Методическая статья Метод проектов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектов


Предыстория проектной технологии уводит нас в XVII столетие, тогда в Королевской Академии Архитектуры, основанной в Париже в 1671 году, был объявлен конкурс строительных планов, эскизы которых были названы проектами. Эта работа требовала от участников творчества и сотрудничества. Они должны были в рамках классической традиции находить оригинальное решение.

В первой половине XIX века, как отмечает профессор кафедры общей педагогики университета Цюриха Юрген Олькерс, замысел метода проектов распространяется также на территории немецкоязычных стран преимущественно в форме ранней идеи рабочей школы и в профессионально-техническом образовании.

Из Европы метод проектов переходит в Америку: в 1879 г. при Вашингтонском университете в Сент-Луисе была основана школа ручного обучения, в работе которой использовался метод проектов. Школьники должны были не только разработать проекты, но и выполнить их в мастерских. При этом ребята сами отвечали за планирование и реализацию проекта. Школьники изготавливали вещи, которые позволяли подвести их теоретические знания к практической проверке. Таким образом, метод проектов из профессионально-технического образования перерос во всеобщий метод обучения.

Американская школа на рубеже XIX и XX веков посредством метода проектов обосновала, «королевский путь» нового детоцентристского воспитания. Главным ориентиром в работе такой школы был ребенок, направляемый непосредственным любопытством, созидательными порывами и жаждой знаний, т.е. фактически речь шла о том, чтобы приспособить организацию обучения к способности потребностям ребенка. В то время как в школе учебного плана и стандарта в содержании образования эти способности ребенка не ставятся во главу угла.

Вильям Килпатрик, работавший в педагогическом колледже при университете Колумбия в Нью-Йорке, пометил в ведущем журнале американском школы «Рекорды Педколледжа» статью «Метод проектов», в которой попытался теоретически обосновать при использовании метода проектов ориентацию исключительном на деятельность и интересы обучаемых. В статье он не упоминает предшественников ( в том числе Джона и Эвелин Дьюи, описывающих проектное обучение в своей «школе будущего») и предстает как бы автором, изобретателем нового метода. В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт стали широко внедряться в практику работы школы, но недостаточно продуманно и последовательно, ив 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.

В настоящее время возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, в которые входят вариативность, полифункциональность, акцент на усвоение учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.

Современную трактовку метода проектов предлагает доктор педагогических наук Е.С.Полат «...Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках одного предмета. Метод - дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это способность организации процесса познания. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы(технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом...

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Он предполагает определенную совокупность учебно­познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути». Самое решающее звено этой новации - учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки

Интеллектуальные:

  • выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке1 задач, вытекающих из этой проблемы);

  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности

  • выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности,

  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

  • анализировать её, делать обобщение, выводы и т.п., умение работать с разнообразным справочным материалом.

Коммуникативные:

  • умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника,

  • отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами;

  • умение находить компромисс с собеседником;

  • умение лаконично излагать свою мысль.

Творческие:

  • представление результатов своей деятельности и хода работы;

  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

  • умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы;

  • умения прогнозировать последствия того или иного решения.

Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности также нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:

-презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе, -поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; -информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

-проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

При овладении методом проекта необходимо прежде всего понимание того, что проекты могут быть разными, они называются типологическими признаками проектов.

Типологические признаки проектов:

По доминирующему методу или виду деятельности проекты бывают: Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначения методов исследования и проведение эксперимента.

Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования первоначальных идей, их; анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.)

Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечаются проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационные проекты. Это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фоцДы, СМИ, базы данных, в-том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).

Практикоориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

Предметно-содержательная область: монопроекты и межпредметные проекты. Характер координации: открытая координация и скрытая(неявная) координация.

Характер контактов: региональная и международная Число участников: личностная, парная, групповая

Продолжительность: краткосрочная, средней продолжительности,

долгосрочные.

Этапы разработки структуры проекта и проведение его.

Любая работа, в данном случае разработка проекта имеет свои этапы проведения: .

  1. представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

  2. выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

3. обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах ( в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

  1. работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

5. защита проектов ( гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;

6. выявление новых проблем.

Любой проект - это законченный результат определенной исследовательской деятельности. Рассмотрим вопрос: Что такое исследовательская деятельность учащихся. Методика обучения исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Специфика реализации исследовательских задач в щколе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация ' внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанными с общими принципами проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знаний.

Критерии оценивания выполненных проектов.

1. Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

2. Объём и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность,, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми.

  1. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии.

  2. Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; своеобразие материального воплощения и представления проекта.

  3. Качество оформления, соответствие стандартным требованием, рубрикация и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

  4. Степень участия разработчиков проекта в презентации.

Подготовила: преподаватель 1 категории Бименова Г.Е.

© 2010-2022