- Преподавателю
- Другое
- Цифровые (электронные) образовательные ресурсы: содержание, виды, использование на уроках
Цифровые (электронные) образовательные ресурсы: содержание, виды, использование на уроках
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Барышникова О.В. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление на методическом объединении
на тему
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
подготовила
учитель первой категории
Барышникова О.В.
Тула, 2015
Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Типы цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов).
В наборе цифровых образовательных ресурсов можно условно выделить следующие блоки:
-
интерактивные компоненты - вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации. Контрольные задания и вопросы для самопроверки являются интерактивными компонентами, позволяющими проверить знания учащегося. В набор ЦОРов к учебнику входят задания шести типов:
- выбор одного варианта ответа из нескольких;
- выбор нескольких вариантов ответа;
- ввод слова или фразы;
- указание на рисунке нужного объекта;
- перетаскивание объектов и их наложение друг на друга;
- комбинированный ответ (несколько различных типов в одной задаче).
-
демонстрационная графика - иллюстрации, анимации, видеофрагметы;
-
тексты - параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;
-
материалы для учителя - презентации и уроки.
ЗАДАЧИ КОМПЛЕКТА ЦОРов:
Основными задачами комплекта ЦОРов являются:
-
помощь учителю при подготовке к уроку:
-
компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
-
большое количество дополнительной и справочной информации - для углубления знаний о предмете;
-
эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;
-
подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
-
подготовка творческих заданий;
-
подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
-
обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
-
помощь при проведении урока:
-
демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
-
использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
-
компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
-
индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;
-
помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
-
повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
-
автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
-
большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
-
возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
-
развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
-
помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
-
приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.
Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:
Современные ЦОРы должны:
-
соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации;
-
¦ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
-
обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
-
предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
-
обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
-
содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
-
основываться на достоверных материалах;
-
превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
-
полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
-
обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;
-
обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
-
иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
-
иметь удобный интерфейс.
Цифровые образовательные ресурсы не должны:
-
-представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;
-
-дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;
-
- основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).
Содержание комплекта ЦОРов:
-
Блок получения информации: научно-популярные статьи, тексты первоисточников, фрагменты учебника (всюду - с возможностью поиска по тексту), иллюстрации, анимации и прочие мультимедиа-компоненты, мультимедийные уроки-презентации.
-
Виртуальная галерея: видеофрагменты, анимации, реалистические и синтезированные изображения, звуковые объекты.
-
Виртуальная лаборатория: интерактивные модели, интерактивные анимации, виртуальная лаборатория;
-
Справочные материалы: графики и диаграммы, биографии ученых, Интернет-ссылки с аннотациями.
-
Словарь терминов, определений, законов.
-
Аттестация: наборы вопросов и задач, задания для исследовательской деятельности.