- Преподавателю
- Другое
- Статья по теме Развитие коммуникативных навыков младших школьников во внеучебной деятельности
Статья по теме Развитие коммуникативных навыков младших школьников во внеучебной деятельности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гребеник Н.С. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Верхне -Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Статья
«Условия формирования коммуникативных навыков младших школьников во внеучебной деятельности»
подготовила
учитель начальных классов
Гребеник Наталия Сергеевна
с. Верхнее -Гуторово
2014 год
Далеко не каждый ребенок может проявить себя в учебной деятельности, а вот проявить себя во внеурочной деятельности может каждый.
Внеучебная деятельность развивает коммуникативные навыки учащихся, их склонности, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. Следовательно, внеучебная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных навыков, а также наиболее легкой и подходящей возрастным особенностям младших школьников деятельностью.
Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов
Для реализации в начальном образовании доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1. игровая деятельность;
3. проблемно-ценностное общение;
4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
Использование игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности помогает учителю заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции.
Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, КВН, спортивных праздников, дней именинников, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, и т.д.
При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас.
Проблемно-ценностное общение, затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла. Проблемно-ценностное общение школьников может быть организовано в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий.
Развитию коммуникативных навыков у учащихся помогают занятия которые обогащают словарный запас, которые помогают полно и точно выразить свои мысли;
-адекватно использовать аргументы в дискуссии;
-спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;
-понимать возможность существования различных точек зрения на одну и ту же ситуацию,
-сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор.
Также, следует отметить, что эффективность процесса формирования коммуникативных навыков зависит от выбора педагогом соответствующих форм работы с младшими школьниками.
Главные условия, способствующие развитию коммуникативных навыков:
первым педагогическим условием является оснащение знаниями о коммуникации как процессе общения людей между собой, которое заключается в знании вербальных и невербальных средств коммуникации и культуры речевого общения;
вторым педагогическим условием в нашей работе выступает включение в коллективно-игровую деятельность диалогового характера,
которое состоит из умения межличностного общения и умения строить отношения в коллективе;
третье педагогическое условие предполагает использование ситуации успеха в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, содержащее в себе проявление навыков социальной приспособленности и навыков выхода из сложных ситуаций.[5]
В традиционной школе 60-70% учебного времени занимает речь учителя. Это убивает активность детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся.
Для того, чтобы учащиеся могли эффективно общаться, нужно учить их это делать. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении - «учиться общению общаясь».
Основные формы коммуникации:
монологические формы речевой коммуникации
диалогические формы речевой коммуникации
выступать с заранее подготовленной речью
учебная беседа учителя и ученика
рассказывать
учебная беседа в парах
пересказывать
учебная беседа в группах
спрашивать и задавать вопросы
дискуссия
доказывать и опровергать
ответы на вопросы
отвечать на вопросы
защита проекта
критиковать
Поэтому, развивать коммуникативные навыки необходимо и во внеурочной деятельности, например,
на первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие навыки:
- готовность учащихся участвовать общении;
- отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ;
-задавать вопросы, следя за темой;
- делать сообщения.
На втором этапе учащиеся приобретают следующие навыки:
- простота и чёткость речевого высказывания;
- отработка навыка сделать своё высказывание понятным каждому;
- подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
- вступать в контакт с другими.
На третьем этапе уже отрабатываются навыки коммуникативного сотрудничества:
- вести беседу в паре, группе;
- вести конструктивный диалог, дебаты;
- участвовать в дискуссии;
- участвовать в конференциях, играх.
Развитие коммуникативных навыков - непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. За четыре года ученик встречается с сотнями учебных задач, решения которых, не помогают ему справиться с элементарной жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи - это те ситуации, с которыми ребенок постоянно встречается в жизни. Сформированные коммуникативные навыки это уже новообразования личности, которые присваиваются личностью и становятся её достоянием. Коммуникативный ребенок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.
Таким образом, чтобы у ребенка сформировать необходимые коммуникативные навыки, надо создать условия, для их формирования, такие, чтобы у ребенка появилось желание вступить в контакт с окружающими, знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим и умение организовать общение.
Таким образом, должны формировать у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях.
Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной работы. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Без сомнения основной базой для достижения этой задачи служат уроки и внеурочная деятельность, на которых дети учатся говорить, сочинять, рассуждать, доказывать.
Библиография
1. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. - М., 2002.
2. Александрова О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2005. - 26 с.
3. Аргинская И.И, Дмитриева Н.Я и др. Обучаем по системе Л.В.Занков. Первый год обучения. - М.: Просвещение, 1993
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006
5. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 368 с.