Доклад Применение инновационных технологий

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад Применение инновационных технологий

Д.М.Хафизова,

старший мастер



Применение инновационных

технологий

в формировании

профессиональных компетенций

будущих рабочих и специалистов


Образование - это индустрия,

направленная в будущее.

С.П. Капица

Развитие - неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Образование должно быть доступным, качественным, эффективным. Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности - это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.

В последние десятилетия в педагогической практике начали широко применяться различные образовательные технологии, хотя мысль о технологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А. Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех.

Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений показаны в таблице:

Сравниваемые

параметры

педагогического

процесса

Образовательное учреждение


Традиционное

Инновационное

Цель

Передача знаний, умений

и попутное воспитание,

освоение социального опыта

Содействие самореализации и самоутверждению личности

Ориентация

На потребности общества и производства

На потребности и возможности

личности

Принципы

Идеологически

трансформированы

Научные, объективные

Содержание

образования

Разрозненные предметы со слабовыраженными межпредметными связями

Гуманизированные и

личностно-ориентированные

культурные ценности

Ведущие методы и формы

Информационно-репродуктивные

Творческие, активные,

индивидуально-дифференцированные

Отношения обучающих и

обучающихся

Субъект-объектные

Субъект-субъектные

Роль

преподавателя

Источник

и контроль знаний

Консультант-помощник

Основные

результаты

Уровень обучения и социализации

Уровень личностного и

профессионального развития,

самоактуализации и

самореализации

Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, способствуют повышению эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса - это подготовка высококвалифицированных специалистов:

· имеющих фундаментальные и прикладные знания;

· способных успешно осваивать новые, профессиональные и управленческие области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия;

· обладающих высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

В современных динамичных социально-культурных условиях при возрастающем спросе на качество профессионального образования определяются основные приоритеты функционирования образовательных систем:

- развитие конкурентоспособности и профессиональной мобильности будущих специалистов;

- формирование готовности обучающихся к постоянному совершенствованию и непрерывному образованию;

- совершенствование умений работать самостоятельно, а также в команде в условиях конкурентной среды;

- развитие креативности и критического мышления.

Необходимость внесения инновационных изменений в профессиональную подготовку обучающихся обусловлена тем, что сегодня от будущих руководителей и работников требуются не только глубокие знания, но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности и деятельности подчиненных. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения, комплексного подхода к формированию профессиональной компетентности современного рабочего.

В общем смысле мотивации - это процесс побуждения себя и других к продуктивной деятельности для достижения личных целей и целей коллектива.

Профессиональное обучение - это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования. Процесс профессионального обучения призван осуществлять три взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Все эти функции педагогического процесса тесно связаны и взаимозависимы.


Функции

Содержание функции

Образовательная

Формирование профессионально-технических

знаний, умений и навыков; повышение профессиональной компетентности. Формирование

опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности

Воспитательная

Формирование профессиональной

направленности личности обучающихся: потребности

в профессиональном труде, устойчивых

положительных мотивов труда, склонности и интереса

к профессиональной деятельности.

Воспитание профессионально важных качеств

личности: самостоятельности, способности

принимать решения, творческого подхода к любому

делу, умения постоянно учиться, способности

к сотрудничеству, социальной и

профессиональной ответственности

Развивающая

Психическое развитие личности обучающихся - сенсомоторного, интеллектуального и эмоционально-психологического потенциала, формирование квалификаций, прогнозирование профессионального роста

Можно выделить специфические особенности процесса профессионального обучения:

ориентированность на получение конкретной профессии, определяющая мотивы учения и повышенный интерес к специальным предметам и профессиональному обучению;

общая прикладная направленность образовательного процесса, вооружающая обучающихся умением применять полученные знания для решения практических задач;

преподаватели и мастера профессионального обучения, в совершенстве владеющие своим предметом, являются учителями профессии, воспитателями и наставниками обучающихся;

особое значение в общем процессе подготовки квалифицированных кадров имеет производственное обучение как составная часть образовательного процесса, имеющая свои специфические (по сравнению с теоретическим обучением) цели и задачи, а также содержание, средства, методы и формы;

важным средством профессионального обучения является производительный труд, подчиненный решению образовательных задач;

специфической особенностью процесса профессионального обучения является сочетание обучения в специально организованных условиях и в условиях производства.

Слово «технология», образованное от латинских слов «технос» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. Новые требования общества к уровню профессионализма предполагают и так называемые инновационные технологии в профессиональном образовании. К ним можно отнести:

  • практико - ориентированное обучение;

  • проблемное обучение;

  • блочно-модульное обучение;

  • метод проектов;

  • кейс - технология;

  • метод «Портфолио»;

  • тестовые формы контроля знаний;

  • технологии развивающего обучения;

  • игровые технологии;

  • информационно-компьютерные технологии;

  • дистанционные технологии обучение

Когда конечный результат определяется количеством и качеством освоенных профессиональных компетенций, технологизированный подход к обучению является наиболее актуальным. Деятельность мастера производственного обучения требует владения всё большим количеством технологий.

Рассмотрим инновационные технологии, применяемые в нашем учебном заведении.

Применение практико-ориентированнных технологий повышает интерес у обучающихся интерес к обучению, увеличивает мотивацию за счёт сочетания новых и традиционных методов обучения.

Сущность данной образовательной технологии вытекает из её названия и включает следующие аспекты:

- формирование профессиональных компетенций обучающихся;

- перенос обучения на рабочие места.

Целями практико-ориентированного обучения являются:

- обеспечение возможности применить теоретические знания на практике и пополнение их;

- решение задачи профессионального самоопределения обучающихся;

- развитие познавательных потребностей.

Практико-ориентированное содержание учебного материала позволяет приблизить обучение к жизни, выбранной профессии, учесть жизненный опыт, поднимая таким образом уровень познавательного интереса. Этот метод широко применяется в подготовке поваров, кондитеров и продавцов, контролёров кассиров, так как производственное обучение и учебная практика проходят непосредственно на рабочих местах этих профессий в реальных условиях производства. И здесь обучающиеся отрабатывают профессиональные навыки.

Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты. Эта технология широко применяется нашими портными и поварами, кондитерами на протяжении нескольких лет. Итоговая государственная аттестация по этим профессиям проходит в форме защиты творческого проекта. Каждый обучающийся разрабатывает творческий проект, состоящий из пояснительной записки и самого изделия, которое изготавливают обучающиеся к итоговой государственной аттестации: у портных - это швейное изделие, у поваров, кондитеров - блюда.

В пояснительной записке отражаются:

• выбор и обоснование темы проекта;

• описание этапов конструирования объекта;

• выбор материала для объекта, дизайн-анализ;

• технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы;

• подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места;

• охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;

• экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;

• использованные источники информации;

• приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).

К проектируемому изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др. Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности обучающегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.

Для формирования инновационно-методического опыта целесообразно применять метод «портфолио». «Портфолио - это целенаправленная коллекция работ обучающихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях» (Д. Мейер).

Создание «портфолио» является неотъемлемой частью внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения,

как показатель освоения общих и профессиональных компетенций для оценки уровня подготовки будущих рабочих и специалистов. Каждый обучающийся оформляет своё «портфолио», в которое собираются все зачётные и творческие работы, результаты контроля знаний, благодарности, грамоты, дипломы за достигнутые успехи в учебной и внеклассной деятельности. «Портфолио» даёт возможность наблюдать профессиональный рост, формировать мотивации, развивать индивидуально-личностные и профессиональные качества, а также оценивать развитие успехов обучающихся. Отличительной особенностью «портфолио» является его личностно-ориентировнный характер.

К инновационным технологиям относят применение на занятиях тестирования. Тест - стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках. Тесты на проверку качества усвоения и применения профессиональных знаний в зависимости от цели их применения разрабатываются для различных уровней усвоения, каждый из которых ориентировочно соответствует определённому этапу производственного обучения или учебной практики.

Тестовый контроль знаний и умений наиболее широко применяется на вводном инструктаже при актуализации знаний для проверки ранее изученного и отработанного, удобен при проведении поэтапной аттестации обучающихся на определённый уровень квалификации. Для определения уровня теоретической подготовки обучающиеся проходят тестирование, а для выявления практических навыков повара готовят блюдо, портные - изделие по темам пройденной программы. Также для контроля знаний обучающихся используются графические и технические диктанты.

Одним из методов технологий интерактивного обучения являются семинары-диспуты, которые предполагают коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей её достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умения вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Последним примером может служить семинар на тему: «Что мы едим?», который прошёл в рамках декадника по профессии «Повар, кондитер» в феврале месяце. Выступающие подготовили презентации и доклады по теме. Участники семинары активно обсуждали выступления, ведь тема семинара актуальна, затрагивает здоровьесберегающие технологии. При проведении семинара использовался мультимедийный проектор. Все присутствующие получили интересную и полезную информацию: из чего состоят продукты, что мы едим, как правильно питаться?

Человек от рождения талантлив, и задача педагога состоит в том, чтобы не загубить этот талант и привести ученика в мир творчества, снабдив его определёнными знаниями. Среди множества путей воспитания интереса к обучению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности.

Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока - закреплению знаний, лучшему усвоению определённых навыков работы, приближению обучающегося к уровню творческого решения задач и т.д. Только в таком случае игра называется обучающим элементом урока.

Элементы игровых технологий применяются на уроках спецдисциплин, производственного обучения. Обучающиеся на уроках и в качестве домашнего задания составляют кроссворды по различным темам программы, которые впоследствии используются для закрепления пройденного материала, кроссворды по профессиональным терминам. Игра «Товароведное домино» служит для закрепления тем «Плоды» и «Овощи».

Особенно широко распространены игровые элементы на конкурсах профессионального мастерства и внеклассных мероприятиях, где должен быть элемент соревнования между командами или отдельными обучающимися. А завоевание победы или какой-либо выигрыш сильно побуждает к дальнейшим действиям. Притом не всегда в конкурсах побеждают хорошо успевающие обучающиеся. Зачастую много сноровки, терпения, настойчивости проявляют в игре те, у кого этих качеств не хватает для систематического приготовления уроков. Игра должна быть доступной и привлекательной.

Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.

На конкурсе профессионального мастерства продавцов одним из конкурсных заданий является разрешение конфликтной ситуации в профессиональной деятельности. Обучающиеся инсценируют конфликтные ситуации между продавцом и покупателем, которые должны разрешить участники конкурса или разыгрывается сценка, в которой участники конкурса должны указать на ошибки в поведении продавца и покупателя в сложившейся ситуации. Элементы деловой игры, используемые при закреплении материала, побуждают обучающихся к активному применению знаний, вовлекают в коллективные взаимоотношения, учат делать выводы, систематизировать полученные знания, воспитывают интерес к профессии, стремление учиться и совершенствовать свои профессиональные знания и умения

Не внедрять информационные технологии - это значит отстать от быстрого, экспрессивного и жёсткого развития прогресса.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте).

Компьютерные технологии обучения - это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

• средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

• средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

• средством для определения уровня знаний и контроля за освоением учебного материала;

• универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;

• одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

Наличие компьютерных классов в нашем колледже позволяет педагогам применять информационные технологии как при проведении уроков теоретического и производственного обучения, так и при организации внеурочной деятельности обучающихся.

Направления применения информационных технологий:

- использование видеороликов - учебный видеофильм является уникальным средством подачи производственной хроники. Например, при изучении производства хлебобулочных и кондитерских изделий были отсняты видеоролики на ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат», демонстрация которых на уроке позволила раскрыть тему урока доступно и в полной мере.

- создание обучающимися презентаций для закрепления изученного материала и развития творческого мышления. Преимущества презентаций состоят в том, что с их помощью урок становится наглядным, информация, произведённая на слайдах, воспринимается быстро и легко, повышается качество обучения. Компьютерные презентации - один из приёмов, позволяющих сделать учебный материал ярким и убедительным. Обучающиеся самостоятельно создают презентации в качестве домашнего задания, для закрепления изученного материала, развития творческого мышления.

В последние годы итоговая государственная аттестация проходит с использованием мультимедийных проекторов и интерактивной доски. Будущие продавцы готовят презентации по теме своей квалификационной работы. Сейчас создана большая картотека презентаций практически по всем товароведным группам продовольственных и непродовольственных товаров. Этот материал успешно используется при изучении новых тем по различным группам товаров на 1,2 курсах.

- использование электронных наглядных пособий, электронных учебников при изучении различных тем программы. Так, у продавцов - это программные продукты ООО «Мульти софт»; 1С: Предприятие; 1С: Платёжные документы; серии обучающих программ «Искусство бизнеса», «Мерчендайзинг» и другие , у поваров - «Холодные блюда», «Закуски», «Соусы», «Первые блюда», «Приготовление изделий из теста», «Приготовление сладких блюд, напитков» и др.

- осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.

- использование компьютеров для составления калькуляционных карт при подготовке поваров.

- использование компьютера во внеурочной деятельности. При проведении конкурсов профессионального мастерства у продавцов широко применяются технологии мультимедиа: участники конкурса представляют свою визитку, а также конкурсное задание «Реклама товара» в виде презентации. Мастер - классы у поваров проводятся с помощью документ-камеры, когда все операции по технологии приготовления выводятся на экран.

Освоение компьютерных технологий является необходимым условием профессиональной деятельности продавцов - работа на контрольно-кассовых аппаратах с программным управлением.

Практика показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности для творчества как педагога, так и обучающихся, повышает интерес обучающихся к предмету, своей профессии, стимулирует освоение обучающимися довольно серьёзных тем, что в конечном итоге ведёт к интенсификации процесса обучения.

В современных экономических условиях каждый выпускник должен обладать высоким мастерством, что позволит ему быть конкурентноспособным на рынке труда. Профессионализм обеспечит высокую мобильность специалиста, способность оперативно осваивать новшества, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способность самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответственные решения и обеспечивать процессы саморазвития. Главным элементом профессионализма на сегодняшний день становится не объём получаемой информации, а умение творчески усваивать и использовать её. «Самостоятельные мысли вытекают из самостоятельно приобретённых знаний», - говорил К.Д. Ушинский. В наше время как никогда нужны инициативные, решительные, смелые, творчески работающие личности.

В завершение можно сделать вывод, что:

• эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения;

• выбор технологии обучения определяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Развитие - неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические.

Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.

Инновационные образовательные технологии способствуют повышению эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса - это подготовка высококвалифицированных специалистов.

Современный профессиональный труд сложен и многогранен. Для его успешного осуществления необходимы глубокие знания технологии, техники и способов ее применения, твердые практические навыки и умения, а также развитые интеллектуальные, волевые, физические и другие качества личности.

Новые требования общества к уровню профессионализма предполагают и так называемые инновационные технологии в профессиональном образовании. К инновационным технологиям в образовании можно отнести:

  • практико -- ориентированное обучение;

  • проблемное обучение;

  • блочно-модульное обучение;

  • метод проектов;

  • кейс-технология;

  • метод «Портфолио»;

  • тестовые формы контроля знаний;

  • технологии развивающего обучения;

  • игровые технологии;

  • информационно-компьютерные технологии;

  • дистанционные технологии обучения

Применение практико-ориентированнных технологий повышает интерес у обучающихся интерес к обучению, увеличивает мотивацию за счёт сочетания новых и традиционных методов обучения.

Сущность практико-ориентированнной технологии вытекает из её названия и включает следующие аспекты:

- формирование профессиональных компетенций обучающихся;

- перенос обучения на рабочие места.

Целями практико-ориентированного обучения являются:

- обеспечение возможности применить теоретические знания на практике и пополнение их;

- решение задачи профессионального самоопределения обучающихся;

- развитие познавательных потребностей.

. Этот метод широко применяется в подготовке поваров, кондитеров и продавцов, контролёров кассиров, так как производственное обучение и учебная практика проходят непосредственно на рабочих местах этих профессий в реальных условиях производства. И здесь обучающиеся отрабатывают профессиональные навыки.

Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты. Эта технология широко применяется нашими портными и поварами, кондитерами на протяжении нескольких лет. Итоговая государственная аттестация по этим профессиям проходит в форме защиты творческого проекта. Каждый обучающийся разрабатывает творческий проект, состоящий из пояснительной записки и самого изделия, которое изготавливают обучающиеся к итоговой государственной аттестации: у портных - это швейное изделие, у поваров, кондитеров - блюда.

Неотъемлемой частью внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения является создание портфолио каждым обучающимся, как показатель освоения общих и профессиональных компетенций для оценки уровня подготовки будущих рабочих и специалистов

Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающихся, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определённый период времени.

К инновационным технологиям относят применение на занятиях тестирования. Наиболее широко на вводном инструктаже при актуализации знаний для проверки ранее изученного и отработанного.

Тест - стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках. Тест - это познавательная и увлекательная игра.

Тестовый контроль знаний и умений наиболее удобен при проведении поэтапной аттестации обучающихся на определённый уровень квалификации. Для определения уровня теоретической подготовки обучающиеся проходят тестирование, а для выявления практических навыков обучающиеся готовят блюдо по темам пройденной программы.

Одним из методов технологий интерактивного обучения являются семинары-диспуты, которые предполагают коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей её достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умения вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Последним примером может служить семинар на тему: «Что мы едим?», который прошёл в рамках декадника по профессии «Повар, кондитер» в феврале месяце. Выступающие подготовили презентации и доклады по теме. Участники семинара активно обсуждали выступления, ведь тема семинара актуальна, затрагивает здоровьесберегающие технологии. При проведении семинара использовался мультимедийный проектор. Все присутствующие получили интересную и полезную информацию: из чего состоят продукты, что мы едим, как правильно питаться?

Среди множества путей воспитания интереса к обучению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности.

Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока - закреплению знаний, лучшему усвоению определённых навыков работы, приближению обучающегося к уровню творческого решения задач и т.д. Только в таком случае игра называется обучающим элементом урока.

Элементы игровых технологий применяются на уроках спецдисциплин, производственного обучения. Обучающиеся на уроках и в качестве домашнего задания составляют кроссворды по различным темам программы, которые впоследствии используются для закрепления пройденного материала, кроссворды по профессиональным терминам.

графический диктант, технический диктант, комедия ошибок, загадки - яблоко, груша

Например, игра «Товароведное домино» служит для закрепления тем «Плоды» и «Овощи». Особенно широко распространены игровые элементы на конкурсах профессионального мастерства и внеклассных мероприятиях, где должен быть элемент соревнования между командами или отдельными обучающимися. А завоевание победы или какой-либо выигрыш сильно побуждает к дальнейшим действиям.

Не внедрять информационные технологии - это значит отстать от быстрого, экспрессивного и жёсткого развития прогресса.

Компьютерные технологии обучения - это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

Наличие компьютерных классов позволяет педагогам применять информационные технологии как при проведении уроков теоретического и производственного обучения, так и при организации внеурочной деятельности обучающихся.

Направления применения информационных технологий различны:

- использование видеороликов - учебный видеофильм является уникальным средством подачи производственной хроники. Например, при изучении производства хлебобулочных и кондитерских изделий были отсняты видеоролики на ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат», демонстрация которых на уроке позволила раскрыть тему урока доступно и в полной мере.

- создание обучающимися презентаций для закрепления изученного материала и развития творческого мышления. Преимущества презентаций состоят в том, что с их помощью урок становится наглядным, информация, произведённая на слайдах, воспринимается быстро и легко, повышается качество обучения. Компьютерные презентации - один из приёмов, позволяющих сделать учебный материал ярким и убедительным.

Обучающиеся самостоятельно создают презентации в качестве домашнего задания, для закрепления изученного материала, развития творческого мышления.

В последние годы итоговая государственная аттестация проходит с использованием мультимедийных проекторов и интерактивной доски. Будущие продавцы готовят презентации по теме своей квалификационной работы. Сейчас создана большая картотека презентаций практически по всем товароведным группам продовольственных и непродовольственных товаров. Этот материал успешно используется при изучении новых тем по различным группам товаров на 1,2 курсах.

- использование электронных наглядных пособий, электронных учебников при изучении различных тем программы. Так, у продавцов - это программные продукты ООО «Мульти софт»; 1С: Предприятие; 1С: Платёжные документы; серии обучающих программ «Искусство бизнеса», «Мерчендайзинг» и другие , у поваров - «Холодные блюда», «Закуски», «Соусы», «Первые блюда», «Приготовление изделий из теста», «Приготовление сладких блюд, напитков» и другие.

- стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.

- использование компьютеров для составления калькуляционных карт при подготовке поваров.

- использование компьютера во внеурочной деятельности. При проведении конкурсов профессионального мастерства у продавцов широко применяются технологии мультимедиа: участники конкурса представляют свою визитку, а также конкурсное задание «Реклама товара» в виде презентации. Мастер - классы у поваров проводятся с помощью с помощью документ-камеры, когда всё происходящее выводится на экран.

Освоение компьютерных технологий является необходимым условием профессиональной деятельности продавцов - работа на контрольно-кассовых аппаратах с программным управлением.

Практика показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности для творчества как педагога, так и обучающихся, повышает интерес обучающихся к предмету, своей профессии, стимулирует освоение обучающимися довольно серьёзных тем, главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

«Учиться в течение всей жизни» - для учителя это непреложная истина, поэтому профессионализм - это не достигнутая вершина, а «процесс преображения профессиональных компетенций».

У успешных учителей - успешные ученики.

Уважаемые коллеги, у нас всё обязательно получится, если мы будем вместе с детьми. Удачи Вам!





© 2010-2022