Рабочая программа по профилю Швейное дело 8 класс

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) в 8 классе разработана на основе примерной программы «Швейное дело, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2001. Швейное дело: учебник для  8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая, 2007 г. Целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изг...
Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

Швейное дело

для 8-го класса

на 2014/15 учебный год



Рассмотрено на МО учителей

Протокол от _______ № ______

Составила: Беляева Т.Н.

учитель трудового обучения

Великий Новгород

2014



Пояснительная записка

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) в 8 классе разработана на основе примерной программы «Швейное дело, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2001.

Швейное дело: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая, 2007 г.

Целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.

Задачи курса:

  • формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;

  • развитие мышления, способности к пространственному анализу;

  • формирование эстетических представлений и вкуса;

  • воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у воспитанников знаний основ материаловедения, устройства бытовых швейных машин, технологии пошива легкой одежды.

Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на бытовых швейных машинах, технологическую последовательность изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции.

Содержание курса соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным компонентом, в рабочую программу не внесены изменения.

Основное содержание обучения по предмету

В рабочую программу включены темы по пошиву блузки с воротником и без воротника, цельнокроеного платья, учащиеся знакомятся с приемами выполнения такого вида отделки, как вышивка гладью, рюши, оборки и воланы, технологией обработки воротников и застежек в лёгкой женской одежде.

В 8 классе продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине. Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал программы достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях «практическое повторение» школьникам предлагают заказы базового предприятия.

Программа рассчитана на срок обучения 1 год, по 7 часов в неделю.

  • I четверть - 56 часа

  • II четверть - 56 часа

  • III четверть - 70 часов

  • IV четверть - 56 часа

Количество часов за год - 238 часов

№ п.п.

Разделы, темы

Количество часов

I четверть 56 часов

1

Вводное занятие

1

2

Вышивание гладью

7

3

Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой

12

4

Соединение основных деталей плечевого изделия

17

5

Практическое повторение

17

6

Самостоятельная работа

2

II четверть 56 часов

7

Водное занятие

1

8

Изготовление выкройки цельнокроёного платья на основе выкройки блузки и раскрой

12

9

Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины

21

10

Ремонт одежды

5

11

Практическое повторение

13

12

Самостоятельная работа

4

III четверть 70 часов

13

Вводное занятие

1

14

Отделка лёгкой одежды

10

15

Построение чертежа основы платья

8

16

Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке

15

17

Обработка деталей с кокетками

13

18

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застёжкой доверху

8

19

Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой

21

20

Самостоятельная работа

4

IV четверть 56 часов

21

Вводное занятие

1

22

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата

14

23

Обработка бортов подбортами в лёгком женском платье

17

24

Массовое производство швейных изделий

5

25

Практическое повторение

15

26

Контрольная работа и анализ её качества

4

I четверть

  • Вводное занятие

План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.

  • Вышивание гладью

Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки (гладь). Инструменты и приспособления для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань.

  • Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой.

Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (линия бока начинается от середины проймы).

Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шелка. Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани на блузку.

  • Соединение основных деталей плечевого изделия

Ткани из натурального и искусственного шелка: свойства. Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава. Виды обработки низа блузки в зависимости от ее назначения.

  • Практическое повторение

Виды работы. По выбору. Пошив блузки, жилеты, юбки или постельного белья. Выполнение заказов базового предприятия с пооперационным разделением труда.

  • Самостоятельная работа

Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой. Обработка среза двойной строчкой. (Выполняется по готовому крою на образце.)

II четверть

  • Вводное занятие

План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской.

  • Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой

Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами.

Понятие силуэт (в одежде). Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом). Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии.

  • Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины

Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания. Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и подкройная). Способы раскроя подкройной обтачки. Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки.

  • Ремонт одежды

Заплата. Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа). Наложение заплаты на легкое верхнее платье.

  • Практическое повторение

Виды работы. Пошив по готовому крою постельного белья, блузок и платьев (женских, детских), нижнего белья (детского и женского). Выполнение заказов базового предприятия.

Раскрой изделия с использованием готовых лекал.

  • Самостоятельная работа

По выбору учителя.

III четверть

  • Вводное занятие

План работы на четверть. Добросовестное отношение к труду.

  • Отделка легкой одежды

Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка и защип, мережка).

Виды отделки легкой одежды. Различия между оборками, рюшами и воланами. Правила раскроя отделочных деталей. Мережка столбиком, пучками.

  • Построение чертежа основы платья

Изделие. Выкройка основы платья.

Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна (капрон, лавсан, нитрон). Получение пряжи из синтетических волокон и нитей. Мерки для платья, правила их снятия. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. Детали платья. Названия контурных срезов выкройки.

  • Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке

Изделия. Выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке.

Основные свойства тканей с примесью лавсана и капроновых (стойкость к износу, малая гигроскопичность, легкая воспламеняемость). Мерки и расчеты для построения чертежей прямого длинного рукава и воротника на стойке. Фасоны воротников. Нанесение линии низа короткого рукава. Название срезов выкройки и кроя. Высшая точка оката рукава. Виды обработки низа короткого рукава. Обработка воротника.

  • Обработка деталей с кокетками

Кокетка: виды, соединение с деталью притачным и накладным способами, обработка нижнего среза. Отделка.

  • Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху

Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.

Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки основы платья. Нанесение линии низа блузки. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья.

  • Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой

Приспособления к бытовым швейным машинам: линейка для стачивания деталей и прокладывания отделочных строчек; лапки с направляющим бортиком для выполнения накладного и настрочного шва и для отделочных строчек на разные расстояния от края деталей. Связь и соответствие линий проймы и оката рукава, горловины и воротника.

  • Самостоятельная работа

Обработка воротника на образце. Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой. (Выполняется по готовому крою.)

IV четверть

  • Вводное занятие

План работы на четверть.

  • Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата

Выкройка халата с отложным воротником, притачным подбортом и длинным рукавом на манжете. Выкройка подборта. Выкройка манжеты. Выкройка отложного воротника.

Общее представление о получении нетканых материалов. Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива. Нетканые материалы. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. Виды манжет. Воротник. Ворот и подборт. Подборт: виды и назначение.

  • Обработка бортов подбортами в лёгком женском платье

Халат домашний из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, с кокеткой или без нее, с рукавом или без них.

Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка. Неполадки в работе промышленной швейной машины. Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам. Способы соединения манжеты с длинным рукавом.

  • Массовое производство швейных изделий

Пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий. Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда. Машинные и ручные работы на швейной фабрике.

  • Практическое повторение

Виды работы. Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда.

  • Контрольная работа и анализ её качества

Отдельные операции по изготовлению образца блузки с отложным воротником, притачным подбортом и коротким рукавом в масштабе 1:2.

Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)

По окончании VIII классов учащиеся 1 уровень:

Должны знать:

- строение и основные свойства хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей (из натуральных и искусственных волокон) и их применение, полную характеристику стачных швов (взаутюжку, в разутюжку, обтачных): ширину их в изделиях легкого платья, последовательность соединения основных деталей поясных и плечевых изделий.

Должны уметь:

- распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, составлять план пошива легкой одежды, состоящей из основных деталей, выполнять мелкий ремонт одежды.

- рационально организовывать рабочее место;

- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;

- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).

- выполнять мелкий ремонт изделий из различных материалов;

-создавать изделия с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

- контролировать качество выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;

- соблюдать правила безопасности труда.

2 уровень

Должны знать:

- основные свойства хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей (из натуральных и искусственных волокон) и их применение,

- характеристику стачных швов (взаутюжку, в разутюжку, обтачных): ширину их в изделиях легкого платья, последовательность соединения основных деталей поясных и плечевых изделий.

Должны уметь:

- распознавать ткань, выполнять простые виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, составлять план пошива легкой одежды, состоящей из основных деталей,

- выполнять мелкий ремонт одежды.

- организовывать рабочее место;

- составлять последовательность выполнения простых технологических операций для изготовления изделия;

- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

- выполнять мелкий ремонт изделий из различных материалов;

- соблюдать правила безопасности труда.

Основные критерии для оценки знаний и умений учащихся по трудовому обучению.

1. Уровень знаний учащихся теоретических и практических вопросов технологии и их умения применять эти знания в практической работе.

2. Знание инструментов, приспособлений, другого оборудования и умение

подготовить их к работе.

3. Степень овладения приемами выполнения работы (рабочими операциями).

4. Продолжительность выполнения работы в целом или части ее.

5. Знание и выполнение требований техники безопасности, производственной санитарии и гигиены при выполнении работы.

6. Умение пользоваться при выполнении работы письменно-графическими
документами (технологическими картами) и правильно составлять простейшие их них.

7. Умение правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем при выполнении задания; бережно относиться к инструментам; экономное расходование материалов.

8. Степень самостоятельности при организации и выполнении работы и проявления элементов творчества.

9.Качество выполненной работы в целом (точность и чистота отделки изделия, возможность использования его по назначению и т.п.).

- оценку "5"- ставить тогда, когда выполнены все названные критерии,

- оценку "4" - когда один или два критерия нарушены,

- оценку "3" - когда нарушены три критерия и прежде всего: качество выполнения работы, самостоятельность, точность соблюдения технологической последовательности и трудовых приемов;

Оценка устных ответов по трудовому обучению:

Ответ оценивается отметкой "5", если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотно, в определенной последовательности, точно используя технологическую терминологию и символику;

- правильно выполнил технологические карты, рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно, допускаются наводящие вопросы учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой "4", если он удовлетворяет в основном требованиям на отличную отметку, но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие технологическое содержание ответа;

- допущены один-три недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены две ошибки или более трёх недочетов при освещении второстепенных вопросов либо в выкладках, легко исправленных по замечанию учителя.

Отметка "3" ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто основное содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании технологической терминологии, в чертежах, таблицах, картах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных практических умений и навыков.

Оценка письменных ответов по трудовому обучению:

(Тесты, контрольные и самостоятельные работы, комбинированные работы)

Отметка "5":

- работа выполнена полностью;

- в рассуждениях и обосновании ответов нет погрешностей;

-используются знания в нестандартных ситуациях;

- в решении нет технологических ошибок (возможна 1 неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка "4":

- работа выполнена полностью, но допущены 1-3 ошибки или 2-3 недочета в тестах, картах, выкладках, рисунках, чертежах, эскизах.

Отметка "3":

- ученик владеет обязательными умениями по проверяемой теме. Работа выполнена на 2/ 3 объёма.

Учебно-методическое обеспечение

  • Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, Москва, «Владос», 2001, сборник 2.

  • Учебник «Швейное дело» для 6 класса под редакцией О. Б. Картушиной, Г. Г. Мозговой, Москва, «Просвещение», 2007

  • ТСО

  • Плакаты

контрольная работа за 1 полугодие

содержание вопроса

варианты ответа

правильный

ответ

1.

В какой части растения находятся волокна хлопка?

А- в листьях;

Б- в стебле;

В- в цветке

2.

Полоска ткани для обработки срезов изделия называется…

А- вытачка;

Б- оборка;

В- обтачка

3.

Один из видов отделки швейного изделия, который может выполняться ручным или машинным способом называется…

А- обтачка;

Б- сборка;

В-утюжка

4.

К соединительным швам относится…

А- стачной вразутюжку;

Б- шов вподгибку с закрытым срезом;

В- обтачной

5.

Ширина шва при притачивании пояса к юбке равна:

А- 1.0-1.5см;

Б- 0,7- 1,0 см;

В- по модели;

6.

Для построения чертежа ночной сорочки снимают мерки…

А- Ст, Сб;

Б- Сг, Ди;

В- Сш, Сб, Днч

7.

Для построения чертежа фартука снимают мерки…

А- Ст, Сб, Днч;

Б- Сг, Ди;

В- Ст, Сб;

8.

К механизмам регулировки швейной машиной относятся:

А- регулятор глубины строчки;

Б- регулятор натяжения верхней нити;

В- регулятор шпульки

9.

Фигурная деталь из ткани для обработки срезов детали изделия - это…

А- карман;

Б- косая обтачка;

В- подкройная обтачка

10.

карманы, которые настрачивают на изделие, называются…

А- накладными;

Б- настрочными;

В- стачными

11.

Шов окантовочный относится к …

А- отделочным;

Б- краевым;

В- соединительным

12.

Срез горловины в платьях без воротника можно обработать……….

А- швом вподгибку;

Б- двойным швом;

В- подкройной обтачкой

13.

Термин « приутюжить» означает…..

А- сократить край детали;

Б- удалить ласы;

В- уменьшить толщину шва

14.

К коническим юбкам относится…

А- шестиклинка;

Б- «полусолнце»;

В- «солнце»

15.

Размер блузы можно определить по

мерке…

А- Ст;

Б- Сш;

В- СгII

16.

Полоска ткани, собранная по середине, используемая для отделки изделий - это …

А- волан;

Б- оборка;

В- рюш

17.

Конец вытачки в изделии…

А- сутюживают;

Б- оттягивают;

В- приутюживают

18.

Низ юбки можно обработать…

А- двойным швом;

Б- швом вподгибку с открытым срезом;

В- стачным швом

19.

Причина поломки иглы

А- ткань слишком толстая для иглы

Б- неправильно заправлена машина

В- грязный шпульный колпачок

20.

Полоска ткани выкроенная по кругу - это…

А- волан;

Б- оборка;

В- рюш

Ключ

№ вопроса

Правильный

ответ

1.

в

2.

в

3.

б

4.

а

5.

б

6.

б

7.

а

8.

б

9.

в

10.

а

11.

б

12.

в

13.

в

14.

а

15.

в

16.

в

17.

а

18.

б

19.

а

20.

а

Итоговая контрольная работа

содержание вопроса

варианты ответа

правильный

ответ

1.

Припуск на обработку среза горловины равен…

А- 1,0- 1,5 см;

Б- 0,5- 0.7 см;

В- 0,7- 1,0 см

2.

К срезам рукава относится…

А- срез оката;

Б- срез горловины;

В- срез проймы;

3.

Ширина шва при обработке боковых срезов платья равна:

А- 2,0 - 3,0 см;

Б- 1,0- 1,5 см

В- 0,7 -1,0 см;

4.

Термин «сутюжить» означает:

А- уменьшить толщину шва;

Б- соединить две детали, примерно равные по величине;

В- сократить край детали;

5.

К универсальным машинам относится машина…

А- 51- А класса;

Б- 97 класса;

В- 85 класса

6.

К краевым швам относится…

А- двойной шов;

Б- окантовочный шов;

В- расстрочной шов

7.

Гладкая на ощупь, быстро сохнет, скользит, не сохраняет тепло- это характеристика для…

А- шелковой ткани

Б- хлопчатобумажной;

В- шерстяной ткани;

8.

При пошиве блузы рукав в пройму…

А- втачивают;

Б- настрачивают;

В-притачивают

9.

Горловину с вырезом « каре» можно обработать…

А- косой обтачкой;

б- подкройной обтачкой;

В- окантовочным швом

10.

Полоска ткани, собранная с одной стороны, используе-мая для отделки изделий - это …

А- волан;

Б- оборка;

В- рюш

11.

Конец вытачки в изделии…

А- сутюживают;

Б- оттягивают;

В- приутюживают

12.

Низ юбки можно обработать…

А- двойным швом;

Б- швом вподгибку открытым срезом;

В- стачным швом

13.

По способу соединения кокетки могут быть:

А- отлетные;

Б- отрезные;

В- притачные

14.

Термин, используемый при обработке воротника:

А- обтачивание;

Б- притачивание;

В- стачивание

15.

Если строчка петляет снизу,надо…

А- усилить натяжение нижней нити;

Б- усилить натяжение верхней нити;

В- сменить иглу

16.

При раскрое изделия надо учитывать:

А- направление рисунка на ткани;

Б- размер изделия;

В- силуэт

17.

Для изготовления выкройки рукава необходима мерка:

А- Ог;

Б- Шб;

В- Оп

18.

Рукава в одежде могут быть…

А- втачными;

Б- притачными;

В- настрочными

19.

Нижний воротник при обработке…

А- сутюживают;

Б- дублируют;

В- подрезают

20.

Причина пропусков стежков в машине …

А- слишком тонкая игла;

Б- неправильная заправка верхней нити;

В- кривая игла

Ключ к итоговому тесту 8 класс

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ

1

в

3

б

7

а

11

а

15

б

19

б

2

а

4

в

8

а

12

б

16

а

20

б

3

б

5

б

9

б

13

в

17

в

4

в

6

б

10

б

14

а

18

а


© 2010-2022