Конспект занятия по программе Я и общество по теме: День земли

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

День Земли.

«Сохранить природу - сохранить жизнь»

Задачи:

Формировать экологическую культуру. Помочь детям осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли.

Воспитывать чувство любви к природе, уважение ко всему живому.

Нельзя допустить, чтобы люди

направляли на своё уничтожение

Те силы природы, которые они

Сумели открыть и покорить.

Ф. Жолио-Кюри

Ход


  1. Рассказ- беседа « Значение природы для человека».

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой -вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо - Природа. Человек - ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу - сохранить Землю - сохранить жизнь» -идея нашего занятия.

Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками изменений, происходящих в природе Земли. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений?

- Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве - там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья, и мазут.

Весь берег стал похож на свалку -

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет...

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

- Зачем все это, Человек?!
Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить... К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений•- люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города...

- А как складывается экологическая ситуация в нашем городе ?

- Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

Загрязнение воздуха на 43-45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, Курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов при беременности, на увеличение мертворожденных детей и врожденных аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.

- Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

Прежде всего, необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны также больницы с современным оборудованием... На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережному отношению к природным ресурсам и сообществам.

Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет.

Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить им, оберегать от разрушительных последствий.

-Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый из вас?

«Будьте активными защитниками природной среды!»

Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоемов...

Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений...).

Заботьтесь о братьях наших меньших (муравьях, птицах, ежиках ...).

Украшайте в зеленый наряд города и села.

Вы представили себя взрослыми людьми и смогли принять участие в обсуждении важных для всего человечества проблем. А теперь давайте немного поиграем.

2. Игра « Правда ли что…»

  1. Крокодилы умеют лазать по деревьям? (да).

  2. Змеи могут совершать прыжки до метра высотой? (да).

  3. Стрижи даже спят на лету? (да, спят на закате на большой высоте).

  4. Голубые розы растут только в Китае? (нет, голубых роз не бывает).

  5. Зелёным картофелем можно отравиться? (да).

  6. На зебрах водятся полосатые блохи? (нет).

  7. Орхидеи используют в приготовлении мороженого? (да, получают сорт ванилина).

  8. Большие черепахи плачут? (да, смывают песчинки с глаз).

  9. Крабы поднимаются к поверхности на дельфинах? (нет).

  10. Кончик меча у меч-рыбы отравлен? (нет).

  11. Божьи коровки кусаются, когда рассержены? (нет, они выделяют раздражающую жидкость).

3. Викторина «Знатоки родной природы».

1. В древней Руси этого зверька называли «векша». Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив.

(белка)

2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно может почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии.

(кузнечик)

3. В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку.

(божья коровка)

4. Время цветения этого кустарника - апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко-красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь.

(волчья ягода)

5. Этих птиц любят за их весёлый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жуков-листоедов.

(скворцы)

6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но разводя и охраняя тлю (так как питаются её сладкими выделениями), они наносят вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой.

(муравьи)

( за каждый правильный ответ - жетон)

4. Итог.

Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами - мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

Берегите Землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,

Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите.. .М. Дудин

Подводя итог нашего мероприятия, хотелось бы задать вам несколько вопросов:

- Как влияет загрязнение окружающей среды на все человечество?

- Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь природе и нашей родной планете Земля?



© 2010-2022