Программа деятельности ЛТО Мастер-Сириус

Программа деятельности ЛТО «Мастер-Сириус» Цель: создание пространства для включения подростков в социально значимую, творчески развивающую деятельность Задачи: 1.Адаптация подростков к современным условиям жизни через трудовую деятельность. 2.   Реализация интересов и потребностей подростков, расширение сферы их общения. 3.   Создание условий для образования и самообразования подростков, развитие их способностей.   4.   Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа деятельности ЛТО Мастер-Сириус


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ

ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

АДМИНИСТРАЦИЯ города НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 167

603033, г. Нижний Новгород, ул. Ухтомского, д. 90

тел. (8312) 21-58-29, 21-58-05, 48-51-22



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

педагогического совета

от «15» мая 2014г. № 4


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №167

__________Н.М.Марченкова

«15» мая 2014 г.






Программа

деятельности лагеря труда

и отдыха

«Мастер-Сириус»















г. Нижний Новгород 2014


1. Информационная карта


Название программы

«Мастер-Сириус»

Автор программы

Майструк Ольга Владимировна, зам. директора по ВР

Руководитель программы

Марченкова Н.М., директор МБОУ СОШ №167

Территория

МБОУ СОШ №167

Почтовый адрес

603033, г. Нижний Новгород, Канавинский район,

ул. Ухтомского, д.90;

Телефоны

248-51-22; 221-58-29;221-58-05

Форма проведения

Лагерь труда и отдыха

Цель

Создание пространства для включения подростков в социально значимую, творчески развивающую деятельность

Специализация

Трудовая, спортивно- оздоровительная, экологическая, познавательно-досуговая.

Сроки реализации

со 2 июня по 15 июня

Место проведения

МБОУ СОШ №167

Официальный язык

Русский

Общее количество участников

Педагогический персонал -10 человек Дети- 30 человек

География участников

Учащиеся МБОУ СОШ №167

Условия участия

Заявления родителей

Участие в реализации программы учреждений

культуры и спорта

ЦРБ им. Достоевского

Библиотека им. Пешкова

Стадион «Локомотив»

к/т «Смена»

МУК ТЮЗ «Детский театр «Вера»

Конно-спортивный клуб

Бассейн дорожной клинической больницы ОАО РЖД

Условия размещения участников

ЛТО «Мастер-Сириус» располагается на 1 этаже. Занимает помещения: ЦУП (кабинет №4). Задействованы: спортивный зал, столовая, библиотека, мед. кабинет, кабинет информатики.

Финансирование

ЛТО содержится за счет местного бюджета, фонда социального страхования

Краткое

содержание

программы

В ЛТО ведется работа по направлениям: трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, экологическое направление «Чистота галактики», познавательно-досуговая деятельность.










2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

2.1. Актуальность программы.

Летнее время - наиболее благоприятная пора для развития самых разнообразных физических и творческих сил личности. Но летний отдых в свою очередь ставит свои проблемы - проблемы социального воспитания подростка. Детям необходимо реализовывать свои способности в силу своих психофизиологических способностей этого трудного периода жизни. И чтобы уберечь и оградить подрастающее поколение от пагубного влияния негативных проявлений жизни (вредные привычки, СМИ), необходимо создать для него такое воспитательное пространство, в котором ребёнок мог бы получить новые навыки, умения и знания, восстановить здоровье и, тем самым, полноценно и счастливо прожить этот отрезок времени - период летних каникул.

Каникулы являются периодом значительного расширения практического опыта детей, временем творческого освоения мира и самоосмысления, формирований новых умений, открытия в себе многих способностей через время активного общения. Главной идеей содержание работы ЛТО "Мастер Сириус" является приобретение учащимися навыков трудовой деятельности, которая столь необходима для жизни в цивилизованном мире. Сейчас становится очевидным, что для достижения успеха (быть, успешным) в современном обществе просто невозможно обойтись без культуры делового, общения, предприимчивости, трудолюбия, мастерства, честности, деловых качеств и ответственности в деловых отношениях. Труд как метод управления психическим состоянием ребёнка, т.н. биотренинг, помогает преодолевать присущий им эгоцентризм.

Летняя программа лагеря труда и отдыха является логическим продолжением основополагающего направления в воспитательной работе в школе - трудовое воспитание. В настоящее время педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи с дальнейшим их решением в процессе работы ЛТО "Мастер Сириус" и трудовых бригад:

  • активизация трудового воспитания учащихся с целью укрепления здоровья и гармоничного развития личности;

  • заинтересовать учащихся в осуществлении летней программы ЛТО "Мастер Сириус".


2.2. Педагогическая целесообразность.

Лагерь труда и отдыха «Мастер- Сириус" был создан как профильный лагерь с общественно-полезным трудом при МБОУ СОШ № 167.

Смена организуется на базе МБОУ СОШ № 167 м/р "Сортировочный". Лагерь формируется из числа учащихся 12-15 лет общеобразовательной школы 167.

В лагере ведется работа по 4 направлениям:

  • трудовая деятельность;

  • экологическая занятость,

  • спортивно-оздоровительная деятельность,

  • коллективно-творческая деятельность.

Трудовое, спортивно-оздоровительное, экологическое, коллективно-творческое направления являлись приоритетными, т.к. к этому обязывает местоположение лагеря: рядом находятся учреждения культуры и спорта, используемые для осуществления мероприятий и, достаточно крупный, красивый лесной массив. Это огромное поле деятельности для детей и педагогов, работающих в ЛТО.

На территории школы планируется проделать большую работу по её озеленению и благоустройству. Производить очистку фундамента от травы, вскопать и благоустроить клумбы, привести в порядок кустарники. Спилить все сухие деревья, что, несомненно, в лучшую сторону скажется на внешнем виде школьной территории. Кроме этого учащиеся будут выходить на пляж (убирать мусор), в лес ("Берёзовая роща"), «Ракушку». В МБДОУ № 56 ребятами будет оказана помощь в благоустройстве территории, также они заполнят песком песочницы и произведут кронирование кустарников.





2.3. Основные направления программы.

1 .Трудовая деятельность.

  • озеленение и благоустройство территории школы

  • очищение фундамента от травы

  • вскопка и благоустройство клумб

  • кронирование кустарников

2.Экологическое направление.

  • организация познавательных викторин

  • акции в защиту природы

  • акции для поддержания здорового образа жизни.

З.Спортивная деятельность.

  • занятие по интересам различными видами спорта: футбол, волейбол, бадминтон, пионербол и др.

  • проведение различных соревнований и спортивных шуточных эстафет «Тараканьи бега», «Комический футбол».

3.Коллективно- творческая деятельность.

  • Приобщение к искусству, активное деятельное включение ребенка в творческий процесс через проведение конкурсных программ.





2.4. Этапы реализации

I этап

Подготовительный - март-апрель

Задача: подготовка педагогического коллектива и учащихся к реализации программы деятельности ЛТО "Мастер- Сириус".

• Система дел:

- разработка Проекта

- составление планов взаимодействия с досуговыми учреждениями.

  • подбор кадров;

- информационный семинар на базе ЦДТЮ им. Чкалова (ознакомление с программой "Лето - 2014";

- получение необходимой информации для успешной реализации программы; посещение выставки "Лето";

- ознакомление с новинками методической литературы по организации летнего отдыха;

- создание нормативно-правовой базы.

II этап

Организационный - май

  • проведение практических занятий для отрядных вожатых по организации жизнедеятельности детей;

-анкетирование детей и подростков по выявлению интересов;

-создание объектов для трудовой деятельности;

-операция «Галактическая конференция» или «Земляне, мы вам рады» (формирование команд, органа самоуправления, оформление "Пресс-центра")

-информация о корпорации "Чистота Галактики".

- подготовка реализации Программы,

- корректирование планов с педагогами и специалистами;

III этап

Практический - июнь

Задача: развивать интерес к трудовой деятельности, формирование трудовых умений и навыков у учащихся.

Дела:

Практическая реализация Проекта.

Реализация задач на трудовых объектах командами и всей корпорацией.

IV этап

Аналитический - август-сентябрь

-обобщение результатов практической работы

-коррекция Программы

-планирование дальнейшей деятельности.

Задача: формирование положительной мотивации труда;

-удовлетворение потребности подростка в труде, самореализации;

Дела: умение анализировать работу товарищей, самоанализ, самооценка;

-подведение итогов соревнования между командами (рейтинг- окно).

На время лагерной смены ЛТО "Мастер Сириус" становится корпорацией "Чистота Галактики", а каждая трудовая бригада является командой, во главе которой стоит капитан. Лагерь разбит на команды.

Центр управления полётами (ЦУП) руководит жизнью, деятельностью Звёздной корпорации; информационной работой, подводит итоги соревнований между командами.

1 команда «Земляне» занимается:

Благоустройством пришкольной территории:

  • вскапывание и прополка клумб

  • высаживание рассады цветов

  • кронирование кустарников

2 команда «Аргонавты» занимается:

Благоустройство закрепленной территории:

  • уборка мусора на территории «Ракушки»

  • уборка на территории аллеи «Мать и дитя» м/р «Сортировочный»

  • уборка мусора на территории пустыря пос. Березовский

3 команда «Звездопад» занимается:

Влажная уборка всех помещений школы:

  • кабинетов, лестничных пролетов рекреаций, спорт. залов, столовых

4 команда «Омега» занимается:

Работа в школьной библиотеке:

  • помощь библиотеке в восстановлении фондов - сортирование учебных пособий, ремонт книг, заполнение формуляров.

5 команда «Луноходик» занимается:

Работа с младшими школьниками:


  • работа вожатыми в ЛДП «Радуга»: сопровождение детей во время всей смены лагеря

  • организация, подготовка и проведение мероприятий









З. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.


Цель:

Создание пространства для включения подростков в социально значимую, творчески развивающую деятельность:

Задачи:

  1. Адаптация подростков к современным условиям жизни через трудовую деятельность.

  2. Реализация интересов и потребностей подростков, расширение сферы их общения.

  3. Создание условий для образования и самообразования подростков, развитие их способностей.

  4. Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействии со взрослыми.








4. КОНЦЕПЦИЯ

4.1. Принципы и подходы.

1. Принцип самореализации подростков в условиях лагеря предусматривает:
осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности;
добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.

  1. Принцип включенности подростков в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.

  2. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек; созданию ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

  3. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью подростков предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности; взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие подростков во всех видах деятельности.


  1. Идея. Ребятам нужны не отдельные мероприятия, а беспрерывный воспитательный процесс, который бы давал просмотр и место инициативе, творчеству.


5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5.1. Направление программы.

Организацию и содержание ЛТО составляют тематические блоки, каждый из которых реализуется в течение трех дней. Блок отражает одно направление деятельности. Основными направлениями деятельности ЛТО являются: трудовая, экологическая, спортивная, коллективно-творческая.

Важнейшая роль в реализации содержания ЛТО отводится трудовым делам и мероприятиям, которые основаны на заинтересованности каждого участника ЛТО.

В ходе работы ЛТО выявляются и отмечаются как команды, так и каждый ребенок за проявленную инициативу и творчество, добрые и полезные дела, спортивные и трудовые достижения.

Итоги подводятся в конце каждого тематического блока и по окончании ЛТО. На линейке проводится награждение.

5.2. Формы и методы работы программы

Задача: подготовка педагогического коллектива и учащихся к реализации программы деятельности ЛТО "Мастер Сириус".

Система дел:

  • подбор кадров;

  • семинары на базе ЦДТЮ им. Чкалова (ознакомление с программой "Лето - 2014"; получение необходимой информации для успешной реализации программы; посещение выставки "Лето"; ознакомление с новинками методической литературы по организации летнего отдыха;

  • проведение практических занятий для отрядных вожатых по организации жизнедеятельности детей;

  • анкетирование детей и подростков по выявлению интересов;

  • создание объектов для трудовой деятельности;

  • операция «Галактическая конференция» или «Земляне, мы вам рады» (формирование команд, органа самоуправления, оформление "Пресс-центра")

  • информация о корпорации "Чистота Галактики".

5.3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«МАСТЕР-СИРИУС»


Дата

Время

Мероприятие

Ответственный

2 июня

День защиты детей

13.00-14.30

Открытие смены.

«Здравствуй, звездное лето!»-познавательно-развлекательная программа

Майструк О.В.

3 июня

День права


13.00-14.30

«Имею право»- игра-практикум

Согомонова В.Э.

Дельман Л.Л.

4 июня

День здоровья

13.00-14.30

«Я выбираю жизнь» - круглый стол

Резепова Е.В.

Бичева Е.Н.

5 июня

День природы


13.00-14.30

Викторина

«Мой край Нижегородский»

Егорова Л.Б.

Гладышева В.М.

6 июня

День открытий

13.00-14.30

Турнир веселых и сообразительных

Митюшина С.В.

9 июня

День выбора

13.00-14.30

«Кем быть? Каким быть?»-диспут-практикум

Баранова Г.Ю.,

Бичева Е.Н.

10 июня

День спорта

13.00-14.30

Космический волейбол - дружеская встреча команд

Самко А.И.

Кашенцев Н.Н.

11 июня

День

памяти

13.00-14.30


Игра-викторина

«Знатоки истории»



Согомонова В.Э.

Гвоздева Н.А.

16 июня

День творчества

13.00-14.30

Подведение итогов. Фестиваль талантов «Мы такие разные!»

Майструк О.В.

Богушевская С.Н.





































6. Механизм реализации

Деятельность лагеря строится в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Конвенция о правах ребёнка.

  2. ФЗ от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";

  3. ФЗ от 24.06.1999 №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

  4. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Постановление Правительства РФ №676 от 01.07.1995 г.),

  5. Проект закона об организации летнего отдыха «О государственной поддержке отдыха и оздоровления в РФ».

  6. Положение о лагере труда и отдыха "Мастер-Сириус".

  7. Программа лагеря "Мастер-Сириус"

6.1 Кадровое обеспечение

Программу реализует педагогический коллектив, который осуществляет демократическое, стимулирующее руководство. Административно-координационная группа осуществляет общей контроль и руководство реализацией программы, распределяет между собой объекты и сферы управления, руководит деятельностью педагогического коллектива, анализирует текущую информацию и вносит педагогические коррективы по эффективности осуществления программы.

Члены административной группы наделена правами в рамках своих полномочий и функционала в управлении взрослым и детским коллективами.

Консультационно-методическая группа осуществляет методическую подготовку реализации программы, проводит семинары с педагогами, консультации, индивидуальную работу, готовит методические рекомендации по вопросам содержания общеобразовательного курса и деятельности в рамках смены, проводит аналитическую работу.

Вожатые, воспитатели - старшеклассники и педагоги МБОУ СОШ № 167, участвующие в реализации программы, несут ответственность за жизнь, и здоровье детей; отвечают за организацию работы в командах, проведение командных дел; работу органа самоуправления в командах, участие команд в КТД, являются руководителями творческих мастерских, создают атмосферу сотрудничества.

Руководители служб и подразделений: библиотекарь, инструктор по физкультуре, музыкальный работник, медицинская сестра, педагог-психолог, социальный педагог.

  1. Начальник ЛТО - Майструк О.В.

  2. Заместитель начальника ЛТО - учитель физики Богушевская С.Н.

  3. Старшие воспитатели:

социальный педагог - Резепова Е.В.

учитель русского языка - Митюшина С.В.

учитель географии - Егорова Л.Б.

Воспитатели:

Баранова Г.Ю. - учитель иностранного языка;

Согомонова В.Э. - учитель истории;

Дельман Л.Л. - учитель экономики;

Новикова Л.В. - учитель иностранного языка.

Физкультурные работники - Самко А.И., Кашенцев Н.Н.

  1. Библиотекарь - Гвоздева Н.А.

  2. Медицинская сестра - Павлова В.А.

6.2. Самоуправление

С целью дать возможность ребятам самим организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов лагерной жизни, проводить разного рода мероприятии и дела, которые им интересны в ЛТО. Самоуправление даёт возможность детям пробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, нести ответственность за свои поступки и дела.





Структура самоуправления.

В период работы "Звёздной корпорации" руководит её деятельностью Центр управления полётами, в который входит Президент, Вице- президент, капитаны команд.

ЗВЁЗДНАЯ КОРПОРАЦИЯ «Чистота Галактики»

ЦУП
Президент

Вице-президент

Совет лагеря
Капитан Капитан Капитан Капитан Капитан

команды команды команды команды команды

"Земляне" "Аргонавты» "Звездопад" "Омега" "Луноходик"

В течении смены (2 раза в неделю) проходит учеба актива по заданному плану.

теория

практика

К.Т.Д

Практикум по К.Т.Д.

Оформление отрядных уголков

Практикум по оформлению

Классификация игр

Деловая игра «Лидер»

самоуправление

Игра «Дом Самоуправления»

Законы товарищества и взаимовыручки:

  • критикуешь - предлагай, предлагаешь - действуй!

  • точного времени "ноль-ноль"

  • чести и справедливости

  • все за одного - один за всех

  • каждое дело творчески, а иначе зачем?

1. 8 часов 45 минут

2. 9 часов 00 минут -9.15

3. 9 часов 15 минут-12.30

4. 12 часов 30 минут - 13.00

5. 13 часов 00 минут - 15.00

6.3. Режим работы

- планерка, зарядка

  • завтрак

  • работа на объекте

  • обед

  • отдых, мероприятие

6.4. Логика развития

Организационный период (1-2 дня)

Цель: помочь ребятам в адаптации к условиям ЛТО

Задачи:

  • создать благоприятную психологическую атмосферу, выявить интересы ребенка

  • сформировать основы самоуправляемого детского коллектива, закрепить ценностно-ориентированные формы межличностного общения и поведения.

Система дел организационного периода:

  • общий сбор участников ЛТО, знакомство с программой

  • презентация команд

  • выборы органов детского самоуправления в команде

  • открытие смены

  • оформление уголков

Основной период (2-7 день)

Цель: реализация содержания программы

Задачи:

  • организовать условия для проявления самобытности каждого ребёнка,

его духовного и трудового потенциала

  • вовлечь детей в деятельность творческих объединений, отвечающих их интересам

  • организовать разнообразную трудовую деятельность

• включить участников ЛТО в различные формы игровой деятельности


Система дел основного периода:

1. Спортивно - оздоровительное направление:

  • утренняя гимнастика

  • спортивные шуточные соревнования

  • подвижные игры

2. Экологическое направление:

  • акции в защиту природы

  • тематическая программа «За здоровый образ жизни»

  • прогулки в лес

3. Коллективно - творческая деятельность:

• конкурсные программы

Заключительный период (8-9 день)

Цель: подведение итогов ЛТО

Задачи:

  • анализ реализации программы

  • показ индивидуальных и коллективных достижений


  • Система дел заключительного периода:


  • подведение итогов работы детских коллективов и детей, награждение

  • заключительный концерт « Мы такие разные»

  • закрытие смены




























7. Ожидаемый результат

  1. Создать пространство для включения подростков в социально-значимую, творчески развивающуюся деятельность.

  2. Реализовать интересы и потребности подростков.

  3. Расширить сферу общения.

  4. Сформировать отношение сотрудничества и содружества в коллективе и во взаимоотношении с взрослыми.

  5. Создать условия для образования и самообразования подростков, развития их способностей.

6. Уменьшить безнадзорность и количество правонарушений среди несовершеннолетних.

































8.Диагностика

1 .Исследование социально-психологических явлений включает в себя входную, промежуточную и итоговую диагностику всего ЛТО и проводится три раза в разнообразных формах (анкетирование, тестирование, социологической опрос). Входная диагностика.

Цель: анкетирование с целью знакомства с потребностями детей и выявление их настроения и ожиданий от ЛТО.

Промежуточная диагностика.

Цель: выявление уровня удовлетворенности в ЛТО, отслеживание результатов работы в ЛТО.

Итоговая диагностика.

Цель: определение коммуникативных связей, образованных в ходе совместной деятельности детей и взрослых, выявление наличия единого коллектива.

2. Для отслеживания состояния и развития ЛТО используются различные формы диагностики, где команды изучаются не только в сравнении друг с другом, но и в собственном развитии:

  • «Образное описание стадий развития коллектива» (по А.Н. Лутошкину)

  • Экран соревнований, где каждой команде выставляется цветной значок

  • Рейтинг детских коллективов, предусматривающий выявление команд-лидеров в различных видах деятельности, конкурсах.




9. Методическое обеспечение


  • разработка программы и целевых мероприятий;

  • создание банка данных о трудовой занятости подростков;

  • разработка сценариев коллективных творческих дел;

  • художественное оформление ЛТО.

Используемая литература:


  1. Баженова И.И. «Педагогический поиск», М: Педагогика, 2003г.

Журнал «Классный руководитель»

  1. Бажан СВ., Цылина М.А. «Планета счастья», Н.Новгород: Педагогические технологии, 2003

  2. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно - правовая база. Волгоград: Учитель, 2005.
    4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
    М.: Просвещение, 2009
    5. Савченко Е.В. Летний лагерь на базе школы. М.:ВАКО, 2007
    Куц И.В. Дополнительное образование в летнем лагере.
    Волгоград: Учитель, 2007

  1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

  3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

  4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

  5. Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко - Ростов на Дону: Феникс, 2008.


23


© 2010-2022