• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: «Системно - деятельностный подход к воспитанию воспитанников, как основы реализации ФГОС»

Доклад на тему: «Системно - деятельностный подход к воспитанию воспитанников, как основы реализации ФГОС»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Государственное казенное образовательное учреждение детский дом «Хуры тын»







Доклад на тему:

«Системно - деятельностный подход к воспитанию воспитанников, как основы реализации ФГОС»



Выполнила: Дзитоева Э.Т.Доклад на тему: «Системно - деятельностный подход к воспитанию воспитанников, как основы реализации ФГОС»















г.Владикавказ, 2015г.

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам…» (Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета)

В условиях перехода общеобразовательных учреждений на ФГОС перед педагогами ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, формирование компетенций, позволяющих воспитанникам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими своё собственное открытие. Задача воспитателя при введении нового материала заключается не в том, чтобы всё наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Воспитатель должен организовать работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задач образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Система дидактических принципов.

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ребенок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей деятельности, активно участвует в их совершенствовании.

  2. Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

  3. Принцип целостности - предполагает формирование обобщенного системного представления о мире (обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности.)

  4. Принцип минимакса - заключается в следующем: ребёнку должны предложить возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

  5. Принцип психологической комфортности - предлагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  6. Принцип вариативности - предполагает формирование способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  7. Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности.

Деятельностный подход осуществляется через:

  1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

  2. Использование активных и интерактивных методик;

  3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.

  4. Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, подхода к решению задачи.

Дети работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают социальные роли через участие в играх и тренингах.

- выполняют творческие работы.

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность.

На этапе самоопределения создаётся проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идёт поиск, анализ, информации. Эффективность данного этапа достигается за счёт работы в группах постоянного и сменного состава, организации деятельности. Коллективная деятельность обучающихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы.

Использование системно - деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры воспитанников. Резко возрастает роль познавательной активности детей к самостоятельной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии, технология критического мышления, технология «Дебаты», КТД.

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей воспитанников:

- готовность к разрешению проблем,

- готовность к самообразованию,

- готовность к использованию информационных ресурсов,

- готовность к социальному взаимодействию,

- коммуникативная компетентность.

Остановлюсь на структуре воспитательского часа и особенностях некоторых его этапов.

  1. Организационный момент.

Цель: включение воспитанников в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

  • У воспитанников должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

  • Включение детей в деятельность;

  • Выделение содержательной деятельности.

  • Воспитатель высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи.

  • Воспитатель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы.

  • Девиз («С малой удачи начинается большой успех»);

Воспитатель настраивает детей на работу. Задаёт ряд вопросов, которые заставляют детей, больше говорить.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством воспитателя.

Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания.

Личностное развитие - развитие готовности и способности воспитанников к саморазвитию и реализаций творческого потенциала в духовной и предметно - продуктивной деятельности.

Социальное развитие - развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие - формирование у воспитанников научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; развитие логического, творческого мышления, продуктивного воображения.

Коммуникативное развитие - формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию воспитанников на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.

Таким образом, системно - деятельностный подход позволяет осуществлять:

  • Развитие мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определённой системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

  • Формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

  • Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.



© 2010-2022