- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа занятий детской рыболовной секции клуба Orenfishing. ru
Рабочая программа занятий детской рыболовной секции клуба Orenfishing. ru
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Васильев М.Н. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа занятий детской рыболовной секции Клуба Orenfishing
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы «Юные рыболовы» - спортивная.
Данная программа реализуется в МОАУДО «Центр развития творчества детей и юношества города Новотроицка Оренбургской области» и направлена на оздоровление детей, способствует их физическому и духовному развитию, расширению кругозора, изучению прикладных наук, способствующих приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Новизна дополнительной образовательной программы «Юные рыболовы» заключается в том, что воспитанники получают сведения по ихтиологии рыб Оренбургской области, изучают правила любительского и спортивного рыболовства Волжско-Каспийского бассейна, регламент и правила проведения соревнований по спортивному рыболовству в летний и зимний периоды. Также воспитанники знакомятся с техникой и тактикой различных видов спортивного и любительского рыболовства.
Актуальность обусловлена тем, что в процессе теоретических занятий, тренировок и соревнований воспитанники получают информацию и оттачивают навыки спортивного рыболовства, закаляют бойцовские качества характера, учатся бороться за победу в трудных условиях соревнований. Кроме этого воспитанникам прививается чувство уважения к природе, закрепляются навыки бережного отношения к водным биоресурсам, и окружающей среде в целом.
Педагогическая целесообразность программы заключается в реализации цели и задач, руководствуясь принципами равноправия и терпимости. Взаимоуважение и взаимопонимание как среди воспитанников, так и в отношениях тренер-ученик, учёт индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его темперамента и черт характера. Создание эмоциональной обстановки сотрудничества, командного духа, но, в то же время, и воспитание соперничества в условиях тренировок и соревнований.
Цель программы - формирование спортивных качеств воспитанников и уважительного и бережного отношения к окружающей среде средствами спортивных состязаний и тренировочного процесса.
Задачи в области обучения:
- изучение особенностей ихтиофауны Оренбургской области;
- изучение правил любительского и спортивного рыболовства;
-изучение снастей, способов и методов спортивного и любительского рыболовства;
- освоение приёмов пользования различными спортивными рыболовными снастями;
в области воспитания:
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание терпения и усидчивости;
- воспитание духа соперничества и бойцовских качеств характера;
- воспитание сотрудничества и командного духа;
в области развития:
- развитие физических качеств воспитанников;
- формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат своих действий;
- развитие изобретательности в применении полученных знаний и умений;
- развитие творческого подхода при выполнении заданий.
Отличительные особенности.
Образовательная программа «Юные рыболовы» отличается многогранностью содержания, доступностью для занятий с детьми разного уровня подготовленности, использованием технологий личностно-ориентированного обучения, направленной на развитие индивидуальных спортивных способностей, самореализацию в процессе достижения спортивных результатов.
Возраст обучающихся - 10-15 лет.
Срок реализации образовательной программы - Трёхгодичная программа состоит из 580 учебных часов, большая часть из которых - практические занятия. Ежегодное время, отведённое на обучение: первый год - 144 часа, второй и третий год - по 228 часов.
Режим занятий:
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.
2 и 3 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа.
Количество обучающихся в группе составляет 12-15 человек.
Формы занятий:
- учебное занятие;
- беседы;
- тренировки на водоёме;
- соревнования;
- практические занятия по изготовлению, настройке и ремонту снастей.
Ожидаемые результаты реализации программы.
В результате обучения по данной программе воспитанники:
- научатся различным вариантам подготовки рыболовных снастей в зависимости от условий ловли;
- научатся использовать различные приёмы техники и тактики спортивной ловли рыбы;
- научатся следовать устным инструкциям тренера;
- научатся соблюдать правила любительского и спортивного рыболовства на соревнованиях и при любительской самостоятельной рыбалке;
- разовьют внимание, память, мышление, мелкую моторику рук, улучшат физическое состояние организма;
- овладеют навыками спортивного рыболовства и культурной рыбалки;
- овладеют навыками психологической подготовки к соревнованиям;
- овладеют навыками самостоятельного изготовления снастей и приманок;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
- разовьют навыки самостоятельного принятия решений в условиях изменяющейся обстановки.
Способы определения результативности освоения образовательной программы.
Проверка ЗУН происходит тремя способами:
-
Проверка усвоения теоретических знаний происходит на учебных занятиях.
-
Проверка овладения практическими навыками происходит на тренировках и в условиях соревнований.
-
Проверка психологической подготовки воспитанников происходит в условиях соревнований.
Результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий по уровню освоения программного материала, овладению воспитанниками теоретическими знаниями, правильному и систематическому их применению при проведении тренировок и соревнований, знанию и соблюдению правил техники безопасности на тренировках, практических занятиях и соревнованиях.
Полученные результаты фиксируются в карте диагностики, которая составляется на начало, середину и конец учебного года с целью выявления уровня развития навыков спортивного рыболовства и определения заданий для выполнения индивидуальных заданий и упражнений, что позволяет отслеживать динамику образовательных результатов воспитанников по отношению к другим детям и к самому себе, выявлять собственные успехи по сравнению с начальным уровнем.
Кроме того достижения спортивного характера фиксируются в разрядных книжках воспитанников при выполнении ими требований спортивных разрядов.
Способы проверки знаний, умений и навыков.
- педагогическое наблюдение;
- беседы;
- участие в соревнованиях.
Учебно-тематический план.
1 год обучения
№
П/п
Наименование тем и разделов
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Основы туристско-рыболовной подготовки
37
22
15
1.1
Туризм и рыболовство. История развития рыболовного туризма
2
1
1
1.2
Воспитательная роль рыболовного туризма
2
1
1
1.3
Техника безопасности в походе и на рыбалке.
3
2
1
1.4
Туристское и рыболовное снаряжение. Снасти, применяемые в рыболовном походе.
3
2
1
1.5
Организация быта туриста-рыболова. Привалы и ночлеги.
6
3
3
1.6
Подготовка к рыболовному походу-путешествию.
6
3
3
1.7
Питание в рыболовном походе.
6
3
3
1.8
Правила и способы перемещения в походе и на рыбалке, преодоление препятствий.
6
3
3
1.9
Рыболовный туризм и соревнования.
3
3
2
Топография и ориентирование
12
4
8
2.1
Понятие о топографической и спортивной картах.
3
1
2
2.2
Условные знаки.
3
1
2
2.3
Измерение расстояний.
3
1
2
2.4
Ориентирование на местности с помощью карты и компаса.
3
1
2
3
Краеведение
8
4
4
3.1
Родной край, его природные особенности, история и культура.
4
2
2
3.2
Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов.
4
2
2
4
Нормативные акты любительского и спортивного рыболовства.
3
2
1
4.1
Правила любительского рыболовства РФ (региональных субъектов). Основы спортивного рыболовства.
3
2
1
5
Ихтиология
42
18
24
5.1
Основы ихтиологии. Поведение рыб летом и зимой.
3
3
5.2
Общий обзор летних видов рыбной ловли.
6
3
3
5.3
Общий обзор зимних видов рыбной ловли.
6
3
3
5.4
Характеристика рыб, вылавливаемых в районе проведения похода.
3
3
5.5
Современные приёмы ловли рыбы лето.
12
3
9
5.6
Современные приёмы ловли рыбы зимой.
12
3
9
6
Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
12
4
8
6.1
Личная гигиена туриста-рыболова, профилактика различных заболеваний.
3
1
2
6.2
Походная медицинская аптечка.
3
1
2
6.3
Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи.
3
1
2
6.4
Способы транспортировки пострадавшего.
3
1
2
7
Общая спортивно-оздоровительная и специальная физическая подготовка.
8
4
3
7.1
Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии на него физических упражнений.
1
1
7.2
Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм на тренировках и соревнованиях
2
1
1
7.3
Общая спортивно-оздоровительная подготовка
1
1
7.4
Специальная физическая подготовка.
4
1
3
Итого за период обучения
124
58
64
2 год обучения
№
П/п
Наименование тем и разделов
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Основы туристско-рыболовной подготовки
36
11
25
1.1
Туризм и рыболовство. История развития рыболовного туризма
2
1
1
1.2
Обеспечение безопасности в рыболовном походе и на тренировочных занятиях.
2
1
1
1.3
Снаряжение туриста-рыболова
3
1
2
1.4
Организация быта туриста-рыболова. Привалы и ночлеги.
3
1
2
1.5
Подготовка к рыболовному походу, путешествию.
3
1
2
1.6
Питание в рыболовном походе.
3
1
2
1.7
Должности в туристско-рыболовной группе.
3
1
2
1.8
Правила и способы перемещения в походе и на рыбалке, преодоление препятствий.
3
1
2
1.9
Подведение итогов рыболовного похода.
2
1
1
1.10
Рыболовный туризм и соревнования.
12
2
10
2
Топография и ориентирование
9
3
6
2.1
Топографическая и спортивная карта
3
1
2
2.2
Ориентирование. Работа с компасом, рацией и навигатором.
3
1
2
2.3
Способы ориентирования. Действия в случае потери ориентировки.
3
1
2
3
Краеведение
6
2
4
3.1
Изучение района путешествия.
3
1
2
3.2
Общественно-полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры.
3
1
2
4
Нормативные акты
4
2
2
4.1
Правила спортивного рыболовства РФ (региональных субъектов)
2
1
1
4.2
Правила соревнований по спортивному рыболовству. Квалификационные нормы и требования для присвоения разрядов спортсменам-любителям.
2
1
1
5
Ихтиология
32
7
25
5.1
Основы ихтиологии. Поведение рыб в разные сезоны года.
4
2
2
5.2
Общий обзор летних видов рыбной ловли.
8
1
7
5.3
Общий обзор зимних видов рыбной ловли.
8
1
7
5.4
Характеристика рыб, вылавливаемых в районе проведения похода.
4
1
3
5.5
Снасти, разрешённые для ловли рыбы летом.
4
1
3
5.6
Снасти, разрешённые для ловли рыбы зимой.
4
1
3
6
Снаряжение рыболова в туристском походе. Снасти.
15
7
8
6.1
Инвентарь рыболова-поплавочника.
4
2
2
6.2
Инвентарь спиннингиста.
4
2
2
6.3
Зимний рыболовный инвентарь.
4
2
2
6.4
Одежда и обувь рыболова.
3
1
2
7
Техника лова рыбы
64
16
48
7.1
Ловля рыбы маховым удилищем.
10
2
8
7.2
Ловля рыбы удочкой с кольцами в стоячей воде и на течении.
18
4
14
7.3
Ловля рыбы спиннингом на блёсны.
10
2
8
7.4
Ловля рыбы спиннингом на джиговые приманки.
10
2
8
7.5
Ловля рыбы воблерами.
10
2
8
7.6
Ловля рыбы на мормышку, блесну и балансир со льда.
16
4
12
8
Тактика ловли рыбы
48
8
40
8.1
Тактика лова рыбы поплавочной удочкой.
12
2
10
8.2
Тактика лова рыбы спиннингом.
12
2
10
8.3
Тактика лова рыбы зимними снастями.
24
4
20
9
Основы медицинских знаний
8
2
6
9.1
Профилактика травматизма и заболеваний
4
1
3
9.2
Оказание первой медицинской помощи.
4
1
3
Итого за период обучения
228
58
170
Третий год обучения
№
П/п
Наименование тем и разделов
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Нормативные акты иихтиология
24
11
13
1.1
Региональные правила любительского рыболовства субъектов РФ. Разрешённые и запрещённые законом рыболовные снасти.
2
2
1.2
Основы ихтиология. Биология рыб. Поведение рыб в разные сезоны года.
4
2
2
1.3
Обзор летних видов спортивного рыболовства.
2
2
1.4
Обзор зимних видов спортивного рыболовства.
2
2
1.5
Спортивные снасти для ловли рыбы с берега и лодки летом.
2
2
1.6
Спортивные снасти для ловли рыбы зимой со льда.
2
1
1
2
Основы спортивной рыболовной подготовки
54
20
34
2.1
История развития спортивного рыболовства.
2
2
2.2
Правила спортивного рыболовства РФ и дополнения к ним. Квалификационные нормы и требования для присвоения разрядов спортсменам-рыболовам.
18
2
16
2.3
Соблюдение техники безопасности на соревнованиях.
4
2
2
2.4
Снаряжение рыболова-спортсмена
4
2
2
2.5
Организация быта рыболова-спортсмена
4
2
2
2.6
Питание на рыболовных соревнованиях
4
2
2
2.7
Должности и обязанности членов рыболовной команды. Права и обязанности судей.
4
2
2
2.8
Подготовка к соревнованиям.
4
2
2
2.9
Виды лова рыбы на соревнованиях.
8
2
6
2.10
Подведение результатов соревнований.
2
2
.
1
3
Снаряжение рыболова-спорстмена
16
8
8
3.1
Инвентарь рыболова-поплавочника
4
2
2
3.2
Инвентарь рыболова-спиннингиста
4
2
2
3.3
Зимний инвентарь рыболова-спортсмена
4
2
2
3.4
Одежда и обувь рыболова-спортсмена
4
2
2
4
Техника спортивного лова рыбы
70
14
56
4.1
Спортивная ловля рыбы маховым удилищем с глухой оснасткой.
10
2
8
4.2
Спортивная ловля рыбы матчевой удочкой.
10
2
8
4.3
Спортивная ловля рыбы болонской удочкой в стоячей воде и на течении.
10
2
8
4.4
Спортивная ловля рыбы спиннингом на блёсны.
10
2
8
4.5
Спортивная ловля рыбы спиннингом на джиговые приманки.
10
2
8
4.6
Спортивная ловля рыбы спиннингом на воблеры.
10
2
8
4.7
Спортивная ловля рыбы на мормышку, блесну и балансир со льда.
10
2
8
5
Тактика ловли рыбы на соревнованиях
60
12
48
5.1
Тактика лова рыбы поплавочной удочкой.
20
4
16
5.2
Тактика лова рыбы спиннингом.
20
4
16
5.3
Тактика лова рыбы зимними снастями.
20
4
16
6
Основы медицинских знаний
12
6
6
6.1
Материально-техническое обеспечение мединструктора для оказания первой доврачебной помощи
2
1
1
6.2
Медицинские манипуляции.
2
1
1
6.3
Осмотр, обследование и оценка состояния пострадавшего. Алгоритм действий.
4
2
2
6.4
Особенности анатомии и физиологии человеческого организма в свете оказания первой медицинской помощи.
4
2
2
Итого за период обучения
228
71
157