- Преподавателю
- Другое
- Конспект урока по технологии в 8 классе Расходы семьи
Конспект урока по технологии в 8 классе Расходы семьи
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тимканова Т.М. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока технологии «Расходы семьи»
8 класс
(с использованием технологии сотрудничества)
Цели:
установление зависимости между потребностями и расходами семьи, познакомить с постоянным ростом потребностей и ограниченностью возможностей.
возможных способов рационального расходования средств.
формирование уважительного отношения к труду родителей, собственности семьи.
Вид планируемых учебных действий:
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия устанавливать причинно-следственные связи
устанавливать и сравнивать разные точки зрения
аргументировать свою точку зрения
предметные:
основные статьи расходов семьи, способы их уменьшения.
планирование расходов, осуществление несложных экономических расчетов.
Уровень усвоения: Продуктивное применение.
Форма контроля: Тест, практическая работа.
Интеграция:
Обществознание 8 класс.
Математика 1-5 класс.
Окружающий мир 1 кл. « Что такое экономика. Ее составные части».
Введение в историю 3 кл. « Связь вещей с потребностями эпохи».
Материальное обеспечение: стенд «домашняя экономика», схемы «Виды бюджета», схема расходов, квитанции за квартплату, газ, электроэнергию и т.д., карточки - задания, тест.
Литература:
-
Симоненко «Технология 8 кл.», М. «Вентана-граф» 2011 г.
-
Симоненко «Основы домашней экономики» (книга для учителя), Брянск, 1995 г.
-
Симоненко «Основы домашней экономики» (учебное пособие для 8 кл) Брянск 1996 г.
-
Симоненко « Практикум по домашней экономике» (пособие для учащихся 8 кл) Брянск 1995 г
-
Преображенская Е.В. «Основы предпринимательства: тетрадь с печатной основой», Саратов: «Лицей», 2002 г., 80 с.
-
Смоленцева А.А.: «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. Учебно-методическое пособие»: Детство-Пресс, 2003 год.
Ход урока:
I. Мотивационно-целевой этап. Отметить отсутствующих, посредством беседы повторить термины, подвести к формулировке темы и цели урока:
Ответить на вопросы:
-
Что такое домашняя экономика?
-
Что такое семья?
-
Что такое ресурсы семьи?
-
Виды ресурсов семьи.
-
Что такое потребности?
-
Что такое бюджет?
-
Виды бюджета.
-
Виды доходов.
записать в тетрадь тему, дату урока
II. Ориентировочный этап.
-
Что такое расходы?
-
На что мы тратим деньги?
-
Основные статьи расходов семьи.
-
Почему в каждой семье свои статьи расходов.
-
Совпадает ли ежемесячная сумма расходов в течение года?
-
Как можно классифицировать расходы?
-
Зависимость ежемесячной суммы расходов от потребностей.
-
Нужен ли учет расходов?
-
Способы учета расходов.
III. Поисково-исследовательский этап
Как можно уменьшить расходы?
(приложение 1).
IV. Практический этап
1. Работа с квитанциями и расчет коммунальных услуг.
По квитанциям и карточкам - заданиям определить, как начисляется оплата коммунальных услуг. Определить пути уменьшения расходов на коммунальные услуги.
(приложение 2)
2. Решение задачи (работа в группах):
Составить рациональную последовательность выполнения операций.
(приложение 3)
3. Тест (взаимопроверка).
(приложение 4)
V. Рефлексивно-оценочный этап
Оценка работы:
-
Оценка за тест.
-
Оценка за активную работу на уроке.
Рефлексия (в группах):
Представить и нарисовать расходы в виде тучи. На капельках подписать виды
-
Какие основные виды расходов вы знаете?
-
Классификация расходов.
Домашнее задание.
Ответы на вопросы:
-
Какими способами школьники сами могут заработать деньги?
-
Какие расходы несет семья на школьника.
Приложение 1
Расходная часть семейного бюджета
Планирование семейного бюджета - дело довольно сложное. Оно включает в себя реальную оценку будущих доходов и рациональное использование этих средств с учетом действующих цен и уровня инфляции. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и знать цены товаров.
Большую роль в планировании играет учет и контроль расходов;
Учет - установление чего-либо путем подсчета, описи, проверки.
Расход - затраты, издержки, потребление чего либо для определенных целей.
Ранее мы выделили 4 группы основных расходов:
обязательные платежи,
питание,
промтовары,
культурно-бытовые услуги.
1. Обязательные платежи:
а) налоги (в частности подоходный),
б) оплата коммунальных услуг (квартиры, отопления, газа, воды, электроэнергии, телефона, радио и т.д.),
в) взносы в общественные и кооперативные организации, в жилищно-строительный кооператив,
г) погашение ссуды и банке, кредитов,
д) детсад, образовательные услуги,
е) транспортные расходы,
ж) дополнительные услуги образования (кружки, секции).
Подоходный налог - вид налогового обложения, при котором облагается доход физического или юридического лица, полученный в результате его деятельности или от использования имущества.
2. Значительная часть бюджета расходуется на питание (45%) и на продовольственные товары (25%).
3. К промышленным товарам следует отнести обувь, одежду, покупку хозяйственных товаров, бытовой техники, теле - и радио-аппаратуры, мебели, различные предметы обустройства квартиры.
4. Расходы на услуги составляют достаточно большую часть семейных расходов. Их можно разделить на группы:
а) бытовые:
ремонт и техническое обслуживание бытовых машин и приборов, мебели;
стирка белья;
химическая чистка, крашение одежды;
ремонт жилища;
услуги фотографов, кинофотолабораторий;
банные услуги, услуги парикмахерских;
прокат различных изделий;
б) транспортные, услуги связи:
почтовые, телеграфные отправления;
междугородные переговоры,
установка телефона;
подписка на газеты и журналы,
в) услуги культурно-массовых и оздоровительных учреждений:
стоматологическая поликлиника;
косметологический кабинет;
санатории, дома отдыха;
кино, театр, выставки;
спортивные секции и т.п.
Кроме 4-х основных статей расходов нужно учесть и прочие расходы: покупку подарков, различные мелочи и т. д. Также должен быть резерв для компенсации непредвиденных расходов (вызов такси, не запланированный ремонт телевизора и т. д.).
Существует несколько классификаций расходов. Но в любой семье существуют 2 основные группы расходов: переменные и постоянные.
Постоянные расходы - это расходы, которые можно осуществить или запланировать в начале какого-либо периода и они не изменятся к его концу. К ним относят плату за квартиру, подписку на периодические издания, абонемент на транспорт и т.п.
Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.
К циклическим расходам относится покупка предметов различий длительности пользования (мебель 10-12 лет, верхняя одежда 2-3 сезона, бытовая техника, материалы для ремонта квартиры и т.д.)
Пути экономии денежных средств:
-
Экономия на питании (покупать продукты по более дешевым ценам, но не менее питательные, использовать отходы, например сделать оладьи из кислого молока, пудинг из холодной манной каши и т.д.)
-
Экономия на услугах (например пошив одежды, ремонт техники, стирка белья, приготовление пищи и т.д.)
-
Приобретение качественных вещей (народная мудрость гласит: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи»)
Приложение 2
1) Используя таблицу данных, рассчитать плату за
2-х комнатную квартиру, общей площадью 45 квадратных метров, при условии, что в ней проживает семья из 3 человек. Квартира расположена на первом этаже 9 этажного блочного дома.
-
Наименование
Единицы измерения
Начислено
Содержание жилья, в т.ч.:
Обслуживание домов
М2
2-311
Эксплуатация лифтов3
Чел.
28-402
Эксплуатация мусоропроводов4
М2
0-31
Вывоз ТБО
М2
0-61
Текущий ремонт жилья
М2
2-41
Отопление3
М2
10-04
Водоснабжение:
Холодное3
Чел.
33-57
Горячее3
Чел.
90-80
Канализация
Чел.
24-18
Кабельная антенна
Ед.
23-00
Газ
Чел.
13-80
Электроэнергия
кВт
1-04
1 Плата за обслуживание домом зависит от наличия лифта, мусоропровода, электроплиты, горячего водоснабжения (ГВС).
2 Плата за пользование лифтом не взимается с жильцов 1 и 2 этажей, граждан до 7лет и старше 80 лет.
3 При непредоставлении услуги производится перерасчет.
4 Плата за пользование мусоропроводом не взимается с жителей 1 этажей.
Приложение 3
Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы остался один час. Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. На приготовление необходимы следующие затраты времени:
-
На мытье овощей 10 мин.
-
На резку овощей 10 мин.
-
На чистку картофеля 10 мин.
-
На варку картофеля 30 мин.
-
На приготовление пюре 10 мин.
-
На приготовление котлет из фарша 10 мин.
-
На жаренье котлет 30 мин.
-
На сервировку стола 10 мин.
В какой последовательности необходимо производить операции по приготовлению ужина, чтобы успеть к приходу мамы.
Приложение 4
Экономика 8 класс
Вариант 1
-
Найдите правильный ответ:
Бюджет семьи - это:
а) деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности;
б) журнал, где учтены все доходы семьи, имущества, ценности, долги и расходы на те или иные потребности;
в) структура всех доходов и расходов семьи за определенный промежуток времени;
г) умение правильно распределять доход семьи.
-
Закончите предложения:
а) Если бюджет показывает, что расходы равны доходам, то он ….
б) Если расходы превышают доходы, то бюджет ….
-
Найдите в правой колонке определения, соответствующие понятиям в левой колонке:
-
1. Доход
а) Денежные средства, ценности, запасы, физические и интеллектуальные возможности членов семьи и др.
2. Дефицит
б) Недостаток, нехватка чего-либо.
3. Ресурсы
в) Деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или какого-либо рода деятельности.
-
Закончите предложение:
Все расходы делятся на ….
Экономика 8 класс
Вариант 2
-
Найдите правильный ответ:
Доход семьи - это:
а) журнал, где учтены все доходы семьи, имущества, ценности, долги и расходы на те или иные потребности;
б) умение правильно распределять доход семьи.
в) деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности;
г) структура всех доходов и расходов семьи за определенный промежуток времени;
-
Закончите предложения:
а) Если доходы превышают расходы, то бюджет ….
б) Если бюджет показывает, что расходы равны доходам, то он ….
-
Найдите в правой колонке определения, соответствующие понятиям в левой колонке:
-
1. Расход
а) Нужда, надобность, необходимость.
2. Баланс
б) Равновесие, сопоставление отдельных сторон какого-либо явления, которые должны уравновешивать друг друга
3. Потребность
в) Затрата, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.
-
Закончите предложение:
Сезонные, циклические и непредвиденные расходы относятся к ….