- Преподавателю
- Другое
- Конспект занятия по программе Я и общество по теме: День земли
Конспект занятия по программе Я и общество по теме: День земли
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кононенко М.Н. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
День Земли.
«Сохранить природу - сохранить жизнь»
Задачи:
Формировать экологическую культуру. Помочь детям осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли.
Воспитывать чувство любви к природе, уважение ко всему живому.
Нельзя допустить, чтобы люди
направляли на своё уничтожение
Те силы природы, которые они
Сумели открыть и покорить.
Ф. Жолио-Кюри
Ход
-
Рассказ- беседа « Значение природы для человека».
Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой -вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
Это чудо - Природа. Человек - ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу - сохранить Землю - сохранить жизнь» -идея нашего занятия.
Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками изменений, происходящих в природе Земли. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений?
- Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве - там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку -
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем все это, Человек?!
Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить... К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений•- люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города...
- А как складывается экологическая ситуация в нашем городе ?
- Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?
Загрязнение воздуха на 43-45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, Курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов при беременности, на увеличение мертворожденных детей и врожденных аномалий.
Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.
- Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?
Прежде всего, необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны также больницы с современным оборудованием... На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережному отношению к природным ресурсам и сообществам.
Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет.
Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить им, оберегать от разрушительных последствий.
-Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый из вас?
«Будьте активными защитниками природной среды!»
Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоемов...
Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений...).
Заботьтесь о братьях наших меньших (муравьях, птицах, ежиках ...).
Украшайте в зеленый наряд города и села.
Вы представили себя взрослыми людьми и смогли принять участие в обсуждении важных для всего человечества проблем. А теперь давайте немного поиграем.
2. Игра « Правда ли что…»
-
Крокодилы умеют лазать по деревьям? (да).
-
Змеи могут совершать прыжки до метра высотой? (да).
-
Стрижи даже спят на лету? (да, спят на закате на большой высоте).
-
Голубые розы растут только в Китае? (нет, голубых роз не бывает).
-
Зелёным картофелем можно отравиться? (да).
-
На зебрах водятся полосатые блохи? (нет).
-
Орхидеи используют в приготовлении мороженого? (да, получают сорт ванилина).
-
Большие черепахи плачут? (да, смывают песчинки с глаз).
-
Крабы поднимаются к поверхности на дельфинах? (нет).
-
Кончик меча у меч-рыбы отравлен? (нет).
-
Божьи коровки кусаются, когда рассержены? (нет, они выделяют раздражающую жидкость).
3. Викторина «Знатоки родной природы».
1. В древней Руси этого зверька называли «векша». Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив.
(белка)
2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно может почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии.
(кузнечик)
3. В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку.
(божья коровка)
4. Время цветения этого кустарника - апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко-красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь.
(волчья ягода)
5. Этих птиц любят за их весёлый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жуков-листоедов.
(скворцы)
6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но разводя и охраняя тлю (так как питаются её сладкими выделениями), они наносят вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой.
(муравьи)
( за каждый правильный ответ - жетон)
4. Итог.
Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами - мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.
Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,
Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите.. .М. Дудин
Подводя итог нашего мероприятия, хотелось бы задать вам несколько вопросов:
- Как влияет загрязнение окружающей среды на все человечество?
- Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь природе и нашей родной планете Земля?