Рабочая программа. Дисциплина Основы психологии ПСО

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы психологии» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО Колледж полиции в соответствии с ФГОС по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения». Рабочая программа учебной дисциплины «Основы психологии» предусматривает формирование у учащихся представлений об основных понятиях и категориях психологической науки, ее ключевых проблемах, принципах и методах, механизмах и закономерностях функционирования...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа. Дисциплина Основы психологии ПСО

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное Бюджетное Профессиональное

Образовательное Учреждение

Колледж полиции

(ГБПОУ «Колледж полиции»)







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



учебной дисциплины Основы психологии

код, специальность 030912 Право и организация социального обеспечения

















































Москва

2014





ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией_социально-экономических дисциплин_

наименование комиссии

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 030912 Право и организация социального обеспечения_______________________

код, наименование профессии/специальности

Протокол № _______

от «__» _________ 20___ г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

___________/Авдеева Е.А./

подпись Ф.И.О.

Заместитель директора по учебной работе

___________________/Архипцева И.А./

подпись Ф.И.О.







Составитель (автор): _Лебедева Е.В. преподаватель ГБПОУ Колледж полиции____

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ































































СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………...……………………..3

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………………….…………………..………….6

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………...………….11

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………...……...………..13











ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы психологии» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО Колледж полиции в соответствии с ФГОС по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.


  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы психологии» предусматривает формирование у учащихся представлений об основных понятиях и категориях психологической науки, ее ключевых проблемах, принципах и методах, механизмах и закономерностях функционирования психики. Данная программа содержательно связана с другими психологическими дисциплинами: «Психология социально-правовой деятельности», «Юридическая психология» и «Психология общения».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:

  1. Самоорганизация

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

  1. Самообучение

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.

  1. Информационный блок

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

  1. Коммуникативный блок

Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП ФГОС «Право и организация социального обеспечения».

В результате освоения учебной дисциплины «Основы психологии» обучающийся должен знать:

  • предмет изучения психологии, ее задачи, отрасли психологии; основные методы психологии; этапы становление предмета психологии; современные подходы и направления в зарубежной психологии; возникновения и развития психики;

  • психические процессы: виды, значение, специфику и динамику;

  • психические состояния: понятие, виды, классификация, факторы их возникновения;

  • психические свойства: понятия темперамента, характера, личность, способности; их структуру, виды, специфику и динамику;

В результате освоения учебной дисциплины «Основы психологии» обучающийся должен уметь:

  • подбирать адекватные проблеме, целям и задачам исследования методы психологического исследования;

  • применять на практике технологии опосредованного запоминания и активизации внимания аудитории;

  • применять на практике технологию активизация мыслительной деятельности «мозговой штурм».


  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы психологии

    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

32

В том числе:

практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

на выполнение домашнего задания для подготовки к учебным занятиям

6

на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на углубление и расширение знаний по дисциплине, необходимой в будущей профессиональной деятельности

10

из них:

Заполнение таблицы «Отрасли психологии»

2

Заполнение таблицы «Возраст - Ведущий тип деятельности - Специфика типа деятельности»

2

Составление таблицы «Эмоциональное состояние - психологическая техника произвольной регуляции эмоционального состояния»

2

Составление сводной таблицы «Психические процессы»

2

Соотношение понятий «характер» и «личность», «характер» и «темперамент».

2

Итоговая аттестация в форме

Контрольная работа



    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины - Основы психологии

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Введение в основы психологии




Тема 1.1.

Предмет изучения психологии, ее задачи. Отрасли психологии.

Содержание учебного материала

2

1

Предмет психологической науки, отрасли психологических знаний. История становления психологии, решаемые задачи.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Заполнить таблицу «Отрасли психологии».

2


Тема 1.2.

Основные методы психологических исследований

Содержание учебного материала

-

3

Основные и дополнительные методы психологической науки.

Практическое занятие

Рассмотрение проблемных исследовательских ситуаций, с целью научения учащихся подбирать адекватные проблеме, целям и задачам исследования методы психологического исследования.

2


Тема 1.3.

История становление предмета

Психологии

Содержание учебного материала

2

2

Характеристика основных направлений зарубежной психологии: психоанализ. Бихевиоризм, гештальтпсихология. гуманистическая психология.
Основные два направления отечественной психологии: «Культурно- историческая концепция» Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и его деятельностный подход к изучению психических явлений.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Заполнить таблицу «Развитие представлений о предмете психологии»

2


Тема 1.4.

Современные подходы и направления в зарубежной

Содержание учебного материала

-

3

Характеристика основных направлений зарубежной психологии: психоанализ. Бихевиоризм, гештальтпсихология. гуманистическая психология.

Практическое занятие

Составление кроссворда; основные направления, понятия, персоналии отечественной и зарубежной психологии.

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Заполнить таблицу «Наплавления зарубежной психологии»

2

Тема 1.5.

Возникновение и развитие психики

Содержание учебного материала

2

2

Психика. Основные функции психики. Теоретические взгляды на проблему возникновения психики. Стадии и уровни развития психики и поведения животных.

Тема 1.6.

Человек как субъект деятельности

Содержание учебного материала

-

3

Деятельностный подход к изучению психики. Общая психологическая характеристика деятельности. Концепция А.Н. Леонтьева. Цель деятельности и ее структура. Виды деятельности. Структурные элементы. Навыки и умения и различия между ними.

Практическое занятие

Составление структурных схем различных видов деятельностей

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Заполнение таблицы «Возраст - Ведущий тип деятельности - Специфика типа деятельности»

2

Раздел 2. Психические процессы



Тема 2.1.

Общее понятие об ощущении.

Основные характеристики восприятия.

Содержание учебного материала

2

2

Понятие «ощущение». Классификация ощущений, их закономерности и свойства. Понятие о порогах чувствительности анализаторов.

Понятие «восприятие». Характеристика восприятия, основные свойства и закономерности восприятия, нарушения восприятия.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Заполнить таблицу «Виды ощущений».

2

Тема 2.2.

Индивидуальные различия в восприятии

Содержание учебного материала

-

3

Изучение механизмов индивидуальных различий в восприятии.

Практическое занятие

Самодиагностика основных свойств восприятия с последующим анализом и интерпретацией результатов.

2


Тема 2.3.

Понятие внимания, свойства, виды и функции.

Общая характеристика памяти. Свойства и виды памяти.

Содержание учебного материала

2

2

Определение внимания как познавательного психического процесса. Функции внимания. Физиологический механизм внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания. Расстройства внимания. Специфика памяти как психического процесса. Виды памяти. Общая характеристика процессов памяти. Расстройства памяти.

Тема 2.4.

Управление внимание аудитории. Приемы рационального заучивания

Содержание учебного материала

-

3

Взаимосвязь качества произвольного и непроизвольного внимания и качества мнемической деятельности. Приемы управления вниманием аудитории.

Практическое занятие

Освоение и применение на практике технологий опосредованного запоминания и активизации внимания аудитории с последующим анализом результатов.

2


Тема 2.5.

Мышление и его формирование. Мышление и речь.

Содержание учебного материала

-

3

Мышление как познавательный психический процесс. Физиологическая основа мыслительной деятельности. Виды мышления. Основные мыслительные операции. Психологические особенности творческого мышления. Интеллект.

Практическое занятие

Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.

2


Тема 2.6.

Способы активизации мышления

Содержание учебного материала

-

3

Изучение теоретических основ технологии «мозговой штурм».

Практическое занятие

Освоение и применение на практике технологии «мозговой штурм» с последующим анализом результатов.

2


Тема 2.7.

Сущность воображения. Виды воображения. Функции воображения, его развитие

Содержание учебного материала

2

2

Определение воображения как познавательного психического процесса. Физиологическая основа воображения. Виды воображения. Влияние воображения на органические процессы. Приемы воображения. Значение воображения в жизни человека.

Тема 2.8.

Общее представление о воле. Общее понятие об эмоциях и чувствах.

Содержание учебного материала


2


2

Общая характеристика волевой сферы человека. Понятие волевого усилия. Борьба мотивов. Физиологическая основа волевого действия. Строение сложного волевого действия.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Составление таблицы «Эмоциональное состояние - психологическая техника произвольной регуляции эмоционального состояния».

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Составление сводной таблицы «Психические процессы»

2

Раздел 3. Психические свойства личности


Тема 3.1.

Понятие темперамента. Характеристика типов темперамента.

Содержание материала

2

2

Психологическая характеристика темперамента. Теории темперамента. Физиологическая основа темперамента. Типы темперамента и их характеристика.

Тема 3.2.

Понятие характера. Структура, типология характера.

Содержание материала

-

3

Понятие о характере. Черты характера. Условия формирования характера. Акцентуации характера.

Практическое занятие

2


Характерологический опросник К. Леонгарда), с последующей обработкой и интерпретацией результатов.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Соотношение понятий «характер» и «личность», «характер» и «темперамент».

2

Контрольная работа

2


ВСЕГО:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный;

  2. репродуктивный;

  3. продуктивный.

­­­­

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы психологии»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации учебной дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Основы психологии»;

- доска для записей.

Технические средства обучения:

- персональный компьютер с программным обеспечением;

- экран;

- проектор

-диктофон

-магнитофон.

3.2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.

  2. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы психологии».

  3. Календарно-тематический план.

  4. Методические указания по выполнению практических занятий.

  5. Методические указания по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ.

  6. Контрольно-оценочные средства.

3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная

  1. Основы общей психологии, Н.С. Ефимова Форум, 2013

Дополнительная

  1. Основы психологии, Л.Д. Столяренко, Феникс, 2010

  2. Психология: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений, И.В.Дубровина, Академия, 2010

  3. Психология общая Т.А.Ратанова Флинта, 2007

  4. Атлас по психологии, Гамезо М.В., Домашенко И.А., Педагогическое общество России, 2004

Интернет-ресурсы



  1. ethology.ru/lection/?id=28

  2. flogiston.ru/articles/general/concept_memory

  3. ethology.ru/

  4. practicalthinking.narod.ru/

  5. flogiston.ru/blog

  6. engineer.bmstu.ru/res/kultura/christ/christ5.htm

  7. psy.msu.ru/illusion/

  8. community.livejournal.com/psy_pro/676388.html

  9. webrelax.com/optical/

  10. ethology.ru/news/?id=439

  11. planeta.rambler.ru/community/begemotik52/

  12. ethology.ru/library/?id=304

  13. flogiston.ru/stat/click.php?xopoiiio.ru/

  14. kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/vygotsk



  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Знания:



предмет изучения психологии, ее задачи. отрасли психологии; основные методы психологии; этапы становление предмета психологии; современные подходы и направления в зарубежной психологии; возникновения и развития психики.

ОК 1 - ОК 8

ОК11-ОК12

информационная,

самоорганизация,

коммуникативная, самообразование


Текущий контроль знаний. Результат тестирования

Своевременное выполнение самостоятельной работы, тестовых заданий, проверка результатов работы с презентацией или кратких сообщений.

психические процессы: виды, значение, специфику и динамику.

ОК 1 - ОК 8

ОК11-ОК12

информационная,

самоорганизация,

коммуникативная, самообразование


Текущий контроль знаний. Результат тестирования

Своевременное выполнение самостоятельной работы, тестовых заданий, проверка результатов работы с презентацией или кратких сообщений.

психические состояния: понятие, виды, классификация, факторы их возникновения.

ОК 1 - ОК 8

ОК11-ОК12

информационная,

самоорганизация,

коммуникативная, самообразование


Текущий контроль знаний. Результат тестирования

Своевременное выполнение самостоятельной работы, тестовых заданий, проверка результатов работы с презентацией или кратких сообщений.

психические свойства: понятия темперамента, характера, личность, способности; их структуру, виды, специфику и динамику.


ОК 1 - ОК 8

ОК11-ОК12

информационная,

самоорганизация,

коммуникативная, самообразование

Текущий контроль знаний. Результат тестирования

Своевременное выполнение самостоятельной работы, тестовых заданий, проверка результатов работы с презентацией или кратких сообщений.

Умения:


подбирать адекватные проблеме, целям и задачам исследования методы психологического исследования.


ОК1 - ОК4,

ОК7, ОК12

самоорганизация,

коммуникативная

информационая

Проверка и анализ выполнения практического задания

применять на практике технологии опосредованного запоминания и активизации внимания аудитории


ОК1 - ОК 8,

ОК8, ОК12

самоорганизация,

коммуникативная

Проверка и анализ выполнения практического задания

применять на практике технологию «мозговой штурм»

ОК 1 - ОК 8,

ОК8, ОК12

самоорганизация,

коммуникативная

Проверка и анализ выполнения практического задания


© 2010-2022