Лекционный материал на тему: Краткая история ковроткачества (гобелен)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гобелены - тканые ковры ручной работы, на которых изображены репродукции картин известных художников. Гобелен - это изящное изделие, служащее для украшения стен, иногда для обивки роскошной мягкой мебели.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера.

Но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. В гробнице Тутмоса IV (ок. 1483-1411 гг. до н. э.) была найдена льняная пелена с рисунком из скарабеев и лотосов.

Лекционный материал на тему: Краткая история ковроткачества (гобелен)


Бог реки Нил. Египет. IV в. н. э.


Шпалерное ткачество было известно и в Древней Греции. Покровительницей ткачества считалась богиня Афина. Латинские термины ковроткачества имеют древнегреческое происхождение, поэтому считается, что римляне познакомились со шпалерой в Греции.

В Америке самые ранние изделия, созданные по принципу шпалерного ткачества из шерсти и хлопка жителями древнего Перу, датируются 2500 г. до н.э.

Плотность переплетения образцов, обнаруженных археологами, достигает 200 нитей утка на 1 см. основы.

Лекционный материал на тему: Краткая история ковроткачества (гобелен)

Фрагмент ткани из Перу,

Тиуанако (1000-1300)




В Китае шёлковые изделия, выполненные в технике шпалерного ткачества, кэсы, известны с эпохи Хань. Так как для кэсы использовались только шёлковые нити (основа - шёлк-сырец, уток - цветные нити), они были очень тонкими и эластичными, на один сантиметр тканого панно приходилось до 116 уточных нитей. Для китайского шпалерного ткачества характерны сложные пейзажные или растительные композиции в утончённой цветовой гамме. Лекционный материал на тему: Краткая история ковроткачества (гобелен)

Империя Сун.

Шёлковая обёртка свитка Гу Кайчжи,

с изображением пионов и гортензий.



Китайский шёлк стал известен в Японии к началу III века. Он отличался от кэсы рельефной поверхностью, так как для утка использовалась хлопковая нить, обвитая либо шёлком, либо нитью из драгоценных металлов. Из этих тканей в Японии изготавливались праздничная одежда и обёртки для подарков.

Самые ранние шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло.

История европейской шпалеры началась в эпоху Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. С искусством выработки безворсовых ковров европейцы познакомились также через арабскую Испанию. Если в Египте и доколумбовой Америке произведения, выполненные в технике шпалерного ткачества, чаще всего служили украшением (костюма, жилища), то в средневековой Европе шпалера стала изделием декоративно-монументальным.

На юге Европы стены покрывали росписями, на севере шпалеры не только украшали стены кафедральных соборов, а затем замков и дворцов, но и выполняли чисто утилитарную функцию, сохраняя тепло, защищая от сквозняков. Шпалерами обивали стены, из них также выполнялись пологи для кроватей, ими, как перегородками, разделялись большие помещения. Их брали даже в военные походы, где использовали при возведении шатров знати.

Средневековая европейская шпалера - изделие крупноформатное, длина которого намного превосходит его высоту. Средние века в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее Брюссель.

Лекционный материал на тему: Краткая история ковроткачества (гобелен)

«Предложение сердца». Аррас.

Ок. 1410. Музей Клюни






Во Франции, Голландии и Фландрии становятся популярными шпалеры с реалистическим пейзажем и натюрморты. Фон шпалер, ранее гладкий или орнаментальный, к концу XV века постепенно становится пейзажным.

Лекционный материал на тему: Краткая история ковроткачества (гобелен)Лекционный материал на тему: Краткая история ковроткачества (гобелен)




Носорог. Фландрия. 1550.


Два леопарда, фазан и обезьяна. Вавельский замок


Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские.

Шпалеры ткали из шелковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединенных общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала все новых и новых поклонников среди вельмож и знати.

Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры замков, они развешивались в соборах, ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров.Лекционный материал на тему: Краткая история ковроткачества (гобелен)

Людовик XIV вместе со своим братом Филиппом и Кольбером посещает мануфактуру Гобеленов. Фрагмент шпалеры. 1667 год




Слово "гобелен" возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами).

Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал неподалеку от этого города, на ручье Бьевр (Biеvre), красильню для шерсти.

Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия. С начала 17-го века самую широкую известность приобрела парижская шпалерная мануфактура Гобеленов, и с этого времени безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями начали именовать гобеленами.

Вертикальный станок на мануфактуре Гобеленов.

Париж

Лекционный материал на тему: Краткая история ковроткачества (гобелен)Лекционный материал на тему: Краткая история ковроткачества (гобелен)


Горизонтальный станок на мануфактуре Гобеленов.

Париж

ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле.

В механическом отношении, техника производства гобеленов очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах.

Так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущ в рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать ещё и полным знанием своих специальных средств.




ГОБЕЛЕН В РОССИИ

Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века (в 1716 году из Франции были приглашены мастера Королевской гобеленовой мануфактуры, с которыми были заключены пятилетние контракты, предусматривавшие кроме собственно работы обучение российских ткачей). Именно тогда в Петербурге начала работать шпалерная мануфактура, где производство налаживали парижские мастера.

Лекционный материал на тему: Краткая история ковроткачества (гобелен)





Лебеди. 1758. Петербургская мануфактура


Каждый из ткачей специализировался в изображении определённых мотивов, выполнение лиц и фигур персонажей считалось самым сложным и доверялось опытным работникам. Один квадратный аршин шпалеры четыре мастера ткали около месяца.

Следует заметить, что русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие, например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества. Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.

В России коврами завешивали стены для утепления жилищ, ковровыми изделиями украшали храмы. В богатых домах коврами устилали пол, в бедных на пол клали более дешёвые домотканые коврики типа дорожки. Ковры применяли как покрывала для сундуков, лавок, саней.

У восточных народов ковры различных типов имели в быту ещё более широкое распространение.

Лекционный материал на тему: Краткая история ковроткачества (гобелен)





Кроме настенных и напольных ковров выделывались мешки - хурджумы для перевозки продуктов и вещей на вьючных животных. Ковры-футляры применялись для хранения хозяйственных предметов, одежды, посуды и выполняли функцию домашней обстановки.

Коврами украшали мечети, риода, представляющие большой научный интерес и художественную ценность.

Учёные, изучая историю славянских народов до ХII-ХIII вв. обратили внимание на ряд упоминаний о применении ковров в домашнем убранстве. У многих народов мира ковры составляли приданое невесты, служили в качестве посольских даров и приношения святилищам. Известный факт: за серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц.

Ковры удобны в быту - они утепляют пол и стены, скрадывают шум, долго не изнашиваются. Шерстяные ковры ручной работы почти не реагируют на воздействие сырости и сухого воздуха. Эти полезные свойства и их декоративные качества сделали их необходимыми предметами быта многих народов. И в наши дни ковры имеют разнообразное применение в быту - используются главным образом в качестве украшения интерьеров жилищных и общественных помещений.


ГОБЕЛЕН В ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

О гобелене на территории Советского Союза мало кто знал. Если и мелькали они где-то, то только в кинокадрах о Екатерине Великой и других царствующих особах России. Поэтому гобелен и царские палаты - это то пространство, где эти две культуры были в естественной гармонии. Ни о каких гобеленах в частном доме и речи не было.

Зато мода на ковры компенсировала утерю этого пространства, и народ с удовольствием украшал стены коврами самых разнообразных форм, размеров, сюжетов. Ковры стали синонимом мещанского уюта, некой пародией на восточную слащавость интерьеров. Да, это была эклектика, безвкусица. Ни о какой гармонии с квадратными брусками книжных шкафов, стеллажей речь не идет. Наряду с фарфоровыми слониками это стало символом целой эпохи оформления интерьеров.













© 2010-2022