- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка занятия. «Первые шаги в космос»
Методическая разработка занятия. «Первые шаги в космос»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бородина С.Н. |
Дата | 27.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Барнаульская городская станция юных техников»
Методическая разработка занятия.
« Первые шаги в космос»
(Изготовление плоскостной ракеты со щелевидным соединением)
Автор-составитель: Бородина Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования
Барнаул, 2011 год
Содержание
I. Методическое пояснение . 3
II. Методическая разработка занятия . 4
III. Заключение …...………………………………………………………….… 12
Литература .. 13
Приложение 1 ……………………………………………….……………..……....14
-
Технологическая карта
Приложение 2 …………………...………………………………………………. 17
-
Валеологические упражнения
-
Стихи о космосе
Приложение 3 …………………………………………………………………….18
-
Кроссворд
-
Ребус.
Приложение 4 (на диске) …..…………………………………………………….20
-
Фото-материалы по данному занятию
Приложение 5 (на диске)
Электронная презентация 1
-
«Первые шаги в космос»
Электронная презентация 2
-
Викторина
Электронная презентация 3
-
Технологическая карта
-
Кроссворд
-
Ребус
I. Методическое пояснение.
2011 год - юбилейный год для Российской космонавтики. Современные школьники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Данное занятие знакомит младших школьников с « Первыми шагами человека в космосе», помогает систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности.
Изготовление плоскостной ракеты с щелевидным соединением входит в раздел образовательной программы "Конструирование из плоских деталей". Данное занятие проводится перед днём космонавтики для того, чтобы развить у детей интерес к астрономической, авиационной и космической технике.
Занятие включает в себя несколько этапов: организационную часть, теоретическую часть, практическую часть, подведение итогов.
На каждом этапе занятия используемые виды работы направлены на развитие творческого мышления. Фронтальная беседа позволяет активизировать и систематизировать знания по технологии изготовления.
Использование наглядного материала: электронной презентации «Первые шаги в космос», технологической карты, образца, способствует активизации мыслительной деятельности, повышает интерес к занятию, способствует восстановлению опорных знаний.
Для положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу используются стихи, викторина, они позволяют плавно перейти к практической части занятия.
В заключительной части занятия используется самоанализ деятельности детьми.
Проведение валеологических упражнений направлено на охрану здоровья детей.
Педагогом в подготовительный период:
-подготовлена электронная презентация;
- разработаны шаблоны, образец;
-подобраны вопросы викторины и кроссворда, стихи;
-разработаны валеологические упражнения на космическую тематику.
II. Методическая разработка занятия
Продолжительность занятия - 2 часа (90 минут)
Возраст обучающихся - 7-8 лет
Год обучения - первый.
Тема занятия: «Первые шаги в космос»
(Изготовление плоскостной ракеты со щелевидным соединением, посвящённое 12 апреля - дню космонавтики).
Цель: Создание условий для развития творческого мышления и фантазии, практических навыков организации деятельности в процессе изготовления ракеты из бумаги.
Задачи занятия:
Обучающий аспект:
- уточнить и систематизировать знания детей о профессиях космонавта и людей, работа которых связана с освоением космоса;
- формирование у детей прочных навыков работы с шаблонами; ознакомление с технологией изготовления плоскостных поделок.
Развивающий аспект:
- содействие развитию речи, мышления, фантазии, воображения у детей;
- выработка у детей потребности бережного отношения к своему здоровью путем соблюдения правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм и использования элементов физической культуры на занятии.
Воспитательный аспект:
- привитие у детей художественно-эстетического вкуса; воспитание самостоятельности, организованности, ответственности, аккуратности в процессе выполнения работы;
- воспитывать чувство гордости за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос.
Оборудование занятия:
шаблоны, картон, цветная бумага, самоклеющаяся бумага, фломастеры, простые карандаши, ножницы, клей, линейка, экран для просмотра слайдов, компьютер, проектор.
Тип занятия:
Комбинированный, с последующей итоговой выставкой
Основные методы и формы, применяемые в ходе занятия:
-
Объяснительно-иллюстративный метод
(рассказ, объяснение - демонстрация); -
Репродуктивный метод;
-
Поисковый метод;
-
Самостоятельная работа;
-
Валеологические паузы.
План занятия
I. Организационная часть. П. Теоретическая часть.
-
Введение в тему.
-
Повторение ранее изученного материала.
-
Изучение нового материала.
-
Объяснение последовательности изготовления поделки.
-
Закрепление последовательности выполнения работы.
III. Практическая часть.
Изготовление плоскостной ракеты со щелевидным соединением.
IV. Подведение итогов занятия. Организация выставки.
Ход занятия | |||
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся
| |
1 | 2 | 3 | |
I.Организационная часть. Цель: сосредоточить и нацелить обучающихся на плодотворную работу в течение всего занятия. II.Теоретическая часть. Цель: Пробудить интерес к просмотру фильма и значимости этого события в истории человечества. Привлечь детей к самостоятельному поиску дополнительной литературы о космосе.
| Педагог приветствует ребят. Оценивает готовность их к занятию. Нацеливает на работу. Проверяет готовность к занятию.
Активизирует внимание детей. Вызывает интерес к занятию. Проводит беседу. Какой сегодня прекрасный день! Подставьте под солнечные лучики свои лица и ладошки. Солнце дарит нам тепло и свет. Чувствуете как нам приятно? Без солнечного тепла и света не было бы жизни на Земле. Наступила весна. Какой знаменательный день приближается?( 12 апреля день космонавтики) А почему именно в этот день отмечают этот праздник ? (первый полёт человека в космос) Я предлагаю вам просмотреть презентацию «Первые шаги в космос» и подумать, какими качествами должен обладать космонавт? Просмотр электронной презентации «Первые шаги в космос» (Приложение №5 - презентация 1 ) Когда у космонавта спросили, с чего начинается космос? Он ответил, что с мечты. Осуществить такую мечту может человек обладающий определенными качествами. Каким он должен быть? (целеустремлённый, любознательный, трудолюбивый, смелый, сильный, образованный и т.д.) Ребята, а вы мечтаете о космосе? Хотите побывать в космосе? Яркие звёзды в небе горят Как они манят в дорогу ребят И сегодня мы сделаем первые шаги к этой мечте. Мы тоже отправимся в космос…. | Успокаиваются, сосредотачиваются, настраиваются на работу. Организуют своё рабочее место
Отвечают на вопросы, активизируя мыслительную деятельность, развивают речь, мышление, память. Вспоминают дополнительно прочитанную литературу про космос. | |
1 | 2 | 3 | |
1. Введение в тему. | И возьмём мы с собой только трудолюбивых смелых, любознательных, тех, кто выполнил задание и почитал книги о космосе представленные на нашей книжной выставке, кто внимательно смотрел фильм и ответит на вопросы викторины (презентация 2 на диске): -Кто первым полетел в космос? (Ю.Гагарин) -Кто первым совершил прогулку в космосе? (А.Леонов) -Назовите спутник Земли? (луна) -Индивидуальное снаряжение, обеспечивающее условия жизнедеятельности и работоспособности космонавта в космосе? (скафандр) -На каком корабле Ю.Гагарин совершил свой первый полёт? (Восток) -Главный конструктор космической техники? (С.П. Королёв) -Где лучше размещать космодромы? Почему? (Вдали от густонаселённых районов т.к. требуют больших площадей и чтобы отработавшие спутники ракетоносителя не смогли нанести разрушения) -Первая женщина- космонавт? (В.Терешкова) -Космонавт №2. Наш земляк?(Г.Титов) Молодцы ребята! Ответили на вопросы викторины… Так давайте же отправляться в космос. А на чём мы отправимся? Мы узнаем отгадав кроссворд (Приложение №3) Слова кроссворда будем разгадывать по горизонтали, а ключевое слово по вертикали. -Летательный аппарат, на котором летали сказочные герои (ковёр-самолёт) -Летит птица-небылица, а внутри народ сидит (самолёт). -Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне (тарелка). -Заверчу, зажужжу, в небеса улечу (вертолёт). -Первый искусственный аппарат выведенный на орбиту Земли (спутник). -Летательный аппарат на котором летала Баба-Яга (ступа). Какое слово по горизонтали у нас получилось? (ракета) Итак, сегодня в день космонавтики, мы будем делать плоскостную ракету с щелевидным соединением. | Систематизируют и закрепляют полученные знания.
Нацеливаются на разгадывание объекта труда. Открывают слова кроссворда разгадывая ключевое слово.
Знакомятся с темой занятия. |
1
2
3
2.Повторение ранее
изученного материала.
Цель: проверить усвоение ранее изученных тем.
3.Изучение нового материала.
Цель: выяснение теоретических знаний по устройству и технологии изготовления.
-
Объяснение последовательности изготовления работы.
Цель: учить обучающихся составлять план последовательности выполнения своей работы.
Педагог задаёт вопросы на повторение.
Давайте вспомним, с какими приёмами соединения деталей мы познакомились на наших занятиях? Как мы их делали?
Мы использовали приём щелевидного соединения при изготовлении различной техники (поезда, гоночной машины и т.д.) Сегодня мы сделаем ракету с щелевидным соединением, на которой мы отправимся в свой первый полёт.
Наводящими вопросами помогает детям проанализировать данную поделку.
-Рассмотрите ракету и скажите из скольких основных деталей она состоит? из двух (корпус и стабилизатор)
-Как называются основные части ракеты? (корпус, обтекатель, стабилизатор, сопло)
-Какую форму имеет ракета? (плоская с щелевидным соединением)
-Как украшена ракета? (при помощи фломастеров и самоклеющейся бумаги).
Педагог объясняет последовательность выполнения ракеты.
-Разметить все детали ракеты
-Вырезать стабилизатор и корпус ракеты
-Сделать прорези для соединения деталей
-Соединить ракету
-оформить поделку
Вывешивается технологическая карта (приложение № 2) или электронная технологическая карта демонстрируется на экране (презентация 3).
Отвечают на вопросы. Систематизируют знания по ранее изученному материалу.
Слушают, отвечают на вопросы.
Рассматривают известные части ракеты, знакомятся с новыми словами
Работают на внимание, запоминают последовательность операций изготовления.
1
2
3
5.Закрепление последовательности выполнения работы.
Цель: усвоить технологию изготовления, предупредить от возможных ошибок
III.Практическая часть
Цель: выявить знания по использованию инструментов и ТБ при работе с ними.,
закрепить приёмы щелевидных соединений, проверить умение резать картон и работать с шаблонами.
Педагог ещё раз, используя технологическую карту и задавая вопросы, закрепляет технологию изготовления. Настраивает обучающихся на самостоятельную работу и применение ими ранее полученных навыков и знаний на практике. Предупреждает от возможных ошибок
-Помним об экономии материала
- Обводим все детали с изнаночной стороны картона
-Ширина прорези равна толщине картона
Педагог проводит инструктаж по технике безопасности
Но прежде чем приступить к работе ,давайте повторим правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Загадки
Инструмент бывалый, не большой не малый
У него полно забот: он и режет и стрижёт (ножницы)
Над бумажным над листом машет палочка хвостом
И не просто машет, бумагу клеем мажет (кисточка с клеем)
Педагог индивидуально помогает обучающимся, предупреждает возможные ошибки.
Настраиваются на дальнейшую работу.
Работают с технологической картой.
Закрепляют знания по ТБ с режущими инструментами и клеем.
Отгадывают загадки, получают положительный эмоциональный настрой на выполнение практической работы.
Работают самостоятельно, используя полученные знания
1
2
3
Валеологическая пауза (приложение)
Цель: обогатить словарный запас обучающихся, снять напряжение и усталость.
IY. Подведение итогов. Организация выставки.
Цель: проверить усвоение нового материала и оценить работы.
Раз-два, стой ракета,
Три-четыре, скоро взлет
Чтобы долететь до солнца
Космонавтам нужен год.
Но дорогой нам не страшно,
Каждый ведь из нас атлет,
Пролетая над землею
Ей передаем привет.
Педагог проверяет и оценивает работы вместе с ребятами, находит способ похвалить и воодушевить каждого ребёнка. Уточняет знания об основных частях ракеты.
Давайте сейчас каждый из вас побудет космонавтом, придумает название своей ракете и расскажет о ваших впечатлениях о космосе.
Для Вас - будущих космонавтов еще одно задание. Разгадайте ребус (в презентации 3)
Космических вам успехов!
Педагог организует выставку детских работ. Уборку рабочих мест.
Движениями разминают различные мышцы.
Выполняют упражнения, снимая напряжение и усталость туловища
Самоанализ своей работы.
Фантазируют, делятся своими впечатлениями.
Убирают рабочие места.
III.Заключение
12 апреля - день осуществлённой мечты человечества. День, когда невероятное стало очевидным. Это радостный праздник по случаю первого полёта в космос.
Готовясь к этой дате, педагог должен хорошо представлять себе цели предстоящего праздника и как ребята его объединения будут отмечать этот день. Следовательно, готовиться к нему надо заранее, чтобы в процессе подготовки ребята могли многое узнать.
Предложенная методическая разработка занятия «Первые шаги в космос». (Изготовление плоскостной ракеты с щелевидным соединением) и электронная презентация с видео-уроком по данному занятию могут быть использованы во время мероприятий приуроченных ко дню космонавтики. Они помогут в увлекательной форме расширить и углубить знания ребят, полученные на занятиях, ввести их в мир научных и технических идей, активизировать всех ребят объединения.
IV. Литература
-
Гиффорд К. Космос, Рекорды и факты. - М.: ООО «Астрец», 2004
-
Горьков В.Л. Космическая азбука. - М. Дет. Лит., 1990
-
Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах». Москва. Педагогика-Пресса, 1993
-
Леонов А.А. Выхожу в космос. - М.: Малыш, 1980.
-
Нагибин Ю.М. Рассказы о Гагарине. - М.: Дет. Лит., 1988.
-
Энциклопедический словарь юного астронома / Сост. Н.П. Ерпылев. - 2 изд., перераб. и доп. - М .: Педагогика, 1986.
-
Падалинский А.Набор открыток «Шаги в космос». - М.: «Изобразительное искусство»., 1971.
Приложение № 1
Обводим и вырезаем шаблоны
Делаем прорези для щелевидного соединения
Оформляем ракету
Приложение № 2
Валеологические упражнения
Раз - два, стой ракета,
Дети маршируют
Три - четыре, скоро взлет
Руки вверх
Чтобы долететь до солнца
Потянуть руки вверх
Космонавтам нужен год
Наклоны головы влево и вправо
Но дорогой нам не страшно
Руки в стороны
Каждый ведь из нас атлет
Сгибают руки в локтях
Пролетая над землею
Ноги на ширину плеч
Ей передаем привет
Волнообразные движения туловища и рук
Стихи о космосе
1 чтец
Мчатся ракеты к дальним мирам
К подвигам сердце рвется,
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьется.
2 чтец
Сначала космонавтами были только военные летчики, потом в их число попали инженеры и врачи, наконец, в космос полетела женщина…
3 чтец
Наши дни победами увенчаны,
Не дивиться многому нельзя
Но когда штурмует космос женщина - Это здорово друзья!
4 чтец
Проложим дороги к далеким мирам,
В ракетах к луне полетим,
И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим.
Приложение № 3
Кроссворд