• Преподавателю
  • Другое
  • ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Основы религиозных культур народов России» 5 класс

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Основы религиозных культур народов России» 5 класс

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мокро-Гашунская средняя общеобразовательная школа № 7

«Утверждаю»

директор школы

_______________Г.И.Фёдорова


приказ от 31.08.2015 № 109

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Основы религиозных культур народов России»

направление духовно-нравственное


для 4 класса

Составитель:

Геращенко С.Г.

Учитель начальных классов

п.Мокрый Гашун


2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа внеурочной деятельности «Основы религиозных культур народов России» (духовно-нравственное направление) разработана в соответствии с нормативно-методическими документами:


  1. 1.Федеральный закон Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации»( от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ);

  2. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС « Об образовании в Ростовской области»;

  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования( приказ от 06.10.09. №373, с изменениями- приказы от 26.11. 2010 №1241, от22.09.2011 №2357, 18.12.2012 №1060, от 29.12 2014 №1643;

  4. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  5. Письмо Минобрнауки России от 17.08.2015 № 08-1228 « О направлении методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  6. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2010г;

  7. Рабочая программа к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5 класс авт-сост С. В. Агафонов, К. А. Кочегаров «Русское слово», 2012.

  8. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Мокро-Гашунской СОШ №7 (приказ от 31.08.2015 г. № 109.)


Характеристика и цели предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Цели и задачи обучения . Основная цель изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» - духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития:

  • дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;

  • с формировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий представлений о добре и зле;

  • показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;

  • воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Курс «Основы религиозных культур народов России» является одним из модулей в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия; исламские; иудаистские; буддистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии». Из этого вытекает очевидная необходимость знакомства учащихся с историей и нравственной традицией российских религий в ходе курса «Основы религиозных культур народов России». Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе. В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержание курса соответствует возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного материала не превышают максимальное количество часов, выделенное на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Содержание курса актуализирует межпредметные связи с такими предметами, как история, обществознание и литература.

Системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается за счет: общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема; общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами; общей методической и дидактической направленности. Содержание курса «Основы религиозных культур народов России» имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации. Материал курса носит поликультурный характер, отражает многообразие и единство современного мира, культур народов мира и России.

Актуальность курса. Без знакомства обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и нравственности реализация целей программы Духовно-нравственного развития (и соответствующей предметной области стандарта) невозможна. Поэтому курс под обобщенным названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» включен в вариативную часть учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу общего образования.

Данный курс изучается комплексно, без деления класса на группы, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.

Федеральный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 35 часов. Данная программа рассчитана на 35 учебных часов: вводный урок, 33 темы, итоговое повторение.

Согласно годовому учебному плану МБОУ «СОШ №7» на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных культур» А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров) в 5 классе отводится 35 часов - 1 час в неделю (35 недель).

Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является внеурочное занятие, продолжительность которого составляет 40 минут.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.

Виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы религиозных культур народов России»):

- словарная работа с текстом учебника;

- разгадывание кроссвордов и ребусов, более сложный вид работы - их составление, подбор детьми своих толкований к словам, предложенным учителем;

- работа с дополнительной литературой (отрывками из разнообразных литературных произведений, исторических документов, священной книги христиан - Библии);

- задания с выбором ответа (в тестовой форме);

- задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде слова или словосочетания),

- задания на составление вопросов к тексту;

- задания на составление плана или конспекта текста;

- задания логического характера (например, подбери синонимы, продолжи цепочку слов и т. п.),

- задания на выборочный пересказ текста;

- задания творческого характера;

- разработка проектов;

- работа с притчами;

- тематические дискуссии;

- анализ ситуаций;

- работа с иллюстративным материалом.

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные;

- работа в группе;

- фронтальные;

- работа в парах.

Для организации занятий используются методы: словесный, наглядный, практический, проблемно поисковый, самостоятельной работы, праздник, экскурсия, походы, заочная экскурсия, КВН, встречи за круглым столом с родителями.

Самостоятельная практическая деятельность состоит в составлении словаря терминов и понятий. В создании образов, рисунки, фотографии, слайд-шоу.






Содержание программы

(35 ч )

Введение (2 ч)

Повторение пройденного в 4 классе. Традиционные религии России - неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.

Тема 1. Православие в Древней Руси (2 ч)

Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев - центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосий Печерские. Киево-Печерская лавра. Владимир Мономах - православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.

Тема 2. Православие в Московской Руси (2 ч)

Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь - оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.

Тема 3. Православие при царях и императорах России (2 ч)

Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «Не суди, да не судим будешь».

Тема 4. От Советской России до современности (2 ч)

Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность Русской Церкви во имя Отечества в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм - обязательное качество православного христианина. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости.

Тема 5. Православие в традициях русского народа (2 ч)

Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православная вера - основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.

Тема 6. Дом и семья в православии (2 ч)

Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония - образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии - Всероссийский день семьи, любви и верности.

Тема 7. История ислама в России (2 ч)

Проникновение ислама в Россию. Поход войск Арабского халифата на Дербент. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах - наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и других ханствах. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.

Тема 8. Ислам в современной России (2 ч)

Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.

Тема 9. Дом и семья в исламе (2 ч)

Семья - домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.

Тема 10. Появление и развитие иудаизма в России (2 ч)

Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве.

Тема 11. Иудаизм в СССР и современной России (2 ч)

Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского союза и Великая Отечественная война. Трагедия холокоста. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.

Тема 12. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа (1 ч)

Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие - основная черта иудея.

Тема 13. Появление и развитие буддизма в России (2 ч)

Тибетский буддизм (школа гэлуг) - направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама - духовный лидер буддистов Тибета. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул - буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул - памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Дуган - буддийский храм у бурят. Дацан - буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ - буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев - выдающийся лидер российских буддистов.

Тема 14. Буддизм в СССР и современной России (2 ч)

Революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.

Тема 15. Буддизм в культуре и традициях народов России (2 ч)

Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц - важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса - сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве - основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам - праздничная мистерия.

Повторительно-обобщающий урок (3 ч)








Календарно-тематическое планирование.

темы

п/п

Тема (в

соответствии

с

содержанием

учебного

предмета,

курса по

примерной

программе).

Д/з

Кол-

во

часов


Виды учебной

деятельности, включая

конкретные универсальные

учебные действия

Результаты освоения курса


Личностные

(формирование основ

гражданской

идентичности, основы

социальных

компетенций,

правосознание;

способность к

самообразованию)

Метапредметные

(овладение

регулятивными,

коммуникативными,

познавательными ууд)

Предметные

(освоение:

предметных учебные

действий с опорой на

содержание предмета)

Дата

1,2

Введение

в курс.

2

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантности, готовности

к сотрудничеству с

людьми иных этносов и

культур. Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий

«религия», «традиция»,

«традиционная религия».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Познавательное чтение.

Формирование уважения к

другим народам России;

освоение национальных

ценностей, традиций,

культуры;

формулирование основных

традиций развития

государственности и

общества.

Воспитание российской

гражданской

идентичности:

патриотизма, уважения к

Отечеству, прошлому и

настоящему

многонационального

народа России

Усвоение правил работы

с учебником.

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Знать особенности,

основы вероучения и

истории

возникновения

традиционных

религий России.

Понимать важность их

наследия для

культурного и духовного развития

нашей страны.

1.09

8.09

3,4

Православие

в Древней

Руси.

& 1

2

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий

«монастырь», «монахи»,

«поучение».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей; объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Знание основ

культурного наследия

своего народа;

Формирование

уважительного и

доброжелательного

отношения к другому

человеку

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному

процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно- следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Иметь представления

об основных событиях

Крещения Руси и

утверждении

христианства в нашей

стране.

Понимать и

принимать идеалы и

ценности, заложенные

в «Поучении»

Владимира Мономаха:

милосердие, любовь к

ближнему,

справедливость,

правдолюбие,

честность и др.

15.09

22.09

5,6

Православие

в

Московской

Руси

& 2

2

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий

«автокефалия»,

«печалование»,

«нестяжатели».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

развития науки;

Развитие морального

сознания, формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения.

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни

общества; создания

моделей и схем;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Знать основные

события истории

православия на Руси в

период монгольского

нашествия и после

него. Понимать

важность роли Церкви

и православной веры в

поддержании единства

русских земель и их

объединения вокруг

Москвы.

Понимать и

принимать идеалы и

ценности,

проповедовавшиеся

митрополитом

Алексием: любовь к

ближнему,

милосердие,

справедливость,

трезвость и др.

Объяснять смысл

понятий уния и

автокефалия.

Понимать важность для христианина

нестяжания и

приоритета духовных

ценностей (любви к

Родине, к семье, к ближнему).

29.09

6.10

7,8

Православие

при царях и

императорах

России.

& 3

2

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Патриарх всея Руси»,

«Синод», «старцы»,

«Оптинская пустынь»,

«Саровская пустынь».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Ролевая игра

«Паломничество в

Саровскую пустынь»

Ориентация в системе

моральных норм;

владение

национальными

ценностями, традициями

и культурой.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

развития науки;

Развитие морального

сознания, формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения.

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни

общества; создания

моделей и схем;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события истории

православия во

времена Российского

царства и Империи.

Иметь представление

о патриотической

позиции церкви во

время Смутного

времени.

Понимать и

принимать заветы

оптинских старцев: не

унывать, не осуждать

других, любить

ближнего.

13.10

20.10

9,10

От

Советской

России до

современнос

ти

& 4

2

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Гонения на Церковь»,

«Русская Православная Церковь Заграницей»,

«Акт о каноническом

общении». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Просмотр с обсуждением

фрагментов фильма

В.Хотиненко «Поп».

Развитие социально-

критического

мышления, ориентации в

особенностях

социальных отношений

и взаимодействий;

выражение

гражданского патриотизма и любви к

Родине; признание

ценности жизни во всех

ее проявлениях.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

развития науки;

освоение социальных

норм, правил поведения

с учетом

этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

духовному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватного восприятия

«экранной» культуры.иозной жизни

Знать основные

события истории

православия XX -

начала XXI в. Иметь

представление о

духовной стойкости

православных во

времена гонений (на примере епископа

Луки) и

патриотической

позиции Церкви в

годы Великой

Отечественной войны.

Понимать и

принимать ценности и

идеалы,

проповедуемые

сегодня Церковью:

социальную

справедливость,

нестяжание, добро и

др.

27.10

10.11

11,12

Православие

в традициях

русского

народа.

& 5

2

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«крестные родители»,

«восприемники»,

«именины», «отпевание»,

«Яблочный Спас».

Ролевая игра «Крестные».

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (на крестинах,

на именинах, на

отпевании)

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

формулирование

собственного мнения и

позиции.

Развитие морального

сознания, формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения Усвоение

традиционных

ценностей

многонационального

российского общества;

Совершенствование

навыков целеполагания;

познавательного чтения;

освоения социальных

ролей и норм;

организации и участия в

ролевых играх;

установления причинно-

следственных связей

между соблюдением

традиций, образом жизни

и восприятием нас со

стороны «других»;

коммуникации с

«другими».

Понимать важность в

жизни православного

человека традиций и

обрядов,

определявших его

жизнь от рождения до

смерти. Объяснять

понятие крестины и

именины, приводить

примеры пословиц и

поговорок

религиозного

характера.

Понимать тесную

связь православия и

любви к Родине для

жителя России на

протяжении многих веков.

Понимать и

принимать

православные

ценности дружбы,

верности долгу,

милосердия.

17.11,

24.11

13,14

Дом и семья

в

православии.

& 6

2

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Красный угол»,

«Домострой», «мясоед»,

«Всероссийский день

семьи, любви и верности»

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (в доме

православного

христианина, на празднике

семьи, любви и верности).

Подготовка сценария

праздника семьи, любви и

верности в классе (школе)

и его реализация.

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

осознания значения

семьи в жизни человека

и общества, принятие

ценностей семейной

жизни, уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

познавательного чтения;

освоения социальных

ролей и норм;

организации и участия в

ролевых играх;

установления причинно-

следственных связей

между соблюдением

традиций, образом жизни

и восприятием нас со

стороны «других»;

коммуникации с

«другими». Развитие

навыков работы в группе,

поведения на массовых

мероприятиях.

Понимать значение в

жизни православного

человека традиций,

связанных с домом и

семьей.

Знание сюжета жития

Петра и Февронии.

Объяснять значение

Всероссийского дня

семьи, любви и

верности.

1.12

8.12

15,16

История

ислама в

России.

& 7

2

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантности, готовности

к сотрудничеству с

людьми иных этносов и

культур. Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулированиеопределений понятий:

«Арабский халифат»,

«Волжская Булгария»,

«Золотая Орда»,

«татарские государства»,

«верховный сеид»,

«новокрещенские

комиссии», «терпимая

религия», «медресе».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

науки и общественной

практики

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного, изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события, связанные с

историей ислама в

России с древности до

современности. Иметь

представление о

веротерпимости,

существовавший в

исламских

государствах и

терпимости русского

правительства по отношению к

мусульманам после их

вхождения в состав

России.

Объяснять смысл

понятия «медресе».

15.12

22.12

17,18

Ислам в

современно

й России.

& 8

2

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Имам», «Центральное

Духовное управление

мусульман», «Совет

муфтиев»,

«Координационный центр

мусульман Северного

Кавказа». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах. Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Просмотр и обсуждение

фрагментов фильма

В.Хотиненко

«Мусульманин»

Ориентация в

особенностях

социальных отношений

и взаимодействий.

Формирование

уважительного и

доброжелательного

отношения к другому

человеку, его культуре и

религии. Освоение

социальных норм,

правил поведения с

учетом этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего духовному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

социальными явлениями

и их отражением в жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

Иметь представление

о современном этапе

развития

мусульманства в

нашей стране,

мусульманском

религиозном

образовании и

мусульманских

организациях.

Понимать важность в

жизни современных

российских

мусульман ценностей

милосердия, мира и

согласия, здорового

образа жизни и др. принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватного восприятия

«экранной культуры».

19.01

26.01

19,20

Дом и семья

в исламе.

& 9

2

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«мусульманская семья»,

«честь рода». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (в гостях у

мусульманской семьи).

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

умение формулировать

собственное мнение и

позицию. Развитие

морального сознания,

формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения; Осознания

значения семьи в жизни

человека и общества,

принятие ценностей

семейной жизни,

уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному

процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

Понимать важность

для мусульманина

ценностей семьи,

уважения к старшим,

милосердия.

Приводить примеры

почитания в

мусульманской

традиции

соответствующих

ценностей.

2.02

9.02

21,22

Появление и

развитие

иудаизма в

России.

& 10

2

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантности, готовности

к сотрудничеству с

людьми иных этносов и

культур. Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«кагал», «хедер»,

«иешива», «синагога»

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

науки и общественной

практики.

Формирование

ответственного

отношения к учению.

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события, связанные с

историей иудаизма в

России с древности до

начала XX века.

Объяснять понятия

кагал, хедер и иешива.

16.02

23.02

16.02

23,24

Иудаизм в

СССР и

современной

России.

& 11

2

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Холокост», «Еврейский

антифашистский комитет», «Федерация еврейский

общин», «Конгресс

еврейских религиозных

организаций и

объединений». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Просмотр и обсуждение

фрагментов фильма

Л.Горовца «Дамский

портной»

Выражение

гражданского

патриотизма и любви к

Родине; признание

ценности жизни во всех

ее проявлениях.

Освоение социальных

норм, правил поведения с учетом

этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

духовному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями,

социальными явлениями

и их отражением в жизни общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватного восприятия

«экранной культуры».

Знать основные

события, связанные с

историей иудаизма в

СССР и современной

России. Осознавать

масштаб трагедии

Холокоста и значение

патриотической позиции еврейского

народа в годы

Великой

Отечественной войны.

Понимать важную

роль иудейской

общины в проповеди

идеалов и ценностей

милосердия, любви к

ближнему, взаимной

терпимости разных

народов и культур в

современном

российском обществе.

1.03

8.03.

1.03

25,26

Иудаизм в

культуре и

традициях

еврейского

народа.

& 12

2

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«законоучитель», «обряд

выкупа первенца».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Моделирование ситуаций, требующих адекватного

поведения (в гостях у

иудейской семьи).

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

ориентация в

особенностях

социальных отношений.

Осознания значения

семьи в жизни человека

и общества, принятие

ценностей семейной

жизни, уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному

процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного, изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Развитие навыков

организации и участия в

ролевых играх.

Иметь представление

об особенностях

иудейской культуры,

связанных с

особенностями

существования

иудейских общин в

России. Понимать

важность ценностей

семьи, дома, любви к

ближнему,

взаимопомощи и

милосердия в

иудейской культуре.

15.03

29.03

27,28

Появление

и развитие

буддизма в

России.

& 13

2

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантностью,

готовностью к

сотрудничеству с людьми

иных этносов и культур.

Формулирование

определений понятий:

«гэлуг» (тибетский

буддизм), «лама», «Далай-

лама», «хурул», «дуган»,

«дацан», «хурэ».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

науки и общественной

практики; Развитие

морального сознания,

формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события, связанные

с появлением

буддизма на

территории России.

Характеризовать

особенности

тибетского

буддизма.

Объяснять смысл

понятий лама,

далай-лама, хурул,

даган, дацан, хурэ.

Понимать важность

связанных с

буддизмом

ценностей

патриотизма,

пороповедовавшихс

я Агваном

Доржиевым идеалов

добра и

справедливости.

5.04

12.04

29,30

Буддизм в

СССР и современной

России.

& 14

2

Актуализация и

формализация знаний учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«традиционная буддийская

сангха России», «Духовное

управление буддистов

России».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Просмотр и обсуждение

фрагментов фильма

А.Неретниеце «Гадание на

бараньей лопатке»

Ориентация в

особенностях социальных отношений

и взаимодействий.

Освоение социальных

норм, правил поведения

с учетом

этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

духовному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков установления причинно-следственных

связей между

историческими

событиями,

социальными явлениями

и их отражением в жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватного восприятия

«экранной культуры».

Знать основные

события, связанные с историей буддизма в

СССР и современной

России. Иметь

представление о

патриотической

позиции российских

буддистов в годы

Великой

Отечественной войны.

Понимать важность

ценностей

милосердия, любви к

ближнему, которые

утверждаются

современными

российскими

буддистами в нашем

обществе.

19,04

29,04

31,32

Буддизм в

культуре и

традициях

народов

России.

& 15

2

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«белый месяц», «сор»,

«праздник тысячи

лампад», «ладья жизни»,

«цам». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах. Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (в гостях у

буддийской семьи).

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

умение формулировать

собственное мнение и

позицию. Осознание

значения семьи в жизни

человека и общества,

принятие ценностей

семейной жизни,

уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному

процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Развитие навыков

организации и участия в

ролевых играх.

Иметь представления

о буддийских

традициях народов

России, связанных с

домом и семьей.

Понимать важность

буддизма для

поддержания и

развития

национальных и

культурных традиций

народов России.

Объяснять смысл

понятия лама, цам.

3.05

10.05

33,34

Повторитель

но-

обобщающий

урок

2

Проверка навыков и

знаний, составляющих

содержание курса.

Умение сопереживать

чувствам других,

совершать поступки

направленные на

помощь и обеспечение

благополучия.

Воспитание российской

гражданской

идентичности, усвоение

традиционных

ценностей российского

многонационального

народа

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному

процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

Понимать и

принимать морально-

нравственные

ценности

традиционных

религий нашей страны

17,05

24,05

35

Повторитель

но-

обобщающий

урок

1


30.05

















Планируемые результаты освоения содержания модуля «Основы религиозных культур народов России».


К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Предметные результаты: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и

познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и

отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Учащиеся 5 класса научатся:

- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции - как основы культурной истории многонационального народа России;

- познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

- осознавать ценности человеческой жизни.

Учащиеся 5 класса получат возможность научиться:

- соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;

- делать осознанный нравственный выбор;

- связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской

природы;

- обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего

человечества.

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.








Информационно-методическое обеспечение


Главная цель курса - формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.

Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

    • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

    • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

    • вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

  • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику

    • электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

    • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

    • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

    • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

    • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

    • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

    • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

    • энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

    • религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

    • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

  • печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Рекомендуемые ресурсы Интернета.

fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

religion.historic.ru/ - история религии

foma.ru/- о православии в России

islam.ru/ - об исламе

threeda.ru/ - об иудаизме

buddhismofrussia.ru/ - о буддизме в России


«РАССМОТРЕНО» СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УР

педагогического совета

МБОУ Мокро-Гашунская СОШ№7 __________ В.В. Титовская

от 31.08. 2015 года № 1

27.08.2015года

© 2010-2022