- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Провоторова М.Н. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
(ГБПОУ ВО «ВГПГК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
для специальности очной формы обучения
технического профиля:
11.02.01 Радиоаппаратостроение
Воронеж 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 11.02.01 Радиоаппаратостроение
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
Разработчик: Провоторова Марина Николаевна, преподаватель ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
Рабочая программа рассмотрена
и утверждена на заседании кафедры
общеобразовательных и гуманитарных дисциплин
Утверждаю
Заместитель директора ВГПГК
по учебной работе
_______________Т.Ю. Лопатина
Протокол №_________
От "_____"____________ 2016 г.
Зав. кафедрой
_____________ Н.В. Десятниченко
Согласовано
Заместитель директора ВГПГК
по научно-методической работе
_______________Ю.Б. Ащеулов
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для специальности технического 11.02.01 Радиоаппаратостроение
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к математическому и общему естественнонаучному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать эффективность природоохранных мероприятий;
- оценивать качество окружающей среды;
- определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные определения и понятия природопользования;
- современное состояние окружающей среды России и мира;
- способы охраны биосферы от загрязнения антропогенными выбросами;
- основные положения и сущность экономического механизма охраны окружающей среды;
- правовые вопросы экологической безопасности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 71 час,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 23 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
71
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
8
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий
-
Самостоятельная работа студента (всего)
23
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к его защите
4
Реферат, внеаудиторная самостоятельная работа.
9
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и справочной литературы.
10
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Экологические основы природопользования
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1
Общая и прикладная экология
12т.+ 2п.р.
Тема 1
Наука экология,
ее содержание и задачи. Структура современной экологии.
Содержание учебного материала
Современное толкование термина «Экология», стратегическая задача «экологии», дать определение понятию «Экологическая безопасность» и «Охрана окружающей среды». Структура современной экологии.
2
2
практические работы
Тема 2
Экологические ситуации в мире и в России.
Содержание учебного материала
Экологические проблемы в мире и в России. Приоритетные направления в решении экологических проблем и разработка государственных программ экологической направленности. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
2
2
практические работы
Тема 3
Окружающая среда как целостная сбалансированная система.
Содержание учебного материала
Система жизнеобеспечения Земли. Типы экосистем, распределение организмов в экосистемах.
Биосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера и взаимодействие живых организмов в экосистеме.
2
2
практические работы
Тема 4
Потоки энергии и круговорота веществ в экосистемах.
Содержание учебного материала
Круговорот веществ в природе. Круговорот азота, фосфора и углерода. Толкование определения «Экологическая ниша». Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения.
Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
2
2
практические работы
Тема 5
Загрязнение, его виды и последствия.
Содержание учебного материала
Физические, химические и биологические загрязнения. Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ.
Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды.
2
2
практические работы
1. Изучение экологического состояния помещений.
2
3
Тема 6
Здоровье и окружающая среда.
Содержание учебного материала
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Болезни человека,
возникающие в результате загрязнения.
Уровень изучения состояния здоровья населения. Причины, вызывающие ухудшение здоровья городского населения.
2
2
практические работы
Самостоятельная работа обучающихся работа с текстом и таблицами учебника,
материалами периодической печати, дополнительной литературой, тестовыми заданиями.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Особенности негативного влияния антропогенного воздействия на атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу;
Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение;
Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе;
Условия выживания человечества при традиционном ведении мирового хозяйства;
Источники физического, химического, биологического загрязнения окружающей среды, их влияние на здоровье человека.
7
Раздел 2
Экологическая защита и охрана окружающей природной среды.
12т. + 2п.р.
Тема 7
Природопользование, формы и виды.
Принципы и методы рационального природопользования
Содержание учебного материала
Понятие «природопользование» и «экологическая политика», формы и виды природопользования, общее и специальное, рациональное и нерациональное природопользование, основные принципы рационального природопользования.
2
2
практические работы
Тема 8
Природозащитные мероприятия и охрана окружающей среды
Содержание учебного материала
Решение комплексной проблемы защиты окружающей среды специалистами различных отраслей науки и техники. Экологизация промышленного производства и проведение инженерно-экологических мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов. Рекомендации по созданию малоотходных и безотходных технологий и требование к размещению промышленного производства. ООПТ.
2
2
практические работы
Тема 9
Рациональное использование и охрана атмосферы.
Содержание учебного материала
Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Последствие загрязнение и нарушения газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов автомобилей, озеленение городов и промышленных центров.
2
2
практические работы
Тема 10
Рациональное использование и охрана водных ресурсов.
Содержание учебного материала
Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения. Рациональное использование подземных вод. Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения.
2
2
3
практические работы
2. Анализ содержания примесей в воде
1
Тема 11
Рациональное использование и охрана недр.
Содержание учебного материала
Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Основные направления по использованию и охране недр.
1
2
практические работы
-
Тема 12
Рациональное использование и охрана земельных ресурсов.
Содержание учебного материала
Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране. Рекультивация и восстановление земель.
1
2
практические работы
-
Тема 13
Мониторинг как система наблюдения и контроля окружающей среды.
Содержание учебного материала
Определение понятия «Мониторинг окружающей среды». Виды мониторинга.
Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
2
2
практические работы
3. Экологический мониторинг. Изучение методов экологического мониторинга.
1
3
Самостоятельная работа обучающихся работа с текстом и таблицами учебника,
материалами периодической печати, дополнительной литературой, тестовыми заданиями.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Размещение промышленного и сельскохозяйственного производства в свете современных требований;
Направления государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления.
Водный комплекс России;
Особо охраняемые природные территории.
Государственная система экологического мониторинга России.
Озоновые дыры. Кислотные дожди. Парниковый эффект.
Модифицированные продукты питания.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Экология и здоровье человека.
8
Раздел 3
Основы экологического права
14т. + 4п.р.
Тема 14 Экологическое Законодательство РФ.
Содержание учебного материала
Источники экологического права, природоресурсное и природоохранное законодательство РФ, этапы формирования экологического Законодательства РФ, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды от 19.12.1991года. Территории, относящиеся к зонам чрезвычайной экологической ситуации и зонам экологического бедствия.
2
2
практические работы
4. Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
1
3
Тема 15
Государственные органы охраны окружающей природной среды РФ
Содержание учебного материала
Система органов управления и надзора по охране природной среды общей компетенции и специальной, структура государственных органов охраны окружающей природной среды в России. Основные задачи, выполняемые органами общей и специальной компетенции
2
2
практические работы
Тема 16
Экологическая стандартизация и паспортизация. Государственный учет ресурсов.
Содержание учебного материала
Общие положения экологического законодательства РФ в государственных стандартах. Определения «Стандарт» и «Экологическая паспортизация». Информация, которая отражает экологический паспорт предприятий, организаций, городов.
2
2
практические работы
5. Экологический паспорт предприятия.
1
3
Тема 17
Экологическая экспертиза и контроль.
Содержание учебного материала
Цели и задачи экологической экспертизы, заключительные экологические документы, виды экологической экспертизы и их характеристика. Государственный и социальный экологический контроль. Основные объекты, попадающие под экологический контроль. Должностные права органов государственного экологического контроля. Понятие «экологический риск» и его составляющие.
2
2
практические работы
Тема 18
Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Содержание учебного материала
Соблюдение законов по охране окружающей среды. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства и наказания: дисциплинарное, административное, гражданско-правовое, уголовное. Государственная политика в области обеспечения экологической безопасности России, необходимые условия, основные принципы.
2
2
3
практические работы
6. Изучение юридической ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарное, административное, гражданско-правовое, уголовное.
7. Решение экологических ситуаций
1
1
Тема 19
Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.
Содержание учебного материала
Подразделение объектов охраны окружающей природной среды на национальные и международные. Декларация Стокгольмской конференции по международному сотрудничеству в области экологии. Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на конференции ООН в 1992 году. Создание органов при ООН: ЮНЕП, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ФАО, МСОП и международное общественное движение «Гринпис» - (Зеленый мир). Участие России в международном сотрудничестве.
2
2
практические работы
-
Тема 20
Экологическое образование, воспитание, культура.
Содержание учебного материала
Актуальность экологического образования и воспитания. Понятия «Экологическая культура», «Экологическое образование», «Экологическое воспитание». Принципы экологического воспитания и образования. Национальная стратегия экологического образования, ее цель, задачи, принципы, научно-методическое обеспечение и основные направления.
2
2
практические работы
Самостоятельная работа обучающихся работа с текстом и таблицами учебника,
материалами периодической печати, дополнительной литературой, тестовыми заданиями.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Система экологического законодательства Российской Федерации.
Государственные органы охраны окружающей природной среды РФ (структура, задачи).
Порядок составления экологических паспортов предприятий. Цель паспортизации.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Государственная политика в области обеспечения экологической безопасности России.
Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.
8
Зачетное занятие
2
Всего:
71
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор или мультимедийная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник для колледжей и средних специальных учебных заведений. - М., 2010.
2. Константинов, В.М. Экологические основы природопользования: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. - 10-е изд., прераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
-
Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. - М.: Дрофа, 2011.
-
Пыльнева Т.Г. Природопользование: Учебное пособие./ВЗФЭИ - М.: Финстатинформ, 2010
-
Чернов Н., Гапущин В., Константинов В. Основы экологии. - М., 2013
-
Федеральный Закон «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002
Дополнительная литература
1. Экология и жизнь: научно-популярный и образовательный журнал: 12 номеров в год.
2. Экология и охрана труда: производственно-технический журнал: 12 номеров в год.
3. Пахомова Н., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. - СПб: Питер, 2010
4. Трофимова В.Л. Природопользование (толковый словарь). - М., 2012.
-
Гражданский Кодекс РФ - ГК РФ.
-
Уголовный Кодекс РФ - ГПК РФ.
-
Гражданско-процессуальный Кодекс РФ - ГПК РФ.
8. Ф3 - Водный кодекс
9. ФЗ - Лесной кодекс
10. ФЗ - Земельный кодекс
11. ФЗ - Об охране атмосферного воздуха
12. ФЗ - О животном мире
13. ФЗ - О недрах
14. ФЗ - О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
15. ФЗ - об экологической экспертизе
Интернет-ресурсы:
1. president.kremlin.ru - сайт президента РФ (документы правительства в области образования, воспитания, охраны окружающей среды);
2. greenpeace.org/russia.ru - Гринпис России. Общественная международная неправительственная организация (информация о проектах, мероприятиях, достижениях общественной организации в области охраны окружающей среды);
3. ecoportal.ru/dict.php - Справочники по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности.
4. rosdnh.narod.ru/ekolslov.htm - Экологический словарь-справочник. В словаре дано толкование более 5 000 терминов, которые используются при описании проблем экологии, природопользования и охраны природы. Особое внимание уделяется объектам охраны природы. Приведены термины промышленной экологии, экологии человека.
5. cntd.ru/noframe/com-spec-ecology - Экологический словарь. Термины и понятия, помещенные в словарь, охватывают разделы общей и прикладной экологии, а также экологии человека, социальной экологии, географии и т. д.
6. mnr.gov.ru/ - сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ;
7.zapoved.ru/ - особо охраняемые природные территории РФ;
8. ecoportal.su/ - Всероссийский экологический портал.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- оценивать эффективность природоохранных мероприятий;
- оценивать качество окружающей среды;
- определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды
- тестирование;
- фронтальный опрос;
- индивидуальные задания,
- подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
- практическая работа;
-оценка выполнения самостоятельной работы обучающихся;
- зачетное занятие
Знания:
- основные определения и понятия природопользования;
- современное состояние окружающей среды России и мира;
- способы охраны биосферы от загрязнения антропогенными выбросами;
- основные положения и сущность экономического механизма охраны окружающей среды;
- правовые вопросы экологической безопасности.
- тестирование;
- фронтальный опрос,
- индивидуальные задания,
-подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
- зачетное занятие
10