-инерционные характеристики тела человека?
2
Раздел 2. Биомеханика различных видов движений человека.
4
Тема 2.1. Движения вокруг осей.
Простые и сложные вращательные движения. Количественной мерой инертности тела при вращательном движении является момент инерции тела.
1
1
Самостоятельная работа. Характерные особенности вращательных, локомоторных и перемещающих движений?
2
Тема 2.2. Локомоторные движения.
Механические передвижения человека. Циклические и ациклические локомоции. Локомоции по способу притягивания, по способу отталкивания, по комбинированному способу. Изучение фазового состава движений.
1
1
Самостоятельная работа. Внешние силы влияющие на величину энергетических затрат при циклических локомоциях. Способы их снижения.
Координация движения и способы ее контроля.
2
Тема 2.3. Перемещение движений.
Внутренние и внешние силы воздействующие на организм спортсмена. Сила реакции опоры и ее взаимодействия. Динамическая составляющая реакции опоры.
2
1
Раздел 3.Биомеханические особенности моторики человека.
4
Тема 3.1. Индивидуальные и групповые особенности моторики.
Структура двигательного аппарата. Биомеханические цепи, звенья и сегменты. Биомеханические особенности опорно-двигательного аппарата человека. Геометрия масс тела человека. Механические свойства кости и суставов.
2
1
Самостоятельная работа. Прогрессирующая сложность в сложно-координационных упражнениях
Приведите примеры биомеханических тренировочных средств, предназначенных для совершенствования спортивного мастерства в различных видах спорта.
2
Тема 3.2. Биомеханика двигательных качеств. Спортивно-техническое мастерство.
Мышцы человека обеспечивают его механическое движение. Состав скелетных мышц. Механизм сокращения мышц. Механическая модель мышц.
2
1
Самостоятельная работа. 1.Межмышечная и внутримышечная координация.
2. Какими способами можно оценить величины планируемых биомеханических показателей, при достижении которых происходит рост спортивного мастерства и спортивной результативности?
3. Какие биомеханические средства коррекции двигательных действий спортсменов используются в спортивной практике?
2
Раздел 4. Биомеханические аспекты формирования и совершенствования двигательных действий человека.
4
Тема 4.1. Управление двигательными действиями.
Мышцы человека обеспечивают его механическое движение и положение тела в пространстве. Все организмы находятся под воздействием гравитационного поля .Рассмотрение механизма сокращения мышц опираясь на его структуру.
2
1
Тема 4.2. Основы биомеханического контроля.
Модель представляет собой параллельно и последовательно соединенные элементы информации. Сократительный элемент- это актиномизоиновый мостик. Функциональный метод.
2
1
Самостоятельная работа. 1. Какие датчики биомеханических характеристик используются при биомеханических измерениях?
2. Какие основные биомеханические методики измерения вы знаете?
3. Что вам известно о погрешностях измерения, погрешностях расчета?
4. Оцените, используя литературные данные и технические паспорта аппаратуры, точность измерения и расчета биомеханических параметров в каком-либо виде спорта.
5. Что такое искусственная управляющая и предметная среды?
6. В чем состоят основные противоречия процесса формирования и совершенствования движений?
2
Практические работы по основам биомеханики
20
Практическая работа № 1. Построение промера по координатам
Основные задачи: 1. Научиться составлять таблицу координат.2. Научиться находить по координатам положение точек тела и чертить схематические позы человека. Задания: Составить таблицу координат. Построить сетку координат. Построить промер.
2
2
Практическая работа № 2. Расчет и векторное изображение линейных скоростей и ускорений.
Основные задачи: 1. Научиться рассчитывать линейные скорости и ускорения по способу разностей. 2.Научиться строить векторы скоростей. И ускорений точек тела на промере. Задания: 1. Заготовить таблицы скоростей и ускорений .Рассчитать первые и вторые разности.
2
2
Практическая работа № 3. Построение кинематических графиков (координат, скоростей и ускорений) и их анализ.
Основные задачи:1. Научиться строить кинематические графики характеристик до времени.2. Изучить взаимную связь в изменениях кинематических характеристик. Задания: Заготовить координатные сетки.2. Построить графики характеристик.3. Проанализировать кривые и привести их в более правильный вид.
2
2
Практическая работа № 4. Построение линейной хронограммы.
Основные задачи: 1.Научиться определять моменты изменения движения, фазы и периоды. 2. Научиться чертить линейные хронограммы. Задания:1. Составить таблицу записи моментов и фаз движений. Записать данные в таблицу.2. Определить содержание и длительность фаз. 3. Начертить линейную хронограмму.
2
2
Практическая работа № 5.Расчет и графическое изображение угловых скоростей и ускорений.
Основные задачи:1. Научиться определять угловые положения тела( считывать угловые координаты) 2. Научиться рассчитывать угловые скорости и ускорения по способу разностей. 3. Научиться строить круговые графики угловых характеристик. Задания 6 Перенести на лист бумаги положения ОЦТ. 2.Провести радиусы ОЦТ ( от центра до каждой точки) Соединить все ОЦТ.
2
2
Практическая работа № 6. Определение положения общего центра тяжести тела графическим способом (сложением сил тяжести).
Основные задачи6 1. Научиться определять положение центров тяжести звеньев (ЦТ ) 2. Научиться определять положение общего центра тяжести тела. ( ОЦТ) Задания 1. Определить положение ЦТ звеньев тела. 2. Найти равнодействующую всех сил тяжести.
2
3
Практическая работа № 7. Движения вокруг осей.
Учебная и воспитательная цель: Изучить биодинамические характеристики, позволяющие описывать движение живых существ, развить аналитические способности студентов. Подготовить практические задания и упражнения для студентов.
2
3
Практическая работа № 8. Локомоторные движения.
Учебная и воспитательная цель: Показать возможные описания движения человека с помощью кинематических и динамических .и энергетических характеристик при ходьбе и беге, развивать аналитические возможности студентов при рассмотрении хронограммы ходьбы и бега человека, воспитать отношение студентов к совершенствованию движения человеческого тела.
4
3
Обобщение пройденного материала по курсу «Основы биомеханики».
Обобщение пройденного материала. Провести тестирование и подготовить студентов к дифференцированному зачету
2
3
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по
Основам биомеханики.
Оборудование учебного кабинета:
-
Рабочие места по количеству обучающихся;
-
Рабочее место преподавателя;
-
Комплект учебно-методической документации по основам биомеханики.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор, цифровая фотокамера.
-
Информационное обеспечение обучения
-
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Попов Г.И. Биомеханика: Учебник для вузов.- М.: Академия, 2009. - 256 с.
-
Попов Г.И. Биомеханика: Учебник для вузов.- М.: Академия, 2007. - 256 с.
-
Попов Г.И. Биомеханика: Учебник для вузов.- М.: Академия, 2005. - 256 с.
-
Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений: Учеб. пособие для вузов.- М.: Просвещение,1989. -210 с.
-
Донской Д.Д. Биомеханика: Учебник для вузов.- М.: ФиС,1979. - 264 с.
Дополнительная литература:
-
Вайнек Ю. Спортивная анатомия: Учеб. пособие для студ. вузов: Пер. с нем.- М.: Академия, 2008.- 304 с.
-
Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для студентов, специалистов физ. культ.- М.: Олимпия Пресс, 2005.- 528 с.
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
-
применять знания по биомеханике в профессиональной деятельности;
-
проводить биомеханический анализ двигательных действий;
тестирование, индивидуальные задания, устный опрос, расчётно -графические и практические работы.
Знания:
-
основы кинематики и динамики движений человека;
-
биомеханические характеристики двигательного аппарата человека;
-
биомеханику физических качеств человека;
-
половозрастные особенности моторики человека;
-
биомеханические основы физических упражнений.
Тестирование, домашняя работа,
Расчётно-графические и практические работы.
13