Доклад на ГМО учителей технологии Интеграция учебных занятий в школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»



Доклад

на заседании ГМО учителей технологии г.Троицк.

Интеграция учебных занятий в школе.


Подготовила: преподаватель профильных дисциплин МАОУ СОШ №4 г.Троицк.

Пояркова Светлана Анатольевна



















09.02.2012г.

Тема: Интеграция учебных занятий в школе.

Идея интеграции в обучении характерена разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные:

урок-лекция, урок-исследование, проблемный урок, мультимедиа-урок, учебная конференция, урок-экскурсия....

Наиболее общая классификация интегрированных уроков:

  • Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

  • Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и , наконец, курсов.

Основными направлениями осуществления межпредметных связей

для совершенствования учебного процесса являются:

  • Усиления системности в компоновке содержания и структуры учебного материала;

  • Теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приемах обучения;

  • Комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.

Совершенствование профессиональной подготовки учащихся в профессиональном обучении предусматривает комплекс методических приемов, среди которых важное место занимает актуализация межпредметных связей, способствующая преодолению фрагментарности знаний, формированию системных представлений о современных достижениях науки и применения их в области техники.

Прочные знания, знания связей между предметами как условие подготовки человека с развитыми умениями быстро ориентироваться в современных условиях нужны тем, кто пойдет управлять современной техникой. Отсюда понятно, что установление взаимосвязей между предметами в обучении имеет и большое социально-экономическое значение.

Все это ставит перед нами задачу преподавать основы всех наук так, чтобы знания учащихся формировались как единый, монолитный фундамент, как прочная основа для будущей успешной деятельности.

Межпредметные связи повышают не только политехническую направленность обучения, раскрывая общие научные основы современных производств. Одновременно происходит развитие технического мышления учащихся, их интереса к знаниям и труду.

В профессиональном образовании, нацеленном на интересы учащегося, любая изучаемая дисциплина строится в ориентации на функции будущего специалиста. Изучаемые науки должны способствовать становлению взгляда учащегося на его будущую профессиональную деятельность.

Межпредметные связи как дидактический принцип оказывают большое влияние на многие стороны учебного процесса: способствуют повышению уровня знаний, навыков и умений и их систематизации, формированию многопрофильных знаний и умений как основы профессиональной деятельности.

В области профессионального образования можно выделить четыре основные группы учебных предметов:

1.предметы обособленные, т.е. те, при изучении которых, нет надобности получать информацию из других учебных дисциплин;

2.они не являются также источниками информации для других предметов;

3. предметы, дающие информацию другим дисциплинам;

4. предметы, принимающие информацию, т.е. при изучении которых необходимо использовать информацию из других дисциплин и которые в тоже время сами служат источником информации.

Каждый учебный предмет имеет свои, присущие ему научные и специально-технические понятия, составляющие основу профессиональных знаний. Проанализировав содержание тех или иных понятий, мы убеждаемся, что между предметами существуют прямые понятийные связи.

Важнейшие профессиональные понятия как бы концентрируют вокруг себя знания учащихся из разных дисциплин, придают этим знаниям практическую, реальную значимость.

Постепенное нарастание объема и сложностей межпредметных проблем является необходимым условием поддержания интереса и активности учащихся. Осуществление межпредметных связей предполагает эффективную взаимопомощь предметов, максимальное использование приобретенных ранее знаний, умений и навыков в последующих разделах данного предмета и в других предметах.

Межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формированию у учащихся общенаучных (общепредметных) знаний, умений, навыков и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся совместными усилиями учителей различных предметов.

Системное применение межпредметных связей общеобразовательных, общепрофессиональных и спецдисциплин развивает кругозор, глубину мышления, способствует быстрому восприятию происходящих явлений изучаемого материала и помогает развивать навыки использования потенциальных знаний в прикладных дисциплинах.

При установлении и реализации межпредметных связей на том или

ином уровне необходимо:

  1. Исходя из темы, четко формулировать учебно-познавательную цель


и образовательные, развивающие и воспитательные задачи, направленные на усвоение ведущих положений и основных знаний изучаемой темы;

  1. Обеспечивать активность обучающихся по применению знаний из других дисциплин;

  2. Объяснять причинно-следственные связи , сущности изучаемых явлений и процессов;

  3. Нацеливать на обобщение определенных разделов учебного материала, изучаемого в разных дисциплинах.

Целесообразно использовать разнообразные формы организации обучения, обеспечивающие функции межпредметных связей: комплексное домашнее задание, урок-лекция, урок-путешествие, урок-исследование, учебная конференция, урок-экскурсия, мультимедиа-урок, проблемный урок.

Результативность обучения на основе междисциплинарных связей выявляется на основании: мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе междисциплинарных связей;

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

  • Доводить приобретенные знания до практического воплощения;

  • Сосредоточить внимание преподавателей и обучающихся на узловых аспектах учебных дисциплин, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей науки;

  • Осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, применяя разнообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;

  • Формировать познавательные интересы обучающихся средствами самых различных учебных дисциплин в их органическом единстве;

  • Осуществлять творческое сотрудничество между преподавателями и обучающимися;

  • Устранять дублирование при изучении одних и тех же вопросов на уроках смежных дисциплин.

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных Связей. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагают использование сплава из различных педагогических технологий.

Бинарные уроки - одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов предметников . Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Какова же последовательность подготовки проведения бинарных уроков?

-Прежде всего, это анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока.

- Затем необходимо рассмотреть, в какой степени этот материал поможет нам повысить мотивацию деятельности учащихся.

- Следующий шаг - поиск наиболее рациональной формы, обеспечивающей создание и реализацию потребности в общении.

-Важным этапом подготовки бинарного урока является совместное, тщательное планирование.

-Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Выдвигается проблема исследования.

Обычно бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изучаемого материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы на основе межпредметного взаимодействия.

Цель бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать уч-ся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Бинарные уроки требуют большой подготовки, как педагога, так и учащихся, поэтому их невозможно проводить часто. Но такой урок, проведенный не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждения в связанности предметов, является важным этапом в развитии мышления учеников.

Среди предметов профильного цикла в нашей школе, для которых потребность использования и активизации межпредметных связей является необходимостью, можно назвать предметы «Автодело» и «Электротехника».

Мы (Распопова Н. Н., Пояркова С.А.) хотим провести бинарный урок по теме «Контактно-транзисторная система зажигания автомобиля» в группе учеников 10-х классов по специальности «автослесарь» и предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем.



1

© 2010-2022