• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему Развитие маркетинговых коммуникаций в системе среднего образования

Статья на тему Развитие маркетинговых коммуникаций в системе среднего образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие маркетинговых коммуникаций в системе среднего образования

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в современном российском обществе, требуют нового подхода к организации процесса подготовки педагогических кадров. Рыночные отношения, все более проникающие в социально-экономическую жизнь общества, ставят высшую школу в позицию необходимой конкурентоспособности ее выпускников.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» /1992/ государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказать населению, предприятиям, учреждениям как бесплатные, так и платные дополнительные образовательные услуги.

Вместе с тем государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требует подготовки специалиста, соответствующего мировым нормативам и вполне конкурентоспособного в практической педагогической деятельности.

Реформы 80-90-х гг. дали толчок совершенствованию образовательной сферы. В результате этих преобразований произошло расширение хозяйственной и финансовой самостоятельности учебных заведений; образовательным учреждениям было предоставлено право получать дополнительные (внебюджетные) средства за оказанные услуги, возникли и получили развитие альтернативные (вариативные) формы обучения и подготовки специалистов. Между тем система управления и маркетинговой коммуникации в сфере образовательных услуг и продуктов (ОУП) кардинально не была затронута.

Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением, между двумя и более людьми. Маркетинг предполагает экономическую деятельность в сфере продвижения образовательных услуг от учебного заведения (производителя) к потребителю.

Маркетинговая коммуникация представляет собой деятельность, направленную на успешную реализацию образовательных услуг и продуктов посредством рекламы, формирования благоприятного общественного мнения об образовательном учреждении и личных контактов с целью удовлетворения возрастающих запросов потребителей.

Образовательные услуги и продукты - это результат деятельности образовательных учреждений, предприятий и отдельных лиц, направленной на удовлетворение потребности личности в образовании, а общества - в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.

В настоящее время чрезвычайно актуализируется подготовка учителей, способных не только решать практические профессиональные задачи, но и четко знать запросы рынка образовательных услуг, иметь представление о процессах планирования, финансирования и организации образовательного маркетинга, что обеспечивает их конкурентоспособность на рынке труда.

Для подготовки студентов педагогических вузов к маркетинговой коммуникации в сфере образовательных услуг сегодня сложились необходимые теоретические и практические предпосылки. В педагогической науке выполнен ряд фундаментальных работ, посвященных профессиональной подготовке и формированию личности учителя (O.A. Абдуллина, Е.В. Бондаревская, Е.П. Белозерцев, K.M. Дурай-Новакова, М.И. Дьяченко, B.C. Ильин, С.И. Кисель-гоф, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.И. Пискунов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, В.Э. Тамарин, А.И. Щербаков, Н.Е.Щуркова и другие.

Изучению маркетинговой коммуникации в сфере ОУП содействуют исследования по проблемам межличностного общения (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, A.B. Добрович, В.А. Кан-Калик, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, В.И. Леви, A.A. Леонтьев, А.К. Маркова, A.B. Мудрик, В.Н. Мясищев, A.B. Петровский, Л.С. Рубинштейн и другие.).

Накоплен обширный научный фонд в сфере маркетинговой коммуникации специалистов (И.В. Алешина, Б.А. Амосов, Д.И. Баркан, И.С. Березин, С.Д.

Бобрунов, E.H. Богачев, Д.В. Голубков, В.В. Гусев, Т.А. Евстегнеева, K.M. Жих, Ю.И. Иванов, И.В. Максимей, А.П. Панкрухин, А.Н. Попов, М.И. Потеев, Ф.М. Русинов, H.A. Селезнева, В.А. Соловьев, Ю.Г. Татур, Б. Берман, С. Блек, К. Випперман, Дж. Витерс, И. Ивич, Б. Карлоф, Ф. Котлер, К. Ротуолл, Ч. Сэн-дидж, В. Фрайбургер, Дж. Эванс и другие.).

Анализ мирового и российского опыта рыночных отношений приводит к выводу о необходимости организации платных услуг в сфере образования. В то же время несформированность рынка образовательных услуг, неготовность его субъектов действовать в русле маркетинга существенно затрудняют процессы сбора и представления информации о рынке, о предполагаемой продукции, ведении переговоров и организации продаж как о системе. Выпускники педагогических вузов часто оказываются неподготовленными к участию в рыночном процессе в качестве полноценных организаторов и производителей образовательных услуг, что вызывает у них профессионально-личностную неудовлетворенность и фрустрацию.

С учетом названных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия повышения эффективности профессиональной подготовки учителя к маркетинговой коммуникации в сфере образовательных услуг? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - система высшего профессионально-педагогического образования.

Предмет исследования: процесс подготовки учителя к маркетинговой коммуникации в сфере образовательных услуг. Задачи исследования:

1. Вскрыть сущность маркетинговой коммуникации в сфере образовательных услуг как особого вида профессиональной деятельности учителя.

2. Выявить факторы конкурентоспособности образовательных услуг и продуктов как основы проектирования содержания процесса подготовки студентов педагогических вузов.

3. Определить и экспериментально обосновать модель и психолого-педагогические условия эффективной подготовки будущих учителей к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-методические рекомендации по совершенствованию подготовки учителей к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП.

Согласно общей гипотезе, эффективность профессиональной подготовки конкурентоспособного учителя к маркетинговой коммуникации в сфере образовательных услуг может быть существенно повышена, если:

• будущие учителя сориентированы на усвоение основ маркетинговой коммуникации и восприятие его как критерия продуктивности своей профессиональной деятельности;

• формирование содержания обучения маркетинговой коммуникации в сфере ОУП осуществлять на диагностической основе;

• разработать и реализовать модель целостного процесса подготовки будущих учителей к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП;

• выявлять и учитывать особенности проявления готовности к маркетинговой коммуникации на всех этапах профессионального обучения студентов. Методологическую основу исследования составляют философские положения о человеке как субъекте деятельности, психолого-педагогическая теория личности и ее творческого развития в условиях рыночной экономики, концептуальные идеи маркетинга образовательных услуг.

Теоретической базой исследования являются:

• концепция системно - целостного подхода к анализу педагогического процесса /Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, B.C. Ильин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Э.И. Моносзон, Ю.П. Сокольников, Н.Г. Печенюк и др. /;

• теории и модели профиля специалиста / В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, И.Ф. Талызина и др./;

• идеи деятельностного подхода /К.А. Абульханова-Славская, А.В. Бруш-линский, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов. К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др./;

• основополагающие теории и научные разработки маркетинговой стратегии и коммуникации /И.В. Алешина, И. С. Березин, А.П. Панкрухин, М.И. Потеев, Б. Берман, С. Блек, К. Випперман, Б. Карлоф, Ф. Котлер, В. Фрай-бургер, Дж. Эванс и др./;

Для решения поставленных задач и проверки исходных предложений использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, экономической и научно-методической литературы; изучение законодательных и нормативных документов Министерства общего и профессионального образования РФ; теоретическое моделирование; наблюдения; индивидуальные и групповые беседы со студентами; педагогический эксперимент; анкетирование; метод экспертных оценок; статистические методы; наблюдение в ходе практических занятий. Опытно-экспериментальной базой исследования послужили факультеты естественных и социально-экономических знаний, факультет повышения квалификации Астраханского государственного педагогического университета, Астраханский ИУУ, а также педагогические коллективы средних школ №№ 20, 35, 47, 48, 56, 58, 59, школа - ПТУ №22, ПТУ №1, ОСШ №3 г. Астрахани. Общее количество респондентов составило 1015 человек. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1990-1993) - поисково-теоретический. На основе теоретического анализа философской, педагогической, психологической, экономической и методической литературы определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, границы, гипотеза, методология, методы, понятийный аппарат.

Второй этап (1993-1997) - опытно-экспериментальный. На этом этапе проводился констатирующий вариант эксперимента с целью выявления исходного уровня готовности студентов к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП. Была разработана вариативная модель и уточнена система средств организации учебного процесса по подготовке студентов к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП. Проведен формирующий эксперимент, в ходе которого научно обосновывались и апробировались педагогические условия повышения уровня маркетинговой коммуникации будущих учителей.

Третий этап (1997-1998) - обобщающий. На этом этапе были осуществлены систематизация результатов исследования, уточнены экспериментальные и теоретические выводы, разработаны и апробированы научно-методические рекомендации, литературное оформление диссертации.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение: вскрыта сущность маркетинговой коммуникации в сфере ОУП как особого вида профессиональной деятельности учителя; выявлены факторы конкурентоспособности образовательных услуг как основы проектирования содержания подготовки студентов педагогических вузов; разработаны критерии и уровневые характеристики готовности учителя к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП; определены и экспериментально обоснованы модель, психолого-педагогические условия и технологии, обеспечивающие процесс эффективной подготовки учителей к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП.

Практическая значимость исследования: построена вариативная модель процесса формирования готовности будущих учителей маркетинговой коммуникации в сфере ОУП в условиях многоуровнего профессионального образования; разработан, апробирован и адаптирован учебно-методический комплекс, включающий курс «Основы маркетинговой коммуникации в сфере ОУП», «Психолого-педагогический практикум маркетинговой коммуникации в сфере ОУП», пакет деловых игр и т.п.; использование содержащихся в исследований научно-методических рекомендаций существенно повышают эффективность формирования у учителя готовности к маркетинговой коммуникации в сфере образовательных услуг и продуктов. Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных положений, связанных с лично-стно-деятельностным и индивидуально-творческими подходами, применением методов исследования, адекватных его предмету, логике и задачам, сочетанием количественного и качественного анализа, сопоставимостью результатов экспериментальных данных с массовой практикой. На защиту выносятся следующие положения:

- маркетинговая коммуникация в сфере ОУП как особый вид профессиональной деятельности учителя включает в себя: процесс овладения элементами маркетинговой коммуникации (реклама, формирование благоприятного общественного мнения об учреждении и его продукции, личные контакты - продажи); успешное использование составляющих процесса коммуникации на рынке ОУП, организация связей и сотрудничества с общественностью; совершенствование личных коммуникаций, переходящих в личные продажи;

- к факторам конкурентоспособности образовательных услуг как основы проектирования содержания процесса подготовки будущих учителей относятся: наличие научно-теоретических знаний в области маркетинга и маркетинговой коммуникации; потребность в осуществлении маркетинговой коммуникации в сфере ОУП; деловитость и предприимчивость в условиях рыночных отношений; владение техникой и технологией осуществления маркетинговой коммуникации в сфере ОУП на оптимальном уровне;

- модель процесса подготовки будущих учителей маркетинговой коммуникации в сфере ОУП, которая представлена целями, определяющими сущность подготовки студентов к маркетинговой коммуникации; системой средств, представляющих модель поэтапного становления готовности будущих учителей к маркетинговой коммуникации; результатом - готовностью учителей к маркетинговой коммуникации, определяемой по мотивационно-целевому, содержательному, операционному и креативному признаком. Апробация и внедрения результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на внутривузовских ежегодных научно-практических конференциях (1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1996, 1997, 1998 гг.), в Лаборатории альтернативных технологий образований (ЛАТО) при Астраханском государственном педагогическом университете, на Всероссийской межвузовской научной конференции (г. Астрахань 1992 г.), на региональных конференциях (г. Волгоград, 1992 г.; г. Астрахань, 1994 г.), на совещаниях при департаменте общего и профессионального образования Администрации Астраханской области при подготовки и проведении методологических семинаров, психолого-педагогических тренингов с элементами экономических знаний для студентов, учителей, завучей и директоров школ Астраханской области и Республики Калмыкии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Заключение диссертациинаучная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы ко второй главе Настоящая глава посвящена изложению результатов и анализу содержательной интерпретации опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих учителей к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП. Изложенные результаты констатируют ход решения основных вопросов исследования, направленных на:

• определение исходного уровня «готовности» будущих учителей к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП;

• экспериментальную проверку и доказательство эффективности разработанной нами модели подготовки студентов к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП и методику ее реализации в условия обучения в педагогическом вузе;

• на выявление и апробацию в ходе опытно-экспериментальной работы педагогических условий, способствующих успешной подготовке будущих учителей к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП.

Процесс становления готовности будущих учителей к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП основывается на введении специально конструируемых средств, определяющей модель поэтапного формирования готовности.

В ходе первого этапа /информационного/ у будущих учителей формируется интерес к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП, выявляется исходный уровень.

На втором /ориентировочном/ этапе студенты приобщаются к личностно-ориентированному педагогическому общению, получают умения и навыки в процессе выполнения заданий репродуктивного и творческого характера.

Третий этап /моделирующий/ ориентирует учителей на перспективу и построение будущей профессиональной деятельности в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг, посредством маркетинговых коммуникаций в сфере ОУП.

Целью четвертого /итогового/ этапа является совершенствование навыков маркетинговой коммуникации, устранение противоречий возникающих между реальными возможностями и профессиональными требованиями в ходе практического опыта: психолого-педагогического тренинга, спецкурса, деловой игры.

Сквозными» средствами данной модели являются: «Тренинг по личност-но-ориентированному педагогическому общению», «Психолого-педагогический тренинг (практикум) по маркетинговой коммуникации в сфере ОУП», спецкурс «Основы маркетинга в сфере ОУП», деловая игра «Маркетинговые коммуникации в образовательном учреждении».

Реализация модели готовности учителя к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП в реальном учебном процессе показала ее целесообразность и эффективность, что подтверждается результатами контрольных срезов. Положительная динамика формирования готовности студентов к маркетинговой коммуникации прослеживается по ходу всего исследования. На первом этапе подавляющее число будущих учителей вовсе не имели представление или имели незначительные познания в этом вопросе - 93,0%, при этом пропедевтический уровень готовности имели около 4%, а продвинутый уровень лишь около 3% студентов. На завершающем этапе результаты готовности студентов педвуза к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП положительно изменились, но так как добиться высокого уровня готовности в стенах вуза еще не имеющего своей маркетинговой службы, при отсутствии достаточного количества методической литературы и слабого проникновения этой идеи в деятельность преподавательского коллектива очень трудно, то высокий уровень готовности составил 10%, достаточный - 17%, продвинутый - 38%. Эта сумма показателей составляет 2/3 от общего числа студентов, т.е. - 65%, тогда как еще 1/3 часть студентов достигла пропедевтического уровня и по результатам анкетирования имеется перспектива качественного роста. Количество студентов начального уровня готовности на последнем этапе отсутствует вовсе. Если учесть, что коммуникация в деятельности педагога составляет 90% всего рабочего времени, то очевидно, - вузовской подготовки будущих учителей к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП недостаточно и предполагает дальнейшее совершенствование в условиях практической деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы выявлены условия эффективности подготовки будущих учителей к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП:

• изучение и учет состояния компонентов готовности студентов к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП, осознание будущими учителями роли и места коммуникаций в процессе их профессионально-педагогической подготовке, приобретение студентами педвуза самостоятельного опыта в области маркетинговой коммуникации в сфере ОУП в реальном социально-педагогическом процессе;

• включение в содержание дисциплин психолого-педагогического цикла междисциплинарных проблемных курсов адекватных специфике профессиональной деятельности и задачам этапов обучения в области маркетинговой коммуникации в сфере ОУП;

• целесообразное сочетание индивидуальной и коллективной (направленной на развитие коммуникативных, организаторских навыков) деятельности будущих учителей, установление диалогичного стиля общения преподавателей и студентов, обеспечивающего цели профессиональной подготовки специалистов.

Таким образом, полученные в ходе экспериментальной работы результаты подтверждают правильность гипотезы, выдвинутой в начале исследования. Анализ и выводы, сделанные в ходе исследования, показали перспективу дальнейшего изучения проблемы и последующего внесения изменений в программы педвуза и курсов повышения квалификации учителей, что предопределит подготовку конкурентоспособных специалистов в сфере образовательных услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование решает актуальную задачу совершенствования подготовки будущих учителей к маркетинговой коммуникации в сфере образовательных услуг. Маркетинговая коммуникация рассматривается как средство подготовки конкурентоспособного учителя, готового представить свои профессиональные знания, навыки и умения на рынке образовательных услуг.

Несформированность рынка образовательных услуг, неготовность его субъектов действовать в русле маркетинга существенно затрудняют процессы сбора и представления информации о рынке, о предлагаемой продукции, ведения переговоров и организации продаж как о системе. Поэтому выпускники педагогических вузов часто оказываются неподготовленными к участию в рыночном процессе в качестве полноценных организаторов и производителей образовательных услуг.

Указанные противоречия позволили нам сформировать проблему исследования следующим образом: каковы психолого- педагогические условия повышения эффективности профессиональной подготовки учителя к маркетинговой коммуникации в сфере.

Необходимым становится введение в учебные планы педагогических заведений маркетинга и маркетинговой коммуникации в сфере образовательных услуг и продуктов, как учебной дисциплины. Появление учебного предмета «маркетинг в сфере образовательных услуг» является эффективным фактором в деятельности руководителей всех звеньев образовательных учреждений.

В ходе нашего исследования нашли решение все поставленные задачи.

На основании анализа психолого-педагогической литературы по вопросу готовности будущего учителя к педагогической деятельности в условиях рыночных отношений мы пришли к выводу, что специфика подготовки специалистов-учителей к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП совершенно не изучена. Это обстоятельство является сдерживающим фактором подготовки конкурентоспособного учителя для рынка образовательных услуг.

Нами создана модель учителя готового к маркетинговой коммуникации, которая включает в себя четыре этапа, охватывающих весь период обучения студентов в вузе: информационный, ориентационный, моделирующий и итоговый.

Структурными элементами готовности к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП мы рассматриваем также систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: мОтивационного, содержательного, операционного и креативного.

Под мотивационным компонентом мы понимаем направленность мотивации на совершенствование профессиональной педагогической деятельности в условиях рыночных отношений.

В содержательный компонент нами включается научная компетентность и целесообразность действий в маркетинговой коммуникации.

В рамках операционного компонента мы рассматриваем поэтапность в овладении системой умений, включающей: моделирование, проектирование, самостоятельность и оптимальность в принятии решений, сравнение, анализ и оценку действий, обеспечивающих успешность проведения маркетинговой коммуникации в сфере ОУП.

Креативный компонент характеризует вариативность и неординарность действий, интерпретацию личного и чужого опыта, альтернативность мышления к маркетинговой коммуникации.

Данные критерии являются исходными моментами выявления уровней готовности учителей к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП.

Становление готовности студентов к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП обусловлено введением системы специально конструируемых средств, представляющей модель поэтапного становления готовности.

Целью первого (информационного) этапа является формирование интереса к данной проблеме, а также выявление исходного уровня готовности; на втором (ориентационном) и третьем (моделирующем) этапах происходит приобщение студентов к педагогической профессии в условиях, моделирующих будущую профессиональную деятельность и углубление знаний о маркетинговой коммуникации в сфере ОУП; на четвертом (итоговом) этапе у учителей в результате противоречия, возникающего в ходе педагогической практики и специального курса «Основы маркетинга в сфере образовательных услуг», между реальными возможностями и профессиональными требованиями к будущему специалисту, развивается потребность в совершенствовании действий в маркетинговой коммуникации в сфере ОУП, которая в определенной мере удовлетворяется введением в учебный процесс специального курса.

В результате нами сделан вывод, что готовность к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП - динамичная система, определяющая психологический, теоретический и практический аспекты конкурентоспособности будущего учителя. А условием эффективности использования навыков маркетинговой коммуникации в сфере ОУП являются: системный, прогностический и научный подход с опорой на опыт подготовленных, практико-ориентированных педагогических кадров, с учетом личностного фактора будущего учителя.

Мы предлагаем средства данной модели, которые органично войдут в практику подготовки кадров: «Психолого-педагогический тренинг (практикум) по маркетинговой коммуникации в сфере ОУП», спецкурс «Основы маркетинга в сфере ОУП», деловая игра «Маркетинговые коммуникации в образовательном учреждении».

Результаты контрольных срезов подтверждают целесообразность и эффективность реализации данной модели готовности учителя к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП в реальном учебном процессе.

Положительный эффект внедрения разработанной нами модели составил 2/3 от общего числа будущих учителей, или 65%.

Полученные в ходе экспериментальной работы результаты подтверждают правильность гипотезы, выдвинутой нами в качестве исследования.

Реализация модели подготовки учителей к маркетинговой коммуникации в сфере ОУП, а также анализы и выводы, сделанные в ходе исследования, показали перспективу дальнейшего изучения проблемы, ее фиксацию на данном уровне и последующего внесения изменений в учебные программы педагогического ВУЗа и курсов повышения квалификации учителей, что определит качественную подготовку конкурентоспособных специалистов в сфере образовательных услуг.

Список литературы диссертацииавтор научной работы: кандидата педагогических наук, Герасев, Петр Васильевич, Москва

1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.:Просвещение,1990.-.141п.

2. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка студентов. //Сов. педагогика, -1984.-№5.-С.68.

3. Абрамова Г.П. Маркетинг: вопросы и ответы. М.:Агропромиздат, 1991. -159с.

4. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. //Психология личности и образ жизни. М.: Наука,1987, С.137-145.

5. Азгальдов Г.Г. Что нужно для успешной работы //Вестник высшей школы. -1991 .№7.-С .32-42.

6. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Изд-во "ГНОМ-ПРЕСС". 1997. -256с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Д., 1969.- 339с.

8. Андреев ВИ. Деловая риторика. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993. -251с.

9. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367с



Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-podgotovka-uchitelya-k-marketingovoy-kommunikatsii-v-sfere-obrazovatelnyh-uslug#ixzz41oiGIfzl

© 2010-2022