Рабочая программа по математике для 2 класса УМК Начальная школа XXI века

Рабочая программа по математике для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века".Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 г. 2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений ...
Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»

ДЛЯ 2Б КЛАССА



Корявко Марина Васильевна

учитель начальных классов





город Северодвинск

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 г.

  2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации.

  3. Примерные программы по учебным предметам общеобразовательных учреждений.

  4. Программа В.Н. Рудницкой «Математика». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». -3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2009


  1. Общая характеристика учебного предмета

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • математическое развитие младшего школьника - фор­мирование способности к интеллектуальной деятельности (ло­гического и знаково-символического мышления), простран­ственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснован­ные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

  • освоение начальных математических знаний - понима­ние значения величин и способов их измерения; использова­ние арифметических способов для разрешения сюжетных си­туаций; формирование умения решать учебные и практичес­кие задачи средствами математики; работа с алгоритмами вы­полнения арифметических действий;

  • воспитание критического мышления, развитие интереса к математике, стремления использо­вать математические знания в повседневной жизни.

II. Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и согласно базисному плану школы на изучение математики в начальной школе выделяется 540 ч, из них в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

  1. понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в приро­де и в обществе (хронология событий, протяжённость по вре­мени, образование целого из частей, изменение формы, раз­мера и т. д.);

2. математические представления о числах, величинах, гео­метрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

3. владение математическим языком, алгоритмами, элемен­тами математической логики позволяет ученику совершенство­вать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опро­вергать или подтверждать истинность предположения).


  1. Результаты изучения курса «Математика»

2-й класс

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

называть:

• компоненты и результаты арифметических действий: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, мно­житель, произведение, делимое, делитель, частное;

  • число, большее (меньшее) данного в несколько раз;

  • фигуру, изображенную на рисунке (угол, окружность, многоугольник);

различать:

  • прямые и непрямые углы;

  • периметр и площадь фигуры;

  • элементы многоугольника: вершина, сторона, угол;

сравнивать:

  • любые двузначные числа;

• два числа, характеризуя результат сравнения словами
«больше в ...», «меньше в ...»;

воспроизводить по памяти:

  • результаты табличного умножения однозначных чи­сел; результаты табличных случаев деления;

  • соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм;

  • определение прямоугольника (квадрата);

приводить примеры:

  • числового выражения;

использовать модели (моделировать учебную си­туацию):

• составлять и решать задачу по данной схеме;
решать учебные и практические задачи:

  • читать и записывать цифрами любые двузначные числа;

  • составлять простейшие числовые выражения (сумму, разность, произведение, частное);

  • выполнять несложные устные вычисления в преде­лах 100;

  • выполнять письменно сложение и вычитание чисел, когда результат действия не превышает 100;

  • применять свойства умножения и деления при выпол­нении вычислений;

  • вычислять значения числовых выражений, содержа­щих 2-3 действия;

  • вычислять периметр многоугольника;

• вычислять площадь прямоугольника (квадрата);

  • решать составные текстовые задачи в два действия (в различных комбинациях), в том числе задачи на увеличе­ние и уменьшение числа в несколько раз;

  • строить окружность с помощью циркуля.



  1. Содержание учебного предмета «Математика»

2 класс (136 ч)

Элементы арифметики

Сложение и вычитание в пределах 100

Чтение и запись двузначных чисел цифрами.

Числовой луч. Сравнение чисел с использованием числового луча.

Практические способы сложения и вычитания двузнач­ных чисел (двузначных и однозначных чисел) с помощью цветных палочек Кюизенера.

Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел, в том числе с применением микрокалькулятора.

Таблица умножения однозначных чисел

Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.

Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей дан­ного числа.

Умножение и деление с 0 и 1. Свойство умножения: ум­ножать числа можно в любом порядке.

Отношения «меньше в …» и «больше в …». Решение задач на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.

Выражения

Названия компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления.

Числовое выражение и его значение. Числовые выраже­ния, содержащие скобки. Нахождение значений числовых выражений. Составление числовых выражений.

Величины

Единица длины метр и ее обозначение: м. Соотношения между единицами длины (1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм). Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая са­жень) и массы (пуд).

Периметр многоугольника и его вычисление. Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата).

Практические способы нахождения площадей фигур. Единицы площади: квадратный дециметр, квадратный сан­тиметр, квадратный метр и их обозначения (дм2, см2, м2).

Геометрические понятия

Луч, его изображение и обозначение. Принадлежность точки лучу.

Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков.

Многоугольник и его элементы: вершины, стороны, углы. Окружность; радиус и центр окружности. Построение окружности с помощью циркуля. Взаимное расположение фигур на плоскости.

Угол. Прямой и непрямой углы.

Прямоугольник (квадрат). Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника.

Практические работы. Определение вида угла (прямой, непрямой), нахождение прямоугольника среди данных четы­рехугольников с помощью модели прямого угла.

  1. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

2 класс

Контрольные работы:

  • входная

  • текущие и тематические:

Сложение и вычитание двузначных чисел.

Табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4. Решение задач.

Табличные случаи умножения и деления на 4, 5, 6. Решение задач.

Табличные случаи умножения и деления на 7, 8, 9. Решение задач.

Табличные случаи умножения и деления.

Табличное умножение и деление на 2 и на 3.

Решение составных задач.

Числовые выражения.

Прямоугольник. Квадрат. Нахождение периметра прямоугольника.

  • итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)

Практические работы:

Практические способы нахождения площадей фигур.

Определение вида угла (прямой, непрямой), нахождение прямоугольника среди данных четырехугольников с помощью модели прямого угла.

Тематический план

2 класс (136 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоя-тельные работы

практичес-

кие

работы

контроль-ные

работы

1

Сложение и вычитание в пределах 100

24


2

2

2

Таблица умножения однозначных чисел

52


5

5

3

Выражения

27


1

1

4

Величины

12

1

1

2

5

Геометрические понятия

21

2

1

2


Итого

136

3

10

12

VII. Учебно-тематическое планирование уроков математики

2 класс

№ урока

Особые

пометки

Тема урока

Характеристика учебной деятельности учащихся, формируемые УУД

Дата

Сложение и вычитание в пределах 100

1


Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Нумерация двузначных чисел.

Регулятивные: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; учиться планировать учебную деятельность на уроке; читать задание и самостоятельно его выполнять; уметь выполнять работу над ошибками; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные: находить закономерность подбора чисел; выбирать верный ответ; выполнять разностное сравнение; используя рисунок составлять условие задачи и формулировать вопрос; изменять текст задачи; решать комбинаторные задачи; работать с калькулятором; изображать высказывания с помощью граф; сравнивать луч и отрезок, круг и окружность; иметь представление о греческом ученом Пифагоре, итальянском ученом Г.Галилее; делить геометрические фигуры на группы;

Коммуникативные: Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике); оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других.

2


Числа 10, 20, 30, …, 100. Однозначные и двузначные числа.

3


Сложение и вычитание в пределах второго десятка.

4


Решение и составление задач.

5


Двузначные числа и их запись. Работа с калькулятором.

6

Пр. р.

Проверочная работа «Сложение и вычитание в пределах 20».

7


Работа над ошибками. Решение задач.

8


Луч, его изображение и обозначение.

9


Принадлежность точки лучу.

10


Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков.

11

К.р. 1

Входная контрольная работа №

Цель: повторение изученного материала 1 класса.

12


Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками.

13


Числовой луч. Сравнение чисел с использованием числового луча.

14


Построение числового луча. Решение задач.

15


Метр. Соотношения между единицами длины.

16


Метр. Соотношения между единицами длины. Решение задач с величинами.

17


Многоугольник и его элементы.

18


Многоугольник и его элементы. Построение многоугольника.

19

Пр. р.

Проверочная работа «Многоугольник. Единицы длины».

20


Работа над ошибками. Решение задач.

21


Сложение и вычитание вида 26+2, 26-2.

22


Сложение и вычитание вида 26+10, 26-10.

23


Сложение и вычитание двузначных чисел.

24


Запись сложения столбиком.

25


Запись вычитания столбиком.

26


Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел.

27

Пр. р.

Проверочная работа «Сложение и вычитание двузначных чисел».

28


Работа над ошибками. Решение задач с помощью таблицы.

29


Сложение двузначных чисел. Решение задач с величинами.

30


Упражнение в сложении двузначных чисел. Равенства.

31

К. р. 2

Контрольная работа №2 по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел».

Цель: проверка усвоения навыков сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через разряд.

32


Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками

33


Сложение и вычитание двузначных чисел.

34


Вычитание двузначных чисел.

35


Упражнение в вычитании двузначных чисел. Составление задач.

36


Периметр многоугольника и его вычисление.

37


Нахождение периметра многоугольника.

38


Окружность. Ее центр и радиус.

39


Построение окружности с помощью циркуля.

40


Взаимное расположение фигур на плоскости. Пересекающиеся фигуры.

41

Пр. р.

Проверочная работа «Периметр многоугольника».

42


Работа над ошибками. Решение практических задач.

Таблица умножения однозначных чисел

43


Умножение на 2.

Регулятивные: Определять цель деятельности на уроке; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать учебную деятельность на уроке; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

Познавательные: воспроизводить по памяти результаты табличного умножения однозначных чисел; сравнивать результаты умножения, используя калькулятор; различать периметр и площадь; устанавливать связи между площадью прямоугольника и данными его сторон; выполнять кратное сравнение чисел; использовать математические термины;

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке и в жизни.

44


Умножение и деление на 2.

45


Умножение и деление на 2. Половина числа.

46


Умножение на 3.

47


Умножение и деление на 3.

48


Умножение и деление на 3. Треть числа. Самостоятельная работа.

49


Умножение на 4.

50


Умножение и деление на 4.

51


Умножение и деление на 4. Четверть числа.

52

К. р. 3

Контрольная работа №3 по теме: «Табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4. Решение задач».

Цель: проверка усвоения конкретного смысла действия умножения и деления; проверка сформированности умения выполнять умножение и деление чисел на основе знания таблицы умножения; применять знание таблицы умножения в ситуации текстовой задачи.

53


Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками.

54


Умножение на 5.

55


Умножение и деление на 5.

56


Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.

57


Умножение на 6.

58


Умножение и деление на 6.

59


Шестая часть числа. Решение задач.

60

К. р. 4

Контрольная работа №4 по теме: «Табличные случаи умножения и деления на 4, 5, 6. Решение задач».

Цель: проверка сформированности умения выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения; умения решать текстовые задачи в одно действие на умножение и деление.

61


Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками.

62


Простые задачи на умножение и деление.

63


Решение задач на умножение и деление.

64


Площадь фигуры. Единицы площади.

65


Практические способы нахождения площадей фигур.

66


Нахождение части числа. Решение задач. Самостоятельная работа.

67


Умножение на 7.

68


Умножение и деление на 7.

69


Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа.

70

Пр. р.

Табличные случаи умножения и деления. Проверочная работа.

71


Умножение на 8.

72


Умножение и деление на 8.

73


Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа.

74


Умножение и деление на 6, 7, 8. Решение задач.

75

К. р. 5

Контрольная работа№5 по теме «Табличные случаи умножения и деления на 6, 7, 8. Решение задач».

Цель: проверка сформированности умения выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения; применять знание таблицы умножения в ситуации с текстовой задачей.

76


Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками.

77


Умножение на 9.

78


Умножение и деление на 9.

79


Умножение и деление на 9. Девятая часть числа.

80

Пр. р.

Проверочная работа. Табличные случаи умножения и деления.

81


Работа над ошибками. Умножение и деление на 9.

82


Отношения «меньше в» и «больше в».

83


Кратное сравнение чисел.

84


Решение задач на кратное сравнение.

85

К. р. 6

Контрольная работа №6 по теме «Табличные случаи умножения и деления».

Цель: контроль усвоения программного материала.

86


Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками.

87


Знакомство с задачами на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

88


Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

89


Решение задач разных видов.

90


Составление обратных задач. Решение задач в косвенной форме.

91

Пр. р.

Проверочная работа. Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

92


Работа над ошибками. Решение задач.

93


Доля числа. Нахождение доли числа.

94


Нахождение нескольких долей числа.

95


Нахождение числа по его доли.

96


Нахождение числа по нескольким его долям.

97


Составление и решение обратных задач.

98

К. р. 7

Контрольная работа №7 по теме «Решение составных задач».

Цель: проверка умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

99


Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками.

Выражения

100


Названия компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления.

Регулятивные: Определять цель деятельности на уроке; учиться формулировать учебную проблему; планировать учебную деятельность на уроке; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты); выполнять работу над ошибками;

Познавательные: использовать и называть математические термины; составлять числовые выражения сложной структуры, используя скобки;

Коммуникативные: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

101


Названия чисел в записях действий.

102


Числовое выражение и его значение.

103


Нахождение значений числовых выражений. Самостоятельная работа.

104


Числовые выражения, содержащие скобки.

105


Составление числовых выражений.

106

К. р. 8

Контрольная работа №8 по теме «Числовые выражения».

Цель: проверка сформированности умения вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия; сравнивать значения числовых выражений; решать задачи в 2 действия.

107


Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками.

Геометрические понятия. Величины

108


Угол. Прямой и непрямой угол.

Регулятивные: ставить учебную задачу; учиться формулировать учебную проблему; планировать учебную деятельность на уроке; использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты); самостоятельно выполнять работу над ошибками;

Познавательные: использовать в своей речи математические термины; воспроизводить по памяти определения геометрических фигур; различать и делить углы на группы; решать задачи разными способами;

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке и в жизни.

109


Определение и построение прямого угла с помощью модели и чертежного угольника.

110


Прямоугольник. Квадрат.

111

Пр. р.

Проверочная работа. Прямоугольник. Квадрат.

112


Работа над ошибками. Решение задач.

113


Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника.

114


Свойства прямоугольника.

115

К. р. 9

Контрольная работа по теме «Прямоугольник. Квадрат. Нахождение периметра прямоугольника».

Цель: проверка умения решать задачи на нахождение периметра прямоугольника, квадрата.

116


Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками.

117


Свойства прямоугольника. Построение геометрических фигур.

118


Правило вычисления площади прямоугольника, квадрата.

119


Нахождение площади прямоугольника, квадрата.

120


Решение задач на нахождение площади прямоугольника, квадрата.

121

Пр. р.

Нахождение площади и периметра прямоугольника.

Проверочная работа.

122


Решение практических задач.

123


Площадь прямоугольника. Решение задач.

124


Периметр и площадь прямоугольника.

125

К.р. 10

Контрольная работа №10 по итогам года.

Цель: контроль усвоения программного материала.

126


Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками.

Повторение

127


Табличные случаи умножения.

128


Числовые выражения.

129


Нахождение значений числовых выражений.

130


Решение числовых выражений со скобками.

131


Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

132


Решение задач на нахождение площади прямоугольника.

133


Решение задач на нахождение периметра прямоугольника.

134


Решение текстовых задач с помощью составления выражения.

135


Решение задач повышенной сложности.

136


Обобщение изученного.

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Математика»

Для реализации цели и задач обучения окружающему миру по данной программе используется УМК по математике издательства «Вентана-Граф»:

  1. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011.

  2. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 2 класс: рабочая тетрадь №1, №2 для учащихся общеобразовательных учреждений /В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2010.

© 2010-2022