Рабочая программа по культуре общения по ФГОС (5 класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского района Воронежской области

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

зам.директора по УВР

______________________2015 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________________Фурсова М.Г.

____________________20 15г.

Рабочая программа по культуре общения
в 5-ых классах
2015-2016 учебный год

Разработчик программы:
Фомина Надежда Викторовна
учитель английского языка 1 КК

пос. 1 отд. с-за «Масловский»

2015 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа реализуется в 5 классе в рамках образовательной области «Филология» наряду с русским и иностранными языками. Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся, прежде всего, культуру устного общения. В рамках предмета «Русский язык» основное внимание в школе уделяется обучению учащихся письменной речи. Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.

На изучение «Культуры общения» отводится 0,5 ч из регионального компонента учебного плана, т.о. « Культура общения» изучается в 1 полугодии в количестве 17 часов.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы профессора И.А.Стернина, рекомендована научно-методическим советом по преподаванию предмета «Культура общения» Воронежского обласного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Данная рабочая программа разработана в соотвествии с программой «Культура общения 5-9 классы» (Воронеж, 2008) кафедры теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО.

Программа ориентирована на базовый курс обучения культуре общения.

Программа «Культура общения» имеет блочную структуру: 5 класс - понятие речевого этикета, этикета поведения и внешнего вида.

Целью обучения является формирование коммуникативной грамотности учащихся, навыков правильного построения линии поведения, речевых оборотов, соблюдения этикета внешнего вида.

Для реализации заявленных целей и задач в рамках программы используются уроки, уроки-практикумы, уроки-конференции, семинары, дискуссии, тестирование, практические и творческие задания.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения предмета «Культура общения» :



  • овладение целостными представлениями о коммуникативной грамотности;

  • приобретение практических и устойчивых навыков культуры устной речи, навыков эффективного общения;

  • освоение норм и правил повседневного общения и поведения,

  • способность применять правила повседневного общения и поведения для эффективного общения;

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее культурологическую ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления норм коммуникативного поведения,

  • готовность применять правила этикета поведения и общения (как надо? как принято?), и правила эффективного общения (как лучше? как эффективней?);

  • уметь развернуто высказываться, применяя речевые формулы и речевые образцы;

Основными методическими принципами, положенными в основу преподавания культуры общения, являются следующие:

1. От простого к сложному (от освоения норм этикета и речевого этикета к навыкам ведения диалога и эффективному монологу).

2. От более конкретного к более абстрактному (от повседневных правил этикета и речевого этикета к общим правилам и принципам коммуникации).

3. От норм общения к правилам и приемам эффективного общения.

4. Концентрический (цикловой) принцип изучения материала: этикет и речевой этикет - диалог - монолог (циклы повторяются с учетом возрастной специфики учащихся трижды - в начальном, среднем и старшем звене)

Формы контроля:

  • текущий контроль: устный опрос, беседа;

  • промежуточный контроль: творческая работа, самостоятельная работа;

  • итоговый контроль: тест, презентация.

УМК для учащихся: Е.И.Грищук, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин. «Культура общения. 5 класс: Пособие.» Воронеж, 2014.

УМК для учителя: Культура общения. 5 класс. Книга для учителя, дидактические материалы. Вып. 1-4 /Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2009г.

Программа позволяет реализовывать принципы индивидуализированного и дифференцированного обучения, что позволяет регулировать нагрузку учащихся учитывая их учебно- позновательные возможности.

К концу 5-го класса учащиеся должны знать понятия:

  • вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек;

  • законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, комплимент, лесть;

  • принципы этикетного функции и виды этикета; национальные особенности этикета;

  • функции одежды, виды одежды по назначению; функции речевого этикета;

  • речевого этикета в стандартных коммуникативных с, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, 1 на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми);

  • функции письма, виды писем; правила оформления и написания писем;

  • правила выполнения стандартных ролей - ученика, сына, дочери, внука, брата, друга, подруги, одноклассника, мальчика и девочки, соседа, пассажира, теля, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего, причины конфликтов с ровесниками.

К концу 5-го класса учащиеся должны уметь:

  • анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;

  • строить собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его;

  • использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативныхситуациях;

  • определять и исправлять нарушения в этикете внешнего вида; соотносить внешний вид и ситуацию общения; произнести похвалу, комплимент и ответить на них; находить и исправлять нарушения норм речевого этикета;

  • правильно оформлять письма различных типов в соответствии с адресатом и поводом;

  • проявлять внешние формы уважения и доброжелательности;

  • четко произносить не менее 25 скороговорок.

Содержание программного материала

I. Этикет. Понятие этикета. История этикета.

5 ч.

Понятие вежливости и воспитанности. Признаки воспитанного человека. Происхождение и значение слов вежливый, невежа. Зависимость поведения человека от возраста собеседника, ситуации общения, культуры собеседников.

Принципы правильного общения: кому? как? что? - говорить. Принципы правильного поведения: где? с кем? как? - поступать. Тесная взаимосвязь понятий поведения и общения.

Понятие и функции этикета. Происхождение и значение слова «этикет». Правила приличия. Необходимость знания в выполнения этикетных норм поведения для каждого человека. Связь внешней культуры поведения (манер поведения) с внутренней культурой человека. Понятие норм этикета. Нарушение этикетных норм и их последствия.

Основные виды этикета: этикет внешнего вида, этикет поведения, речевой этикет.

История этикета. Возникновение этикета. Этикет в первобытном обществе. Этикет в средневековый период., Особенности и назначение придворного этикета. Расширение понятия «этикет» в Новое время.

Этикет в России. Книга «Юности честное зерцало» как первый опыт обобщения этикетных норм в России. Современный этикет.

Национальные особенности этикета. Различие норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах. Обращение к незнакомым людям, приветствие, гостеприимство, поведение в гостях и дома в разных странах. Русские пословицы об общении.

• В результате изучения курса обучающийся должен

знать

основные понятия вежливости и воспитанности, этапы развития этикета, понимать вопросы различия норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах;

уметь:

- отгадывать загадки;

- различать загадки народные и авторские;

- участвовать в диалоге при обсуждении темы урока, составлять свои загадки.

формулировать принципы правильного общения: кому? как? что? - говорить,

принципы правильного поведения: где? с кем? как? - поступать.

2. Этикет внешнего вида


Понятие привлекательности человека. Значение внешнего вида' для отношений с людьми. Важность первого впечатления.. Влияние внешнего вида на внутренний мир человека.

Составляющие внешнего вида: физический облик, позы и движения, оформление внешности. Правильная осанка. Походка человека. Жестикуляция. Прическа человека. Косметика. Одежда.

Основные функции одежды: защитная, информационная, эстетическая.

Понятие вкуса. Правила моды: соответствие погоде, ситуации, возрасту, индивидуальным особенностям человека, сочетание частей костюма друг с другом. Виды одежды по назначению: домашняя, праздничная, спортивная, рабочая. Спецодежда как разновидность рабочей одежды. Одежда для различных ситуаций. Понятие ансамбля в одежде и поведении. Украшения. Соответствие внешнего вида ситуации общения.

Гигиена как составляющая культуры человека.

3. Речевой этикет


Понятие и функции речевого этикета. Вежливость, поддержание добрых отношений с окружающими как основное назначение речевого этикета. Нарушение норм речевого этикета и их последствия. Понятие тактичности. «Волшебные слова».

Стандартные коммуникативные ситуации: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление.

Формулы речевого этикета для различных ситуаций общения, необходимость их использования (в транспорте, в гостях, дома, па уроке, при общении с незнакомыми людьми). Влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.

Практикум по речевому этикету.

Речевой этикет и культура речи. Понятие «языкового паспорта» человека. Содержание «языкового паспорта» говорящего: пол говорящего, его возраст, место жительства, степень образованности, профессия говорящего, уровень его воспитанности. Значение интонации, ударения, неудачных выражений, речевых ошибок, некультурных и грубых слов в общении людей, последствия этого для отношений между людьми. «Языковой паспорт», культура речи, речевой этикет.

Практикум по культуре речи.

Понятие интеллигентности, интеллигентного человека.

Этикет личной переписки. Способы передачи информации: барабанный бой, «язык дыма», узелковый язык, язык цветов. Появление письменности как великое достижение культурного развития человека. Значение слова «письмо». Передача информации как важнейшая функция письма. Речевая форма писем.

Виды писем: деловые, дружеские, семейные, поздравительные. Виды деловых писем.

Правила оформления писем: дата, обращение, подпись, поля в письме, разборчивый, красивый, аккуратный почерк, чистые лист бумаги и конверт. Основные части письма: обращение, содержание письма (обсуждение проблем переписки; рассказ о себе, о жизни, каких-либо событиях, новостях; вопросы или просьбы к тому, кому адресовано письмо), концовка (добрые пожелания, в праздничных письмах - поздравления); прощание; подпись. Понятие адресата и адресанта (отправителя).

Правила написания писем: аккуратность почерка, чистый и ровный лист бумаги, грамотность, единство стиля. Основные элементы поздравительного письма: вежливое и эмоциональное обращение, поздравление с событием, пожелания, подпись. Виды пожеланий.

Понятие анонимного письма. Запрещение чтения чужих писем без разрешения автора письма.

Практикум по написанию писем.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Планируемые результаты

Деятельность

обучающихся

Формы контроля

Материально-техническая

база

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Личностные

Метапредметные

(УУД,работа с текстом)

Предметные

1

Понятие поведения. Мы живем среди людей. Инструктаж по ТБ.

Проявлять уважение к коллективу, к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; коммуникативные: вступать в диалог, отвечать на вопросы;

Регулятивные: организовывать рабочее место.

Обучающийся с помощью учителя научится предполагать содержание изучаемого раздела.

Знакомство с учебником и системой его условных обозначений. Групповая работа,

Устный опрос

Учебник

СД

2

Понятие и функции этикета. Этикет и этикетка.

Принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо».

Групповая работа,

Парная работа.

беседа

Учебник

Презентация.

3

Этикет и этикетка. Продолжение.

Принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность установить зависимость поведения человека от возраста собеседника, ситуации общения, культуры собеседников.

Групповая работа,

Парная работа.

Устный опрос

Учебник

СД


4

История этикета. Как возник этикет.

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя

Осваивать приёмы поиска нужной информации;

Обучающийся с помощью учителя научится определять необходимость знания в выполнения этикетных норм поведения для каждого человека.

Групповая работа,

Парная работа.

Устный опрос

Учебник

Презента-ция.

5

Этикет народов мира.

Воспринимать литературные произведения как особого вида искусства; развивать эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,

Обучающийся с помощью учителя научится определять особенности и различия традиций и норм поведения народов мира.

Групповая работа,

Парная работа.

беседа

Учебник Презента-ция.


6

Этикет внешнего вида. Что делает человека привлекательным.

Соблюдать личную гигиену, безопасное поведение в школе, дома, на улице, в общественных местах. Адекватно воспринимать оценку учителя

На практическом уровне осознать значимость работы в группе и освоение правил групповой работы.

Обучающийся с помощью учителя научится Устанавливать значение внешнего вида для отношений с людьми.

Групповая работа,

Парная работа.

Самостоятельная работа

Учебник,

журналы

7

Этикет внешнего вида. Что делает человека привлекательным.

Соблюдать личную гигиену, безопасное поведение в школе, дома, на улице, в общественных местах. Адекватно воспринимать оценку учителя



Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Обучающийся с помощью учителя научится практически определять составляющие внешнего вида: физический облик, позы и движения, оформление внешности.

Групповая работа,

Парная работа.

Устный опрос

Учебник журналы

8

Правила моды.

Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:

Обучающийся с помощью учителя научится формулировать личную оценку, аргументацию своего мнения о понятие вкуса и правил моды.

Групповая работа,

Парная работа.

Устный опрос

Учебник

журналы

9

Понятие и функции речевого этикета.

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Обучающийся научится определять значение внешнего вида для отношений с людьми.

Групповая работа,

Парная работа

беседа

Учебник

Презента-ция.

10

Формулы речевого этикета.

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения»Я» и хороший ученик»

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Обучающийся с помощью учителя научится понимать и формулировать понятие тактичности. «Волшебные слова».

Групповая работа, практическая работа.

Устный опрос

Учебник Презента-ция.


11

Формулы речевого этикета. Практикум.

Положительное отношение к школе; Чувство необходимости учения. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;


Обучающийся с помощью учителя научится подбирать формулы речевого этикета для различных ситуаций общения, определять необходимость их использования в различных ситуациях.

Групповая работа,

практическая работа

Самостоятельная работа

Учебник

ПК

12

Языковой паспорт человека.

Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельности

Формирование умения и навыков использования различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

Обучающийся с помощью учителя научится определять

содержание «языкового паспорта» говорящего.

Групповая работа,

Парная работа.

Устный опрос

Учебник

журналы

13

Этикет личной переписки. Зачем, о чем и как писать письма.

Эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

Обучающийся с помощью учителя научится формулировать важнейшии функции письма, Практически составить различные виды писем: деловые, дружеские, семейные, поздравительные.

писем: дата, обращение, подпись, поля в письме, разборчивый, красивый, аккуратный почерк, чистые лист бумаги и конверт.

Групповая работа,

Практическая работа.

Самостоятельная работа

Учебник Образцы писем


14

Практикум по написанию письма и открытки.

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

Обучающийся с помощью учителя научится определять различные виды писем, делить письмо на основные части, узнает понятие адресата и адресанта .

Групповая работа,

Практическая работа.

Самостоятельная работа

Учебник

Образцы писем

15

Повторение ролевого поведения.

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Обучающийся с помощью учителя научится составлять диалоги на стандартные коммуникативные ситуации: приветствие, прощание, просьба, извинение.

Групповая работа,

Практическая работа.

Устный опрос

Учебник ПК

16

Ролевое поведение в общественных местах.

развитие этических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

Обучающийся с помощью учителя научится формулировать влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.

Групповая работа,

Практическая работа.

тест

Учебник

СД

17

Практикум по теме: "Речевой этикет "

понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

Обучающийся с помощью учителя научится определять значение интонации, ударения, неудачных выражений, речевых ошибок, некультурных и грубых слов в общении людей, последствия этого для отношений между людьми.

Групповая работа,

Практическая работа.

Самостоятельная работа

Учебник Презента-ция.


18

Практикум по теме: "Речевой этикет "

развитие этических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

Обучающийся с помощью учителя научится формулировать влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.

Групповая работа,

Практическая работа.

Самостоятельная работа






Материально-техническое обеспечение

Учебно-методический комплект:

  1. УМК для учащихся: Е.И.Грищук, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин. Культура общения. 5 класс: Пособие. Воронеж, 2011.

  2. УМК для учителя: Культура общения. 5 класс. Книга для учителя. Вып. 1-4 /Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2009.

Дополнительная литература для ученика:

  1. И.А. Стернин, М.Е.Новичихина. «Культура делового общения. Учебное пособие», Воронеж, 2006

  2. И.А. Стернин, М.Е.Новичихина. «Культура общения 5 класс. Книга для учащихся», Воронеж, 2006

Дополнительная литература для учителя:

  1. Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М. : «Русский язык», 1991.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М, 1988.

  3. Бэндлер Р., Гриндер Д.,Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.

  4. Гришина Н.В. и др. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. М., 1990.

  5. Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1986.

Интернет-ресурсы: festival.1september.ru



© 2010-2022