Исследовательская работа. Тема Семья. Семейные ценности

Раздел Другое
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Полное название темы работы

Семья. Семейные ценности.

Название секции форума

социально-гуманитарное

Тип работы

исследовательская работа.

Фамилия имя отчество
автора, дата рождения

Тюркина Кристина Александровна

13.09.2001

Домашний адрес автора

663624 Канский район, село Большая Уря,

Место учебы:

МБОУ «Большеуринская СОШ»

Класс

8 класс

Место выполнения работы

МБОУ «Большеуринская СОШ»

Руководитель

Кузьмич Татьяна Викторовна

учитель нач.кл., русс.яз. и литературы.

Ответственный за корректуру текста работы

Кузьмич Татьяна Викторовна

учитель нач.кл., русс.яз. и литературы.

e-mail
Контактный телефон

[email protected]

89082176707



Тюркина Кристина Александровна ученица 8 класса МБОУ «Большеуринская СОШ». Тема исследовательской работы «Семья. Семейные ценности» руководитель: Кузьмич Татьяна Викторовна учитель начальных классов, литературы.

Цель научной работы: Исследовать семейные ценности учащихся с 8 по 11 класс и взрослого населения, сравнить ценности разных поколений. Методы проведенных исследований: анкетирование, математико-статистическая обработка полученных результатов.







ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…..……………………………………………………………....3

Глава I. Семья, как социальное явление………………………………...5

§1. Сущность, цикл, структура и функции семьи………………………5

§2. Семейные традиции. Духовные ценности семьи …………………. 8

Глава II. Исследование семейных ценностей школьников и взрослых села Большая Уря …………………………………………………….………..14

§1. Анкетирование и результаты………………………………………….14

§ 2. Восстановление духовных ценностей семьи……………………....18

Заключение………………………………………………………………..22

Литература………………………………………………………………...24





ВВЕДЕНИЕ.

Семья всегда сверх значима. Ей мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением.

Актуальность темы.

Кризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Как больная клетка создает больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения. На уровне общества изменения, происходящие с семьей, проявляются в динамике таких негативных явлений, выражающих утрату ценности семьи: рост разводов, добровольного безбрачия, неполных семей, притупление родительских инстинктов.

Поскольку семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества, как важнейший элемент его самоорганизации, необходимо четко определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение. В научной и популярной литературе утвердилось представление, что эта первичная ячейка общества как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления призвана в первую очередь обеспечить воспроизводство населения.

Объектом исследования является семья в современном мире.
Предмет исследования - ценности семьи в современном мире.
Цель - проанализировать эволюцию ценностей в современном мире.


Задачи:

- изучить сущность, структуру и функции семьи;

- показать духовные ценности семьи;

- выявить ценности семьи у разных поколений, сравнить их;

- найти пути возрождения духовных основ семьи.

Методы исследования:

изучение научной психолого-педагогической литературы; анкетирование; математико-статистическая обработка полученных результатов.

Методики исследования:

анкета «семейные ценности»;

анкета «семейные традиции и ценности».





ГЛАВА I. СЕМЬЯ, КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

§1. СУЩНОСТЬ, ЦИКЛ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

Семья́ - социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

  • союзом мужчины и женщины;

  • добровольностью вступления в брак

  • члены семьи связаны общностью быта;

  • вступлением в брачные отношения;

  • стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Семья-ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Содержание понятия «семья» трансформируется вслед за социокультурным изменением общества. Под семьёй также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком, а также легализованные в ряде стран однополые союзы.

Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака.

Психологический подход к семье понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:

  • Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.

  • Пространственная и временная ограниченность.

  • Закрытость, межличностная интимность.

  • Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Типы семьи на протяжении разных лет:

  1. Патриархальная семья (до Второй мировой войны в России) характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи.

  2. Детоцентристская семья (послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х), большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей.

  3. Супружеская семья(последние десятилетие), доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами.

Если утверждать, что семья- это «некий организм», значит должна иметь цикл развития. Социологи и психологи определяют следующие циклы развития семьи:

  • предродительство - период от заключения брака и до рождения первенца.

  • репродуктивное родительство - период между рождениями первого и последнего детей.

  • социализационное родительство - период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией)

  • прародительство - период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-х детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности.

Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Таким образом, можно сказать, что каждый человек должен, осознано подходить к осмыслению слова «семья». Какими будут семьи в нашей стране, таким будет и общество в целом



§2. СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ. ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ.

Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В. Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

В. Сатир здоровыми считала семьи, в которых:

  • каждый член воспринимается как равный другим;

  • доверие, честность и открытость являются существенными;

  • внутрисемейное общение является конгруэнтным;

  • члены поддерживают друг друга;

  • каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом;

  • отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;

  • существенное место занимают традиции и ритуалы;

  • члены принимают особенности и уникальность каждого из них;

  • уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);

  • чувства каждого члена принимаются и прорабатываются.

В свою очередь, дисфункциональная семья, по мнению российских психотерапевтов Марика и Эв Хазиных, характеризуется:

  • Отрицанием проблем и поддержанием иллюзий.

  • Отсутствием интимности.

  • Жесткостью и косностью правил и ролей.

  • Конфликтными взаимоотношениями, в том числе скрытыми.

  • Проблемами с личными границами членов семьи: они либо смешаны, либо жестко разделены.

  • Поддержанием видимости благополучия.

  • Полярностью суждений: «Все лжецы, мы - честные».

  • Абсолютизирование контроля главы семьи.

Что такое семейные ценности?

Можно услышать словосочетание «семейные ценности», а вот что это такое представляем с трудом. Дать определение действительно непросто, наверное, семейные ценности - это то, что важно для семьи, тот необходимый «цемент», который группу людей с похожим генетическим кодом объединяет в дружное сообщество. Получается, что в каждой семье главное что-то свое: одним необходимо доверие, а другим требуется процветание семейного бизнеса. Очевидно, что в этих двух семьях ценности будут разными. Поэтому сказать, какие должны быть семейные ценности, и уж тем более рассказать об их иерархии, задача очень сложная. Каждая семья имеет свой взгляд на то, что для нее важно, сама расставляет приоритеты. И это неудивительно - все мы разные. Изучив литературу и интернет-сайты, можно выделить следующие семейные ценности:

1. Общение. Для любого человека важно общение, ему необходимо делиться информацией, высказывать собственное мнение, получать советы и рекомендации. Часто в семьях не построена нормальная система общения, и все свои радости и тревоги мы несем друзьям. Когда же в семье имеются доверительные отношения, тогда ссор меньше, ведь многие вопросы решаются, стоит членам сесть «за стол переговоров».

2. Уважение. Если члены семьи не уважают друг друга, не интересуются мнением друг друга, то и нормальное общение между ними возможно не будет. Важно не путать уважение и страх, дети должны уважать отца, а не бояться его. Уважение выражается в готовности принять чувства, потребности и мысли другого человека, не навязывать ему собственную точку зрения, а постараться понять его.

3. Чувство значимости для своей семьи. Возвращаясь домой, мы хотим видеть радость в глазах близких, нам нужно чувствовать их любовь, знать, что она не зависит от достижений и побед. Хочется верить, что свое в свободное время каждый член семьи найдет минутку для другого, а не уйдет с головой в свои проблемы.

4. Умение прощать. Никто из нас не совершенен, и семья - это последнее место, где нам хотелось бы слышать упреки и критику в свой адрес. А потому нужно научиться прощать ошибки других и не повторять свои собственные.

5. Традиции. У кого-то традиция собираться всей семьей на 9 мая у бабушки-ветерана ВОВ, кто-то по субботам смотрит фильмы, собравшись в зале у телевизора, а кто-то каждый месяц всей семьей выбирается за город. У каждой семьи традиция своя, но ее наличие является сплачивающим фактором и делает семью уникальной.

6. Ответственность. Это чувство присуще всем состоявшимся людям и детям. Но должна присутствовать ответственность не только за рабочие моменты, но и перед семьей, ведь все, что мы делаем это ради семьи и все ее члены должны знать это.

Семейных ценностей масса, перечислены лишь самые распространенные из них. Для многих семей важно наличие свободы, личного пространства, порядка, предельной честности в отношениях, щедрости.







ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И ВЗРОСЛЫХ СЕЛА БОЛЬШАЯ УРЯ.

§1. АНКЕТИРОВАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

Задача нашей исследовательской работы, попытаться определить основные семейные ценности важные для учащихся старших классов МБОУ «Большеуринская СОШ» и взрослого населения села.

Для исследования взяли анкеты из интернета (автор не известен). (приложение 1, 2). Провели анкетирование в старших классах, в опросе участвовало 50 человек, опросили взрослое население 50 человек.

Математико-статистическая обработка полученных результатов.

Обработка результатов анкетирования по теме «Семейные традиции и ценности» (школьники)

№ п/п

Вопрос

ДА

%

НЕТ

%

1

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

7

14%

43

86%

2

Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

24

48%

26

52%

3

Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

48

96%

2

4%

4

Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

24

48%

26

52%

5

Есть ли у Вас семейные реликвии?

17

34%

33

66%

6

Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и др.?

41

82%

9

18%

7

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

22

44%

28

46%

8

Есть ли семейные традиции?

20

40%

30

60%

Варианты наиболее часто встречающихся ответов на 9 и 10 вопрос.

Семья- ячейка общества; папа, мама, я; малая социальная группа.

Семейные ценности (затрудняются ответить)

Обработка результатов анкетирования по теме «Семейные традиции и ценности» (взрослые старше 30 лет).

№ п/п

Вопрос

ДА

%

НЕТ

%

1

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

18

36%

32

64%

2

Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

36

72%

14

28%

3

Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

47

94%

3

6%

4

Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

29

58%

21

42%

5

Есть ли у Вас семейные реликвии?

18

36%

32

64%

6

Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и др.?

47

94%

3

6%

7

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

29

58%

21

42%

8

Есть ли семейные традиции?

30

60%

20

40%

Варианты наиболее часто встречающихся ответов на 9 и 10 вопрос.

Семья-это очаг (тыл), где можно уютно расположиться; любовь супругов; начало начал жизни моей; ковчег, где все друг друга понимают, любят, ценят.

Семейные ценности- любовь, уважение, понимание, забота, дети.

Результаты второго анкетирования «Семейные ценности»

(учащиеся-взрослые)

Анкета «Семейные ценности»

1. Как Вы относитесь к незарегистрированному браку (сожительству)?

1.Одобряю- 3/3 человека.

2. Безразлично- 17/18 человек.

3. Не одобряю- 30/29 человек.

2. Какая лично для Вас может быть главная причина заключения официального брака?

1. Любовь- 30/20 человек. 2. Желание создать семью-20/28 человек

3. Расчет- 0/1 человек. 4. Рождение ребенка- 0/ 1 человек.

3. Какие ценности (Что в) семейной жизни Вам дороже всего? (Расположите в порядке убывания ценности, где 1 - наиболее важное, 9 - наименее важное)

ЦЕННОСТИ

школьники

взрослые

  1. Любовь

40% (2 место)

70 % (1 место)

  1. Дети

60% (1 место)

30 % (2 место)

  1. Поддержка, забота, взаимопонимание

3 место

3 место

  1. Совместное времяпровождение, досуг

5 место

7 место

  1. Эмоционально-психологический комфорт

4 место

4 место

  1. Материальная обеспеченность

6 место

6 место

  1. Преемственность поколений

7 место

9 место

  1. Стабильность

8 место

5 место

9. Социальная защита

9 место

8 место

4. В какой семье Вы выросли?

1. Полная (оба родителя) - 30/ 46 опрошенных.

2. Неполная (один родитель) - 20/4 опрошенных.

5. Является ли для Вас образцом семейная жизнь ваших родителей?

1. Да- 22/5 человек. 2. Скорее да, чем нет- 13/18 человек.

3. Затрудняюсь- 15/0 человек

4. Скорее нет, чем да- 0/21 человек. 5. Нет- 0/6 человек.









§ 2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЬИ.

Восстановление духовных ценностей семьи процесс сложный. Над этой проблемой в системе должны работать как государство, так и другие службы (социально-реабилитационные центры, ДОУ, школы и т.д.)

Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитывать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Л.Н.Толстой предупреждал, что ребёнок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями.

В школах должны проходить мероприятия по возрождению семейных ценностей, в которых участвовали бы родители и дети. Это могут быть концерты, диспуты, круглые столы, классные часы и т.д. Нужно побуждать учащихся узнавать и помнить историю своей семьи, фамилии. Можно предложить составить генеалогическое древо своей семьи.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будем жить мы и наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.





Литература.

1. Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в России. - 1996. - № 3/4.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: Социальное здоровье России. - М.: Класс, 1994.

3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Психология. Сер.14. - 1987. - № 2.

4. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // СОЦИС. - 2003.

5. Черняк Е.М. Социология семьи. -2003 г.

Интернет сайты:

sibac.info/12264

otherreferats.allbest.ru/psychology/00199246_0.html

soc.rsuh.ru/article.html?id=388410

soc.rsuh.ru/article.html?id=388410

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F



Приложение 1.

Анкета «Семейные традиции и ценности»

Поразмышляйте, пожалуйста, над вопросами предлагаемой анкеты.

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

2

Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

3

Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

4

Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

5

Есть ли у Вас семейные реликвии?

6

Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и др.?

7

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

8

Есть ли семейные традиции?

Закончите предложения:

9

Семья - это…

10

Семейные ценности - это…

Приложение 2

Анкета «Семейные ценности»

1. Как Вы относитесь к незарегистрированному браку (сожительству)?

1.Одобряю 2. Безразлично 3. Не одобряю

2. Какая лично для Вас может быть главная причина заключения официального брака?

1. Любовь 2. Желание создать семью 3. Расчет

4. Рождение ребенка 5. Независимость от родителей

3. Какие ценности (Что в) семейной жизни Вам дороже всего? (Расположите в порядке убывания ценности, где 1 - наиболее важное, 9 - наименее важное)

ЦЕННОСТИ

МЕСТО

  1. Любовь


  1. Дети


  1. Поддержка, забота, взаимопонимание


  1. Совместное времяпровождение, досуг


  1. Эмоционально-психологический комфорт


  1. Материальная обеспеченность


  1. Преемственность поколений


  1. Стабильность


  1. Социальная защита

4. В какой семье Вы выросли?

1. Полная (оба родителя). 2. Неполная (один родитель)

3. Другое_______

5. Является ли для Вас образцом семейная жизнь ваших родителей?

1. Да 2. Скорее да, чем нет. 3. Затрудняюсь ответить

4. Скорее нет, чем да 5. Нет





© 2010-2022