Методические указания к практическому занятию по дисциплине

Цель – повышение качества подготовки специалиста в области экономики путем получения ими практических навыков и умений для решения конкретных профессиональных задач. Задачи – углубить теоретические знания путем применения их при выполнении практических заданий; освоить методики проведения необходимых расчетов, позволяют приобрести навыки аналитического исследования, творческого выбора экономических решений, обеспечивают высокий уровень самостоятельного выполнения, способствуют подготовке студент...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое занятие

Тема: Рыночная система.

Наименование: Законы спроса и предложения. Равновесная цена.

Цель работы: Изучить законы спроса и предложения, научиться определять коэффициенты эластичности спроса и предложения.

Общие сведения

Спрос - количество товаров, которое покупатели хотят и могут приобрести по определённой цене в данный период времени.

Кривая спроса показывает соотношение между количеством тех или иных товаров и услуг и ценами на них, по которым покупатели готовы их приобрести в данный период времени на данном рынке.

Эластичный спрос - спрос, величина которого существенно меняется даже при незначительном изменении цены. Эластичность спроса показывает, как изменится величина спроса при изменении цены на 1%.

К эластичным по цене товарам относятся те, у которых есть заменители.

Неэластичным называется спрос, величина которого прак­тически не изменяется при изменении цены.

К неэластичным по цене товарам относятся товары первой необходимости (социально значимые) и эксклюзивные товары, недоступные вследствие очень высокой цены большей части населения.

Определить степень эластичности спроса можно посред­ством расчета коэффициента эластичности спроса:

К. э. с. = Рост объема спроса (%) / Снижение уровня цен (%) (1)

где К. э. с. - коэффициент эластичности спроса по цене.

Если значение коэффициента эластичности больше единицы (К э. с. >1), то спрос считается эластичным.

На величину спроса, помимо цены, влияют и другие неценовые факторы, называемые детерминантами спроса.

К данным факторам относятся:

  • доходы потребителей (чем выше доход покупателя, тем менее он реагирует на изменение продажных цен);

  • ожидания будущего роста цен (инфляционные ожидания способствуют повышению потребительского спроса, так как при неизменном уровне дохода сегодня потребитель может приобрести больше единиц одного и того же товара, чем завтра.

  • перспективы личного благосостояния (появление возможности улучшения своего финансового положения способствует повышению в настоящем потребительского спроса, и наоборот, будущее пессимистичное финансовое положение заставляет накапливать и более экономно тратить наличные средства с целью более рационального их использования);

  • количество покупателей (чем больше покупателей на рынке, тем выше совокупный потребительский спрос вне прямой зависимости от цены на товар);

  • мода, вкусы, предпочтения потребителей (реклама и средства стимулирования сбыта, имидж фирмы, т.е. приверженность потребителя к выбору товара одной фирмы, оказывают большое влияние на предпочтения покупателей);

  • цены на товары-заменители (при повышении цены на товар спрос на его заменитель так же повышается, например, повышение цен на свинину приведет к росту объемов продаж говядины).

  • цены на сопряженные товары (сопряженными или взаимодополняющими товарами называются те, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар, например, увеличение цены на DVD-плееры приведет к снижению спроса на DVD-диски).

Предложение - количество товаров, которые продавцы хотят и могут продать по определенной цене в данный период времени.

Закон предложения - при увеличении цены на товар его предложение тоже увеличивается при прочих равных услови­ях и наоборот.

Кривая предложения показывает соотношение между ко­личеством товаров и услуг, которые предлагаются к продаже, и ценами на них в определенный период времени на данном рынке.

К неценовым факторам (детерминанты предложения), вли­яющим на величину предложения, относятся:

  • цены на ресурсы, т.е. на рабочую силу, сырье, материалы, оборудование и др. Если цена на определенный фактор снижается, у производителя уменьшаются производственно-сбытовые затраты, что приводит к понижению цен;

  • налоги и субсидии - при изменении налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения происходит соответствен­ное снижение или рост цен вследствие изменения затрат. Субсидии - это выплата государством из бюджетных источников денежных средств физическим или юридическим лицам в целях оказания помощи предприятиям (организациям), регионам или отдельным гражданам. Если предприятия является получателем субсидии, это приведет к росту величины предложения;

  • число продавцов - чем больше производителей (продавцов) на рынке, тем больше величина совокупного предложения и наоборот;

  • качество технологии - при использовании более новой, совершенной, безотходной технологии происходит снижение производственных затрат, что позволяет увеличивать объем предложения;

  • цены на другие товары - если увеличится цена на определенный товар, то это приведет к росту его предложения, что, в свою очередь, заставит производителей снижать цену на этот товар, чтобы его своевременно и в полном объеме реализовать. В этом случае предложение другого товара начнет расти, так как это принесет производителю больший доход;

  • инфляционные ожидания - предположения потребителей об ожидаемом, по их мнению, в определенный период росте цен и возникновении инфляции провоцирует увеличение спроса.

Эластичность предложения показывает, как изменится величина предложения при изменении цены на 1%.

Эластичное предложение - изменение величины предложения товаров или услуг большее, чем соответствующее изменение цен на них.

Неэластичным называется предложение, значение которо­го не изменяется при изменении цен.

К. э. п. = Рост объема предложения (%) / Рост уровня цен (%) (2)

где К. э. п. - коэффициент эластичности предложения.

Если значение коэффициента эластичности предложения больше единицы (К. э. п. > 1), то предложение является эластичным.

Ценовая эластичность предложения характеризует коли­чественную меру реакции производителей на изменение цены.

На рынке могут устанавливаться следующие соотношения спроса и предложения:

  1. Предложение > спроса (перепроизводство товаров).

  2. Спрос > предложения (дефицит товаров).

  3. Спрос = предложению (экономическое равновесие).
    Первые два варианта соотношения спроса и предложения

приводят к рыночному дисбалансу и кризису перепроизводства или недопроизводства товаров, что негативно отражается на всех сферах экономики и благосостоянии населения.

Если в экономике установится «господство» производите­лей, то цена предложения будет значительно превышать пла­тежеспособный спрос, а это в конечном итоге приведет к разо­рению предприятий и экономическому кризису.

При доминировании потребителей, которое может про­являться через коллективный отказ от приобретения более дорогих товаров, производители не смогут удовлетворять по­купательский спрос посредством предложения дешевой продук­ции, так как это противоречит их основной цели деятельности - получению максимально возможной прибыли. Производство ос­тановится на уровне низкой эффективности, окупаемости или даже убыточности, что вытеснит производителей с рынка.

Таким образом, в обоих случаях проигрывает и одна и дру­гая сторона. Благодаря стихийному механизму саморегулиро­вания, на рынке устанавливаются такие совокупные цены, ко­торые выгодны и покупателю и продавцу.

Равновесная цена - цена, установившаяся на конкурентном рынке при равновесии спроса и предложения на данный товар или услугу.

Экономическое равновесие - состояние экономической системы в целом или ее отдельного звена, которое характери­зуется общей сбалансированностью, взаимным уравновешива­нием противостоящих друг другу условий, факторов, опреде­ляющих развитие данного процесса или явления.

Государство может с помощью определенных методов воз­действовать на временные диспропорции между величиной спроса и предложения. К таким методам относятся:

  • искусственное занижение («замораживание») цен с целью поддержания жизненного уровня населения и приостановки инфляции;

повышение цен с целью поддержания производителей, как правило, в определенных отраслях экономики.

Задания

1. Решить задачи 1 - 4 (условие записывать кратко).

2. Оформить отчёт, сдать и защитить работу преподавателю.

3. Ответить на вопросы:

  1. Какая связь устанавливается между ценой и величиной спроса и предложения?

  2. Объясните сущность и приведите примеры влияния неценовых факторов на величину спроса и предложения.

  3. В каком случае образуется дефицит товаров на рынке, а в каком их переизбыток?

  4. Как товаропроизводитель использует на практике действие закона спроса для увеличения объема продаж?



ЗАДАЧИ

1. На основании данных об изменении величины спроса и предложе­ния на товар при изменении цены графически изобразите кривые спроса и предложения и определите точку равновесия (табл. 1).

Таблица 1

Цена (руб)

Величина спроса

Величина предложения

А

1

5

Б

2

4

С

3

3

D

4

2

Е

5

1

2. Определите коэффициент эластичности предложения по следующим данным:

  • выпуск продукции в базисном году - А тыс. руб.;

  • выпуск продукции в отчетном году - Б тыс. руб.

  • цена 1 ед продукции в базисном году - С руб.;

  • цена 1 ед. продукции в отчетном году - D руб.

3 Определите коэффициент эластичности спроса по следующим данным:

  • объем продаж в базисном году --A кг

  • объем продаж в отчетном году - B кг

  • цена 1 ед. продукции в базисном году - C руб

  • цена 1 ед. продукции в отчетном году - D руб

4 К терминам в левой колонке найдите соответствующие определения в правой колонке:

А Сделка

A.. Рынок купли-продажи машин, оборудования, сырья

Б. Регулируемый рынок.

Б. Формирование правовой базы и охрана участников рыночных отношений.

В. Неценовая конкуренция

В. Обмен товара на деньги и денег на товар.

Г. Спрос

Г Соперничество между крупными фирмами на основе технического превосходства и качества изделий.

Д Рынок средств производства

Д. Количество товаров, которые по­требители могут приобрести по опре­деленной цене



© 2010-2022