- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по культуре общения по ФГОС (5 класс)
Рабочая программа по культуре общения по ФГОС (5 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фомина Н.В. |
Дата | 24.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского района Воронежской области
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
зам.директора по УВР
______________________2015 г.
«Утверждаю»
Директор школы
___________________Фурсова М.Г.
____________________20 15г.
Рабочая программа по культуре общения
в 5-ых классах
2015-2016 учебный год
Разработчик программы:
Фомина Надежда Викторовна
учитель английского языка 1 КК
пос. 1 отд. с-за «Масловский»
2015 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа реализуется в 5 классе в рамках образовательной области «Филология» наряду с русским и иностранными языками. Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся, прежде всего, культуру устного общения. В рамках предмета «Русский язык» основное внимание в школе уделяется обучению учащихся письменной речи. Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.
На изучение «Культуры общения» отводится 0,5 ч из регионального компонента учебного плана, т.о. « Культура общения» изучается в 1 полугодии в количестве 17 часов.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы профессора И.А.Стернина, рекомендована научно-методическим советом по преподаванию предмета «Культура общения» Воронежского обласного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Данная рабочая программа разработана в соотвествии с программой «Культура общения 5-9 классы» (Воронеж, 2008) кафедры теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО.
Программа ориентирована на базовый курс обучения культуре общения.
Программа «Культура общения» имеет блочную структуру: 5 класс - понятие речевого этикета, этикета поведения и внешнего вида.
Целью обучения является формирование коммуникативной грамотности учащихся, навыков правильного построения линии поведения, речевых оборотов, соблюдения этикета внешнего вида.
Для реализации заявленных целей и задач в рамках программы используются уроки, уроки-практикумы, уроки-конференции, семинары, дискуссии, тестирование, практические и творческие задания.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения предмета «Культура общения» :
-
овладение целостными представлениями о коммуникативной грамотности;
-
приобретение практических и устойчивых навыков культуры устной речи, навыков эффективного общения;
-
освоение норм и правил повседневного общения и поведения,
-
способность применять правила повседневного общения и поведения для эффективного общения;
-
умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее культурологическую ценность;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления норм коммуникативного поведения,
-
готовность применять правила этикета поведения и общения (как надо? как принято?), и правила эффективного общения (как лучше? как эффективней?);
-
уметь развернуто высказываться, применяя речевые формулы и речевые образцы;
Основными методическими принципами, положенными в основу преподавания культуры общения, являются следующие:
1. От простого к сложному (от освоения норм этикета и речевого этикета к навыкам ведения диалога и эффективному монологу).
2. От более конкретного к более абстрактному (от повседневных правил этикета и речевого этикета к общим правилам и принципам коммуникации).
3. От норм общения к правилам и приемам эффективного общения.
4. Концентрический (цикловой) принцип изучения материала: этикет и речевой этикет - диалог - монолог (циклы повторяются с учетом возрастной специфики учащихся трижды - в начальном, среднем и старшем звене)
Формы контроля:
-
текущий контроль: устный опрос, беседа;
-
промежуточный контроль: творческая работа, самостоятельная работа;
-
итоговый контроль: тест, презентация.
УМК для учащихся: Е.И.Грищук, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин. «Культура общения. 5 класс: Пособие.» Воронеж, 2014.
УМК для учителя: Культура общения. 5 класс. Книга для учителя, дидактические материалы. Вып. 1-4 /Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2009г.
Программа позволяет реализовывать принципы индивидуализированного и дифференцированного обучения, что позволяет регулировать нагрузку учащихся учитывая их учебно- позновательные возможности.
К концу 5-го класса учащиеся должны знать понятия:
-
вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек;
-
законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, комплимент, лесть;
-
принципы этикетного функции и виды этикета; национальные особенности этикета;
-
функции одежды, виды одежды по назначению; функции речевого этикета;
-
речевого этикета в стандартных коммуникативных с, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, 1 на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми);
-
функции письма, виды писем; правила оформления и написания писем;
-
правила выполнения стандартных ролей - ученика, сына, дочери, внука, брата, друга, подруги, одноклассника, мальчика и девочки, соседа, пассажира, теля, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего, причины конфликтов с ровесниками.
К концу 5-го класса учащиеся должны уметь:
-
анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;
-
строить собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его;
-
использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативныхситуациях;
-
определять и исправлять нарушения в этикете внешнего вида; соотносить внешний вид и ситуацию общения; произнести похвалу, комплимент и ответить на них; находить и исправлять нарушения норм речевого этикета;
-
правильно оформлять письма различных типов в соответствии с адресатом и поводом;
-
проявлять внешние формы уважения и доброжелательности;
-
четко произносить не менее 25 скороговорок.
Содержание программного материала
I. Этикет. Понятие этикета. История этикета.
5 ч.
Понятие вежливости и воспитанности. Признаки воспитанного человека. Происхождение и значение слов вежливый, невежа. Зависимость поведения человека от возраста собеседника, ситуации общения, культуры собеседников.
Принципы правильного общения: кому? как? что? - говорить. Принципы правильного поведения: где? с кем? как? - поступать. Тесная взаимосвязь понятий поведения и общения.
Понятие и функции этикета. Происхождение и значение слова «этикет». Правила приличия. Необходимость знания в выполнения этикетных норм поведения для каждого человека. Связь внешней культуры поведения (манер поведения) с внутренней культурой человека. Понятие норм этикета. Нарушение этикетных норм и их последствия.
Основные виды этикета: этикет внешнего вида, этикет поведения, речевой этикет.
История этикета. Возникновение этикета. Этикет в первобытном обществе. Этикет в средневековый период., Особенности и назначение придворного этикета. Расширение понятия «этикет» в Новое время.
Этикет в России. Книга «Юности честное зерцало» как первый опыт обобщения этикетных норм в России. Современный этикет.
Национальные особенности этикета. Различие норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах. Обращение к незнакомым людям, приветствие, гостеприимство, поведение в гостях и дома в разных странах. Русские пословицы об общении.
• В результате изучения курса обучающийся должен
знать
основные понятия вежливости и воспитанности, этапы развития этикета, понимать вопросы различия норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах;
уметь:
- отгадывать загадки;
- различать загадки народные и авторские;
- участвовать в диалоге при обсуждении темы урока, составлять свои загадки.
формулировать принципы правильного общения: кому? как? что? - говорить,
принципы правильного поведения: где? с кем? как? - поступать.
2. Этикет внешнего вида
Понятие привлекательности человека. Значение внешнего вида' для отношений с людьми. Важность первого впечатления.. Влияние внешнего вида на внутренний мир человека.
Составляющие внешнего вида: физический облик, позы и движения, оформление внешности. Правильная осанка. Походка человека. Жестикуляция. Прическа человека. Косметика. Одежда.
Основные функции одежды: защитная, информационная, эстетическая.
Понятие вкуса. Правила моды: соответствие погоде, ситуации, возрасту, индивидуальным особенностям человека, сочетание частей костюма друг с другом. Виды одежды по назначению: домашняя, праздничная, спортивная, рабочая. Спецодежда как разновидность рабочей одежды. Одежда для различных ситуаций. Понятие ансамбля в одежде и поведении. Украшения. Соответствие внешнего вида ситуации общения.
Гигиена как составляющая культуры человека.
3. Речевой этикет
Понятие и функции речевого этикета. Вежливость, поддержание добрых отношений с окружающими как основное назначение речевого этикета. Нарушение норм речевого этикета и их последствия. Понятие тактичности. «Волшебные слова».
Стандартные коммуникативные ситуации: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление.
Формулы речевого этикета для различных ситуаций общения, необходимость их использования (в транспорте, в гостях, дома, па уроке, при общении с незнакомыми людьми). Влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.
Практикум по речевому этикету.
Речевой этикет и культура речи. Понятие «языкового паспорта» человека. Содержание «языкового паспорта» говорящего: пол говорящего, его возраст, место жительства, степень образованности, профессия говорящего, уровень его воспитанности. Значение интонации, ударения, неудачных выражений, речевых ошибок, некультурных и грубых слов в общении людей, последствия этого для отношений между людьми. «Языковой паспорт», культура речи, речевой этикет.
Практикум по культуре речи.
Понятие интеллигентности, интеллигентного человека.
Этикет личной переписки. Способы передачи информации: барабанный бой, «язык дыма», узелковый язык, язык цветов. Появление письменности как великое достижение культурного развития человека. Значение слова «письмо». Передача информации как важнейшая функция письма. Речевая форма писем.
Виды писем: деловые, дружеские, семейные, поздравительные. Виды деловых писем.
Правила оформления писем: дата, обращение, подпись, поля в письме, разборчивый, красивый, аккуратный почерк, чистые лист бумаги и конверт. Основные части письма: обращение, содержание письма (обсуждение проблем переписки; рассказ о себе, о жизни, каких-либо событиях, новостях; вопросы или просьбы к тому, кому адресовано письмо), концовка (добрые пожелания, в праздничных письмах - поздравления); прощание; подпись. Понятие адресата и адресанта (отправителя).
Правила написания писем: аккуратность почерка, чистый и ровный лист бумаги, грамотность, единство стиля. Основные элементы поздравительного письма: вежливое и эмоциональное обращение, поздравление с событием, пожелания, подпись. Виды пожеланий.
Понятие анонимного письма. Запрещение чтения чужих писем без разрешения автора письма.
Практикум по написанию писем.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Планируемые результаты
Деятельность
обучающихся
Формы контроля
Материально-техническая
база
Дата по плану
Дата по факту
Примечание
Личностные
Метапредметные
(УУД,работа с текстом)
Предметные
1
Понятие поведения. Мы живем среди людей. Инструктаж по ТБ.
Проявлять уважение к коллективу, к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; коммуникативные: вступать в диалог, отвечать на вопросы;
Регулятивные: организовывать рабочее место.
Обучающийся с помощью учителя научится предполагать содержание изучаемого раздела.
Знакомство с учебником и системой его условных обозначений. Групповая работа,
Устный опрос
Учебник
СД
2
Понятие и функции этикета. Этикет и этикетка.
Принимать образ «хорошего ученика».
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках
Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо».
Групповая работа,
Парная работа.
беседа
Учебник
Презентация.
3
Этикет и этикетка. Продолжение.
Принимать образ «хорошего ученика».
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность установить зависимость поведения человека от возраста собеседника, ситуации общения, культуры собеседников.
Групповая работа,
Парная работа.
Устный опрос
Учебник
СД
4
История этикета. Как возник этикет.
Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя
Осваивать приёмы поиска нужной информации;
Обучающийся с помощью учителя научится определять необходимость знания в выполнения этикетных норм поведения для каждого человека.
Групповая работа,
Парная работа.
Устный опрос
Учебник
Презента-ция.
5
Этикет народов мира.
Воспринимать литературные произведения как особого вида искусства; развивать эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,
Обучающийся с помощью учителя научится определять особенности и различия традиций и норм поведения народов мира.
Групповая работа,
Парная работа.
беседа
Учебник Презента-ция.
6
Этикет внешнего вида. Что делает человека привлекательным.
Соблюдать личную гигиену, безопасное поведение в школе, дома, на улице, в общественных местах. Адекватно воспринимать оценку учителя
На практическом уровне осознать значимость работы в группе и освоение правил групповой работы.
Обучающийся с помощью учителя научится Устанавливать значение внешнего вида для отношений с людьми.
Групповая работа,
Парная работа.
Самостоятельная работа
Учебник,
журналы
7
Этикет внешнего вида. Что делает человека привлекательным.
Соблюдать личную гигиену, безопасное поведение в школе, дома, на улице, в общественных местах. Адекватно воспринимать оценку учителя
Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников
Обучающийся с помощью учителя научится практически определять составляющие внешнего вида: физический облик, позы и движения, оформление внешности.
Групповая работа,
Парная работа.
Устный опрос
Учебник журналы
8
Правила моды.
Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
Обучающийся с помощью учителя научится формулировать личную оценку, аргументацию своего мнения о понятие вкуса и правил моды.
Групповая работа,
Парная работа.
Устный опрос
Учебник
журналы
9
Понятие и функции речевого этикета.
Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Обучающийся научится определять значение внешнего вида для отношений с людьми.
Групповая работа,
Парная работа
беседа
Учебник
Презента-ция.
10
Формулы речевого этикета.
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения»Я» и хороший ученик»
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Обучающийся с помощью учителя научится понимать и формулировать понятие тактичности. «Волшебные слова».
Групповая работа, практическая работа.
Устный опрос
Учебник Презента-ция.
11
Формулы речевого этикета. Практикум.
Положительное отношение к школе; Чувство необходимости учения. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Обучающийся с помощью учителя научится подбирать формулы речевого этикета для различных ситуаций общения, определять необходимость их использования в различных ситуациях.
Групповая работа,
практическая работа
Самостоятельная работа
Учебник
ПК
12
Языковой паспорт человека.
Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельности
Формирование умения и навыков использования различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Обучающийся с помощью учителя научится определять
содержание «языкового паспорта» говорящего.
Групповая работа,
Парная работа.
Устный опрос
Учебник
журналы
13
Этикет личной переписки. Зачем, о чем и как писать письма.
Эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
Обучающийся с помощью учителя научится формулировать важнейшии функции письма, Практически составить различные виды писем: деловые, дружеские, семейные, поздравительные.
писем: дата, обращение, подпись, поля в письме, разборчивый, красивый, аккуратный почерк, чистые лист бумаги и конверт.
Групповая работа,
Практическая работа.
Самостоятельная работа
Учебник Образцы писем
14
Практикум по написанию письма и открытки.
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
Обучающийся с помощью учителя научится определять различные виды писем, делить письмо на основные части, узнает понятие адресата и адресанта .
Групповая работа,
Практическая работа.
Самостоятельная работа
Учебник
Образцы писем
15
Повторение ролевого поведения.
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Обучающийся с помощью учителя научится составлять диалоги на стандартные коммуникативные ситуации: приветствие, прощание, просьба, извинение.
Групповая работа,
Практическая работа.
Устный опрос
Учебник ПК
16
Ролевое поведение в общественных местах.
развитие этических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Обучающийся с помощью учителя научится формулировать влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.
Групповая работа,
Практическая работа.
тест
Учебник
СД
17
Практикум по теме: "Речевой этикет "
понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
Обучающийся с помощью учителя научится определять значение интонации, ударения, неудачных выражений, речевых ошибок, некультурных и грубых слов в общении людей, последствия этого для отношений между людьми.
Групповая работа,
Практическая работа.
Самостоятельная работа
Учебник Презента-ция.
18
Практикум по теме: "Речевой этикет "
развитие этических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
Обучающийся с помощью учителя научится формулировать влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.
Групповая работа,
Практическая работа.
Самостоятельная работа
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект:
-
УМК для учащихся: Е.И.Грищук, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин. Культура общения. 5 класс: Пособие. Воронеж, 2011.
-
УМК для учителя: Культура общения. 5 класс. Книга для учителя. Вып. 1-4 /Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2009.
Дополнительная литература для ученика:
-
И.А. Стернин, М.Е.Новичихина. «Культура делового общения. Учебное пособие», Воронеж, 2006
-
И.А. Стернин, М.Е.Новичихина. «Культура общения 5 класс. Книга для учащихся», Воронеж, 2006
Дополнительная литература для учителя:
-
Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М. : «Русский язык», 1991.
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М, 1988.
-
Бэндлер Р., Гриндер Д.,Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.
-
Гришина Н.В. и др. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. М., 1990.
-
Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1986.
Интернет-ресурсы: festival.1september.ru