• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на тему Театрализация как способ формирования УУД на уроках и во внеурочной деятельности

Выступление на тему Театрализация как способ формирования УУД на уроках и во внеурочной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на методическом объединение учителей в рамках конкурса "Учитель года-2016".

1.Вступление о себе.

Добрый день, уважаемые члены жюри, участницы и состав нашего сегодняшнего мероприятия. Я рада встрече с вами, мои коллеги, партнеры, профессионалы своего дела.

Я, Письменская Наталья Николаевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 5. Закончив в 1990 году Каменское педагогическое училище, пришла работать в пятую школу. И вот уже 25 лет не изменяю ни своей профессии, ни лицею.

2.Вступление к теме.

а) Все начинается с начального образования. Вот наш первоклассник пришел в школу. Какой он?

-Уважаемые коллеги, давайте вместе с Вами попробуем составить портрет наших первоклашек.. Итак.

Да, все они разные. С разным уровнем готовности к школе и в сфере интеллектуальной, и в социальной, и коммуникативной, и в мотивационной, более того, с разными физическими и психическими показателями.

Вспомните всем хорошо известного героя ютуба. Это яркий пример тех первоклассников, которых встречает учитель начальных классов.

б) А какой портрет выпускника начальной школы в свете реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта ?

Посмотрите, на выходе из начальной школы мы должны сформировать личность:

-интеллектуально развитую;

-социально-адаптированную;

-творческую;

-духовно-нравственную;

-способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

-психически и физически здоровую

Итак, вот наш первоклассник с разными возможностями.

А вот выпускник , то, что мы должны получить на выходе.

-Уважаемые коллеги, какие же проблемы приходится решать учителю ( и я думаю, не только начальных классов)?

-адаптация;

-социализация;

-развитие интеллектуального потенциала;

-формирование нравственности;

Каждый учитель, безусловно, задумывается над тем, как помочь ребенку адаптироваться в новых условиях, как обычный день, прожитый в школе, превратить в маленький праздник, чтобы ребенок с удовольствием бежал в школу и не хотел отсюда уходить?

3.Проблема.

Для себя я нашла несколько путей решения этих проблем, один из них на мой взгляд наиболее интересный и эффективный, я хотела вам предложить.

Это метод театрализации. Что тут нового спросите вы. И я соглашусь с вами. Безусловно, метод этот не нов. Но сегодня я хочу предложить вам взглянуть на него под несколько другим углом.

4.Актуальность.

Этот метод весьма актуален для решения задач, стоящих перед учителем, реализующим ФГОСы. Обратите внимание на те предметные, метапредметные и личностные универсальные учебные действия, которые следует сформировать у учащихся начальной школы посредством урока литературы.

И метод театрализации, в котором реализуется личностно-деятельный подход, помогает это сделать.

Более того, важнейшей отличительной особенностью новых стандартов является ориентация на результат образования на основе системно-деятельностного подхода, а театрализация - это и есть деятельность детей по созданию творческого оригинального продукта.

Более того, этот метод становится уместным в связи с введением в школу инклюзивного образования в общеобразовательные школы, где в деятельность включаются все дети, независимо от состояния их здоровья и личностных особенностей. Главное- каждому подобрать правильную роль и на уроке, и во внеурочной деятельности. И тогда каждый ребенок, даже имеющий проблемы с речью, проблемы физического и психического характера может почувствовать себя равным среди равных.

Разработкой и внедрением метода театрализации занимались многие выдающиеся педагоги и психологи, в том числе Макаренко, Сухомлинский, Шацкий, Выгодский.

Метод театрализации включает в себе разнообразные приемы. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе систематически.

Чтобы процесс адаптации к новым условиям, которые предлагают некие рамки, прошел для первоклассником более спокойно и безболезненно, я применяю прием персонификации - включение в урок определенного героя.

На уроке помощниками учителя выступают знакомые (а иногда и не совсем знакомые) герои книг, мультфильмов.

-Коллеги, а какие любимые герои у наших детей сегодня, чью речь они копируют, кому подражают?

Как вы считаете, нужны ли нашим детям другие идеалы? (безусловно).

И поэтому на урок к нами приходят Незнайка, Буратино, Карлсон, Баба Яга.

Робот Сам Самыч, близнецы Маша и Алеша, Авосик и Небосик, знакомые детям по учебникм В.В. Репкина, активно участвуют в уроке, предлагают детям поспорить, порассуждать, найти выход из ситуации, становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное воздействие на ребенка. Сначала роли этих героев играют ребета постарше, а потом я подключаю подготовленных детей из класса - а это опережающее домашнее задание, индивидуальный подход, работа с одаренными детьми.

Этот прием работает на формирование следующих предметных компетенций, для меня особенно важным является осмысленность и выбор произведений для самостоятельного прочтения или чтения с родителями (а это актуально, родителям самим не грех перечитать ту или иную детскую книжку).

Более того, этот прием на уроке позволяет снять психологический барьер между взрослым-ребенком, сделать трудное интересным и понятным, повышает мотивацию к чтению, позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ребенка.

Следующий прием -это прием ролевого прочтения текста. Этот прием формирует следующие компетенции: предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные. Для того, чтобы сделать этот прием более интересным использую следующие игры:

а)игра "Выбери себе роль" -тоже традиционное чтение по ролям, но дети берут в руки атрибут или надевают на голову шапочки и игра становиться живой.

б)очень нравиться моим ребятам игра "Кто я?" -поработав над текстом каждый выбирает себе определенного героя и представляет себя, вживаясь в роль при помощи разного темпа, тембра, интонации.

в)игра "Диктофон" появилась сравнительно недавно. Принимая на себя роль диктора, ведущего, дети записывают выразительное чтение стихотворения или отрывка из произведения и пересылают мне на электронную почту. Я прослушиваю их дома, а в классе предлагаю выслушать лучших. А также тех, у кого получилось не очень ъорошо, чтобы дать ребятам рекомендации.

Во-первых, успеваю всех оценить;

-во-вторых, вижу как работают над текстом (орфоэпия мышление, ударения, паузы, логопедические проблемы).

-в третьих, повышаю мотивацию.

г)однозначно, кукольный театр, который помимо всего прочего, развивает мелкую моторику рук.

Сценически -игровые упражнения.

-Уважаемые коллеги, Вы все преподаете разные дисциплины. Когда на Вашем предмете ученики работают с текстом, какие Вы проблемы видите?

(медленно, не осознанно, не выделяют ключевые понятия, не умеют пересказывать текст, не владеют приемами компрессии текста). Спасибо, а как раз эти предметные умения становятся особенно актуальными сейчас, когда наши дети уже с 4 класса пишут Всероссийские проверочные работы, сдают ОГЭ и ЕГЭ, пишут в 11 классе сочинения.

Я веду серьезную работу именно над пересказом текста, работы над изложением. И сценически игровой прием очень важен. После прочтения текста, предлагаю показать все то, о чем говорится в произведении, жестами, мимикой, позами. Дети легко с этим справляются, соответственно не испытывают трудности при пересказе или в изложении.

Для примера, я провела анализ работ и вот результат: после обычного чтения (даже несколько раз прочитали) результат изложения близко к тексту, но значительно ниже, чем после проигрывания эпизодов. Более того, этот прием позволяет эмоционально принять позицию каждого героя и научить правильному нравственному выбору.

Еще один прием -инсценировка. Часто использую на уроках литературы, а также на уроках русского языка, когда работаем над составлением рассказа по серии сюжетных картинок.

Каждой группе предлагается придумать, чем закончиться или как можно продолжить рассказ. Более того, сыграть мини-спектакль в классе. Учим таким образом сочинению.

Все эти приемы я использую не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, так как являюсь руководителем кружка "Мир школьных праздников".

Ну, и конечно, наиболее интересным и для меня, и для детей становится драматизация -постановка произведения (в том числе, которые изучаем) на сцене.

Все дети включаются в работу над коллективным творческим проектом, который позволяет связать и урочную, и внеурочную деятельность учащихся.

Постановки "12 месяцев",

"Муха цокотуха",

"Гном Вася и Серый Волк",

"Экологическая сказка".

Вот небольшой перечень наших постановок, которые мы представляли перед учителями начальной школы и родителями.

Кстати, хочется отметить и тот момент, что совместная деятельность над спектаклями, позволяет мне достаточно тесно контактировать и с родителями, ощущать их помощь и поддержку. Они являются нашими союзниками, а это очень важно в наше непростое время.

Важным аспектом моей работы является формирование общей культуры обучающихся, показателем которых в частности является посещение театров, филармонии, музеев.

Вся моя работа приносит существенные результаты.

Наблюдение психолога позволяют делать выводы, что у детей снизился уровень тревожности, страха, агрессии и т.д.

Использование метода театрализации оказали положительное влиянием на развитие детского интеллекта, выработку правильной, ясной интонированной речи, на сферу чувств, повышение интереса к учению.

Мои ученики показывают.

1)стабильно высокие результаты.

2)являются победителями олимпиад Ростовской области,

3) Всероссийского заочного конкурса "Познание и творчество", "Интеллект-экспресс".

4) дистанционной олимпиады "Инфоурок".

5)всевозможных творческих конкурсах.

6)ребята являются победителями соревнований, конкурсов, смотров.

Моя работа также отмечена благодарственными письмами, грамотами, особенно важным является для меня "Почетная грамота Министерства образования РФ". Мое имя занесено в книгу "Ими гордится Россия".

Но для меня самым значим и важным являются счастливые лица моих таких разных, но очень умных и талантливых детей!

Видеоролик.

ВСЕ!


© 2010-2022